Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы становления экономической науки

Экономические знания и представления появились еще в рабовладельческом обществе. Философы Древней Греции – Платон и Аристотель обосновали идею равновесного обмена эквивалентов. Термин «экономия» (oikonomia) был введен в оборот Аристотелем от греческих слов: "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон.

Мыслители древности не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике. В средние века экономические проблемы рассматривались в рамках учения о справедливости («справедливая цена», регламентация поведения цеховыми уставами, ограничение конкуренции и пр.). Подобное направление экономического исследования получило название «схоластика». Наиболее известный ученый-схоласт Фома Аквинский (1225 – 1274).

Как наука экономическая теория возникла в XYI- XVIII вв. На начальном этапе становления капитализма, интенсификации денежного обращения создается первая значительная школа в мировой экономической науке – меркантилизм. Источник богатства меркантилисты выводили из сферы обращения, отождествляя богатство с деньгами (первоначально – только с золотом). Решение многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег. Наиболее известные меркантилисты – Томас Ман (1571 – 1641) и Антуан Монкретьен (1575 – 1621). Последний ввел в научный оборот термин «политическая экономия», опубликовав «Трактат по политической экономии» в 1615 г. Первая часть термина проистекает от греческого «политейя» – «государственное устройство». Появление термина связано с усилением роли государства в экономической жизни.

Школа физиократов (термин произошел от греческих слов: phisis – природа, kratos – власть) в качестве источника богатства стала рассматривать сельскохозяйственное производство, а в качестве формы богатства – произведенный продукт. Французский экономист Франсуа Кенэ (1694 – 1774) – глава школы физиократов. Согласно идеям представителя школы физиократов А. Тюрго, увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной. В дальнейшем на основе «закона убывающего плодородия» в экономической науке будет сформулирован «закон убывающей производительности (отдачи)».

Основоположником классической школы в экономической науке является Адам Смит (1729 – 1790). Основной его труд – «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Центральная идея – идея либерализма в экономике (минимальное вмешательство государства, рыночное саморегулирование на основе свободного движения цен). Рыночные регуляторы А. Смит назвал «невидимой рукой, управляющей экономикой». А. Смит в качестве источника богатства рассматривал производство. Он показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, четко сформулировал принципы рационального налогообложения. Давид Рикардо(1772 – 1823) – другой представитель английской классической политической экономии. Основной труд Рикардо – «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.). Д. Рикардо признавал закон стоимости фундаментом, на котором выстраивается в единое целое теория политической экономии. Он считал, что единственный источник стоимости – труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты).

Марксизм – направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капитализма и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Карл Маркс(1818 – 1883 гг.) – основоположник марксизма, немецкий ученый; главный его труд – «Капитал». Важнейшие открытия Карла Маркса - учение об общественно-экономических формациях; теория экономических кризисов; учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре; учение о прибавочной стоимости, выявление сущности наемного труда и капиталистической эксплуатации; анализ эволюции форм стоимости и возникновения денег; учение об абсолютной ренте.

Маржинализм (от английского marginal, «предельный») – теория второй половины XIX века, объясняющая экономических процессы, исходя из использования крайних (предельных) величин и состояний. Первые попытки введения маржинального анализа были сделаны в 40-е годы Антуаном Курно (1801 – 1877) в работе «Исследования математических принципов теории богатства». Маржинализм опирается на экономико-математические методы и модели. Эти модели разрабатывались представителями так называемой математической школы: швейцарцем Леоном Вальрасом (1834 – 1910); английским экономистом Уильямом Стенли Джевонсом (1835 – 1882); американским экономистом Джоном Бейтсом Кларком (1848 – 1938).

Современная экономическая теория в западных странах представляет попытку синтеза маржинализма и классической политической экономии. Название «Экономикс» ввел в научный оборот Альфред Маршалл (1842 – 1924), профессор Кембриджского университета. Главный труд А. Маршалла – «Принципы экономикс» (1890 г.). А. Маршалл использовал понятие рыночного равновесия для характеристики баланса спроса и предложения, разработал концепцию эластичного спроса.

Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946) – сторонник «регулируемого капитализма». С помощью этого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, объемы национального производства, подавлять экономические кризисы. Основной труд Кейнса – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Д. Кейнса считают основоположником макроэкономики. Теория Д. Кейнса имеет многочисленных сторонников – неокейнсианцев.

В середине ХХ века появилось неоклассическое направление (Ф. Найт, Дж. Стиглер, Дж. Вайнер, Г. Саймонс). Будучи альтернативой кейнсианству, неоклассическое направление провозглашает свободу рыночным отношениям. Монетаризм является разновидностью неоклассического направления. Лидером современного монетаризма является М.Фридмен. В данном учебном пособии идеи монетаризма, неоклассической и кейнсианской школ будут рассмотрены более подробно.

Краткие итоги развития экономической науки подведены в таблице 1.

Табл. 1

Этапы развития экономической науки

Этапы экономической теории Основные экономические школы Даты Представители Пояснения
Начальный этап Начала экономики До н. э. Аристотель, Платон, Катон Зачатки экономических знаний, первые представления об отношениях между людьми, о способах обогащения
Схоластика Х – ХIII в. Фома Аквинский Трактовка экономического поведения с позиции христианского вероучения, морали
Политическая экономия Меркантилисты XVI – XVIII в. А. Монкретьен, Т.Мен Источник богатства – торговля, главная форма богатства – полноценные деньги
Физиократы XVII – XVIII в. Ф. Кенэ, А. Тюрго Источник богатства – сфера аграрного производства, прибыль - дар природы
Классическая политэкономия XVIII – XIX в. А. Смит, Д. Рикардо Источник богатства – производство, форма богатства – продукт труда, рынок – главный регулятор экономики
Марксистская политэкономия XVIII – XX в. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин Основа цены –стоимость. Источник богатства – прибавочная стоимость наемного работника. Развитие общества – последовательная смена общественно-экономических формаций

Окончание табл. 1

Экономикс Неоклассичес-кое направление XVIII – XX в. А. Маршалл Основа спроса – теория предельной полезности, основа предложения – теория предельной производительности факторов производства
Кейнсианство ХХ в. Дж. М. Кейнс Рынок не является идеальным регулятором экономики. Провалы рынка регулируются государством
Монетаризм ХХ в. М. Фридмен Государство призвано регулировать только денежно-кредитную систему

 

2. Предмет экономической теории

Предмет экономической теории формировался в результате развития, длительной эволюции науки, выявления и преодоления противоречий между различными научными школами. Как видно из таблицы 1, научные направления различаются по трактовке предмета и задач науки.

Предметом научных исследований меркантилистов было богатство, источником которого являлась торговля. Физиократы перенесли научные интересы из сферы обращения в сельскохозяйственное производство. Представители классической школы расширили предмет экономической теории до исследования условий производства и накопления, а также распределения богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Понимание сущности национального богатства, его форм и условий создания в экономической мысли менялось. Если меркантилисты в качестве реального богатства рассматривали только деньги, а еще лучше – золото, то классики считали богатством материальный продукт производства.

Предметом марксистской политэкономии рассматриваются производственные отношения, то есть отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Причем главными признаются отношения между классами и социальными группами общества, обусловливающиеся отношениями собственности на средства производства.

Впоследствии и представители других направлений экономической науки стали уделять все больше внимания отношениям людей (экономических субъектов) в процессе их экономической деятельности и в общественной жизни в целом, так как результативность экономического развития во многом предопределяется характером отношений между людьми.

Достаточно распространено понимание предмета экономической теории как изучение редкости, ограниченности ресурсов. Действительно, только в условиях ограниченности и неоднородности ресурсов, на основе которых создаются блага, возникают проблемы экономического характера, разворачивается конкурентная борьба за обладание ресурсами и благами.

Все определения предмета экономической теории раскрывают его с разных сторон, за основу берутся многообразные отдельные аспекты экономической и социальной деятельности людей. Сегодня наиболее полным признано следующее определение предмета экономической теории.

Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Наука изучает экономику в разных аспектах, поэтому экономическая теория включает разделы (табл. 2).

Табл. 2

Структура экономической теории

Разделы науки Пояснения
Микроэкономика Изучение поведения отдельных субъектов, особенностей функционирования фирм, закономерностей формирования конкурентной среды
Макроэкономика Изучение функционирования экономики в целом
Мегоэкономика Исследование закономерностей развития международных экономических отношений
Мезоэкономика Рассмотрение подсистем национальной экономики

Как любая другая научная дисциплина, экономическая теория выполняет ряд функций (табл. 3).

Табл. 3

Функции экономической науки

Функции экономической науки Пояснение
Познавательная Изучение сущности экономических явлений, закономерностей развития
Методологическая Является методологической базой для других наук, так как выявляет общие экономические законы
Практическая Научное обоснование экономической политики государства, методов рационального хозяйствования на предприятиях
Прогностическая Разработка научных основ предвидения, перспектив экономического развития в будущем

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...