Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОПРОСНИК ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Инструкция: «Уважаемый товарищ! Просим Вас искренне отметить Ваше согласие или не согласие с предложенными утверждениями».

 

Утверждение Полностью согласен Согласен Затрудняюсь ответить Не согласен Совершенно не согласен
Я интересуюсь историей и культурой своего народа          
Считаю, что в любых межнациональных спорах человек должен защищать интересы своей нации          
Представители одной национальности должны общаться между собой на своем родном языке          
Думаю, что национальная гордость – чувство, которое нужно воспитывать с детства          
Считаю, что при общении с людьми нужно ориентироваться на их личные качества, а не на национальную принадлежность          
Меня крайне задевает, если я слышу что-либо оскорбительное в адрес своего народа          
Национальная принадлежность – это то, что всегда будет разъединять людей          
Считаю, что представители каждой национальности должны жить на земле своих предков          
В дружбе, а тем более в браке нужно ориентироваться на национальность партнера          
Я испытываю глубокое чувство личной гордости, когда слышу что-либо о выдающемся достижении своего народа          
Считаю, что люди имеют право жить на любой территории вне зависимости от своей национальной принадлежности          
Думаю, что органично можно развивать и сохранять только свою национальную культуру          
Поддерживаю смешанные браки, так они связывают между собой различные национальности          
Если я встречаюсь с обвинением в адрес своего народа, то, как правило, не отношу это на свой счет          
Считаю, что преподавание в школе в многонациональном государстве должно быть организовано на языке коренного большинства населения          
Считаю, что политическая власть в многонациональном государстве должна находится в руках коренного большинства населения          
Представители коренного большинства населения не должны иметь никаких преимуществ перед другими народами, живущими на данной территории          
Считаю, что представители коренной национальности имеют право решать – жить в их государстве людям других национальностей или нет          
Думаю, что в правительстве многонационального государства должны находится представители всех национальностей, проживающих на его территории          
Думаю, что представители коренной национальности должны иметь определенные преимущества, так как они живут на своей территории.          
Если бы я имел возможность выбора национальности, то предпочел бы ту, которую имею сейчас          

 

Ключ

Показатели развития этнической идентичности. Три шкалы.

1. Чувство принадлежности к своей этнической группе:

2. Значимость этнической принадлежности:

3. Оценка взаимоотношений этнического окружения:

Опросник составлен О.Л. Романовой и позволяет определить самоидентификацию через осознание особенностей собственной этнической группы и субъективной значимости для человека членства в данной этнической группе. опросник состоит из трех блоков вопросов:

1. Вопросы направлены на выявление чувства принадлежности к своей этнической группе;

2. Вопросы направлены на оценку того, насколько национальность считается значимой для респондента;

3. Вопросы направлены на выяснение мнений респондентов о взаимоотношениях этнического большинства и меньшинства.

Респонденты должны определить свое отношение к каждому утверждению по 5-ти балльной шкале.

Опросник опубликован: Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков. – Автореф. дисс. канд психол. наук. М., 1994. 17 с.

 

 

ТЕСТ «КТО Я ?»

ОПРОСНИК М.КУНА и Т.МАКПАРТЛЭНДА

Тест предназначен для исследования самоотношений. данный тест основан на использовании нестандартизированного самописания с последующим контент-анализом. Испытуемые в течение 12 минут должны дать 20 различных ответом на вопрос, обращенный к самому себя «Кто Я?». В инструкции указывается, что ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают, не заботясь о последовательности, грамматике и логике. Достоинством этого метода является то, что он позволяет использовать в изучении самосознания те конструкции, в которые данные народы сами себя мысленно помещают, и те формулы, в которых они сами описывают, что с ними происходит. Отвечая на вопрос «Кто Я?» человек самоопределяется через принадлежность к социальным категориям, т.е. по мнению Н.М.Лебедевой, решает проблему своей личностной определенности (Введение в этническую и кросс-культурную психологию, с. 49).

Создатели методики считают, что вопрос «Кто Я?» является тем вопросом, который «логически должен связываться с тем, с чем себя идентифицирует индивид, т.е. с социальным статусом и теми чертами, которые, по его мнению, связываются с этим» .

Обработка содержания текстов осуществляется с помощью контент-анализа. За единицы смыслового содержания берутся употреблявшиеся в тексте самохарактеристик:

1. «Отнесение себя к группе или классу, чьи границы и условия членства знают все, т.е. конвенциальное, объективное упоминание» (М.Кун, Т.Макпартлэнд) или характеристики, определяющие групповую принадлежность индивида (и.С.Кон), или публичное «Я» (Э.А.Орлова).

2. «Характеристики себя, которые связаны с группами, классами чертами, состояниями или любыми другими моментами, которые для их выяснения либо требуют указания самого респондента, либо для этого необходимо соотнесение его с другими людьми, т.е. субъективное упоминание» (М.Кун, Т.Макпартлэнд), или оценочные характеристики (И.С.Кон), или «приватное Я» (Э.А.Орлова), известное только самому индивиду.

3. Кроме того, в категории объективных характеристик отдельно выделяются указания на этническую идентичность.

Обращается внимание на количество ответов при описании собственной идентификации. в научной литературе отмечается, что количество ответов испытуемых «отражает имеющуюся у человека познавательную организацию (степень познавательной сложности)». Высокая степень познавательной сложности означает, что субъект создает для себя многомерную модель реальности и, наоборот, низкая степень познавательной сложности у субъекта означает, что его модель мира более груба и включает небольшое число параметров.

Тест опубликован: Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1989. с. 180-189. Кцоева Г.У. Методы изучения этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика / Под ред. Е.В.Шороховой, В.П.Левкович. М. 1985. с. 225-231.

 

 

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «СОЦИАЛЬНО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО Я».

Методика Б.Лонга, Р.Зиллера, Р.Хендерсона.

 

Процедура проведения методики заключается в последовательном предъявлении испытуемому семи субтестов, в которых предлагается выбрать свое место или место близких людей в схематических рисунках. испытуемому предлагаются следующие задания:

1. На листе бумаги предлагается строка, состоящая из восьми кружков. Испытуемый должен выбрать кружок для себя и для людей из своего окружения. С помощью этого субтеста диагностируются особенности самооценки. Нормой для ребенка является указание на третий-четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего Я-образа, осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг ребенок имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого – заниженную самооценку. Кроме того, субтест позволяет оценить восприятие субъектом его ценности в сравнении с другими.

2. На листе бумаги предъявляется кружок, обозначающий «Я» в окружении полукольца, состоящего из других кружков. Нужно выбрать кружок, обозначающий другого человека. Субтест позволяет определить положение относительно авторитетных фигур, отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ними.

3. Предъявляется бланк с размещенными на нем в случайном порядке кружками, обозначающими других людей; внизу размещается два кружка, штриховка одного из них совпадает со штриховкой остальных кружков. необходимо указать, какой из двух кружков означает «Я». Субтест позволяет определить степень индивидуализации, переживаемого сходства или отличия от других людей, своей уникальности как личности.

4. Предъявляется лист бумаги с изображенным на нем треугольником, вершинами которого являются кружки, обозначающие других людей. Нужно расметить кружок, обозначающий «Я». Субтест определяет социальную заинтересованность (восприятие себя частью группы или отдельным от нее), чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей, а также степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.

5. Предъявляются горизонтальные ряды кружков, крайние слева кружки обозначают конкретных людей. Необходимо выбрать кружок, обозначающий «Я» в каждом ряду. Субтест позволяет определить степень идентификации (включения себя в «Мы»), с кем из перечисленных людей ребенок сильнее идентифицирует себя.

6. Расположить кружок, обозначающий «Я», внутри большого круга. Субтест позволяет определить степень эгоцентризма. Для дошкольников характерн высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга), более старшие дети должны быть разумно эгоцентричными.

7. Предъявляется восемь геометрических фигур различной степени сложности. Необходимо выбрать фигуру, обозначающую «Я». Субтест оценивает степень дифференцированности Я-концепции. Чем сложнее выбранная фигура, тем более сложны Я-концепция ребенка.

Тест опубликован: Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., 1999 с. 394.

 

 

1.

 

 

Выберете кружок для себя и людей из своей этнической общности.

 

2.

                               
     
     
 
     
 
 
     
     
 

 


Назовите наиболее авторитеного для Вас человека и поместите его в один из кружков, окружающих Вас.

                   
     
     
     
 
 

 


3.

                                               
           
 
           
 
       
 
       
 
   

 

 


Из двух нижних кружков выберете тот, который означает Вас:

 

       
   

 


4.

 

 

           
   
     
 

 

 


Выберете тот кружок, который обозначает Вас

 

6.

 

На рисунке расположите кружок, обозначающий ваше «Я»

 

Или можно так: на рисунке расположите место своего и роль своего народа

 

7.

                               
   
           
               

 

 


Выберете фигуру, обозначающую Ваше «Я»

 


[1] Опросник адаптирован Л.Г.Почебут

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...