Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






История социальной работы в России

 

История социальной работы в России изучает виды, формы и способы

отечественной практики социальной помощи, взаимопомощи, профессио-

нальной социальной работы, функционирующих в прошлом. Одним из базо-

вых понятий истории социальной работы является социальная помощь. Это

понятие носит во многом универсальный характер. Социальная помощь оз-

начает содействие лицам, лишенным необходимых условий для нормальной

жизнедеятельности, оказание им поддержки и выражение сочувствия. Цель

такого воздействия заключается в достижении улучшения жизни и облегче-

ния положения лиц, испытывающих сложности в социальном функциониро-

вании. Важнейшими видами социальной помощи являются благотворитель-

ность, призрение, государственное социальное обеспечение. Сюда же может

быть отнесена и социальная работа, хотя её функции не ограничиваются

лишь оказанием социальной помощи.

Добровольной и безвозмездной помощью лицам, нуждающимся в под-

держке и покровительстве, является благотворительность. Она зачастую не-

организованна и не ставит целью отследить последствия, результативность

этого воздействия. Сам благотворитель в каждом конкретном случае прини-

мает решение об оказании или неоказании помощи. Следовательно, благо-

творительность носит выборочный характер.

Благотворительность классифицируют в зависимости от критериев. Ес-

ли ими являются особенности целеполагания, то её можно подразделить на

филантропию и меценатство. Филантропия – это та же благотворительная

деятельность, которая нацелена на оказание помощи непосредственно не-

имущим и нуждающимся лицам. Под меценатством принято понимать по-

кровительство в отношении науки, искусства, а также образования, спорта. В

зависимости от характера субъекта благотворительности её разделяют на ча-

стную и общественную. Последняя включает в себя церковную и монастыр-

скую помощь, деятельность различных филантропических организаций и за-

ведений, обществ вспомоществования и др. Наличие организованных начал

роднит отдельные формы общественной благотворительности с призрением.

В императорской России одной из эффективных форм общественной благо-

творительности были заведения «на особых основаниях управляемые». Они

по характеру своей деятельности были близки органам призрения.

Призрение, в отличие от благотворительности, является более органи-

зованным видом социальной помощи, нацеленным на оказание помощи не

всем просящим, а лишь тем, кто действительно нуждается в ней. Основы

призрения эпизодически стали формироваться ещё в период Древнерусского

государства. В системном же виде оно сложилось в эпоху нового времени.

Формами государственного призрения были приюты, госпитали, воспита-

тельные и работные дома, деятельность государственных органов по органи-

зации общественных работ и др. Субъектами общественного призрения вы-

ступали сельские общины, церковно-территориальные приходы, органы мес-

тного самоуправления.

Всплеск благотворительности и активизация общественного призрения

имели место в России во второй половине 19 – начале 20 в. Отставая по сте-

пени индустриального развития от ряда ведущих стран Запада, наша страна в

то время являла миру удивительные примеры в сфере благотворительного

служения.

В деле филантропии и меценатства активную роль в истории многих

государств играли женщины. Они по своей природе более предрасположены

к духовному врачеванию, милосердию и состраданию. Так, по настоянию им-

ператрицы Марии Фёдоровны на рубеже 18-19 вв. была создана мощная ор-

ганизационная структура общественной благотворительности, названная в

середине 19 в. ведомством учреждений её имени.

Одной из активисток московского отделения Общества Красного Кре-

ста в последней четверти 19 в. была княгиня Н. Б. Трубецкая. Инициатором

создания благотворительного Общества Синего Креста для помощи бедным

и обездоленным детям (1882 г.) была А. С. Белицкая.

Особым видом социальной помощи является система государственного

социального обеспечения, функционировавшая в 20 в. вне рамок профес-

сиональной социальной работы в СССР и в ряде других стран. Эта система

не приветствовала тогда благотворительность, стремясь обеспечить всех ну-

ждающихся минимумом социальных гарантий за счёт госбюджета.

В некоторых странах мира, прежде всего в индустриально развитых го-

сударствах Запада, в последней четверти 19 – начале 20 на основе опыта

функционирования учреждений призрения и общественной благотворитель-

ности появилась социальная работа. Она представляет собой определённый

вид профессиональной деятельности, который направлен на квалифициро-

ванное решение социальных проблем людей, на создание условий, помо-

гающих восстановлению и улучшению их способности к социальному функ-

ционированию. В настоящее время такое определение поддерживает боль-

шинство ведущих российских специалистов в области теории и практики со-

циальной работы. Хотя следует признать, что с учётом перспективных тен-

денций общественного развития социальную работу целесообразно рассмат-

ривать как профессиональную деятельность, направленную не только на ока-

зание разнообразной социальной помощи нуждающимся, но и на обеспече-

ние важнейших социальных прав граждан.

Ростки отечественной социальной работы можно увидеть в деятельно-

сти учреждений государственного и общественного призрения, где имелись

работники, занимавшиеся на постоянной основе уходом за лицами, нуждаю-

щимися в помощи. Начало формированию разветвлённой сети таких учреж-

дений в России было положено при Петре I. По его указу «Об определении в

домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых»

от 8 июня 1701 г. данные категории нуждающихся, которые сами не могли

ходить и просить милостыню, определялись в богадельни. В петровском ука-

зе отмечалось, что для ухода за десятью подопечными должен быть закреп-

лён один здоровый человек, постоянно занятый их обслуживанием. Он, по

сути дела, выполнял определённые функции современного социального ра-

ботника. С учётом этого обстоятельства на основе президентского указа, при-

нятого в октябре 2000 г., ежегодно с 2001 г. 8 июня празднуется день соци-

ального работника.

Отмеченный выше петровский указ положил начало складыванию це-

лостной системы государственного призрения в нашей стране и появлению

лиц, которые выполняли некоторые функции социальных работников. Од-

нако это нельзя считать началом системного функционирования профессио-

нальной социальной работы. Даже в индустриально развитых странах Запада

лишь в конце 19 – начале 20 в. социальная работа возникла как профессия и

общественное явление, что потребовало разработки специальных теоретиче-

ских основ, соответствующих правовых и морально-этических норм, наличия

квалифицированных работников. В то время в ряде западных стран сложи-

лись группы специалистов, которые стали профессионально заниматься со-

циальной работой. Вскоре социальных работников начали готовить в учеб-

ных заведениях.

В России к началу 20 в. значительно расширилась практика использо-

вания на постоянной основе лиц, занятых в сфере призрения и общественной

благотворительности. С середины 1860-х гг. по мере проведения земской ре-

формы увеличилась численность земских уполномоченных по призрению

слепых, бедных, бездомных и других лиц, нуждающихся в помощи. Они во

многом выполняли функции социальных работников. Известно также, что в

конце 19 в. Императорское Человеколюбивое общество получило право ус-

танавливать платные должности для лиц, профессионально занимавшихся

благотворительной деятельностью в его заведениях. И эти должности при-

равнивались к различным чинам государственной службы, что свидетельст-

вует о появлении в России первых ростков профессиональной социальной

работы. Однако всё же нет достаточных оснований утверждать, что на рубе-

же 19-20 вв. в нашей стране сложилась система социальной работы как про-

фессиональной деятельности. Этот процесс только получил своё начальное

развитие. Однако первая и вторая русские революции, гражданская война

1918-1920 гг. приостановили его. Позже, в условиях советской власти, про-

фессиональная социальная работа в её западном варианте не была востребо-

вана обществом, трансформировавшись в систему государственного соци-

ального обеспечения. В 1990-е гг. началось возрождение отечественной со-

циальной работы, включавшее в себя разработку её теоретических основ, ор-

ганизацию подготовки кадров, развертывание целой сети новых социальных

учреждений и служб. Этот процесс активно развивается и в настоящее время.

 

3)соц работа как наука имеющая интегративный,междисциплинарный и прикладной характер

 

Социальная работа как наука состоит из двух основных разделов: теоретико-методологического, фундаментального (методология, законы, категориальный аппарат науки) и прикладного — области социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания, научного обеспечения решения практических социальных задач в обществе, которые призван решать социальный работник. Его практическая деятельность весьма многогранна: на низовых уровнях организации общества (семья, микрорайон, трудовой коллектив) это регуляция межличностных и групповых отношений, организация социального обслуживания населения, коррекция девиантного поведения, предупреждение и локализация конфликтов, социальное просвещение и консультирование, психопрофилактика и т.д.; на уровне функционирования региональных и муниципальных структур социальный работник, кроме того, решает и проблемы занятости и миграции, занят осуществлением социоинженерного проектирования, круп: ных инновационных мероприятий в сфере производства и управления.
По своей природе социальная работа, имманентной характери
стикой которой является интегративность, не может опираться на
какую-то одну теорию или модель практики. Разнообразные формы социальной работы как бы пронизывают все теории, представляют собой комплексные конструкции различных моделей практики социальной работы.
Сбалансированность всех компонентов конкретного вида социальной деятельности, степень их распространения на другие сферы социальной практики, их важность для всех субъектов этой деятельности — вот критерии условий, которыми проверяется любая теория, используемая на практике.
В частности, если объяснения, содержащиеся в определенной теории, помогают нам понять определенные сочетания обстоятельств, обусловливающих те или иные социальные проблемы, то эта теория является адекватной для данной формы практики социальной работы*.
Теория действенна, если она определяет конкретные направления деятельности по оказанию социальной помощи человеку в области его социальных прав и гарантий.
В то же время эти направления состоят из определенных компонентов социальной работы как профессиональной деятельности и реализуются посредством разных форм и средств в зависимости от социальной ситуации. Таким образом, содержание теории социальной работы и основные направления ее как профессиональной деятельности определяются социальной практикой. В случае отсутствия такого воздействия используемая теория не является эффективной.
Определение места теории социальной работы в системе других наук в немалой степени зависит от содержания ее категории, особенностей ее методов, исследованности проблем, составляющих ее основное содержание. Это еще раз подчеркивает междисциплинарный характер.
В процессе познания теории социальной работы как целостной системы научных знаний, как прикладной науки взаимосвязи и характеристики ее компонентов проявляются не сразу, а постепенно, по мере проникновения в их природу, сущность. Накапливая знания об одних аспектах социальной работы, научная система создает благоприятные предпосылки для познания других аспектов и более глубокого проникновения в сущность предмета исследования в целом. При этом важно использовать арсенал инструментария научного познания в комплексе: наблюдение и эксперимент, описание и теоретическое объяснение, обоснование и логические доказательства, сравнение и аналогию, обобщение и абстрагирование, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, гипотезу и научную теорию в целом. Это обеспечивает комплексный характер социальной работы.
Итак, становление и развитие социальной работы как самостоятельной науки проходит в условиях постоянных дискуссий по ее основным методологическим проблемам. И одновременно с развитием методологии социальной работы как научной теории идет осмысление и выделение методологических принципов использования явлений (факторов, процессов) социальной практики, ме-тодолого-мировозренческое их познание социальной работой как специфической областью социального знания.
Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой, — такова практическая цель социальной работы, которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах улучшения его социального самочувствия. Именно такой подход исключает сведение задач социальной работы с точки зрения теории только к обоснованию необходимости социальной помощи и социальной защиты населения.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...