Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ориентировочная основа действия

Методические указания

К лабораторным занятиям

По цитологии и эмбриологии

для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной подготовки

студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

 

 

ХАБАРОВСК

 

2009 г.

 

Гистология - одна из ведущих медико-биологических дисциплин, составляющая вместе с анатомией, биологией, физиологией, биохимией и др. теоретический базис медицинского образования. Гистология изучает закономерности строения, функционирования и развития структур организма, детали которых неразличимы невооруженным глазом. Основным средством изучения в гистологии является светооптическое и электронное микроскопирование объекта. Для раскрытия закономерностей строения и функций клеток, тканей и органов используются методы сравнительной и эволюционной гистологии, широко применяются экспериментальные исследования. Специфические механизмы обменных процессов исследуются с помощью современных функциональных методов, получивших название гистохимических, гистоэнзимологических, радиоизотопных, радиоиммунных и др. Важное место в микроскопическом анализе занимают количественные методы: подсчеты, измерения, определение количества вещества и проч., которые в сочетании с математическими (статистическими) методами позволяют раскрыть закономерности количественного характера. Отличительная особенность функциональных методов гистологии заключается в том, что они связаны с конкретными структурами.

Изучение гистологии осуществляется по ступеням, уровням организации: субклеточном, тканевом, органном, системном. Такое разделение на уровни позволяет выдержать дидактические принципы обучения: от простого – к сложному, от частного – к общему. Существенное дополнение вносит изучение онтогенеза - общей и частной эмбриологии и постнатального развития органов и тканей, а также – элементов филогенеза. В гистологии используются также знания общей биологии, биохимии, физиологии.

Современная гистология – интересная, но сложная наука. Успешное усвоение предмета достигается в результате регулярной самоподготовки, глубокой и всесторонней проработки теоретического и практического материала. Соединение их осуществляется на лабораторных занятиях в процессе изучения гистологических препаратов, фотографий и слайдов. Основной формой работы студентов в лаборатории является микроскопирование – поиск, анализ микроструктур объекта, а затем их зарисовка и терминологическое обозначение.

Большое внимание уделяется анализу электронограмм.

В процессе освоения теоретического материла, содержащегося в учебнике, студент встречается с рядом трудностей. Сведения в учебнике являются обобщением множества наблюдений, полученных различными способами и проверенных в экспериментах. В распоряжении же студентов имеется гистологический препарат, окрашенный одним-двумя красителями, которые выявляют ограниченное число элементов и отражающих, таким образом, лишь часть содержания изучаемого объекта. Дополнительную информацию студент получает из дублирующих препаратов, где были применены иные методы обработки. С другой стороны, в каждом из гистологических препаратов имеются элементы, не изучаемые на данном конкретном занятии, отвлекающие внимание и затрудняющие поиск необходимых элементов.

Для облегчения практической проработки материала в качестве основных пособий используются методические указания к гистологическим препаратам и электронограммам. Вспомогательными средствами служат таблицы, атласы и др. пособия.

Многолетний опыт применения методических указаний, составленных коллективом преподавателей кафедры гистологии Хабаровского государственного медицинского университета, показал их достаточную эффективность при самостоятельной работе студентов с препаратами. Этому способствует унификация поэтапной работы и выделение главных учебных элементов.

Занятия на кафедре строятся по следующей схеме:

1. Определение цели занятия преподавателем.

2. Выявление исходного уровня знаний студентов при помощи письменной работы (тестирования) и (или) опроса студентов.

3. Разбор преподавателем, при активном участии студентов, изучаемых структур гистологических препаратов на слайдах, определение задач по каждому изучаемому объекту.

4. Самостоятельное изучение студентами препаратов (в том числе демонстрационных) и электронограмм. Зарисовка микропрепаратов, обозначение структур объекта согласно методическим указаниям.

5. Итоговый контроль знаний и умений студента (осуществляется преподавателем как во время работы студента с препаратами и электронограммами, так и при проверке рисунков в конце занятия).

 

Одной из форм контроля является диагностика препаратов, целью которой является проверка усвоения студентами практических навыков. Студенты должны безошибочно определить препарат, ориентируясь на его существенные отличительные признаки, дать точные и полные номенклатурные названия деталей и указать их функциональное значение. Здесь уже основным пособием для подготовки служит собственный альбом студента, который определяет объем необходимых сведений. Из этого следует сделать вывод, что студенческий альбом – важное учебное пособие, рисунки в нем должны быть качественными, а обозначения – соответствовать номенклатуре и характеризовать объект в полном объеме.

 

ПОРЯДОК РАБОТЫ

В ЛАБОРАТОРНОМ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ КАФЕДРЫ

1. К занятиям студент должен приобрести: альбом для рисования, цветные карандаши (мягкие), резинку.

2. Альбом должен быть подписан, с указанием фамилии студента и его группы.

3. Каждый рисунок сопровождается (сверху или сбоку) стандартным штампом. В него вписывается из методической разработки наименование препарата и способ окраски. Вписывается фамилия студента. После проверки рисунка в нем распишется преподаватель.

4. Рисунок сразу исполняется цветными карандашами (без набросков простым карандашом). Большинство препаратов окрашено гематоксилином и эозином. Поэтому самыми необходимыми карандашами будут фиолетовый (или синий) и розовый (красный). Реже будут требоваться простой, коричневый, желтый.

5. Стрелки – указатели и скобки пишутся простым карандашом или ручкой.

6. Терминологические обозначения делаются полностью, без сокращений, за исключением общеупотребительных. Обозначения пишутся шариковой ручкой. Их количество не должно быть меньше указанных в методичке.

7. Каждый рисунок должен обозначаться сразу после завершения, чтобы работа могла быть проверена преподавателем в ходе занятий. Если рисунок и обозначения не вызвали замечаний, то преподаватель делает отметку в ведомости, что означает прием лабораторной работы.

 

РЕКОМЕДУЕМЫЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ

С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

 

1. Получив учебник, целесообразно в ближайшее время просмотреть его, чтобы составить представление о предмете, наглядности, объеме одной главы (темы). Очень хорошо заранее бегло прочитать материал будущей лекции. Такое ознакомление с материалом облегчает запись лекции и увеличивает объем запоминаемой информации.

2. Лекция – важнейший элемент обучения в ВУЗе. В ней не только сообщается фактический материал, но даются методические советы, как пользоваться этим материалом. Из массы сведений лектор отбирает самые важные, которые необходимы для раскрытия логики изучаемых процессов. Лекционный курс постепенно связывает все темы предмета в единую систему знаний. Показывая спорные или малоизученные вопросы, лектор пробуждает у студентов творческую мысль. Опыт показывает, что студенты, готовящиеся только по учебнику, испытывают большие затруднения. Их мысли часто излагаются недостаточно логично, нет выделения главного и второстепенного. Слабая теоретическая подготовка студента нередко приводит к перемещению «эпицентра» ответа в область микроскопической анатомии, подразделений, перечислений. В то же время, главные функциональные элементы остаются без должного раскрытия.

Из этого следует, что запись лекции – обязательная деятельность, которая способствует концентрации внимания студента. Записи лекций должны быть достаточно полными и качественными.

3. Подготовку к лабораторным занятиям надо начинать заранее. В среднем в учебнике на одно занятие приходится 20 страниц, включая иллюстрации. Чтение и разбор темы займет 2 – 3 часа . Затем следует прочитать запись лекции. Усвоение самостоятельно проверяется с помощью контрольных вопросов и тестовых заданий.

 

ПОРЯДОК ОТРАБОТОК И КОНСУЛЬТАЦИЙ

 

1. Отработка пропущенного занятия производится на кафедре, во вне

учебное время в два этапа.

2. Сначала студент самостоятельно, используя методические разработки, зарисовывает препараты, делает обозначения, готовит теоретический материал.

3. Затем студент беседует с преподавателем, который проверяет рисунки, знание теоретического материала и умения в работе с препаратами.

4. Неудовлетворительные оценки, полученные за контрольные работы, тестирование и устный ответ, пересдаются в устном или

письменном виде (на усмотрение преподавателя).

5. При пересдаче диагностики количество выдаваемых студенту препаратов увеличивается.

6. Для пересдачи задолженности установлен 2-х недельный срок.

7. Для сдачи задолженности студенту необходимо записаться в специальный журнал у своего преподавателя.

8. Студент может получить у дежурного преподавателя консультацию по текущим занятиям.

9. Во время экзаменационной сессии консультации проводятся по расписанию кафедры.

 

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (УИРС) НА КАФЕДРЕ ГИСТОЛОГИИ

 

УИРС – учебно-исследовательская работа студентов. Она осуществляется во время занятий (аудиторные формы) и в свободное от занятий время (внеаудиторные формы).

Используются следующие формы УИРС:

1. Реферирование рекомендованных журнальных статей или монографий, освещающих важные проблемы гистологии, цитологии, эмбриологии.

2. Изучение и описание редких демонстрационных препаратов.

Реферирование, как один из видов учебно-исследовательской ра

боты, способствует выработке у студентов умений работы с научной литературой, а также приобретению навыков общения с аудиторией. Студент получает представление о том, как ставится задача и достигается цель научного исследования и как полученные факты и выводы расширяют и углубляют знание предмета.

3. Использование элементов УИРС на лабораторных занятиях.

План реферативных докладов согласуется с тематикой лаборатоных занятий, что делает сообщение актуальным, а небольшая продолжительность (7 -10 мин.) способствует усвоению материала слушателями.

Реферат оформляется следующим образом:

1. На титульном листе сверху указывается университет и кафедра, в центре - тема реферата, внизу – фамилия, и.о. исполнителя, факультет и группа.

2. В тексте выделены разделы:

• Причины, обуславливающие необходимость исследований, проведенных автором (недостаточная изученность проблемы, противоречивость имеющихся результатов, отсутствие исследований с применением современных методик и т.п.), то есть актуальность.

• Цель работы, которую ставили перед собой ее авторы.

• Методы, при помощи которых эта цель достигалась.

• Основные результаты, полученные в работе. Указать, в чем их новизна, в чем совпадают и в чем не согласуются с полученными ранее данными. В последнем случае попытаться объяснить, в чем причина противоречий.

• Основные выводы работы. Их обоснованность.

• Ваше мнение о теоретической и практической ценности этой работы.

3. В конце реферата необходимо указать список используемой литературы (авторов и название реферируемых статей, книг, когда и где они опубликованы).

Объем реферата должен быть таким, который необходим для раскрытия выбранной темы.

 

Раздел «ЦИТОЛОГИЯ»

 

1. Тема занятия №1: Основы гистологической техники

Мотивация

В 1-й, вводной, части занятия студентов знакомят с предметом гистологии, его разделами, планом лабораторных занятий, формами контроля, учебными пособиями, с научной деятельностью кафедры. Студенты учатся оформлять протоколы лабораторного занятия, работать с препаратами, электронограммами, методичками, демонстрационными препаратами, таблицами и др. учебными пособиями.

Во 2-ой части занятия, в ходе беседы и демонстрации видеофильма, студент должен получить представление об основных этапах приготовления гистологического препарата, о понятиях «базофилия» и «ацидо- (окси) филия» структур, микроскопическом и субмикроскопическом уровнях наблюдений.

В 3-ей части занятия студент должен получить представление о разнообразии форм клеток в связи с их различными функциями.

По завершении лабораторной части занятия преподавателю на проверку представляется протокол – рисунки (цветными карандашами) с номенклатурными обозначениями структурных элементов.

Цели занятия

3.1. Общая цель.

В результате освоения теоретического материала и выполнения лабораторной работы студент должен изучить основные этапы изготовления постоянного гистологического препарата и их содержание, ознакомиться с различными формами клеток и уметь определять основные методы их окраски.

3.2. Конкретные цели:

Знать Уметь
3.2.1. Методы изучения гистологических препаратов 3.2.4. Микроскопировать с различным увеличением микроскопа
3.2.2. Основные положения современной клеточной теории 3.2.5. Делать выборку изучаемых элементов из множества структур, имеющихся в препарате, отличать артефакты.
3.2.3. Основные этапы гистологической техники и их содержание 3.2.6. Определять в препарате базофильные и оксифильные структуры и знать, с какими структурно-химическими компонентами связана окраска.

Необходимый уровень знаний

4.1. Из физики – устройство и принцип работы светового и электрон-

ного микроскопа;

4.2. Из биологии – строение клетки, клеточная теория, практические навыки работы с микроскопом.

Новый материал

5.1. Содержание предмета гистологии, цитологии и эмбриологии; их задачи и связь с другими медико-биологическими науками, значение для медицины.

5.2. Методы исследования в гистологии, цитологии, эмбриологии.

5.3. Основные положения современной клеточной теории.

Учебник гистологии/Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, Е.Ф.Котовский и др.

«Содержание предмета гистологии …» (гл.1.),

«Методы исследования в гистологии …» (гл.2),

«Краткий очерк развития гистологии…» (гл.3),

«Учение о клетке…» (гл.4).

Методические указания к видеофильму (Б.Я.Рыжавский, Е.В.Васильева, Л.М.Мельникова, И.Р.Еременко)

Конспект лекций, записи на лабораторном занятии.

Дополнительная литература по списку кафедры.

Мотивация

Основой строения и функционирования животных и растительных организмов является клетка. Однако организм человека только на 10 % состоит из клеток, остальное - производные клеток и продукты их жизнедеятельности. На данном занятии студенты изучают строение клетки, симпласта, межклеточного вещества. Знание микроскопического строения органов необходимо для понимания их функций, то есть структура и функции тесно взаимосвязаны. Кроме того, только зная нормальное строение клеток и их производных, студент сможет перейти к изучению патологии.

Цель занятия

3.1. Общая цель. В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен уметь дифференцировать клетку и её производные.

3.2. Конкретные цели.

Знать Уметь
3.2.1. Общую организацию клетки и её функции. 3.2.8. Находить на светооптическом уровне основные структурные компоненты клетки.
3.2.2. Определение и основные признаки симпласта. 3.2.9. Находить под микроскопом симпласт по его отличительным признакам.
3.2.3. Определение и основные признаки межклеточного вещества. 3.2.10. Находить под микроскопом межклеточное вещество и его основные компоненты.
3.2.4. Микроскопическое и субмикроскопическое строение плазмолеммы, её химический состав, функции.  
3.2.5. Типы межклеточных контактов.  
3.2.6. Механизмы активного и пассивного транспорта веществ через плазмолемму, виды эндоцитоза.  
3.2.7. Понятие о гликокаликсе, его значении.  

Необходимый уровень знаний

4.1. Из курса физики: устройство и принцип работы светового микроскопа.

4.2. Из курса биологии: строение клетки, практические навыки работы с микроскопом.

4.3. Из предшествующего лабораторного занятия: основные группы красителей, понятия базофилии, оксифилии.

Новый материал

5.1. История развития гистологии. Учение о клетке, клеточная теория (история вопроса, основные положения).

5.2. Общая морфология клеток и неклеточных структур.

5.3. Плазмолемма. Транспорт веществ.

Учебник «Гистология» (Ю.А. Афанасьев, Н.А. Юрина) – Гл. 3-4,

Конспект лекций, записи из предшествующего лабораторного занятия.

Клетки

Мотивация

Знания, полученные на данном занятии, при изучении органелл и включений, послужат в дальнейшем базой для детального изучения микроскопического строения клеток, тканей и органов в курсе общей и частной гистологии, а также при анализе изменений строения клеток в процессе онтогенеза, регенерации, развитии патологического процесса.

Детальное изучение органелл осуществляется на электронно-микроскопическом уровне (при микроскопировании и по электронограммам – фотографиям, сделанным с электронного микроскопа). Хотя органеллы общего назначения являются обязательной частью цитоплазмы всех клеток, для облегчения их изучения используют клетки, где тот или иной вид органелл представлен наилучшим образом.

Органеллы – постоянные структурные компоненты цитоплазмы, имеющие определённое строение и выполняющие в клетке жизненно важные функции. При светооптической микроскопии выявляются лишь некоторые органеллы.

Включения – непостоянные структурные компоненты цитоплазмы, которые могут синтезироваться клеткой, или поступать в клетку извне. Плазматическая мембрана (цитолемма) отграничивает клетку, регулируя поступление в нее различных веществ, и выведение их наружу: обеспечивает рецепцию состояния внешней среды, антигенные свойства клетки.

Гиалоплазма – это матрикс цитоплазмы, внутренняя среда клетки,

в которую погружены и функционируют органеллы и включения.

Органеллы, включения и гиалоплазма метаболически связаны между собой, а также с ядром, образуя единую систему – клетку.

Приведем несколько примеров тесной взаимосвязи оставляющих этой системы:

2.1. При многих поражениях клетки, митохондрии утрачивают

способность окислять жиры, которые накапливаются в цитоплазме в избытке, вызывая жировую дистрофию.

2.2. Нарушение баланса между поступлением и выведением железа в организме может быть одной из причин обеднения эритроцитов гемоглобином (железодефицитная анемия).

2.3. Снижение способности клеток к соединению (адгезии) – одна из характерных черт опухолевого роста (при раке).

2.4. Повреждение механизма переноса ионов калия, натрия, кальция через цитолемму клеток сердца может привести к нарушению сердечного ритма.

2.5. Фагоцитарная способность макрофагов повышается при иммунизации. Иммунные тела встраиваются в цитолемму, что облегчает клеткам рецепцию антигенов.

Цели занятия

3.1. Общая цель

В результате изучения теоретического материала, гистологических препаратов, электронограмм, схем студент должен определять органеллы на светооптическом и ультрамикроскопическом уровнях, дифференцировать внутриклеточные включения.

3.2. Конкретные цели

 

Знать Уметь
3.2.1. Определение понятий органелл и включений.   3.2.4. находить на светооптическом уровне основные компоненты клетки, различать органеллы цитоплазмы.
3.2. Классификации органелл и включений (морфологическую и функциональную), значение для жизнедеятельности клетки и организма. 3.2.5. Находить и определять вид внутриклеточных включений на гистологических препаратах.
3.2.2. Методы выявления различных органелл и включений на светооптическом и электронномикроскопическом уровнях. 3.2.6. Находить и различать субмикроскопические элементы цитоплазмы на электронограммах.
3.2.3. Химический состав и значение гиалоплазмы. 3.2.7. Определять на электронограммах вид органелл и детали их строения.

Необходимый уровень знаний

4.1. Из курса биологии: строение биологической мембраны, понятие об органеллах, включениях - раздел: «Цитология»

Новый материал

5.1.Учебник Гистология / Ю.И. Афанасьев, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др. Гл. 4.

5.2. Конспект лекций.

5.3. Дополнительная литература: по списку кафедры.

Лизосомы и митохондрии.

На электронограмме видны округлой формы тельца, окружённые мембраной - лизосомы (1),Под наружной мембраной (2) лизосом содержится комплекс ферментов класса гидролаз – в основном, кислая фосфатаза. Митохондрии (3)имеют несколько меньшие размеры; в них видны кристы – складки внутренней мембраны.

6.2.4. Остаточное тельце (третичная лизосома). и включения липидов

Ещё одно название структуры - миелиновая фигура (мф).Третичная лизосома получается в результате взаимодействия первичной лизосомы и фагосомы (фагоцитированной частицы, окруженной мембраной) либо аутофагосомы, в результате неполного её переваривания. Полученная структура остаётся в цитоплазме, пропитывается липидными каплями (л). Накопление остаточных телец приводит к формированию пигмента старения – липофусцина.

Митохондрии.

Обратите внимание на то, что встречаются митохондрии, отличающиеся по форме.

На фотоА мы видим палочковидную митохондрию, на фото.Бшаровидную, а на фото. Вразрушающуюся.митохондрию.

На электронограмме митохондрии найдите наружную (1) и внутреннюю (2) мембраны. Внутренняя образует складки – кристы (3). Между кристами находится матрикс (4) – он темнее гиалоплазмы и содержит гранулы (рибосомы) разной величины. Митохондрии окружает гранулярная эндоплазматическая сеть (5).

6.2.6. Микроворсинки эпителиоцитов кишечника

На электронограмме мы видим:

А. Продольный срез микроворсинок

Б. Поперечный срез микроворсинок.

Микроворсинки (1) – органеллы специального назначения, производные (выросты) цитолеммы, которые значительно увеличивают площадь поверхности клеток (эпителиоцитов тонкого кишечника, нефроцитов почечных канальцев и др.), обеспечивая функцию всасывания. В цитоплазме клеток видны пиноцитозные пузырьки (2)

Ресничка (жгутик).

На электронограмме можно увидеть:

Деление клеток.

Мотивация

Ядро – важнейшая составная часть клетки, ее генетический и метаболический центр. Ядро обеспечивает две группы функций: одну, связанную с регуляцией синтеза белка, другую – с хранением и передачей наследственной информации. Передача наследственной информации осуществляется в процессе деления клеток, главными разновидностями которого являются митоз и мейоз. На данном занятии подробно изучаются жизненный цикл клетки и процессы, происходящие в ней во время митоза.

Изучение изменений в строении, химическом составе ядер, нарушения клеточного размножения широко используются исследователями разного профиля для оценки состояния тканей и органов, особенностей онтогенеза, физиологической и репаративной регенерации, патологических процессов, например, опухолевого роста и др.

 

Цели занятия

3.1. Общая цель.

Изучить строение ядра на светооптическом и субмикроскопическом уровнях исследования, рассмотреть понятие жизненного цикла клетки, изучить процессы, происходящие в разные периоды жизненного цикла, в том числе в разные периоды митоза.

3.2. Конкретные цели.

Знать Уметь

3.1.1.Строение ядра на светооптическом и субмикроскопическом уровнях 3.1.2.Химический состав структур ядра 3.1.3.Понятие жизненного цикла клетки 3.1.4.Понятие гетеросинтетической интерфазы 3.1.5.Понятие аутосинтетической интерфазы и ее периоды 3.1.6.Разновидности обновляющихся и необновляющихся клеточных популяций 3.1.7.Значение стволовых клеток 3.1.8.Понятие физиологической и репаративной регенерации 3.1.9.Фазы митоза и суть процессов, происходящих в каждую из фаз 3.1.10. Понятие внутриклеточного конвейера синтеза белка и других веществ 3.1.11. Уровни и механизмы регуляции клеточных делений   3.1.12. Различать интерфазное ядро 3.1.13. Различать части ядра: ядрышко, ядерную оболочку, кариоплазму, эухроматин, гетерохроматин 3.1.14. Различать клетки, находящиеся в разных фазах митоза: профазе, метафазе, анафазе, телофазе.

Необходимый уровень знаний

4.1. Из биологии – генетический механизм регуляции синтеза белка, характеристика фаз митоза. – Учебник биологии.

4.2. Из предыдущих занятий по гистологии – органеллы, микротрубочки, центриоли. – Учебник гистологии. Конспекты лекций по гистологии.

Новый материал

5.1. Строение ядра на светооптическом и субмикроскопическом уровнях.

5.2. Жизненный цикл клетки, митотический цикл, интерфаза.

5.3. Виды репродукции клеток.

5.4. Регуляция клеточного деления.

5.5. Виды гибели клеток. Понятие о регенерации.

Конспекты лекций

Учебник гистологии/Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, Е.Ф.Котовский и др., глава IV «Учение о клетке» разделы:

«Ядро»

«Воспроизведение клеток»

«Реакция клеток на внешние воздействия»

«Гибель клеток»

Конспекты лекций

Учебник гистологии/Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, Е.Ф.Котовский и др., глава IV «Учение о клетке» разделы:

«Ядро»

«Воспроизведение клеток»

«Реакция клеток на внешние воздействия»

«Гибель клеток»

6.1.1. Ядро клетки (овоцит в яичнике новорожденной девочки). Окраска гематоксилином и эозином.

Овоциты располагаются диффузно по всему яичнику. Они имеют округлую форму и оружены одним слоем мелких фолликулярных клеток. При большом увеличении рассмотреть наиболее крупные овоциты, в ядрах которых можно найти ядерную оболочку (1), ядрышко (2), прозрачную кариоплазму (3) со слабо заметными нитями эухроматина (4), хроматин в виде глыбок – гетерохроматин (5).

Зарисовать один овоцит, окруженный слоем фолликулярных клеток, и обозначить в его ядре характерные структуры.

6.1.2. Митоз в растительной клетке (корешок лука). Окраска железным гематоксилином.

При малом увеличении найти на срезе корешка (в области кончика) зону роста, для которой характерны темноокрашенные клетки кубической формы. При большом увеличении здесь видны клетки с обычными ядрами – интерфаза (1) и клетки, где в ядрах видны хромосомы (2), а иногда удается рассмотреть веретено деления (3). Передвигая препарат, найти и зарисовать все стадии митоза: профазу (4), метафазу (5), анафазу (6), телофазу (7). Отметить особенности деления растительных клеток: отсутствие центриолей, сохранение формы клетки и образование перегородки (8) в телофазе.

Зарисовать и сделать обозначения.

6.1.3. Редупликация ДНК в ядрах эпителиальных клеток (язык).Окраска: включение меченого 3H-тимидина и гематоксилин.

Ядро и ядрышко.

На электронограмме видна часть ядра клетки.

I– ядерная оболочка, в которой хорошо различаются:

1. наружная ядерная мембрана

2. внутренняя ядерная мембрана

Между этими двумя ядерными мембранами находится перинуклеарное пространство. На внешней мембране заметны рибосомы (7), т.к. эта мембрана является продолжением мембран гранулярной эндоплазматической сети

II – ядрышко

3. нити хромосом

4. фибриллярный компонент ядрышка

5. гранулярный компонент ядрышка

6. субъединицы рибосом.

 

Апоптоз.

На электронограмме видна часть цитоплазмы и ядро гибнущей клетки. В ядре хорошо заметны электронномикроскопические признаки апоптоза:

1. Кольцевидная конденсация хроматина (скопление и уплотнение хроматина в виде кольца под ядерной оболочкой)

2. Расширение перинуклеарного пространства.

 

6.3. Схемы и таблицы по теме занятия:

ВОСПРОИЗВОДСТВО КЛЕТОК ГИБЕЛЬ КЛЕТОК

       
   
 
1. Митоз (мейоз)
 

 


1 1. Митоз (мейоз)

 

ВИДЫ воспроизводства ядерного (генетического) материала без увеличения числа клеток:

1. Митоз без цитотомии и образование дву- или многоядерных клеток, обладающих суммарным полиплоидным набором хромосом и соответствующим содержанием ДНК.

2. Эндоредупликация - кратное увеличение содержания ДНК (в S-периоде) без последующего образования «митотических» хромосом и митоза и формирование полиплоидного ядра.

3. Незавершенный митоз – остановка в про- или метафазе и образование полиплоидного ядра

РЕГУЛЯЦИЯ КЛЕТОЧНОГО ДЕЛЕНИЯ

 

УРОВНИ: Факторы:
I. Внутриклеточный 1. Ядерно-цитоплазматическое соотношение 2. Соотношение белков протоонкогенов и антионкогенов 3. Соотношение циклических нуклеотидов (цАМФ/цГМФ)  
II.Тканевой 1. Соотношение концентрации кейлонов и тканевых факторов роста 2. Контактное торможение  
III. Организменный 1.Эндокринный (гормональный) 2.Нервный 3.Иммунный (Соотношение интенсивности действия стимуляторов и ингибиторов деления, вырабатываемых в данных системах)

РЕГЕНЕРАЦИЯ

I. УРОВНИ II. ФОРМЫ III. ВИДЫ
Макромолекулы Внутриклеточная
  1. Физиологическая
  2. Репаративная
 
Органеллы Внутриклеточная
Клетка Внутриклеточная (гипертрофия)
Ткань   1.Внутриклеточная (гипертрофия) 2.Клеточная 3.Смешанная
Орган 1.Внутриклеточная (гипертрофия) 2.Клеточная 3.Смешанная

Контрольная работа.

На данном занятии в соответствии с учебным планом проводится контрольная работа по разделу «Цитология». Для подготовки к контрольной работе необходимо повторить весь пройденный теоретический материал, изучить вопросы тестового контроля в сборнике «Тестовые задания по цитологии и эмбриологии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов» и повторить все изученные на занятиях электронограммы.

9.1. Вопросы для подготовки к контрольной работе:

· Дать определение клетки и ее производных.

· Строение животной клетки и ее свойства.

· Симпласт (дать определение, привести примеры).

· Межклеточное вещество (дать общую характеристику).

· Синцитий (дать определение, привести примеры).

· Мембраны цитоплазмы, строение и свойства.

· Органеллы клетки (дать определение, привести классификации, перечислить).

· Митохондрии, строение, положение в клетке. Методы выявления, функция.

· Дать характеристику различным формам эндоплазматической сети. Значение рибосом.

· Дать характеристику пластинчатому комплексу (сетчатому аппарату Гольджи).

· Дать характеристику клеточному центру (его части, строение и функции). Микротрубочки.

· Дать характеристику лизосомам (строение, характерные признаки, функции).

· Фибриллярные компоненты цитоплазмы (микротрубочки, микрофибриллы, микрофиламенты).

· Цитолемма и примембранные структуры. Производные цитолеммы, функции цитолеммы.

· Способы проникновения вещества в клетку. Изменение цитолеммы при фагоцитозе и пиноцитозе.

· Последовательные фазы фагоцитоза и пиноцитоза (завершенного и незавершенного).

· Гиалоплазма. Физико-химическая характеристика и значение.

· Включения. Дать определение включениям и привести их классификацию.

· Трофические включения. Их химический состав, способы фиксации и окраски.

· Секреторные и экскреторные включения. Их сходство и различия (химический состав, функция).

· Пигментные включения. Классификация и значение.

· Строение ядра на светооптическом уровне. Химический состав его частей.

· Субмикроскопическое строение ядра. Ядерная оболочка.

· Субмикроскопическое строение ядра. Гетерохроматин, эухроматин, ядрышко.

· Понятие о плоидности. Классификация ядер по содержанию ДНК.

· Виды клеточных делений. Их различия.

· Митоз. Общая характеристика фаз митоза, положение хромосом и нитей веретена деления (хромосомы и митотический аппарат).

· Клеточный цикл. Характеристика интерфазного содержания ДНК.

· Митоз. Морфологическая характеристика хромосом. Аутосомы и половые хромосомы.

· Основные положения клеточной теории.

· Основные этапы приготовления гистологического препарата.

· Понятие о базофилии и оксифилии.

· Микроскопирование как вид исследования. Способы микроскопирования. Разрешающая способность светооптического и электронного микроскопов.

9.2. Список электронограмм для подготовки к контрольной работе:

· Эндоплазматическая сеть

· Диктиосома комплекса Гольджи

· Лизосомы и митохондрии

· Пиноцитоз

· Фагоцитоз

· Митохондрии

· Ресничка (жгутик)

· Микроворсинки

· Остаточное тельце

· Ядро и ядрышко

· Апоптоз

 

Раздел «ЭМБРИОЛОГИЯ»

 

Мотивация

Зародышевый период жизни организма отличается динамизмом формообразовательных процессов, их строгой последовательностью и взаимозависимостью.

Изучение закономерностей эмбриологии в рамках медицинского образования позволяет лучше понимать свойства тканей, их изменений при повреждениях, в условиях регенерации, воспалении, опухолевой метаплазии. Знание периодов эмбриогенеза необходимо для понимания становления системы «мать – плод»у человека, понимания механизмов возникновения аномалий развития плода и профилактики аномалий развития, обусловленных влиянием внешних или внутренних факторов (алкоголь, курение, наркотики, профессиональные вредности, заболевания и др.)

Современные достижения медицинской эмбриологии позволяют раскрыть и ликвидировать причины бесплодия, проводить искусственное осеменение и экстракорпоральное оплодотворение, использовать эмбриональный материал для получения стволовых клеток.

Цели занятия

Общая цель

В соответствии с программой предмета преподавание эмбриологии

на кафедре гистологии осуществляется в два этапа.

На первом этапе (2семестр) изучаются основы общей эмбриологии,с акцентом на особенности развити

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...