Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕСТ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Теория К. Клакхона и Стродбека основана на трех положениях:

1. Люди во всех культурах должны решать ограниченное количество общих человеческих проблем.

2. Набор доступных решений ограничен, но каждое решение в той или иной культуре может иметь разный ранг внутри данного набора.

3. Хотя одно из решений предпочитается членами данной культуры больше других, все потенциальные решения имеются в каждой культуре.

К.Клакхорн и Стродбек выделяют пять основных общечеловеческих проблем:

1. Отношение к человеческой натуре.

2. Отношение человека к природе и сверх природному.

3. Отношение человека к времени.

4. Направленность человеческой деятельности.

5. Отношение человека к другим людям.

На основе этих положений разработан следующий тест:

ТЕСТ КЦО

Инструкция:

Дорогие друзья! Вам предлагается тест для осознания и понимания особенностей своей национальной культуры. Отметьте, пожалуйста, одно утверждение в каждом вопросе, которое наилучшим образом описывает культурную ориентацию Вашего народа. Отмечая, постарайтесь вспомнить, чему Вас учили Ваша семья, начальная школа, религия. Просьба при ответе не руководствоваться Вашими современными взглядами в том случае, если они вдруг отличаются от того, чему Вас учили:

1. Время.

А) В моей культуре люди считают прошлое (традиции, историю) важнейшим фактором при принятии решений;

Б) В моей культуре люди считают настоящее (сегодня и только сегодня) важнейшим фактором при принятии решений;

В) В моей культуре люди считают будущее (то, что произойдет) важнейшим фактором при принятии решений.

 

2. Природа.

А) В моей культуре люди обычно считают себя жертвами природных сил;

Б) В моей культуре люди обычно считают, что они живут в гармонии с природой;

В) В моей культуре люди обычно считают, что они управляют многими природными силами.

 

3. Человеческая натура.

А) В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать плохие поступки;

Б) В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать как плохие, так и хорошие поступки;

В) В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать хорошие поступки.

4. Отношения.

А) В моей культуре люди считают наследство и происхождение самым основным во взаимоотношениях между людьми;

Б) В моей культуре люди считают большую семью самым основным в своих взаимоотношениях;

В) В моей культуре люди считают индивидуальность, самобытность личности самым основным в своих взаимоотношениях.

 

5. Деятельность.

А) В моей культуре люди полагают, что существование само по себе достаточно для жизни;

Б) В моей культуре люди полагают, что рост и развитие личности является самой важной целью в жизни;

В) В моей культуре люди полагают, что практическая деятельность и достижение совершенства – лучшая цель.


 

ТЕСТ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Теория К. Клакхона и Стродбека основана на трех положениях:

4. Люди во всех культурах должны решать ограниченное количество общих человеческих проблем.

5. Набор доступных решений ограничен, но каждое решение в той или иной культуре может иметь разный ранг внутри данного набора.

6. Хотя одно из решений предпочитается членами данной культуры больше других, все потенциальные решения имеются в каждой культуре.

К.Клакхорн и Стродбек выделяют пять основных общечеловеческих проблем:

6. Отношение к человеческой натуре.

7. Отношение человека к природе и сверх природному.

8. Отношение человека к времени.

9. Направленность человеческой деятельности.

10. Отношение человека к другим людям.

На основе этих положений разработан следующий тест:

 

Математическая обработка данного теста не сложная. Она предполагает подсчет и анализ процентного соотношения ответов респондентов и вычисление средних показателей. На основе анализа данных можно описать характеристики изучаемой культуры.

Тест адаптирован Л.Г. Почебут и опубликован в книге «Введение в этническую психологию» под ред. Ю.П. Платонова. СПб. 1995. Стр. 188 – 190.


ТЕСТ «ЯКОРЯ КАРЬЕРЫ»

Насколько важным является для Вас каждое из следующих утверждений?

 

Совершенно не важно Исключительно важно

 

1. Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом м социальной защищенностью 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6. Работать над проблемами, которые представляются почти не разрешимыми 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры были уравновешены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9. Продолжать работу по своей специальности, чем получать более высокую должность, не связанную с моей специальностью 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10. Быть первым руководителем в организации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
12. Работать в организации, которая обеспечить мне стабильность на длительный период времени 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
14. Соревноваться с другими и побеждать 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
15. Строить карьеру, которая позволит мне не изменять моему образу жизни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
16. Создать новое коммерческое предприятие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
17. Посвятить всю жизнь избранной профессии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
18. Занять высокую руководящую должность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
19. Иметь работу, которая предоставляет максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
20. Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
21. Иметь возможность использовать свои умения и талант для служения важной цели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько Вы согласны с каждым из следующих утверждений?

 

Совершенно не согласен Полностью согласен

 

22. Единственная действительная цель моей карьеры -–находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
23. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
24. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить свое собственное дело 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
25. Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
26. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое дало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
27. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
28. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой местности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
29. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
30. Соревнование и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
31. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая мне нравиться 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
32. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
33. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
34. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
35. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
36. Я предпочел бы работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
37. Я хотел бы посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
38. Я чувствуя себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
39. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
40. Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
41. Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

С П А С И Б О !

 

КЛЮЧ

 

Карьерная ориентация Номера вопросов Количество вопросов
Профессиональная компетентность 1 9 17 25 33
Менеджмент 2 10 18 26 34
Автономия (независимость) 3 11 19 27 35
Стабильность работы 4 12 36
Стабильность жительства 20 28 41
Служение 5 13 21 29 37
Вызов 6 14 22 30 38
Интеграция стилей жизни 7 15 23 31 39
Предпринимательство 8 16 24 32 40

 

Обработка результатов. По каждой из восьми карьерных ориентаций подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой ориентации и полученную сумму разделить на количество вопросов (для всех ориентаций кроме стабильности). Таким образом определяется ведущая карьерная ориентация – количество набранных баллов должно быть не менее пяти. Иногда ведущей не становится ни одна карьерная ориентация – в таком случае карьера не является центральной в жизни личности.

Автором методики является Эдгар Шейн. В России методика адаптирована В.А. Чикер.

Шейн выделил восемь основных карьерных ориентаций («якорей»):

1. Профессиональная компетентность. Эта установка связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ). Люди с такой установкой хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности. Одновременно эти люди ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, подобающем их мастерству. Они готовы управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для них особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу менеджера, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере. Обычно это самая многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающая принятие в организации компетентных решений.

2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Понимание этой карьерной ориентации связано с возрастом и опытом работы. Такая работа требует не только аналитических навыков, но и навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя власти и ответственности. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.

3. Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему, самому решать когда над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее время, место работы, форменная одежда). Конечно, каждый из нас до некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе и от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки ограничить его автономию.

4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Необходимо различать два типа стабильности – стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботиться о своих работниках-пенсионерах и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией, его часто называют «человеком организации», ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Он будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя географическим регионом, «пуская корни в определенном месте», вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это не сопровождается его « срыванием с места». Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и подниматься на высокие должности, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей.

5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации является работа с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать мир лучше и т.д. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т.д.

6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа – конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша – проигрыша». Процессы борьбы и победа более важны для человека. Чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все это происходит слишком просто, им становится скучно.

7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья или только карьера, или только саморазвитие. Он хочет, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом – где живет, как совершенствуется, - чем конкретную работу, карьеру или организацию.

8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою «марку», свое дело, финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное – создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было как бы продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.

В таблице представлены американские данные на выборке в две тысячи человек, собранные Э. Шейном, и данные, собранные В.А. Чикер на различных выборках российских испытуемых, всего 300 человек, из них 220 мужчин и 80 женщин.

Таблица. Частота выборов различных карьерных ориентаций (%).

Выборка Профес.компетентность Менеджмент Автономия Стабильность Служение Вызов Интеграция стилей жизни Предпринимательство
Американская 30,2 27,0 11,1 9,1 5,5 2,0 1,9 4,6
Российская: 11,3 10.9 13,8 12,4 12,9 10,8 13,5 10,3  
мужчины 10,6 11,7 13,5 11,8 12,3 11,2 13,5 11,2
женщины 12,2 9,9 14,5 13,9 13,5 9,9 14,4 8,4

 

 

Тест «Якоря карьеры» адаптирован В.А. Чикер и опубликован в книге: Почебут Л.Г., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология. СПб,1997. и в Книге Почебут Л.Г., Чикер В.А. «Организационная социальная психология» СПБ. 2000.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...