Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические принципы, задачи и функции социальной работы

Психология явилась одной из первых наук, заложивших методологические основания для социальной работы. В общем случае можно выделить теоретическую и методологическую функции психологии в социальной работе.

Теоретическая функция психологии в социальной работе заключается в установлении устойчивых связей между целями, задачами, содержанием, путями и средствами решения задач социальной работы, с одной стороны, и индивидуальными, коллективно-психологическими явлениями, процессами, закономерностями, с другой стороны, и реализуется с помощью специальных психологических теорий - теорий личности, гуманистической психологии, когнитивных теорий и т.д.

Методологическая функция психологии социальной работы выражается в ее использовании для исследования социально-педагогических процессов, конструирования методов социализации личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности. В частности, психология в социальной работе выполняет такие функции, как объяснительная, диагностическая, проектирование, прогностическая, социализаторская (социально-терапевтическая), профилактическая [17; С.92].

Объяснительная функция психологии в социальной работе заключается в том, что на ее основе выявляется внутренняя сущность процессов социализации личности. Эти знания позволяют выбирать стратегию и тактику социальной работы. С помощью психологии раскрываются сущностные характеристики решения социально-педагогических задач, выявляются пути активизации самодеятельности людей в ходе социальной защиты.

Диагностическая функция психологии органически включается в социальную работу по двум позициям - диагностика личности и ее социальных качеств, диагностика групп и их развития. Диагностическая функция означает анализ социально-психологических проблем клиентов, выявление их психологических особенностей (как индивидуальных, так и социально-групповых, возрастных, этнических, профессиональных и т.д.) в их связи с социальной средой. Основная цель такого анализа - установление диагноза, т.е. психологической проблемы и степени психологического дискомфорта, неустроенности, неблагополучия, дезадаптации, неспособности к оптимальной адаптации и социализации.

Профилактическая функция предполагает использование психопрофилактических методов по предотвращению негативных изменений поведения и деятельности клиентов, проведение своего рода профилактических прививок с целью закрепления социально - психологического иммунитета на будущее.

Психологическая процедура проектирования социальной работы включает способы описания социально-психологических ситуаций, выявления связанных с ними проблем содержания, методов и форм организации социальной работы.

Значимость психологических приемов проектирования социально-педагогической деятельности определяется тем, насколько психология интегрирована с педагогикой, социологией, медициной, правоведением и другими дисциплинами, используемыми в социальной работе.

Прогностическая функция психологии состоит в определении перспективных личностных образований, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности, подъема людей на уровень социальной самопомощи [17; С.105].

Социальная работа выигрывает оттого, что систематически ведется прогностическая психологическая работа, делающая эффективной социальную реабилитацию. Не менее важно формулировать социально-психологические проблемы и задачи социальной работы, тесно связанные с социальной психологией. Таким образом, психология вносит существенный вклад в теоретические и методологические основы социальной работы, придавая ей системный характер.

Ведущей целью социально-педагогической работы является социализация личности, т.е. усвоение человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноценного члена общества. Социализаторская (социально-терапевтическая) функция - это функция социальной терапии в широком смысле, выражающая разрешение установленных социально-психологических проблем на основе использования психолого-терапевтических методов и процедур (психологическое консультирование, социальная педагогика и пр.)

Психологические компоненты социальной работы включают этнопсихологические, социопсихологические, групповые и индивидуальные характеристики. Все они оказывают определенное влияние на социальное восприятие содержания и процесса социализации личности.

Исходя из того, что психология изучает влияние факторов социальной среды на психическое здоровье, их связь с распространенностью, возникновением, проявлениями и динамикой эмоциональных и поведенческих расстройств, а также возможности социальных воздействий в терапии, реабилитации и профилактике патологии, сформулируем следующие психологические принципы социальной работы:

-психология предполагает равенство возможностей всех членов общества, включая психически больных;

- психология признает и изучает комплексное влияние социальных факторов на психическое здоровье;

- в основе социально-психологической помощи лежит принцип солидарности с клиентом;

- приоритетом деятельности психолога является профилактика и реабилитация [18; С.302]. Предмет психологии социальной работы составляют эмпирические исследования и терапевтическая практика, направленные на реадаптацию клиента и его интеграцию в социальную реальность.

Классификация задач, стоящих перед современной социальной работой, на основе психосоциального подхода [6; С.158]:

- изучение влияния макросоциальных и микросоциальных факторов на здоровье населения;

- изучение возрастных особенностей влияния социальных факторов на психическое здоровье;

- сравнительное изучение психического здоровья и психических расстройств в различных этносах и культурах;

- изучение влияния экологических факторов на психическое здоровье;

- изучение психического здоровья и психических расстройств у представителей различных социально-профессиональных групп населения; изучение роли социальных факторов в формировании и течении отдельных форм расстройств; изучение механизмов формирования и динамики расстройств, обусловленных социальным стрессом;

- изучение психических последствий чрезвычайных ситуаций;

- изучение роли социальных факторов в формировании деструктивного поведения; изучение роли социальных факторов в формировании девиантного поведения; изучение социальных последствий психических заболеваний;

- разработка систем социальной поддержки клиентов, имеющих различные расстройства, программ охраны и укрепления психического здоровья населения;

- изучение отношения общества к клиентам с различными расстройствами, разработка программ психогигиенического просвещения населения.

 

Общие методы

Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности -- социальной сфере и специфической социальной деятельности. Последнюю же можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе.

Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологии разрешения социальных проблем указанных объектов - одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.

Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи [2; С.301].

Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, как уже отмечалось, универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно управленческие и др.

Психологические методы в социальной работе также можно разделить на две группы: научно-исследовательские и практические.

К научно-исследовательским методам относится совокупность научных методов, направленных на изучение влияния социальных факторов на психическое здоровье и их роли в возникновении, течении, прогнозе, исходе психических расстройств.

Виды научно-исследовательских методов [7; С.425]:

- эпидемиологический метод, который определяет распространенность психоэмоциональных расстройств, позволяет объективно и корректно оценить вклад разнообразных социальных факторов в процессы формирования и течения психической патологии, охарактеризовать сущность и частоту расстройств в отдельных популяциях, придать многочисленным и зачастую противоречивым материалам надежную эпидемиологическую основу, являющуюся критерием репрезентативности и достоверности;

- психопатологический метод. Здесь предметом изучения являются расстройства и их зависимость от факторов социальной среды ' методы социологического исследования, включают широкий спектр социально-демографических, социометрических, транскультуральных и ряда иных методов, направленных на выяснение причинно-следственных закономерностей психического здоровья и его нарушений. Источниками информации в социологических методах являются разнообразные опросники, оценочные шкалы, интервью.

Применение психологических методов в социальной работе требует соблюдения ряда условий.

1. Выбор объекта исследований, дифференцированного по конкретным признакам (по профессиональным, социальным, региональным критериям, по этнокультуральным признакам).

2. Выбор адекватных задачам социальной психологии социологических параметров. Одними из наиболее значимых являются понятия «уровень жизни» и «качество жизни». Уровень жизни представляет собой объективный критерий, отражающий реальные условия сосуществования общества и индивида.

К практическим методам относятся практические формы социально-психологической помощи клиентам. Классификация Л. Чиомпи [12; С.129]:

а) социальная поддержка и опека больных с наиболее тяжело протекающими формами психических заболеваний (шизофрения, хронические депрессии, алкоголизм, наркомания, старческие психозы и т.д.). Социальная поддержка осуществляется мобильными многопрофильными группами специалистов и предполагает работу по месту жительства больного, в семье, на работе;

б) превентивная кризисная интервенция, осуществляемая в амбулаторных, стационарных или полустационарных условиях;

в) социальная и профессиональная реабилитация клиентов;

г) семейная терапия;

д) различные виды социотерапии: терапия средой, психодрама, тренинг социальных навыков и другие.

В социальной работе используются психологические методы познания, прогнозирования и регулирования социального взаимодействия. Они направлены на социализацию личности и совершенствование социума.

Психологические методы регулирования социального взаимодействия, применяемые в социальной работе , также принято делить на индивидуальные и групповые. В социальной работе широко применяется психологическая консультация. По результатам консультативной работы строиться социально-психологическая индивидуальная и групповая деятельность.

Необходимым методом социальной работы является психологический отбор. Он применяется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения области переобучения кадров, комплектования групп.

Существенные результаты в социальной работе приносят методы психологической адаптации. Они выключают реципиентов в социальную деятельность так, что они лучше осознают социальную ситуацию, развивают самооценку, приспосабливаются к меняющимся условиям жизнедеятельности [11; С.23].

Социально-психологический тренинг и аутотренинг сделались довольно типичными методами социальной работы. Эти методы привлекают оперативным формированием социальных качеств личности, отношений и приемов деятельности. Эффект достигается, если обеспечен перенос сформированных подструктур в реальные условия трудовой, учебной и другой деятельности [10; С.411].

Четко выраженный психологический характер носят методы коррекции поведения, мотивации, общения, самооценки: реципиент осознает недостатки в структуре собственной личности, вырабатывает новые модели поведения и упражняется в их применении с последующем обобщением и переносом социально-психологических образований в новые условия своей жизнедеятельности.

Углубленный характер по отношению к личности в целом носят методы психотерапии. Они ориентированы на психологические преобразования в структуре целостной личности. По этому признаку психологические методы, применяемые в социальной работе в форме тренинга, игр, погружения, отличаются системностью, силой воздействия.

Далее более углубленно рассмотрим наиболее часто используемые методы.

2.2 Психодиагностика

Существенные результаты в социальной работе дают методы психодиагностики, решающие многочисленные задачи изучение социально-психологических характеристик личности, коллективов, воспитательных, экономических отношений.

Психодиагностика - отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза. Современная психодиагностика понимает термин «психологический диагноз» не только как установление любого отклонения от нормального психологического функционирования или развития, но и как определение психического состояния конкретного объекта (индивида, семьи, группы), той или иной психической функции или процесса у конкретного лица. Например, может быть проведена диагностика уровня психического развития дошкольника, психодиагностика интеллекта, произвольного внимания, кратковременной и долговременной памяти, акцентуаций характера, типов темперамента и т.д.

Задачи, стоящие перед конкретным психодиагностическим исследованием, могут быть решены несколькими способами. Один из них довольно распространен в работе психологов и очень полезен социальному работнику. Это - наблюдение за обследуемым в ходе взаимодействия с ним. Особенно полезно наблюдение за поведением клиента в реальных условиях его жизни (семье, группе).

Сбор информации о клиенте рекомендуется проводить, используя один из приемов -- пятишаговую модель, описанную Е. Айви [13; С.250]. Полезно вести наблюдения и за экспрессией (мимикой, пантомимикой, позой, движениями), по которым можно понять истинные переживания, состояние человека, а не оценивать их только по его словам. Установлено, что именно невербальные проявления в коммуникациях наиболее верно сигнализируют об истинных, а не показных чувствах партнера. Результаты наблюдений следует анализировать по специальной схеме. Кроме того, в психодиагностике распространены специальные психодиагностические методики: тесты, вопросники, проективные процедуры. Отмечая необходимость профессионализма при их использовании и интерпретации результатов, специалисты обращают внимание на следующие достоинства этих методик:

- они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;

- представляют информацию не вообще о человеке, а о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности, чувстве юмора и пр.);

- информация поступает в виде, пригодном для качественного и количественного сравнения индивида с другими людьми;

- информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида [8; С.160].

Социальный работник, используя в своей практике простые психодиагностические процедуры для получения более полной и объективной характеристики клиента, при необходимости направляет его к профессиональному психологу, формулируя последнему психодиагностические задачи. Особо следует предостеречь от неквалифицированного применения психодиагностического тестирования. Вместе с тем грамотное использование тестирования расширяет горизонты психолога и социального работника.

2.3 Психологическое консультирование

Психологическое консультированием - вид практической деятельности отечественных психологов и пока, к сожалению, оно развивается в довольно скромных масштабах, хотя во многих зарубежных странах Европы, Америки, Азии уже много лет функционирует сеть муниципальных, городских, районных (коммунальных), местных психологических консультаций, дающих значительный практический эффект.

Консультирование -- оказание помощи психически здоровым людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения. Психолог-консультант может помочь личности посмотреть на себя как бы со стороны, осознать проблемы, которые она не контролирует, изменить установки отношения к окружающим и в соответствии с ними корректировать свое поведение и другое [9; С.264].

Психологическое консультирование осуществляется, если:

1) природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;

2) обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признает себя больным.

Одним из принципиально новых направлений психоконсультативной деятельности являются ее групповые формы, ориентированные прежде всего на личность человека и окружающую его социальную среду. Здесь рассматриваемый круг проблем вплотную примыкает к социальной педагогике.

Особенности психологического консультирования можно продемонстрировать, проанализировав его развитую в России форму -- возрастно-психологическое консультирование. Первоначально в сферу его деятельности входили преимущественно дети с отклонениями в развитии, а главную задачу составляла помощь в социальной адаптации детей с теми или иными формами патологии. Постепенно сфера консультативной практики стала значительно расширяться за счет включения собственно психологических проблем, не связанных с патологией: высокой тревожности ребенка, нарушений межличностных отношений, трудностей в обучении, семейном воспитании и т.д [19; С.254].

Общую задачу возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.

Взаимодействие социального работника с консультирующим психологом очень тесное -- по существу, это их совместная деятельность. Именно в ней сочетаются, согласовываются, вырабатываются взгляды специалистов, которые определяют их технологическую практику.


2.4 Психодрамма

Психодрамма метод, разработанный в 20-х годах. Д. Морено. В ней человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой базируется на его проблемах. Он получает полную возможность свободно выражать свои чувства в различного рода импровизациях, где другие люди («актеры») исполняют роли основных персонажей реальной жизни. Цель психодрамы -- помочь клиенту раскрыть самые глубинные переживания в гораздо более яркой и действенной форме, чем методы, основанные на словесном описании эмоций.

Психодрама -- метод групповой работы, направленный на активизацию эмоций всех участников. Обычно у кого-то из членов группы во время словесного обсуждения проблемы появляется потребность вновь «прожить» определенный эпизод жизни со всеми деталями. Этот участник выходит в круг и постепенно вовлекает членов группы в «свой спектакль». Но такой «стихийный» вариант не всегда может быть удачным, поэтому Д. Морено разработал схему «управляемой» психодрамы [16; С.315]:

1) режиссер-постановщик (специально подготовленный психолог, психотерапевт) направляет игру в нужное русло;

2) протагонист -- главное действующее лицо драмы, чья проблема «разыгрывается»;

3) вспомогательные игроки -- партнеры по игре, исполняющие любые роли, назначаются режиссером или протагонистом;

4) зрители -- остальные члены группы, оставшиеся без роли (их может и не быть);

5) сцена -- пространственная организация психодраматического действия, т.е. своеобразный эпицентр игры, который может располагаться в любом месте, где находятся участники: в классе, поле, квартире, молодежном лагере; тем не менее «устройство» сцены -- важная часть психодрамы [16; С.317].

В психодраме выделяют три этапа: разогрев, действие и обмен чувствами, в организации которых используются и специальные техники. На первом этапе режиссер должен умело выбрать протагониста с такой проблемой, которая наиболее актуальна для группы в целом. На этом же этапе протагониста вводят в ту жизненную ситуацию, которая будет разыгрываться, участники рассматривают роли, разбираются действия и т.д. На втором этапе психодрамы проводится инсценирование события. На третьем этапе участники делятся своими чувствами и переживаниями. Эта фаза интеграции протагониста и группы нужна для того, чтобы у каждого участника всплыл свой собственный материал для психодрамы.

По мнению Д. Морено, психодрама - это метод, помогающий решать здоровой личности свои проблемы. В психодраме разработано много техник, которые широко используются в гештальт-терапии, трансактном анализе и др. Это техники: замена ролей, дублирование, зеркальное отражение, монолог, «повернись к нему спиной», «статуя», «сновидения», «психодраматический бодибилдинг», «круг давления», «судилище», «ролевая игра» и др [17; С.318].

Рассмотрим такую технику, как ролевая игра. Для ее проведения необходимо примерно 30 мин. Группа делится пополам, участники образуют два круга, один внутри другого. По сигналу руководителя группы участники внешнего круга движутся по часовой стрелке, а внутреннего -- против часовой стрелки. По команде участники останавливаются и поворачиваются лицом к соответствующему партнеру в другом круге. Находящиеся во внешнем круге играют, например, роли милиционеров (или другую роль), дающих указания по движению своим партнерам во внутреннем круге, которые играют роли автомобилистов. Участники спонтанно продолжают ролевую игру в течение трех минут, затем еще две минуты делятся с партнерами мыслями и чувствами относительно своего опыта.

По сигналу руководителя группа начинает движение, затем по сигналу останавливается и повторяет процедуру выбора партнера.

На этот раз участники во внутреннем круге играют роли продавцов, старающихся продать что-то предполагаемым покупателям из внешнего круга. Через три минуты участники прекращают игру и делятся впечатлениями.

В этой игре могут быть выбраны также роли:

- родственников, которые долгое время не видели друг друга;

- мужчины (женщины), рассказывающего (ей) ничего не знающему другу о недавней смерти своей (своего) супруги (супруга);

- детей, получивших новую игрушку;

- молодых людей, признающихся одному из родителей в своих гомосексуальных наклонностях, и т.д.

В конце игры группа обсуждает свои впечатления, делится чувствами и реакциями на разные роли. Некоторые роли имеют большое эмоциональное значение для участников [14; С.120].

2.5 Психотерапия

Психотерапия (от греческого рsyche - душа и therapeia - уход, лечение) - комплексное лечебное, вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях [15; С.127].

Как правило, она осуществляется социальными работниками при содействии медиков. Терапевтическая технология располагает большим количеством психотехнических, инструментальных, тренинговых методов воздействия. Как правило, специалист социальной службы работает со своим подопечным в будничной, житейской обстановке и пытается решить социальные проблемы с ориентацией на его самочувствие, психологическое состояние. Социальный работник не всегда имеет возможность непосредственно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами, и поэтому ему приходится рекомендовать клиенту обратиться к психотерапевту. Но он должен оказать первичную социальную помощь, опираясь на принципы и нормы правильного психологического общения с клиентом. При всей своей эффективности психологическая помощь не решает собственно социальных проблем, а лишь обеспечивает психологически благоприятный фон, смягчает субъективную тяжесть существующего положения.

Условно различают:

а) клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики;

б) личностно ориентированную психотерапию, ставящую задачей содействие (пациенту) нуждающемуся в помощи человеку в изменении его отношений к окружению и собственной личности [1; С.39].

Методы клинической психотерапии: гипноз, аутогенная тренировка. Личностно ориентированная психотерапия (индивидуальная и групповая) широко использует различные варианты анализа конфликтных переживаний больного.

В индивидуальной психотерапии решающим фактором эффективности лечебного воздействия является психотерапевтический контакт психотерапевта и больного, основанный на взаимном уважении и доверии, способности психотерапевта к сопереживанию.

В качестве методов активизирующего терапевтического воздействия широко используются [4; С.505]:

а) трудотерапия, групповая психотерапия, семейная психотерапия, способствующие повышению компетентности больного в межличностных отношениях;

б) совершенствования его способностей к самопознанию и саморегуляции.

Психотерапия групповая - использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека.

2.6 Социально-психологическая реабилитация

Социально-психологическая реабилитация - это поэтапный процесс социальных , психологических , педагогических и профессиональных мероприятий, которые проводят одновременно с лечением или в те периоды, когда люди не нуждаются в лечении, но страдают от резкого изменения социальных отношений или условий жизнедеятельности и нуждаются в помощи [15; С.200]. В случае оптимального процесса социально-психологической реабилитации наступает ремиссия и восстанавливается социальная адекватность. Ремиссия - это улучшение или стабилизация психофизического здоровья индивида.

Этап социальной реабилитации лиц, испытывающих психологические трудности, представляет собой комплекс мероприятий по восстановлению их социального положения в соответствии с профессиональным уровнем, бывшим статусом в обществе, личностными особенностями и психическим состоянием.

2.7 Социально-психологический тренинг и аутотренинг

Социально-психологический тренинг и аутотренинг являются довольно типичными методами социальной работы .

Социально-психологический тренинг, один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения. Аутогенная тренировка (от греч. autos - сам, genos - происхождение) - психологический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности [15; С.96]. Аутогенная тренировка, являясь активным методом психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направлена на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека. Эти методы привлекают оперативным формированием социальных качеств личности, отношений и приемов деятельности. Эффект достигается, если обеспечен перенос сформированных подструктур в реальные условия учебной, трудовой и другой деятельности.

Выделяют две ступени аутогенной тренировки [3; С.306]:

1) обучение релаксации, создание ощущение тяжести, тепла, холода, свидетельствующих об управлении вегетативными функциями;

2) создание гипнотических состояний различного уровня.

2.8 Психологический отбор

Сущностью психологического отбора, равно как и его теоретической основой, являются диагностика и прогнозирование способностей. По этой причине, в частности, понятия «профессиональный отбор» и «психологический отбор» часто отождествляются. Психологический отбор целесообразно рассматривать как процесс и как систему. Основными этапами процесса психологического отбора являются:

- извлечение и первичная обработка необходимой исходной диагностической информации;

- формулирование прогнозов способности к данному виду профессиональной деятельности и оценка предполагаемого уровня пригодности обследуемых;

- верификация прогнозов на основе данных о фактической эффективности профессиональной деятельности отобранных лиц [4; С.175].

Система психологического отбора должна включать обоснованный и экспериментально проверенный комплекс социальных диагностических методик, необходимых технических средств и стандартизованную процедуру обследования; приемы обобщения, интерпретации исходной диагностической информации и составления прогнозов; показатели профессиональной эффективности и критерии оценки успешности деятельности; логические и математические аппараты верификации прогнозов.

Основным принципом использования в системах психологического отбора существующих диагностических методик и конструирования новых должна быть их нацеленность на диагностику ведущих наиболее устойчивых компонентов изучаемой способности в их структурной и функциональной взаимосвязи. Получение информации социально-психологическог порядка, характеризующей ценностные ориентации личности, мотивационную стабильность выбора профессии, личностные черты и особенности жизненного опыта, существенно расширяет возможности личностно-структурного и динамического анализа всей совокупности информации и тем самым позволяет повысить степень вероятности и надежности прогнозов.

Минимальным условием, определяющим практическую целесообразность психологического отбора, является наличие доказанной его социально-экономической необходимости; обоснованной и апробированной системы отбора; подготовленных и имеющих опыт проведения отбора специалистов определенного профиля.

Метод психологического отбора особенно актуален и часто применяем отбора специалистов для специальности социальной работы, так как данная специальность предполагает раблоту с людьми, и кандидат должен соответствовать определенным качествам.

На этапе психологического тестирования решается следующая важная задача - получение комплекса психологических характеристик на кандидата, которые в дальнейшем будут применяться для оценки его профессиональной пригодности. Кроме того, тестирования позволяют оценивать наличие и степень сформированности таких основополагающих черт характера как честность, искренность, лояльность, готовность к подчинению внутренним правилам Помимо этого, опытные специалисты по социальной работе, использующие тестовые методики, стремятся выявлять следующие негативные черты характера кандидата: возбудимость, раздражительность, мнительность, беспокойство, повышенная чувствительность к замечаниям и рекомендациям, завышенная самооценка, необоснованное высокомерие и т.п. - что неприемлемо для работника социальной службы [19; С.155].


3. Применение психологических методов в социальной работе

3.1 Психологическая компетентность социального работника при работе с клиентом

Изучение клиента социальной работы начинается в конце XIX столетия. Классовые подходы к личности нуждающегося постепенно уступают естественнонаучным подходам. Серьезное влияние на развитие методов, а также на научную рефлексию социальной работы оказали исследования в области психиатрии, психотерапии и психологии личности [1; С.156].

Социальному работнику необходим определенный уровень психологической грамотности для результативного выполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с организацией и функционированием социальных служб.

Если исходить из положения о том, что среди профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.), то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических проявлений, так и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).

Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.

В практике социальной работы одно из центральных мест принадлежит индивидуальной работе с клиентом. Часто социальный работник сталкивается с ошибочными действиями людей, их растерянностью, беспомощностью, болезненным восприятием окружающих не только в экстремальных, напряженных, но и в обычных ситуациях.

Нередко в помощи социального работника нуждаются люди, которые не могут решить свои проблемы из-за физического состояния (престарелые, одинокие, больные, инвалиды). У них, как правило, наблюдаются и своеобразные тенденции в сфере психики: агрессия, депрессия, аутизм и т.д [10; С.208].

Кроме того, к социальной помощи прибегают люди, которые не умеют или не знают, как выбрать путь для решения своих проблем, найти силы для реализации своих намерений. Объектом деятельности социального работника являются и лица, находящиеся в измененном (но в границах нормы) душевном состоянии, где чаще всего ведущая роль принадлежит психологической составляющей

Варианты психологической помощи человеку разнообразны. Но они только тогда эффективны, когда применяются в сочетании теории, методологии и технологии использования психологических знаний. Специалисту в области социальной работы важно уметь выбрать и использовать в практической деятельности методы, соответствующие индивидуальности конкретного человека и учитывающие его социальные потребности и интересы.

Согласно мировой практике, относительно использования психологических методов при оказании помощи человеку существуют две точки зрения. Одни считают, что психологической практикой могут заниматься только специалисты, имеющие специальное медицинское образование. Например, Американская психоаналитическая ассоциация допускает в число своих членов только дипломированных врачей. Другие считают, что требования к практикующим психологам не должны быть такими строгими. Так, в Великобритании каждый третий психоаналитик не имеет медицинского образования. В большинстве западных стран роль социального работника в оказании психологической помощи населению постоянно возрастает. Да и в США сейчас число социальных работников, занятых в сфере охраны психического здоровья, превосходит общее число психиатров и психоаналитиков, работающих в этой области. Развитие сети психологических служб, как показывает опыт, имеет и важное экономичес<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...