Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах»
Инструкция: Перед Вами список из 12 понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей:
Вам предстоит сравнить эти понятия-ценности попарно между собой на специальном бланке. Следует провести два последовательных сравнение, Каждое по своему критерию: первое - по ценности; второе – по доступности ( далее см. бланк). На бланке две матрицы. В них записаны пары цифр. Каждой цифре соответствует понятие-ценность, которое стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы 1. Сравнение в матрице 1 производится на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для Вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы выбираете из двух ценностей ту, которая кажется Вам более важной в этой паре. Ее Вы обводите кружком. Пример: Вам дана пара 2- 3. Под цифрой 2 обозначено «здоровье», под цифрой 3 – «интересная работа», Если Вы обвели цифру 2, то это значит, что здоровье для Вас важнее, чем интересная работа. Обводить можно только одну цифру из пары! Пропускать пары нельзя! Вероятно, иногда Вам будет казаться, что обе ценности, составляющие пару, важны для Вас одинаково или одна не может существовать без другой. Тогда мысленно представьте внезапно возникшую ситуацию необходимости выбора, когда Вам все же приходится выбирать ту из двух ценностей, от такого рода необходимости Вам труднее отказаться. Отвечать старайтесь быстро, по первому впечатлению. Закончив выполнение матрицы 1, переходите к матрице 2. В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей являются для Вас более доступными в жизни по сравнению с остальными. Вы выберете из пары ту ценность, которая легче достигается Вами. Пример пара 2 – 3.Если Вы обвели кружком «3», то это значит, что интересная работа более доступна Вам, чем хорошее здоровье. Приступайте к заполнению. Регистрационный бланк Матрица 1. Сравнение понятия-ценности на основе их большей значимости для вас, большей привлекательности.
Матрица 2. Теперь сравните эти же понятия-ценности на основе их более легкой достижимости для Вас, большей доступности.
При помощи методики показан прием распознавания внутренних конфликтов как расхождений между ценностью и доступностью в одной или нескольких жизненно важных сферах. Одной из существенных детерминат мотивационной сферы личности является подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности и в зависимости от жизненных обстоятельств соотношение между двумя плоскостями сознания: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих ценностей, личностных смыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с достижением конкретных легко достижимых целей, находящимся в обозримом психологическом поле, в зоне легкой досягаемости. Такие параметры как ценность (Ц) и доступность (Д) являются ключевыми. Ц и Д не являются полярными характеристиками мотивационной сферы. Возникновение внутренних конфликтов будет во многом зависеть от характера взаимосвязи Ц и Д. Варианты взаимосвязи: 1. Ц и Д полностью совпадают. 2. Ц и Д в значительной степени совпадают. 3. Ц и Д в значительной степени расходятся, такое расхождение имеет два варианта а) Ц превышает Д и б) Д превышает Ц. 4. Ц и Д полностью расходятся. Таким образом, основой психометрической характеристики является показатель Ценность-Доступность (Ц-Д), отражающий степень внутреннего дискомфорта и блокады функционирующих в мотивационной сфере ценностно-смысловых образований. Состояние внутреннего конфликта – это прежде всего состояние разрыва в системе сознание –бытие, а именно разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности. Индекс Ц-Д является индикатором внутренних конфликтов в мотивационной сфере человека, поскольку его величина указывает на степень расхождения между тем, что есть и тем, что должно быть, между хочу и имею, между хочу и могу. Максимальное расхождение между Ц и Д ( Ц больше Д) будет обозначать стойкий, глубокий, необратимый внутренний конфликт. Когда Д больше Ц означает состояние внутреннего вакуума, душевной пустоты, отсутствие побуждений. Низкая Д может быть рассмотрена как атрибут настоящего, а высокая Ц – как атрибут будущего по отношению к нереализованному желанию, нерешенной проблеме. Недостижимая в настоящий момент (высокая Ц при низкой Д) продолжает сохранять за собой свой побудительный характер лишь благодаря наличию временной жизненной перспективы ( будущее), поскольку последняя является для личности одновременно и условием продолжения существования недоступной пока Ц (фактор времени), и потенциальной возможностью для различных жизненных изменений и достижения желаемого (фактор надежды). Методика была создана автором в соответствии с гипотезой: у больных гипертонией по сравнению со здоровыми имеется существенное отличие в мотивационной сфере. Более высокий уровень рассогласования между смыслообразующими мотивами, сформированными на уровне ведущих жизненных ценностей (Ц) и механизмами целеполагания, ответственными за реализацию смыслообразующих мотивов на операциональном уровне и не обеспечивающими ее (Д). Это рассогласование выражается в невозможности или малой доступности достижения внутренне значимых ценностных объектов, и определяет содержание имеющихся внутренних конфликтов с учетом включенности их в различные жизненные сферы. Обработка результатов. Подсчитывается сколько раз каждое понятие было преобладающим по ценности (Ц) и сколько раз по доступности (Д). Результаты подсчета заносятся в таблицу. В итоге подсчитывается интегральный показатель методики, равный сумме расхождений по модулю для всех 12 понятий. Показатель (Ц и Д) равен сумма ( Ц – Д), где учитывается отдельно каждый номер понятия в регистрационном бланке. Для наглядности строится график, иллюстрирующий расхождение по каждому показателю методики между показателями Ц и Д. При 12 понятиях теоретические границы индекса расхождения находятся в пределах от 0 до 72. О-расхождения – графики по Ц и Д совпадают. « Ценное для меня одно и тоже что доступное и наоборот». Расхождение –72 – графики по Ц и Д зеркально расходятся. «Того, что для меня ценно нет, а того, что есть не нужно». Методика разработана Е.Б. Фанталовой. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов. Психологический журнал том 13. № 1, 1992. Стр. 107-117.
МЕТОДИКА «ЦЕННОСТИ» С.ШВАРЦА.
При ответе на этот опросник, Вы должны спросить себя: «Какие ценности важны для меня как основные принципы в моей жизни, а какие ценности менее важны для меня?». Эти ценности взяты из разных культур. В скобках после каждой ценности есть слова, которые могут помочь Вам лучше понять ее значение. Ваша задача - указать, в какой степени каждая ценность является для Вас ведущим принципом в Вашей жизни. Используйте цифровую шкалу, приведенную ниже. 0 – означает, что ценность совсем не значима для Вас и не является ведущим принципом Вашей жизни. 3 - означает, что ценность важна для Вас. 6 – значит, что ценность очень важна для Вас. Чем больше цифра (0,1,2,3,4,5,6), тем более важна для Вас эта ценность, как ведущий принцип Вашей жизни. Кроме того, могут использоваться цифры: -1 – для обозначения ценности, противоположной ведущим принципам Вашей жизни. 7 – для обозначения ценности, важнейшей для Вас и являющейся руководящим принципом в Вашей жизни; обычно таких ценностей не более двух. В пустой ячейке перед каждой ценностью укажите номер (-1,0,1,2,3,4,5,6,7), отражающий важность этой ценности лично для Вас. Постарайтесь использовать все цифры как можно точнее и разнообразнее, отражая Ваше отношение к данным ценностям. Разумеется, каждая цифра может быть использована неоднократно. Как руководящий принцип в моей жизни, эта ценность: Противоположна моим ценностям не важна важна очень важна наиважнейшая -1 0 1 2 3 4 5 6 7
Перед тем как начать, прочтите ценности группы 1 (от 1 до 30), выберете наиболее важную для Вас и оцените цифрой 7. Затем выберете ценность, наиболее противоречащую Вашим жизненным принципам и отметьте ее цифрой –1. Если здесь нет такой ценности, выберете ту, что является наиболее важной для Вас и отметьте ее цифрами 0 или 1, соответственно степени ее важности. Затем отметьте цифрами оставшиеся на листе ценности.
ЦЕННОСТИ (группа 1) 1 РАВЕНСТВО (равные возможности для всех) 2 ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой) 3 ВЛАСТЬ (контроль над другими, доминирование, господство) 4 УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний) 5 СВОБОДА (свобода мыслей и поступков) 6 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не на материальных вещах) 7 ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (я не безразличен другим людям) 8 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность в обществе) 9 ИНТЕРЕСНАЯ ЖИЗНЬ (захватывающие приключения) 10 СМЫСЛ ЖИЗНИ (наличие жизненных целей) 11 ВЕЖЛИВОСТЬ (хорошие манеры) 12 БЛАГОСОСТОЯНИЕ (деньги, материальное благополучие) 13 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность моей страны от врагов) 14 САМОУВАЖЕНИЕ (уверенность в ценности своей личности, достоинство) 15 ВЗАИМОУСЛУЖЛИВОСТЬ (стремление не остаться в долгу) 16 ТВОРЧЕСТВО (изобретательность, уникальность, неповторимость) 17 МИР НА ЗЕМЛЕ (отсутствие войн и конфликтов) 18 УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение обычаев, обрядов) 19 ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость) 20 САМОДИСЦИПЛИНА (сдержанность, сопротивляемость соблазнам) 21 УЕДИНЕНИЕ (право на частную жизнь) 22 ЗАЩИТА СЕМЬИ (безопасность тех, кого мы любим) 23 СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение и уважение со стороны других) 24 ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ («растворение» в природе, соединение с ней) 25 РАЗНООБРАЗИЕ ЖИЗНИ (новизна, изменения, вызовы судьбе) 26 МУДРОСТЬ (зрелое, выстраданное понимание и отношение к жизни) 27 АВТОРИТЕТНОСТЬ (право вести за собой, руководить, отдавать распоряжения) 28 НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА (близость, дружеская поддержка) 29 МИР ПРЕКРАСНОГО (красота природы и искусства) 30 СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (устранение несправедливости, забота о слабых)
ЦЕННОСТИ (группа 2)
Теперь, пожалуйста, определите, насколько каждая из нижеследующих ценностей важна для Вас как руководящий принцип ВАШЕЙ ЖИЗНИ. Эти ценности выражены как способы поведения, которые могут быть более или менее важными для Вас. Как и в первом случае, попытайтесь максимально разнообразить Ваше отношение к ним, используя весь набор цифр. Вначале прочитайте все ценности группы 2, выберете наиболее важную для Вас и отметьте цифрой ранг ее важности. Затем выберете ту ценность, которая противоречит Вашим жизненным принципам (-1) или наименее важна для Вас (0 или 1). Затем отметьте важность всех остальных ценностей этой группы.
Как руководящий принцип моей жизни, эта ценность: Противоположна моим ценностям не важна важна очень важна наиважнейшая -1 0 1 2 3 4 5 6 7
31 НЕЗАВИСИМОСТЬ (уверенность в своих силах, самодостаточность) 32 УМЕРЕННОСТЬ (избежание крайностей в чувствах и поступках) 33 ВЕРНОСТЬ (преданность своим близким и друзьям) 34 ЧЕСТОЛЮБИЕ (усердие в работе, целеустремленность) 35 ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ (терпимость к отличающимся идеям, мнениям, убеждениям) 36 СКРОМНОСТЬ (умеренность, стремление держаться в тени) 37 ОТВАГА (поиск приключений, стремление к риску) 38 ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (сохранение природы) 39 ВЛИЯНИЕ (воздействие на события, других людей) 40 УВАЖЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, СТАРШИХ (почтение) 41 ВЫБОР СОБСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ (самостоятельность в выборе) 42 ЗДОРОВЬЕ (отсутствие физических и душевных недугов) 43 УМЕЛОСТЬ (компетентность, эффективность, продуктивность) 44 ДОВОЛЬСТВО СВОИМ МЕСТОМ В ЖИЗНИ (смирение с жизненными обстоятельствами) 45 ЧЕСТНОСТЬ (подлинность, искренность) 46 СОХРАНЕНИЕ СВОЕГО ПУБЛИЧНОГО ОБРАЗА (защита своего «лица») 47 ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ (осознание своего долга, обязательств) 48 ИНТЕЛЛЕКТ (логика, мышление) 49 ПОЛЕЗНОСТЬ (приносить пользу другим людям) 50 НАСЛАЖДЕНИЕ ЖИЗНЬЮ (получать удовольствие от еды, любви, отдыха и пр.) 51 БЛАГОЧЕСТИЕ (хранение веры, следование религиозным убеждениям) 52 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (надежность, верность в деле и слове) 53 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ (интерес ко всему, исследовательская жилка) 54 УМЕНИЕ ПРОЩАТЬ (готовность простить ошибки других) 55 ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА (стремление к достижению целей) 56 ЧИСТОПЛОТНОСТЬ (аккуратность, стремление к чистоте) 57 ПОТАКАНИЕ СЕБЕ (делать то, что приятно)
В заключение, немного о себе: Ваш пол (обведите цифру кружком): 1. Мужской 2. Женский Год рождение: 19………. Когда Вы росли (от рождения доя 16 лет), кто из ниже перечисленных категорий людей жил с Вами в доме не меньше двух лет (отметьте цифрой количество людей в каждой категории, поставьте 0 если никто из людей в какой-то категории не жил с Вами): Родители Другие родственники Братья и сестры Другие люди (не родственники)
Сколько всего лет учились (начиная с 1 класса школы): Вы сами Ваш отец Ваша мать
Ваш семейный статус (обведите цифру кружком): 1. Неженат (не замужем) 2. Состою в браке (официальном или гражданском) 3. Вдовец(вдова) 4. В разводе
Чем Вы занимаетесь или занимались последние годы? 1.Учитель начальной школы 2.Учитель средней школы 3. Директор школы 4. Другой специалист- кто…. 5.Управляющий или владелец собственного бизнеса 6. Служащий или продавец 7. Квалифицированный рабочий 8. Фермер или колхозник 9. Студент колледжа или техникума 10. Студент ВУЗа (педагогика) 11. Студент ВУЗа (гуманитарные специальности, искусство, юриспруденция) 12.Студент ВУЗа (точные науки, медицина) 13. Домохозяйка 14. Другое
Причисляете ли себя к какой-то религии? 1. Православный 2. Мусульманин 3. Католик или протестант 4. Другое 5. Я далек от религии
Насколько Вы религиозны? Совсем нет Очень религиозен 0 1 2 3 4 5 6 7
К какой этнической группе Вы себе причисляете? К какой политической партии Вы себя относите? В каком населенном пункте Вы живете? 1. Большой город (свыше 500тыс.) 2. Маленький город 3. Село 4. Хутор
СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ!
Здесь приводятся краткие описания разных людей. Пожалуйста, прочтите каждое описание и подумайте, насколько данный человек похож на Вас. Поставьте крестик в одной из колонок справа, указывающий на степень Вашего сходства с этим человеком:
Методика рассмотрена в статье Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже ХХ1 века./Психологический журнал. Т. 21.№ 3.2000.с.73-87.
Методика С. Шварца. (Сокращенный вариант). На каждой строчке первого ответного листа (согнув его предварительно по первой линии сгиба) проставьте, ориентируясь на список ценностей, последовательно по 12-ти балльной системе (от 1 до 12 баллов), насколько каждая из перечисленных ценностей является для Вас руководящим принципом в жизни. 1 задание. Ответный лист 1. Линия сгиба----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ц е н н о с т и, ц е л и, в а ж н ы е с в о й с т в а л и ч н о с т и.
Линия сгиба 1-------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Ответный лист 2. Согните лист по второй линии сгиба и оцените указанным способом степень значимости для Ваших родителей (матери) ценностей и свойств личности.
Интересы группы Интересы индивида 2. Стимулирование 3. Гедонизм
1. Саморегуляция 4. Достижение
10. Универсализм 5. Власть
9. Благожелательность 6. Безопасность
8. Традиция 7. Конформизм
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |