Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственно-правовые основы социальной работы

 

Социальная зашита населения – это составная часть государственной социальной политики, гарантия социально-экономических прав, которые имеют свои особенности, а также структура государственных служб и государственных учреждений.

Существует семь блоков, составляющих правовую основу социальной работы:

1. В Конституции РФ статья 7.37-48, заложены основы правовой базы социального государства и системы социальных служб.

2. Комплекс федеративных законов касающихся социальной защиты населения и социального обслуживания в целом.

3. Правовые акты субъектов РФ, которые выражают норму социальной защиты населения.

4. Подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системы и подсистемы социального обслуживания.

4. Нормативная регламентация деятельных учреждений и категорий специальных социальных служб.

5. Правовые акты, обеспечивающие деятельность социальных служб.

6. Правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиента;

Современное состояние правового обеспечения социальной работы в РФ.

Правовое обеспечение – правовое поле, установление юридических норм, нормативная регламентация социальной защиты.

В РФ сложилась открытая система социальной защиты и социального обслуживания населения, которая имеет следующие характеристики:

- существенная особенность территориально-правового обеспечения;

- минимальные стандарты в предоставлении социальных услуг могут изменяться;

- каких-то определенных пределов в регламентации деятельности социальных служб не существует.

Три уровня правовой системы: международный, федеральный, субъектов РФ.

Основные законы в сфере социальной зашиты:

- об основах социального обслуживания населения в РФ (1995г.);

- гражданские, семейные кодексы РФ (1995г.);

- об основах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (1995г);

- основные законодательства РФ об охране здоровья граждан;

- о социальной защите инвалидов в РФ;

- федеративный закон, об обязательном медицинском страховании;

- о пенсии;

- законодательство о выплате государственных пособий или льгот (всего 8 видов государственных пособий, которые определяет социальная ситуация).

Meдико-социальная экспертиза определяет потребность в социальной защите инвалидов, включая реабилитацию, на основе оценки ограничения жизнедеятельности, вызванной стойкими нарушениями функций организма.

Критерии медико-социальной экспертизы: инвалидность, здоровье и его нарушение, социальная недостаточность, льготы в лекарственном обеспечении, степень ограниченной жизнедеятельности, реабилитация.

Ограничение способностей к трудовой деятельности, ориентации и общения.

Основные законы в сфере охраны здоровья:

- Конституция РФ (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.96 № 20, от 10.02.96 № 173, от 09.06.96 № 679).

- Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288; Федеральных законов от 02.12.2000 №139-Ф3).

- Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказанию) от 21.07.98 № 117-ФЗ.

- ФЗ РФ «О ветеранах» (в ред. ФЗ от 02.01.2000 № 40-ФЗ, от 04.05.2000 № 57-ФЗ, от 08.08.2000 № 124-ФЗ, с изм., внесенными ФЗ от 27.12.2000 №150-ФЗ).

- ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ

- ФЗ РФ «О статусе военнослужащих».

- ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом» (в ред. ФЗ от 07.08.2000 № 122-ФЗ).

- «Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ на 2000-2001 годы» от 16.12.1999.

- ФЗ РФ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» от 24.05.2001.

- Закон РФ «О занятости населения в РФ» (в ред. ФЗ от 20.04.96 № 36-ФЗ, от 21.07.98 № 117-ФЗ, от 30.04.99 № 85-ФЗ, от 17.07.99 № 175-ФЗ, 20.11.99 № 195-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ).

- ФЗ РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

- Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Закона РФ от 18.06.92 № 3061-1, ФЗ от 24.11.95 № 179-ФЗ, от 11.12.96№ 149-ФЗ,от 16.11.97 № 144-ФЗ,от 17.04.99 №79-ФЗ, от 05.07.99 № 127-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 12.02.2001 № 5-ФЗ), (с изм., внесенными ФЗ от 27.12.2000 № 150-ФЗ).

- Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 № 181-ФЗ (в ред. от 08.08.2001).

Красноярский край

- один из 8-и регионов, непригодных для социального проживания;

- 22 % пожилых людей;

- отрицательный прирост населения (на 1000 человек – 6 человек);

Законы Красноярского края:

- о социальной защите населения;

- о социальной защите инвалидов (1999 год);

- территориальная программа обязательного медицинского страхования;

- о работе медико-социальной экспертизы в крае;

- положения о ведомственной системе конкретного качества медицинской помощи.

 

26.Социальная работа в системе образования

Социальная работа в системе образования. Особенности, формы и методы социальной работы в школе
Представила: Желдак Т.Н., преподаватель кафедры педагогики и психологии ООИПКРО Дата: 28.04.04   Социальная работа – это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию. Социальная работа входит в число видов социальной деятельности (работа с людьми) направленной на оказание помощи людям и на содействие в разрешении их затруднений. Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной работы в целом и обозначить соответствующие рабочие поля, в которых ей предстоит действовать: - дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.); - работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами и т.д.) - воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспитанию, развитие самостоятельности и т.д.); - формы, содержание и методы обучения взрослых (профессиональное обучение и образование, социальная работа на предприятиях, организация самопомощи, семейные консультации и т.д.); - социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи); - социальная работа в школе. Способность общества обеспечить полноценное образование для всех детей – показатель социального здоровья самого общества и необходимое условие его устойчивого развития. Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе: - проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб – детей инвалидов с сохраненным интеллектом, детей- сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего социально-бытовая материальная помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем; - проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем. Причем речь идет не о детях с отклонениями в развитии, нуждающихся в специальном обучении, а об учениках массовой школы с сохраненным интеллектом, испытывающих тем не менее трудности с начальным обучением, которые накапливаются год от года приводят к неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению психологической и социальной адаптации. Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет и, по имеющимся на 1998г. данным, колеблется от 25 до 60%, достигая 80% в экологически и социально неблагополучных регионах. Многообразные школьные трудности имеют различные причины. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. От гиперопеки, чрезмерного внимания, при которой тоже оказывается отрицательное воздействие. Так же к внешним факторам, отрицательно влияющим на развитие ребенка относятся: экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д. К числу эндогенных факторов относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья. Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ и практических рекомендаций по организации помощи детям, родителям и учителям. Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. На основе зарубежного опыта и исходя из проблематики современной российской школы можно определить следующие цели социальной работы в школе: - способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества; - развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив; - способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии; - участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Конечно же, необходимо еще раз подчеркнуть, что данная работа проводится совместно с психологической службой школы, так как только посредством кооперации специалистов обеих профессиональных групп можно адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе. Устранять данные проблемы можно посредством форм и методов социальной работы в школе: - групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении школьных работ и предложений в области досуга); - предложения по организации занятий (н-р, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий); - соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях); - работа с родителями, представление интересов родителей; - профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии; - консультирование (в особенности, интегративные формы консультаций для школьников, родителей, работа с учителями в группах); - работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики); - научное обоснование, сопровождение и оценивание.

 

Семья и ее основные функции

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...