Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическое взаимодействие в системе преподавания психологии (Межличностное взаимодействие в системе преподавания психологии. Развитие педагогического мастерства преподавателя психологии.)

Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время под­чиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов обеспечивающих реализацию целей и задач вос­питания и обучения, определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько де­формацией сферы профессионально-педагогического общения.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерст­ва и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное «Я», проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на «другом» проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоунич­тожения. У педагогов в центрацией «я - другой» выявлено устойчивое стремление строить общение на равных нача­лах и развивать его в диалогической форме. Такое взаимодействие объективно способствует гуманизации отношений «преподаватель- студент» и всего обучения в целом.

Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в других крайних вариантах:

1. взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнози­
ровать поведение друг друга и

2. разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление кон­
фликтов.

Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способно­сти кэмпатии и рефлексии наблюдательности, «сенсорной остроте», установлению «раппорта» и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, зависит от умения слушать, понимать студента, воздействовать на него по­средством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, уметь преодоле­вать манипуляции и конфликты. Важную роль играет психолого-педагогическая компетентность преподавателя.

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Достаточно выделить шесть основных стилей руководства преподавателей учащихся:

- автократический(самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управ­ление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

- авторитарный(властный) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсужде­нии вопросов учебной и коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соот­ветствии со своими установками;

- демократическийстиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов, он стремиться по­нять их. убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение «на равных»;

- игнорирующийстиль характеризуется тем, что преподаватель стремиться как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным вы­полнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

- попустительский,конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руково­дства группой студентов либо идет на поводу «их желаний»;

- непоследовательный,алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собст­венного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезор­ганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликт­ных ситуаций.

Известный психологи В.А.Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ними дети (студенты) буквально по пятам ходят!» Причем, в высшей школе интерес в общении стимулируется и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2.Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства, особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3.Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаи­моотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах - обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение учитель - уче­ники. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

4.Общение-устрашение — негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доми­нирует один из них.

Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения инте­ресной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М.Таленом.

Модель I- «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронта­ции; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель П- «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает дос­тижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результаты дискуссии.

Модель Ш- «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копиро­ванию и, прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

МодельIV - «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается по­слушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V- «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и со­пряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учи­тель стремиться к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке ко­нечного результате.

Модель VI- «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII- «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

М.Тален специально указывает основание, заложенное в типологизацию, -- выбор роли педагогом на основа­нии собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КА ЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.

1. интерес к людям и работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

2. способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания людей;

3. ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее быстро и правильно ориентиро­ваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;

4. умение ощущать и поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении;

5. умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голо­сом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

6. способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации;

7. умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ возможные педагогические ситуации, последствия своих воздейст­вий;

8. хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

9. владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, которые представляют сплав жиз­ненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, спо­собных повлиять на студентов в требуемом направлении;

10. способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).

Средства повышения эффективности воздействия:

«ПРИСПОСОБЛЕНИЯ» - система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недоволь­ство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);

«ПРИСТРОЙКИ или ДОСТРОЙКИ» - приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому челове­ку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога; усиление воздействия через: повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов сло­весного воздействия; переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.

В УСЛОВИЯХ ИМПРОВИЗАЦИИ (вследствие возникновения неожиданной ситуации) возможны разные ти­пы поведения: 1. ЕСТЕСТВЕННЫЙ тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений; 2. НАПРЯЖЕННО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на пре­одоление возникшей трудности; 3.ПРЕДНАМЕРЕННО-УКЛОНЧИВЫЙ тип: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной пе­дагогической ситуации («не заметить»); 4. НЕПРОИЗВОЛЬНО-ТОРМОЗНОЙ тип: растерянность и полная заторможенность действий педагога; 5. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СРЫВ: педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять или скрывать свои чувства; 6. НЕАДЕКВАТНЫЙ тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически це­лесообразные переживания и действия.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...