Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальное и рыночное предложение на рынке мяса

Цена 1 кг мяса (Р) Предложение производителей, кг (Q) Рыночное предложение, кг (Q)
№1 №2 №3 №4
0,5 2,5
2,2 11,2
2,5 4,5

Как следует из таблицы, каждый из производителей имеет свой объем производства, определяемый производственными возможностями, уровнем затрат. Каждый производитель имеет свою кривую предложения (рис. 11). Отдельный производитель начинает производство только в том случае, если издержки меньше рыночной цены. При низких ценах количество предпринимателей минимальное.

Р S P S P

S

A A A

O Q O Q O Q

Рис. 9. Варианты кривых предложения

Действие закона предложения иллюстрируется графически. На рис. 9 кривые предложения имеют положительный наклон. На графике рыночного предложения (рис.10) ситуация аналогична. Особенности рыночного предложения, характеризуемые через график, следующие.

1. Кривая рыночного предложения не пересекает оси координат. Предложение и цена всегда больше нуля, так как нулевые показатели означают уничтожение рынка.

2. Кривая предложения имеет крайние точки (А и В). Точка А означает минимальную цену и минимальное количество производимого товара. При цене, соответствующей точке А, в производстве участвуют производители с минимальными издержками. Точка В показывает максимально возможный объем производства при максимальном использовании ресурсов. Дальнейший рост цен практически не изменяет объемы производства, так как ресурсов для наращивания объемов нет.

3. При изменении цены производитель изменяет величину предложения, передвигаясь при этом по кривой предложения: вверх (от точки К к точке С) – при росте цены; вниз (от точки К к точке L ) – при падении цены.

 

P DS B

 
 


C

K

L

A

 

Q

Рис. 10. Кривая рыночного предложения

Бывают ситуации, когда цена на рынке не меняется, а производители начинают производить и предлагать к продаже иное количество товара. Происходит переход предпринимателя на иную кривую предложения (рис.11), изменение предложения как такового.

Р DS'' DS DS'

           
   
 
     
 
 


F'' F F'

A

О Q

Рис. 11. Смещение кривой предложения

Происходят такие изменения вследствие обстоятельств, не связанных с ценой, под действием детерминант предложения. Основные детерминанты предложения следующие.

1. Количество продавцов (производителей). При увеличении количества продавцов кривая сдвигается вправо, предложение растет.

2. Ожидания производителей. При ожидании будущего роста цен на товары текущее предложение падает, кривая предложения сдвигается влево. Продавец выжидает, придерживает товар. При ожидании падения цен на товары в будущем, текущее предложение растет, кривая предложения сдвигается вправо. Пример – сезонные изменения цен на овощи и фрукты.

3. Научно-технический прогресс. Рост производительности факторов производства сдвигает кривую предложения вправо.

4. Дотации, субсидии. Государственная поддержка способствует тому, что предприниматели, получая дополнительный доход, производят больше продукции (кривая предложения сдвигается влево).

5. Цены на ресурсы. Рост цен на ресурсы означает потерю предпринимательского дохода, производитель уменьшает предложение. Наоборот, снижение цен за ресурсы стимулирует предложение.

6. Налоги. Рост налогового бремени рассматривается предпринимателем как рост издержек производства. Кривая предложения сдвигается влево.

Покупатель и продавец товара встречаются на рынке для совершения акта купли-продажи. Несмотря на противоположность интересов (при росте цен покупатель уменьшает спрос, а продавец увеличивает предложение) продажа (покупка) товара означает, что оба субъекта рынка достигли компромисса. Построим кривые спроса и предложения в одной оси координат (рис.12). Точка пересечения кривых (Е) означает совпадение интересов покупателей и продавцов. В данной точке объективно складывается рыночная цена, происходит полная реализация товара. Если цена больше рыночной (Р), то возникают излишки товаров (область I). Если цена меньше рыночной, то складывается дефицит товаров, (область II).

P DD DS

       
   


I

 

Е

 
 


II

 
 


Рис. 12. График рыночного спроса и предложения

 

 

В условиях свободного рынка отклонение реальной цены от равновесной недолговременно. Цена восстанавливается за счет поведения покупателя и продавца. Если цена превышает равновесную, излишки продукции вынуждают производителя снизить цены. Если цена ниже равновесной, возникший дефицит способствует росту цен. При этом покупатель соглашается на рост цен с целью обеспечения доступности товаров.

Однако при изменении спроса и предложения под действием детерминант подобного восстановления не наблюдается. На рис. 13 видно, что при увеличении спроса (сдвиге кривой спроса вправо) сложилась новая равновесная цена (точка А), которая выше предыдущей (точка Е). Однако и в этом случае цена выполнила одновременно стимулирующую и сдерживающую функцию, способствовала приведению интересов покупателю и продавца в равновесное состояние.

P DD DD¢ DS

A

 

P E F К

       
 
 
   

 

 


· Q

Рис. 13. Восстановление равновесия при изменении спроса.

Рассмотрим ситуацию на рис. 13. Если бы цена оставалась неизменной (Р), то спрос покупателя переместился бы в точку К, а предложение производителя по-прежнему осталось бы в точке Е.Возникла бы ситуация дефицита товаров (отрезок ЕК). За счет повышения цены (отрезок АF) равновесие восстанавливается, дефицит преодолевается:

- покупатели товара при росте цен уменьшили спрос (отрезок КF), цена в данном случае выполнила сдерживающую функцию;

- производители товара в ответ на рост цен увеличили производство (отрезок ЕF), цена выполнила стимулирующую функцию.

Цена восстанавливает равновесие при изменении спроса или предложения, одновременно стимулируя одного субъекта рынка и сдерживая другого. При излишках товара цена снижается, сдерживая производителя, стимулируя покупателя. При товарном дефиците цена поднимается, сдержав спрос покупателя, стимулируя производителя.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...