Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическое здоровье социального работника.

Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях, умений применять их на практике, а также действительно неординарных личностных качеств. В специальной литературе чаще всего отличают такие качества: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, чувство собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, эмпатийность, терпимость, адекватная самооценка и др. В число важнейших личностных характеристик представляется необходимым включить также и стрессоустойчивость. По результатам ряда социально-психологических исследований среди социальных работников, а также учитывая специфику объектов их деятельности, именно стрессоустойчивость нужна социономам для сохранения своего психического здоровья.

 

Стрессоустойчивость другими словами - это способность противостоять стрессу. Для этого социальному работнику нужны такие качества как умение переключаться и управлять своими эмоциями, самовнушаемость и самоконтроль, физическая тренированность.

 

Факторов, вызывающих состояние стресса, сегодня так много и они так часто возникают, что происходит настоящая "бомбардировка тревожными сигналами", и стрессовая ситуация становится перманентной. Главным среди стресс-факторов и наименее поддающимся "укрощению" является работа. Для социального работника стрессогенные ситуации обусловлены прежде всего спецификой деятельности и спецификой объекта работы (клиента).

 

Условно можно выделить два типа "трудных" клиентов. Первый тип "трудного" клиента - это тип асоциальной агрессивной личности, взрывной и импульсивный. Эти люди не удовлетворены размером денежного содержания и не располагают социально приемлемыми средствами разрешения этого вопроса. Объективные обстоятельства их жизни таковы, что вызывают искреннее сочувствие. Однако эти люди имеют ярко выраженную потребительскую установку и экстрапунитивную направленность. Их поведение отличается непредсказуемостью и представляет иногда реальную угрозу безопасности взаимодействующего с ними администратора.

 

Второй тип "трудного" клиента - это астеничные, депрессивные люди, неудовлетворенные размером своей пенсии или пособия, и по-своему настойчиво добивающиеся его пересмотра. В отличие от клиентов первого типа они действительно не понимают, почему им выплачивается меньшая сумма, чем кому-то из их знакомых. Объяснить это бывает крайне непросто в силу обидчивости, мнительности и подозрительности людей такого типа. Работников социальных служб они нередко подозревают в подлогах, сокрытии и хищении денег. Если к отмеченным качествам присоединяется психическая неуравновешенность клиента, он может закончить беседу с администратором аффективной вспышкой, не менее сильной, чем у клиентов первого типа.

 

Выделенные типы клиентов, по нашему мнению, наиболее травмируют психическое здоровье социального работника.

 

Вместе с тем каждый социальный работник ощущает влияние таких характеристик деятельности как: 1) высокая интенсивность общения с людьми и дефицит времени в работе с клиентами (из-за наличия очереди);

2) принятие решения в условиях недостоверной информации (проще говоря, обмана со стороны клиента);

3) повышенная критичность (или открытые нападки) со стороны клиента;

4) высокая ответственность за принимаемые решения, так как инспектор имеет дело с материальными ценностями;

5) ролевая неполноценность - должностное лицо не выполняет законы, которые он должен проводить в жизнь как представитель данной социальной роли по независящим от него причинам. Отсюда - чувство вины, не дающее покоя особенно тем администраторам, которые отличаются глубокой эмоциональной вовлеченностью и выраженной мотивацией "помочь обездоленным";

6) роль "козлов отпущения" - работники службы выступают как объект, на который население "сбрасывает" свои негативные эмоции из-за сложившейся в стране ситуации и положения, в котором они оказались.

 

Все перечисленные факторы оказывают разное воздействие, поскольку существуют большие различия в восприятии одних и тех же стрессовых ситуаций. При этом значительную роль в противодействии им и сохранении своей психической целостности, как уже отмечалось, играет стрессоустойчивость работника социальной службы. Исследование стрессоустойчивости и влияния стресса на деятельность, на наш взгляд, следует проводить в следующих направлениях:

1) изучение индивидуальной стрессовой реактивности;

2) исследование изменений в поведении при стрессе.

 

Можно выделить ряд методологических подходов в исследовании первого вопроса.

1. Широко используется метод определения социальной интраверсии - экстраверсии с помощью опросника Айзенка.

2. Исследования так называемой социальной полезависимости. Они проистекают из сопоставлений индивидуальных показателей сенсорной полезависимости индивида с его представлениями себя в социальном окружении.

3. Метод определения "точки опоры" субъекта при организации и выполнении им своих социальных действий: на себя, на свои силы или же на окружающих людей, на внешние события (предложен Роттером).

4. Метод дифференцированного определения двух видов тревожности, предложенный Спилбергером и адаптированный Ханиным. Исследование по данной методике проводилось в одном из отделов социальной защиты населения г. Ярославля в 1997 году. По его результатам 65% (13 человек ) сотрудников имеют высокий уровень ситуативной тревожности. Уровень личностной тревожности выше нормы у 90% (18 человек). Эти цифры подтверждают высокую стрессогенность социальной работы как вида деятельности.

 

Поскольку социальная работа относится к числу профессий, в которых основным содержанием деятельности является прямое межличностное общение, то наиболее заметным проявлением стресса может быть именно измененное общение.

 

Рассмотрим общую структуру общения при стрессовой активности, направленной на дезорганизацию группы. В ней можно выделить три компонента. Первый - возникновение у людей склонности к конфликтам с лидирующим концептом, с его носителем. Это может проявляться в активизации непризнания руководителя, в раздражительности, грубости, вспыльчивости, в нетерпимости к личностным особенностям партнеров по общению.

 

Второй компонент социально-негативных изменений общения при стрессе - возникновение неприязни к психологическим нагрузкам, связанным с ответственностью за других людей или перед другими людьми. Это ведет к уклонению от ответственности за любое дело, не рассматриваемое как личное. Третий компонент - это возникновение у ряда индивидов отчуждения от интересов группы, возрастание склонности замыкаться в кругу личных интересов и дел и, как следствие, конфронтация между членами группы.

 

Таким образом, можно сделать предположение, что сотрудники социальных служб в состоянии стресса часто будут склонны проявлять поведение неадекватное ситуации, с потерей самоконтроля и резкими, аффективными формами реакции на ситуацию.

 

Поскольку на такое поведение накладывается запрет стандартами их работы и отреагирование эмоций невозможно, то можно говорить о наличии тенденции формирования затяжного стресса (дистресса).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...