Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Агрессивность как проявление дезадаптации.

Методы этнической психологии

Методика « ТИПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

 

Задача – определение тенденций трансформации этнического самосознания в условиях роста межэтнической напряженности. Одной из форм кризисных трансформаций этнической идентичности является рост этнической нетерпимости (интолерантности). Толерантность –интолерантность - главная проблема межэтнических отношений в условиях роста межэтнической напряженности. Степень этнической толерантности оценивалась на основе следующих критериев: уровня негативизма в отношении к собственной и другим этническим группам, уровня порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, степени выраженности агрессивных и враждебных реакций по отношению к другим группам.

Типы идентичности с различными качеством и степенью выраженности этнической толерантности были выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма. При «отрицании» идентичности фиксируются негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе. При национальном фанатизме – апофеоз нетерпимости и высшая степень негативизма по отношению к другим этническим группам.

В результате серии экспертных оценок и пилотажных исследований были отобраны 30 суждений-индикаторов, интерпретирующих конец фразы: «Я такой человек, который…». Индикаторы отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического воздействия.

Бланк «Типы этнической идентичности»

Инструкция испытуемому.Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросамнациональных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько ваше собственное мнение совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

 

Я – ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ

 

  Согласен Скорее согласен В чем-то согласен, в чем-то нет Скорее не согласен Не согласен
1. Предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам          
2. Считает, что межнациональные браки разрушают народ          
3. Часто ощущает превосходство людей другой национальности          
4. Считает, что права нации всегда выше прав человека          
5. Считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения          
6. Предпочитает образ жизни только своего народа          
7. Обычно не скрывает своей национальности          
8. Считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности          
9. Часто испытывает стыд за людей своей национальности          
10. Считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа          
11. Не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную          
12. Нередко чувствует превосходство своего народа над другими          
13. Любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов          
14. Считает строго необходимым сохранять частоту нации          
15. Трудно уживается с людьми своей национальности          
16. Считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей          
17. Безразлично относится к своей национальной принадлежности          
18. Испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь          
19. Готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия          
20. Считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов          
21. Часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности          
22. Считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами          
23. Считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории          
24. Раздражается при близком общении с людьми других национальностей          
25. Всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре          
26. Считает необходимым «очищение» культуры своего народа от влияния других культур          
27. Не уважает свой народ          
28. Считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу          
29. Никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам          
30. Считает, что его народ не лучше и хуже других народов          

 

Рассматриваются следующие типы этнической идентичности: этнонигилизм (индикаторы: 3, 9, 15, 21, 27), этническая индифферентность (5, 11, 17, 28, 30), норма – позитивная этническая идентичность (1, 7, 13, 19, 25), этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24), этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26), национальный фанатизм (4, 10, 14, 23, 29).

Методика разработана Г.У. Кцоевой – Солдатовой и опубликована в книге Г.У. Солдатовой «Психология межэтнической напряженности», М., 1998, стр.189 – 193.


Методика «КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ» (КЦД)

Цель методики – измерение в пределах психологических «индивидуализм – коллективизм» групповых ценностных ориентаций в четырех сферах жизненной активности: ориентации на группу, ориентации на власть, ориентации друг на друга и ориентации на изменения.

Шкала «ориентации на группу – ориентация на себя» рассматривается на основе таких параметров, как внутригрупповая поддержка (взаимовыручка – разобщенность), подчиненность группе (подчиненность – самостоятельность) и традиционность (верность традициям – разрушение традиций).

Ориентация на изменения рассматривается в диапазоне «открытость переменам – сопротивление переменам» по параметрам: открытости – закрытости культуры (открытость – замкнутость), ориентации на перспективу (устремленность в будущее – устремленность в прошлое), степени риска (склонность к риску – осторожность).

Ориентация друг на друга – в диапазоне «направленность на взаимодействие – отвержение взаимодействия» по параметрам: толерантности – интолерантности (миролюбие – агрессивность), эмоциональности (сердечность – холодность) и мотивации достижения (уступчивость – соперничество).

Ориентация на власть – в диапазоне «сильный социальный контроль – слабый социальный контроль» по параметрам: подчинение запретительным и регулирующим стандартам общества (дисциплинированность – своеволие, законопослушность – анархия) и значимость авторитета (уважение власти – недоверие к власти).

Бланк «Культурно-ценностный дифференциал» (КЦД)

Инструкция испытуемому.Как Вы считаете, насколько характерны данные качества для Вашего народа (для другого народа). Качества оцениваются по 4-балльной шкале: 1 – данное качество отсутствует, 2 – качество выражено слабо, 3 – качество выражено средне, 4 – качество выражено в полной мере.

 

Взаимовыручка 4 3 2 1 1 2 3 4 Разобщенность
Замкнутость 4 3 2 1 1 2 3 4 Открытость
Дисциплинированность 4 3 2 1 1 2 3 4 Своеволие
Агрессивность 4 3 2 1 1 2 3 4 Миролюбие
Верность традициям 4 3 2 1 1 2 3 4 Разрушение традиций
Осторожность 4 3 2 1 1 2 3 4 Склонность к риску
Уважение власти 4 3 2 1 1 2 3 4 Недоверие власти
Сердечность 4 3 2 1 1 2 3 4 Холодность
Подчинение 4 3 2 1 1 2 3 4 Самостоятельность
Устремленность в прошлое 4 3 2 1 1 2 3 4 Устремленность в будущее
Законопослушность 4 3 2 1 1 2 3 4 Анархия
Уступчивость 4 3 2 1 1 2 3 4 Соперничество

 

Помимо выявления ценностных ориентаций в различных культурах, на основе данных ДТО и КЦД вычисляются также показатели адекватности, близости, отличительности и совпадения взаимных ожиданий. Они отражают степень совпадения содержания образов этнических групп. Процедура математической обработки представляет следующую последовательность.

1. Вычисление степени выраженности отдельного качества. Степень выраженности качества определяется через коэффициент выраженности, принимающий значение от 0 до 100. Выраженность качества, получаемая на основе опроса мнения и выражаемая четырьмя категориями, приводится к коэффициенту выраженности посредством следующей формулы:

К=1/6*(300 –3*к1 – к2 + к3 +3*к4),

Где к1 – качество не выражено, к2 – качество выражено слабо, к3 – качество выражено средне, к4 – качество выражено в полной мере.

При это очевидно, что: а) при количестве опрошенных, отдавших предпочтение 1-ой категории ответа (качество не выражено), равном 100%, значение коэффициента выраженности равно 0; б) при количестве опрошенных, отдавших предпочтение 2-й категории (качество выражено слабо), равном 100%, значение коэффициента выраженности равно 0,33; в) при количестве опрошенных, отдавших предпочтение 3-ей категории (качество выражено средне), равном 100%, значение коэффициента выраженности равно 0,66; г) при количестве опрошенных, отдавших предпочтение 4-ой категории (качество выражено в полной мере), равном 100%, значение коэффициента выраженности равно 100. При каком-либо распределении предпочтений опрошенных между этими четырьмя категориями значение коэффициента выраженности изменяется пропорционально предпочтениям.

2. Определение коэффициента совпадения степеней выраженности качеств в различных группах. Функция зависимости коэффициента совпадения от величины «епс» имеет следующий вид:

Функция «епс»: Г(0) = 1

Г(10) = 0

Г = -0,1*епс +1,

Где Г – функция, епс – фактическая разница между двумя сравниваемыми степенями выраженности качеств.

Данная функция является линейной зависимостью, то есть чем больше сходства между сравниваемыми величинами, тем больше коэффициент совпадения.

Коэффициент совпадения определяется следующим образом. Предварительно сравнивается фактическая разница по каждому качеству между двумя сравниваемыми степенями выраженности качеств (т.е., например, автостереотип –татары – гетеростереотип – русские в Татарстане). Для этого подставляется значение фактической разницы в Г(епс), Для вычисления общего коэффициента по всем качествам необходимо просуммировать значение коэффициентов по отдельным качествам и полученную сумму разделить на количество качеств. Коэффициент совпадения изменяется в пределах от 0 до 1. Чем больше коэффициент, тем больше величина совпадения.

В связи с тем, что вычисления производятся над переменными, имеющими погрешность – 10 в шестой степени, погрешность вычислений можно считать незначимой по сравнению с погрешностью округления при получении целочисленного значения процентов. Указанная погрешность округления лежит в пределах 0 –0,5% в соответствии с правилами округления.

Методика разработана Г.У. Кцоевой – Солдатовой и опубликована в книге Солдатова Г.У. «Психология межэтнической напряженности», М., 1998, стр.195–197.


ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ

 

Понятие социальной дистанции, введенное американским социологом Э.Богардусом в 1925 г., характеризует близость (отчужденность) социальных или этнических общностей, групп, отдельных людей. С помощью шкалы социальной дистанции (или шкалы Богардуса) оценивается степень социально-психологического принятия людьми друг друга, поэтому ее часто называют шкалой социальной приемлемости. Она используется для измерения дистанции, связанной с расовой или национальной принадлежностью, возрастом, полом, профессией, религией, для измерения дистанции между детьми и родителями. Шкала социальной дистанции показывает степень психологической близости людей, способствующей легкости их взаимодействия. Максимальная социальная дистанция означает, что человек ( или этнос) держится обособленно, автономно. Вежливость и этикет как культурные способы общения позволяют скрывать свою личность, собственную оригинальность и культуру, коммуникации в таких случаях большей частью символичны и формальны. Минимальная социальная дистанция способствует конкретизации представлений о других людях, поскольку когда люди хорошо знакомы, интересуются друг другом , национальной культурой, они вовлекаются во взаимодействие и каждый принимает во внимание оригинальность и индивидуальность друг друга.

Предлагаемая нами шкала измеряет отношение к той или иной национальности.

Инструкция. «Проранжируйте представителей указанной национальности, отмечая степень приемлемости их для себя лично только по одному из предложенных критериев. Отвечайте по принципу: для меня лично возможно и желательно в отношении людей данной национальности:

1. Принятие как близких родственников посредством брака.

2. Принятие как личных друзей.

3. Принятие как соседей, проживающих на моей улице.

4. Принятие как коллег по работе, имеющих ту же профессию, что и я

5. Принятие как граждан моей страны.

6. Принятие только как туристов в моей стране.

7. Предпочел бы не видеть в моей стране.

 

Математическая обработка предполагает ,во-первых, определение процентного соотношения ответов испытуемых по всем семи критериям. Во-вторых, обработка производиться по ключу, что позволяет дать психологическую интерпретацию полученных данных.

Ключ

Критерий Оценка Критерий Оценка
+3
+2 -1
+1 -2
    -3

 

Шкала социальной дистанции дает возможность определить два основных показателя, каждый из которых имеет два варианта, оценивающих возможную и реальную степени социальной дистанции. Первый показатель – социальная приемлемость – отражает стремление к взаимодействию и интеграции и даже ассимиляции с другим этносом. Второй показатель – социальная экспансивность –отражает выраженность и направленность социальных чувств представителей одного этноса по отношению к другому. Чем сильнее выражены позитивные чувства людей по отношению друг к другу, тем меньше между ними социальная дистанция, тем плотнее их взаимодействие. Поэтому изучение этнических общностей с помощью шкалы социальной дистанции дает возможность определить и степень выраженности этнических чувств.

1. Возможная социальная приемлемость (СПв) рассчитывается по формуле:

 
 
n СПв=------ n–1

 

 


Где n – количество опрошенных.

2.

 
 
S (+)=(–) СПр=---------- 3(n–1)

 

 


Если СПр положительная и больше 50% от СПв, то это свидетельствует о большой приемлемости людьми одной национальности представителей другой национальности, о стремлении к интеграции, близости, ассимиляции с ними. Если СПр положительная , но меньше 50% от СПв, это говорит об автономности данного этноса, об отсутствии стремления к интеграции с другим этносом. Если СПр отрицательная и больше 50% от СПв, то это свидетельствует о стремлении одного этноса целиком обособиться от другого, поддерживать по возможности только поверхностные, формальные контакты с его представителями.

3. Возможная социальная экспансивность (СЭв) рассчитывается по формуле:

 
 
Сэв=------- n–1


S

 

 

4. Реальная социальная экспансивность (СЭр) рассчитывается по формуле:

 
 
S

 

 


Если СЭр положительная и больше 50% от СЭв, то это свидетельствует о глубоких позитивных чувствах и об искреннем интересе представителей одной национальности к другой. Если СЭр положительная и меньше 50% от СЭв, это говорит об определенной напряженности в отношениях, о том, что не все представители этой национальности с искренним интересом и сочувствием относятся к другой национальности. Если СЭр отрицательная и больше 50% от Сэв, то это говорит о глубокой психологической неприязни людей данной национальности к другой национальности в целом, но не к конкретным, реально живущим и действующим ее представителям.

5.

Q КИ=-------- M
Дополнительный показатель – коэффициент изменчивости (КИ) – рассчитывается по формуле:

 

 

Где Q – среднеквадратическое отклонение, M – средняя арифметическая.

При положительной СПр КИ меньше 50% означает естественную избирательность в оценках приемлемости представителями одного этноса представителей другого и в целом позитивное отношение, если же КИ больше или равен 50%, то это говорит о значительной напряженности в отношениях некоторых представителей одного этноса к представителям другого этноса.

Методика адаптирована и предложена техника математической обработки данных Л.Г. Почебут, опубликована в книге «Введение в этническую психологию» под ред. Ю.П. Платонова, СПб. 1995. Стр. 179 – 181.


ТЕСТ КЦО

Инструкция:

Дорогие друзья! Вам предлагается тест для осознания и понимания особенностей своей национальной культуры. Отметьте, пожалуйста, одно утверждение в каждом вопросе, которое наилучшим образом описывает культурную ориентацию Вашего народа. Отмечая, постарайтесь вспомнить, чему Вас учили Ваша семья, начальная школа, религия. Просьба при ответе не руководствоваться Вашими современными взглядами в том случае, если они вдруг отличаются от того, чему Вас учили:

1. Время.

А) В моей культуре люди считают прошлое (традиции, историю) важнейшим фактором при принятии решений;

Б) В моей культуре люди считают настоящее (сегодня и только сегодня) важнейшим фактором при принятии решений;

В) В моей культуре люди считают будущее (то, что произойдет) важнейшим фактором при принятии решений.

 

2. Природа.

А) В моей культуре люди обычно считают себя жертвами природных сил;

Б) В моей культуре люди обычно считают, что они живут в гармонии с природой;

В) В моей культуре люди обычно считают, что они управляют многими природными силами.

 

3. Человеческая натура.

А) В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать плохие поступки;

Б) В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать как плохие, так и хорошие поступки;

В) В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать хорошие поступки.

4. Отношения.

А) В моей культуре люди считают наследство и происхождение самым основным во взаимоотношениях между людьми;

Б) В моей культуре люди считают большую семью самым основным в своих взаимоотношениях;

В) В моей культуре люди считают индивидуальность, самобытность личности самым основным в своих взаимоотношениях.

 

5. Деятельность.

А) В моей культуре люди полагают, что существование само по себе достаточно для жизни;

Б) В моей культуре люди полагают, что рост и развитие личности является самой важной целью в жизни;

В) В моей культуре люди полагают, что практическая деятельность и достижение совершенства – лучшая цель.


 

ТЕСТ «ЯКОРЯ КАРЬЕРЫ»

Насколько важным является для Вас каждое из следующих утверждений?

 

Совершенно не важно Исключительно важно

 

1. Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом м социальной защищенностью 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6. Работать над проблемами, которые представляются почти не разрешимыми 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры были уравновешены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9. Продолжать работу по своей специальности, чем получать более высокую должность, не связанную с моей специальностью 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10. Быть первым руководителем в организации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
12. Работать в организации, которая обеспечить мне стабильность на длительный период времени 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
14. Соревноваться с другими и побеждать 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
15. Строить карьеру, которая позволит мне не изменять моему образу жизни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
16. Создать новое коммерческое предприятие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
17. Посвятить всю жизнь избранной профессии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
18. Занять высокую руководящую должность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
19. Иметь работу, которая предоставляет максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
20. Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
21. Иметь возможность использовать свои умения и талант для служения важной цели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько Вы согласны с каждым из следующих утверждений?

 

Совершенно не согласен Полностью согласен

 

22. Единственная действительная цель моей карьеры -–находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
23. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
24. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить свое собственное дело 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
25. Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
26. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое дало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
27. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
28. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой местности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
29. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
30. Соревнование и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
31. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая мне нравиться 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
32. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
33. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
34. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
35. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
36. Я предпочел бы работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
37. Я хотел бы посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
38. Я чувствуя себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
39. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
40. Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
41. Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

С П А С И Б О !

 

КЛЮЧ

 

Карьерная ориентация Номера вопросов Количество вопросов
Профессиональная компетентность 1 9 17 25 33
Менеджмент 2 10 18 26 34
Автономия (независимость) 3 11 19 27 35
Стабильность работы 4 12 36
Стабильность жительства 20 28 41
Служение 5 13 21 29 37
Вызов 6 14 22 30 38
Интеграция стилей жизни 7 15 23 31 39
Предпринимательство 8 16 24 32 40

 

Обработка результатов. По каждой из восьми карьерных ориентаций подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой ориентации и полученную сумму разделить на количество вопросов (для всех ориентаций кроме стабильности). Таким образом определяется ведущая карьерная ориентация – количество набранных баллов должно быть не менее пяти. Иногда ведущей не становится ни одна карьерная ориентация – в таком случае карьера не является центральной в жизни личности.

Автором методики является Эдгар Шейн. В России методика адаптирована В.А. Чикер.

Шейн выделил восемь основных карьерных ориентаций («якорей»):

1. Профессиональная компетентность. Эта установка связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ). Люди с такой установкой хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности. Одновременно эти люди ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, подобающем их мастерству. Они готовы управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для них особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу менеджера, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере. Обычно это самая многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающая принятие в организации компетентных решений.

2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Понимание этой карьерной ориентации связано с возрастом и опытом работы. Такая работа требует не только аналитических навыков, но и навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя власти и ответственности. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.

3. Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему, самому решать когда над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее время, место работы, форменная одежда). Конечно, каждый из нас до некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе и от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки ограничить его автономию.

4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Необходимо различать два типа стабильности – стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботиться о своих работниках-пенсионерах и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией, его часто называют «человеком организации», ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Он будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя географическим регионом, «пуская корни в определенном месте», вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это не сопровождается его « срыванием с места». Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и подниматься на высокие должности, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей.

5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации является работа с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать мир лучше и т.д. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т.д.

6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа – конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша – проигрыша». Процессы борьбы и победа более важны для человека. Чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все это происходит слишком просто, им становится скучно.

7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья или только карьера, или только саморазвитие. Он хочет, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом – где живет, как совершенствуется, - чем конкретную работу, карьеру или организацию.

8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою «марку», свое дело, финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное – создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было как бы продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.

В таблице представлены американские данные на выборке в две тысячи человек, собранные Э. Шейном, и данные, собранные В.А. Чикер на различных выборках российских испытуемых, всего 300 человек, из них 220 мужчин и 80 женщин.

Таблица. Частота выборов различных карьерных ориентаций (%).

Выборка Профес.компетентность Менеджмент Автономия Стабильность Служение Вызов Интеграция стилей жизни Предпринимательство
Американская 30,2 27,0 11,1 9,1 5,5 2,0 1,9 4,6
Российская: 11,3 10.9 13,8 12,4 12,9 10,8 13,5 10,3  
мужчины 10,6 11,7 13,5 11,8 12,3 11,2 13,5 11,2
женщины 12,2 9,9 14,5 13,9 13,5 9,9 14,4 8,4

 

 

Тест «Якоря карьеры» адаптирован В.А. Чикер и опубликован в книге: Почебут Л.Г., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология. СПб,1997. и в Книге Почебут Л.Г., Чикер В.А. «Организационная социальная психология» СПБ. 2000.

 

КЛЮЧ

Шкала Номер утверждения
Шкала адаптивности +22,25,52,57,59,60,69,79,89. -35,40,50,56,64,80,87.
Шкала конформности +1,5,13,38,53,55,61,66,71,75,78,96. -14,67,73,76.
Шкала интерактивности +2,3,6,7,8,15Ю28,43,44,46,47,77,88. -54,62,90.
Шкала депрессивности +10,19,23,27,32,39,68,81,84. -16,18,20,58,63,70,86.
Шкала ностальгии +17,30,51,65,72,74,85,94. - 4,12,26,41,42,45,49,93.
Шкала отчужденности +11,21,24,31,33,82,83,91,92. -9,29,34,36,37,48,95.

 

 

Опросник разработан Л.В. Янковским и опубликован в книге «Введение в этническую психологию» под ред. проф. Ю.П. Платонова. СПб. 1995. с. 190-194.

 

Приступайте к заполнению.

Регистрационный бланк

Матрица 1. Сравнение понятия-ценности на основе их большей значимости для вас, большей привлекательности.

1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12
1 3 2 4 3 5 4 6 5 7 6 8 7 9 8 10 9 11 10 12  
1 4 2 5 3 6 4 7 5 8 6 9 7 10 8 11 9 12  
1 5 2 6 3 7 4 8 5 9 6 10

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...