Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное обслуживание и обеспечение пожил граждан в России и за рубежом

Тема проблем пожилых людей в современной России очень актуальна. Человек боится выходить на пенсию, так как его статус и материальное положение понижаются. В сознании человека запечатлен образ старика, который ему диктует общество и государство. Выходя на пенсию, человек сталкивается с множеством проблем, которые государство не позволяет ему решать должным образом: на рынке труда пожилые люди не востребованы, общество относится к старикам как к изгоям, лекарства дорогие, питание дорогое, жилье дорогое, развлечения и путешествия дорогие, и на все это не хватает пенсии.

Учебники по социальной работе и статьи в журналах, посвященные пожилым людям, раскрывают их проблемы, раскрывают недочеты социальной политики. Авторы выделяют различные типы пожилых людей, их поведение. Но все они сходятся в одной мысли, что старость - это разрушительный процесс, который влечет за собой психофизические ограничения, недостаточность физиологических функций. Так же думает и общество.

Пенсионный возраст <1> - юридическая граница старости, отмечающая момент, когда гражданин превращается из плательщика пенсионных взносов (налогов) в получателя пенсионных выплат. Таким образом, на макроуровне пенсионный возраст выступает одним из основных регуляторов соотношения между численностью пенсионеров и плательщиков пенсионной системы, опосредованно воздействуя на ее сбалансированность и финансовую устойчивость. Поскольку получение пенсии по старости часто сопряжено с прекращением работы, этот возраст совпадает с верхней границей трудоспособности и нижней границей оплачиваемой нетрудоспособности, влияя на совокупное предложение рабочей силы.

--------------------------------

<1> Синявская О. Как повышать пенсионный возраст в России // Отечественные записки. 2005. N 3. С. 80.

Многие пенсионеры, выйдя на пенсию и теряя свое прежнее место работы, не могут вновь устроиться на работу, и им приходится жить на одну пенсию, которой зачастую не хватает на достойную жизнь. В связи с этим получается, что человек, выйдя на пенсию, автоматически деградирует в социальном статусе.

Пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Но эти законы пока в нашей стране работают не в полную силу, зачастую наши пожилые граждане не знают своих прав и не могут себя защитить. Половина законов отменяется, пожилые люди теряют льготы, перед ними встает выбор: либо принимать материальную помощь, так как пенсии маленькие, либо брать медикаменты, за которыми нужно отстаивать очередь и которые малоэффективны. Отменены льготы на бесплатный проезд в транспорте, пенсии, которую получают пожилые люди, не хватает на нормальное питание и проживание.

В России в настоящее время принят ряд федеральных социальных программ, авторы которых менее всего озабочены теоретической чистотой задуманного. К сожалению, многим социальным программам присущи декларативность, несистематичность, внутренние противоречия. Но пожилые люди не объект деятельности разнообразных социальных служб, а субъект, принимающий решения; большая часть проблем пожилых людей, как, впрочем, и социальных проблем в целом, принадлежит к разряду нерешаемых и остается таковой для каждого следующего пожилого поколения.

Выводы:

1. Необходимо продолжать работу по совершенствованию законодательно-нормативной базы, ввести стандарты по организации социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал страны и зарубежный опыт.

2. Социальная наука должна более активно заниматься прогнозированием и разработкой на основе прогноза эффективных управленческих решений, исключающих негативные социальные последствия, в исследованиях в большей степени опираться на практический материал.

3. Эффективную систему социального обслуживания нельзя создать без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных по группам населения, нуждающимся в поддержке или находящимся в зоне риска.

4. Внедрение новых эффективных методов социальной работы с пожилыми позволит сделать социальное обслуживание более доступным.

 

ШВЕЦИЯ

Вот уже около тридцати лет, с 1982 года, в Швеции действует закон «О социальном обеспечении лиц преклонного возраста». В нем важную часть составляет статья, озаглавленная «Право на помощь». И это не только финансовые пособия!
Согласно закону, «комитет по социальным делам обязан следить за тем, чтобы лица преклонного возраста могли вести активное существование. Жилище, снабженное всеми удобствами, специально приспособленные средства транспорта, семейная помощь — таковы лишь некоторые из мер».
Каждый шведский гражданин имеет право на пенсию по старости, независимо от своих доходов и от того, участвовал ли он в трудовой жизни. Это — базовая национальная пенсия. К ней добавляется дополнительная пенсия, исчисляемая пропорционально профессиональному доходу.

Комиссия по социальным делам следит за тем, чтобы пенсионеры располагали хорошими жилищными условиями: жилье должно быть удобным, находиться в близости от социальных служб. Поэтому пожилым людям предоставляется:

— дотация для обустройства жилища;
— обычное или специально приспособленное жилье;
— жилье с повышенным уровнем комфортности для тяжелых инвалидов;

— дома-пансионаты для лиц с особо тяжелым состоянием здоровья.
Пожилым людям обеспечена помощь в ведении хозяйства (приготовление пищи, уборка, стирка т. п.). Помощь пенсионерам включает такжетранспортные услуги, чтобы пожилые люди могли поддерживать контакты друг с другом.

Медицинский уход финансируется за счет сборов, взимаемых советами графств, они дополняются различными государственными дотациями и всеобщей системой страхования. Уход в общественных больницах бесплатен. Некоторая оплата взимается за оказание консультаций вне больницы.
Ответственность за выработку национальной политики в области здравоохранения лежит на парламенте и правительстве.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...