Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональные методы социальной работы

'Методы социальных наук: социологии, психологии, социальной психологии.'

· эмпирические (не предполагают воздействия, методы сбора информации):

· наблюдение: включенное и обычное. В социальной работе как и во многих видах деятельности исследовательские задачи могут быть сопряжены с задачами практического воздействия, следовательно, некоторые методы могут иметь двойственный статус (как метод исследования и как метод практической деятельности), то есть могут сочетать в себе элементы того и другого, если даже не одновременно, то последовательно.

· опрос: анкетирование, тестирование, интервьюирование (открытое и закрытое);

· метод экспертных оценок;

· социометрия;

· диагностика;

· методы обработки информации:

· биографический (перед ним обычно следует какой-либо вид опроса): предполагает сбор информации и её обработки, используя дневники, мемуары, письма;

· автобиографический;

· метод семейной биографии;

· методы теоретического анализа;

· контент-анализ (сравнительный анализ);

· системный подход.

 

12.

 

 

Социальная работа и социология

социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей.

В подготовке специалистов по соцработе социология занимает одно из ведущих мест

Универсальный, многопрофильный характер социальной работы сближает ее прежде всего с социологией. Речь идет о близости объектов и предметов социологии и социальной работы.

Социологию понимают как науку о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных общностей, групп и слоев людей, личностей. Таким образом объект социологии: общество и его различные подструктуры как целостные образования.

Изучая общество в целом социология призвана исследовать прежде

всего социальные аспекты общественных процессов, социальные явления,

социальные отношения — отношения по поводу жизнедеятельности, образа

жизни, социального положения человека, социальных и других групп,

классов в обществе.

Именно при такой трактовке объекта социологии ясно видна ее взаимосвязь с социальной работой, с одной стороны, а с другой — различия их объектов.

Объектом социальной работы выступают специфические сферы

жизнедеятельности, все люди (при широкой трактовке), отдельные личности и группы, нуждающиеся в помощи (при узкой трактовке): старики, пенсионеры, инвалиды; дети-сироты; попавшие в трудную жизненную ситуацию люди; люди, испытывающие сильный стресс: матери и отцы, воспитывающие в одиночку детей; подростки с девиантным поведением; алкоголики, наркоманы, проститутки; находящиеся в тюрьме и вернувшиеся из нее; безработные, бездомные, беженцы и другие социально уязвимые группы и слои населения. Итак, наблюдается как совпадение, так и несовпадение объектов социальной работы и социологии (если мы говорим о них как о науках). Он значительно шире в социологии, особенно если рассматривать социальную работу в более узком смысле и если соотносить объекты той и другой науки с учетом изучения групп населения.

Еще большее различие между ними наблюдается при сравнении их

предметов. Социология изучает закономерности более фундаментальные по

сравнению с механизмами и закономерностями социальной работы как

науки. Предмет (содержание) социальной работы конкретизируется ее

функциями: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказания практической помощи, управленческая. Ясно, что этими функциями не исчерпываются, во- первых, функции социологии (познавательная, прогностическая, функция социального

проектирования и конструирования, организационно- технологическая, управленческая и инструментальная), хотя здесь можно видеть и внешнее совпадение. Во-вторых (и это главное), в социальной ра- боте эти функции сориентированы на определенные виды жизне- деятельности, главным образом слабо защищенных групп населения, а в социологии — на социальное пространство, весь общественный организм и его большие структурные элементы.

Социальная работа как наука по сравнению с социологией является преимущественно прикладной или, можно сказать, в большей степени прикладной, чем социология.

 

Соц работа и философия

ак система научных знаний социальная работа неизбежно состоит их двух качественно своеобразных, но неразрывно связанных и взаимно обусловливающих друг друга разделов: 1) теоретико-методологического и 2) прикладного. Первый раздел включает в себя методологические основы познания, законы, строгий общий категориальный аппарат и т.д.; второй - сведения практического применения общих теоретических положений к непосредственной социальной работе.

Наивно полагать, что философия напрямую связана со второй частью социальной работы, хотя такие взгляды на связь философии с реальностью уже были (философия "сбора арбузов" или "забивания гвоздей в стену"). Философия связана с практической работой опосредованно, через теоретико-методологический "блок". И в последующем, говоря о значении системы философского знания для социальной работы, мы будем иметь в виду имеющееся объективное различие между указанными частями научного знания.

Социальный работник в любой из сфер своей деятельности так или иначе связан с человеком, взаимоотношениями между личностью и коллективом, между социальными группами и т.д. В строгом смысле слова, вся его деятельность направлена на совершенствование человеческих отношений, на то, что мы называем проведением в жизнь высоких идеалов гуманизма. Именно через развитие идеи гуманизма мы склонны рассматривать связь социальной работы с философской проблематикой, хотя, естественно, не исключаем и наличие многих других "выходов" социальной работы на систему философского знания.

Любой философ как прошлого, так и современности неизбежно приходил и приходит к необходимости обсуждения проблем человека, смысла его жизни и деятельности, его отношения к другим людям, коллективу и природе, его общественной активности и т.п. Несмотря на уникальность в осмыслении различных граней проблемы человека, важным является рассмотрение развития в мировой философии антропологической темы в целом. В различных культурах и эпохах, течениях и философских школах, хотя и по-разному, но в то же время отчетливо, проявлялся и реализовывался общечеловеческий смысл философских исканий.

Уже в конфуцианстве одной из высших ценностей почитается

гуманность, милосердие, выдвигается идея о том, что человек "любит не только своих близких", что он готов перенести ради других любые муки. Так, в афоризмах конфуцианства, дошедших до нас, находим, что "прекрасно там, где пребывает милосердие", "если стремиться к милосердию, не будет зла", "у любящих проявлять милосердие нет ничего, чтобы это превышало" [1].

Гуманистические идеи человека как самой высокой ценности и высшей цели, сформулированные еще античными философами (Протогор - "Человек есть мера всех вещей"; Сократ - "Познай самого себя"), затем развивались вместе с общественным прогрессом в средние века и в новое время, а также получили широкое распространение и разработку как в русской, так и в зарубежной современной социальной философии.

Гуманизм, базирующийся на философском понимании человека, учитывал, что любое человеколюбие не имеет основы, если нет условий реализации разума и чувств человека. В "Никомаховой этике" Аристотель писал: "Однако, по-видимому, для счастья нужны внешние блага, ибо невозможно или трудно, совершать прекрасные поступки, не имея никаких средств. Ведь многие поступки совершаются с помощью друзей, богатства и влияния в государстве, словно с помощью орудий, а лишение иного, например, благородного происхождения, хорошего потомства, красоты, исключает блаженство" [2].

Осознавая многостороннюю связь проблемы человека с общефилософской проблематикой, учением о бытии и природе, учением о noзнании, мы тем не менее придерживаемся приоритета значения для социального работника прежде всего проблем так называемой социальной философии, в которых осмысливаются многообразные общественные отношения, как материального, так и духовного порядка, вопросы культуры и общественного сознания. Интерес к изучению общественного сознания является устойчивым, имеющим длительную историческую традицию. Практически на каждом этапе развития человечества наука имеет ту или иную теорию общественного сознания, в основе которой лежит определенная, более или менее зафиксированная концепция общественного сознания. Стоит только посмотреть на историю развития культуры, как в логике ее развития, формирования и функционирования обнаруживается организующее начало этой духовной жизни - определенное понимание общественного сознания.

В современных условиях внимание к общественному сознанию реализовывалось в целой системе управления его развитием: от интенсификации проблем обучения и воспитания до создания теории перестройки гипофиза человека ради достижения определенной цели, от создания программ оптимального развития человека как субъекта исторического процесса до попыток перестроить генетическую природу человека, чтобы "сломать" биологическую неполноценность и вложить целесообразный набор потребностей, инстинктов, влечений и тем самым решить все социальные задачи. В частности, построение

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...