Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностический тест отношений (ДТО).

Это оригинальная модификация метода семантического дифференциала Кцоевой, 1986). Дифференциация восприятия этнических групп по шкале «нравится – не нравится», как правило ,ведет к тому, что одни и те же качества, приписываемые и своей и чужой общности, могут интерпретироваться по-разному. В случае расположения этнических групп на противоположных полюсах данной шкалы, добродетель одной группы ( мы - экономные, бережливые) рискует превратиться в порок другой (они – жадные, скупые).

Это определило подбор шкал по следующему принципу. Из двух антонимов типа «щедрый – жадный» выбиралось только негативное качество «жадный, а в качестве противовеса – «золотая середина»: «экономный». Получили шкалы, полюса которых различаются по коннотативным (аффективным) параметрам, в то время как их смысловые значения могут расцениваться как достаточно близкие. Пары качеств выбирались из массива личностных характеристик, наиболее часто приписываемых представителям собственной и других этнических групп и рассматривались как стереотипные в отечественных и зарубежных социально-психологических исследованиях. Учитывались их частотные характеристики, исключались метафоры, архаизмы, вульгаризмы, синонимы. Диаметральность характеристик в выделяемых парах качеств оценивали эксперты – профессиональные психологи. Для каждой пары качеств эксперты должны были найти определенную позицию на шкале «привлекательный – непривлекательный». Данная ось оценки выступила в качестве фильтра, дифференцирующего пары признаков с наиболее расходящимися эмоциональными значениями. Полный вариант методики представляет набор 20 пар качеств, размещенных на одной карточке. Второй сокращенный вариант включает 12 пар качеств. На стандартном бланке ДТО обычно представлено 4 карточки.

 

Бланк ДТО

Инструкция испытуемому.Оцените последовательно по предложенным характеристикам себя, «Идеал», «типичного» представителя своей национальности и типичного представителя, например, американцев. Оценку каждого качества вписывайте в соответствующую клетку. Качества оцениваются по 4-х балльной шкале: 1- данное качество отсутствует, 2- качество выражено слабо, 3 – качество выражено средне, 4 – качество выражено в полной мере.

дипломатичный навязчивый гордый общительный высокомерный лицемерный
           
активный бесхарактерный остроумный покладистый ехидный агрессивный
           
экономный упрямый находчивый настойчивый хитрый жадный
           
темпераментный педантичный осторожный аккуратный трусливый вспыльчивый
           

 

 

На карточке полюса шкал размещены по определенному принципу:

+ - + + - -
+ - + + - -
+ - + + - -
+ - + + - -

 

Здесь «–« соответствует негативному полюсу шкалы, а «+» золотой середине. В каждой строке пары качеств, например, «дипломатичный – лицемерный» соответственно представлены порядковыми номерами: 1-6; 2-4; 3-5.

ДТО позволяет измерить следующие параметры этнических стереотипов: амбивалентность, выраженность и направленность. Их количественные показатели рассматриваются как эмпирические индикаторы эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа.

Амбивалентность характеризует степень эмоциональной определенности стереотипа. Высокая неопределенность и, следовательно, высокий коэффициент амбивалентности (А) будут зафиксированы в случае низкий поляризации оценок противоположных качеств каждой пары, когда респондент не отдает четкого предпочтения позитивному или негативному полюсу оценки. Коэффициент амбивалентности по одной паре качеств определяется формулой:

 

А= минимум (а+) умножить на минимум (а-) разделить на максимум (а+) умноженное на максимум (а-), а затем умножить на (0-1);

 

Где (а+), (а- ) - оценки респондентом положительного и отрицательного качества. Общий коэффициент амбивалентности определяется с учетом коэффициентов амбивалентности всех 12 пар как их среднее арифметическое. Знак эмоциональной определенности – позитив или негатив – можно установить на основе соответствующих коэффициентов выраженности и направленности.

Выраженность (интенсивность) стереотипа отражает силу стереотипного эффекта. Вычисление коэффициента выраженности Сосновано на подсчете числа четко поляризованных пар качеств. Коэффициент по одной паре качеств будет тем выше, чем больше расстояние между парами качеств. Подсчет коэффициента выраженности производится с учетом знака оценок. В результате этого выявляется не просто интенсивность стереотипа, но и его позитивная или негативная направленность. Коэффициент выраженности по одной паре качеств определяется формулой :

 

С= (а+) минус (а-) разделить (3 умножить (1+А) и умножить (0-1);

 

Общий коэффициент выраженности данного стереотипа определяется с учетом коэффициентов выраженности всех пар качеств как их среднее арифметическое.

Направленностьили диагностический коэффициент стереотипа характеризует знак и величину общей эмоциональной ориентации субъекта по отношению к данному объекту. Числовое значение диагностического коэффициента Д близко числовому значению коэффициента выраженности, но более чувствительно к изменению знака стереотипа. Оно определяется по формуле:

 

Д= сумма (а+) минус сумма (а-) разделить на сумму (а) умножить (0-1);

Где сумма ( а+ ) сумма оценок всех положительных качеств; сумма(а-) сумма оценок всех отрицательных качеств; сумма (а ) общая сумма всех оценок.

Подходы к интерпретации результатов, полученных на основе ДТО, могут быть дополнены вспомогательными показателями. Можно вычислять относительные значения коэффициентов. Так, если требуется оценить уровень самооценки с помощью ДТО, обычно пользуются абсолютным показателем диагностического коэффициента образа «Я». Однако при одном и том же значении этого показателя у двух испытуемых уровень самооценки может быть проинтерпретирован в одном случае как высокий ( в случае, если диагностический коэффициент образа «Я» равен или даже превышает аналогичный показатель для образа «Идеал»), а в другом – как очень низкий (если дистанция между диагностическим коэффициентом образов «Я» и «Идеал» будет значительной). Поэтому для анализа самооценки корректнее использовать показатель, в числовом выражении представляющий собой разность между диагностическими коэффициентами образа «Идеала» и образа «Я».

Аналогичный подход возможен и при выделении иных вспомогательных показателей, в частности, показателя этнических предпочтений. Удобный моделью системы этнических предпочтений может служить степень совпадения образов этнических групп с образом «Идеал». В числовом выражении данный показатель представлен разностью между диагностическими коэффициентами образа «Идеал» и образа типичного представителя какой-либо национальности. Проранжировав результаты сопоставления образа «Идеал» с типажами различных этнических групп, исследователь получит информацию об общей системе этнических предпочтений данного респондента.

Удобной моделью для анализа этнической идентификации служит степень совпадения образа «Я» с образами различных этнических групп. В числовом выражении показатель этнической идентификации рассматривается как разность между диагностическими коэффициентами образа «Я» и автостереотипами и гетеростереотипами. Чем ближе к нулю будет величина данного показателя, тем более схожи по направленности эмоционально-ценностные компоненты образа «Я» и групповых образов, а значит, тем выше уровень этнической идентификации (при сравнении с гетеростереотипами). Чем более отличной от нуля будет величина данного показателя, тем более чуждой ощущает респондент ту или иную этническую группу. Важное значение, как и в других показателей, имеет его знак, то есть воспринимает ли он себя в качестве более (в случае положительного значения) или менее (при отрицательных значениях) достойного человека по сравнению с типичными представителями данной национальности. При сопоставлении образа «Я» с типажами различных этнических групп можно получить целый ряд показателей этнической идентификации, проранжировав и сопоставив которые, исследователь будет иметь информацию о том, с какой этнической группой испытуемый идентифицирует себя в наибольшей степени, а с какой – в наименьшей.

Диагностический тест отношений разработан Г.У. Кцоевой – Солдатовой и опубликован в книге: Солдатова Г.У.»Психология межэтнической напряженности». М.1998. стр. 181-185.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...