Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические предпосылки конфликта и первая кашмирская война (1947-1948гг.)

В настоящее время бывшее княжество Джамму и Кашмир расположено на стыке пяти государств - Индии, Пакистана, Китая, Афганистана и Таджикистана. Территория Джамму и Кашмира составляет 222 236 кв. км.

Принято считать, что Джамму и Кашмир как бы «поделен» между тремя государствами. Около 85 тыс. кв. км контролируется Пакистаном, 99 тыс. кв. км - Индией, более 40 тыс. кв. км — Китаем. Главными соперниками по Кашмиру являются Индия и Пакистан, которых разделяет Линия контроля в Кашмире, установленная после индо-пакистанской войны 1971 г. Между тем «китайский» сектор к собственно кашмирскому конфликту прямого отношения не имеет и является наследием давнишнего картографического спора между Индией и Китаем относительно их границы.

Западный участок индийско-китайской границы проходит через труднодоступные горные районы Гималаев и Тибета, отличающихся пестротой этнического и религиозного состава.

Позиция Китая по индо-пакистанскому конфликту в Кашмире довольно сдержанная. Пекин надеется на мирное решение этой проблемы путем переговоров между Нью-Дели и Исламабадом. Индийско-китайские разногласия по поводу границы, в том числе незаконной, по мнению Нью - Дели, оккупацией Китаем района Аксай Чин, не увязываются напрямую с кашмирской проблемой и касаются ее лишь в связи с заключенным в 1963 г. соглашением между Пакистаном и Китаем о демаркации границы между китайским Синьзцяном и контролируемыми Пакистаном Северными территориями в районе Хунзы.

История территориального формирования княжества Джамму и Кашмир насчитывает не один десяток лет, и даже не одно столетие. Территорию бывшего княжества Джамму и Кашмир можно условно разделить на четыре историко-географических и этно-кулътурологических области. Все эти части отличаются друг от друга историческим прошлым, географическими условиями, этнолингвистическим и религиозным составом населения. До раздела единое целое представляли собой провинция Кашмир, входящая сейчас в состав индийского штата, и находящийся под юрисдикцией Пакистана «Азад Кашмир». Другая часть — Джамму с большинством индусского населения. Еще один район - Ладакх, где больше половины населения составляют буддисты. Отдельно выделяют Северные территории, находящиеся в настоящее время под юрисдикцией Пакистана. [1]

В современном геополитическом плане Джамму и Кашмир состоит из двух частей - индийской и пакистанской. Индийский штат Джамму и Кашмир, самый северный, занимающий стратегически важное положение, включает в себя три административные области: Джамму — узкую полоску Пенджабской равнины, предгорье и хребет Пир Панджал; Кашмир - Кашмирскую долину и Большой Гималайский хребет; Ладакх - высокогорное плато на границе с Тибетом. До раздела население Джамму и Кашмира составляло 4,02 млн. человек, 77% из которых - мусульмане, 20% - индусы, 3% - сикхи и приверженцы других вероисповеданий. По данным переписи 1981 г. население «индийского» Кашмира составляло 5 987 389 чел, из которых 64,2% составляли мусульмане, 32,25% - индусы, 2,23% - сикхи, остальные - буддисты, христиане и др. В Кашмирской долине проживало 3 134 904 чел. (95% - мусульмане-сунниты); 2 718 113 чел - в Джамму (66% - индусы) и 134 372 чел. — в Ладакхе (50% населения исповедуют буддизм ламаистского толка и 44% - ислам). В конце 1970-х гг. Ладакх был поделен на два дистрикта: Лех, где 80% населения составляют буддисты, а остальные — мусульмане-сунниты, и Каргил, 80% населения, которого представлено мусульманами шиитами. Таким образом, области Джамму и Кашмира отличаются друг от друга природными условиями, историческим прошлым, национально-этническим и религиозным составом. Область Джамму (площадь 26,3 тыс. кв. км) образовывает южную часть штата Джамму и Кашмир и включает 6 округов: Пунч, Раджаури, Дода, Удхампур, Джамму и Катхуа. Большинство населения Джамму, догры, по конфессиональной принадлежности — индусы, и раджпуты - по кастовой. Язык догров очень близок к панджаби, считается одним из его диалектов. До 1947 г. догры занимали привилегированное положение в Джамму и Кашмире, поскольку княжество управлялось махараджей из династии догров. Мусульмане не имели равных прав с догра на землю, торговлю и предпринимательство. Догра были освобождены от налогов. Социально - экономическое неравенство определялось этно-конфессиональными различиями. Напряженность между двумя общностями проявлялась в форме конфессиональной неприязни. [2]

Основное население Кашмирской долины — кашмирцы, говорящие на языке кашмири - индоевропейском языке дардской группы. С установлением в Кашмире мусульманского господства и принятием ислама лексика кашмири обогатилась заимствованиями из пушту, арабского и персидского (дари, таджикского) языков. Небольшой процент населения долины Кашмира составляют индусские брахманы - пандиты, к которым принадлежат выходцы из многих известных в Индии семей. Так, например, к кашмирским брахманам относится семья бывшего премьер-министра независимой Индии Дж. Неру, а также семейства Кауль, Кхар, Хаксар, Сапру и др. Коренное население северо-восточной области Ладакх - ладакхи - монголоидный народ, говорящий на диалекте тибетского языка и исповедующий буддизм ламаистского толка. В штате проживают и другие малые народы и племена: в районе Каргила — балты (монголоидный народ, исповедующий ислам), в районе хребта Пир Панджал - пахари, в южной части - полукочевой народ гуджоры, говорящие на одном из диалектов раджастханского языка, и др. Под юрисдикцией Пакистана находятся образованный в 1947 г. т.н. «Азад («Свободный») Кашмир» со столицей в г. Музаффарабаде и примыкающие к нему Северные территории. Площадь «Азад Кашмира» составляет 13 297 кв. км. По переписи 1981 г. в «Азад Кашмире» проживало около 1,98 млн. человек, а население Северных территорий составляло 0,575 млн. Большинство жителей «Азад Кашмира» по языку пенджабцы, кашмирцы и пуштуны, по религии - мусульмане-сунниты, составляющие здесь около 99% населения. В административном отношении «Азад Кашмир» делится на 8 округов: Музаффарабад, Мирпур, Бхимбер, Котли, Пунч, Баг, Судхнати, Нилам.

В ассамблее Джамму и Кашмира закреплено 16 мест, также остающихся вакантными. Статус Гилгит-Балтистана весьма своеобразен : там не действует конституция Пакистана, жители не имеют своих представителей в его законодательных органах, т.к. лишены права принимать участие в парламентских и президентских выборах. В то же время в этом районе сосредоточены крупные контингенты армии Пакистана, действуют спецслужбы и полиция, в ходу - пакистанские рупии. Интересна форма управления этими территориями. В соответствии с принятым в Исламабаде в 1994 г. уложением, выполняющим роль урезанной конституции Северных территорий, главой их администрации является находящийся большую часть времени в столице страны федеральный министр по делам Кашмира и Северных территории. [3] Законодательный совет имеет право избирать заместителя главы администрации, а также министров Северных территорий, подчиняющихся главе администрации. Практическое руководство осуществляет главный секретарь, чей офис расположен в Гилгите. В 40-60-е гг. XIX в. махараджа Кашмира установил контроль над частью Северных территорий, и они формально вошли в состав княжества. Однако Хунза, Нагар, Чилас и некоторые другие районы так и не были покорены кашмирскими правителями. Начиная с середины XIX в. англичане стали испытывать опасения относительно влияния Российской империи, которая все дальше продвигалась в районе Памира, и ее военные форпосты заметно приблизились к северным границам Гилгит-Балтистана. В 1892 — 1895 гг. англичане захватили независимые княжества Нагар, Чилас, Кох Гизар, Ишкуман и Ясин, однако, почти все их правители, не оказавшие такого сопротивления, как в Хунзе, сохранили ограниченную власть. В 1889 г. было создано британское агентство в Гилгите. Таким образом, все Северные территории перешли под фактический английский контроль. При разделе Британской Индии жители Северных территорий выступили против решения махараджи о включении этого края в Индию в составе Кашмирского княжества. Так называемые гилгитские скауты и другие отряды сопротивления, в конце концов, одержали победу и с января 1949 г. граница между Северными территориями и индийским штатом Джамму и Кашмир проходит по Линии контроля. Так этот край оказался в своем нынешнем статусе, причем входившие в его состав княжества Хунза, Нагар, Чилас, Пуниал, Ишкуман, Ясин и Гизар оставались полунезависимыми до 1972-1974 гг., когда они были ликвидированы в результате реформ и преобразованы в дистрикты. В настоящее время, в соответствии с проводившимися в Северных территориях опросами, практически все их политически активное население не удовлетворено существующим неопределенным положением. [4]

Значительная его часть желала бы видеть свои земли в качестве полноправной пятой провинции Пакистана (с точки зрения ряда местных экспертов, этого до сих пор не произошло только потому, что формальное присоединение Северных территорий к Пакистану вызвало бы нежелательную для Исламабада негативную реакцию значительной части международного сообщества). Есть там также и сторонники присоединения к «Азад Кашмиру» (в основном, кашмирцы), а также и те, кто выступает за независимость Северных территорий.

Отметим, что формирование границ княжества Джамму и Кашмир началось еще в первой половине XIX в., когда махараджа Ранджит Сингх , основатель сикхского государства в Пенджабе, благоволивший своему военачальнику индусу Гуляб Сингху из раджпутского (царского) клана народности пенджабцев-догра, в 1820 г. признал его правителем джагира (области) Джамму, после чего тот военным путем присоединил к своему княжеству в 1830-е гг. Ладакх , а в 1840 г. установил контроль над Балтистаном. В то же время Ранджит Сингх передал младшему брату Гуляб Сингха, Дхиян Сингху, небольшую область Пунч, также населенную мусульманами. В 1830-е гг. отмечались периодические восстания мусульман Пунча против индусского правления династии догров. В 1846 г., англичане, победив в первой Англо-сикхской войне, передали долину Кашмира, захваченную ими в результате первой англо-сикхской войны, в наследственное управление правителю княжества Джамму - махарадже Гуляб Сингху. Это событие было юридически закреплено договором, подписанным в г. Амритсаре 16 марта 1846 г., [5] в статье I которого говорилось, что Британское правительство передает махарадже горные районы к востоку от реки Инд и к западу от реки Равви. Статья III договора предусматривала, что за территориальные приобретения махараджа должен выплатить английскому правительству 7,5 млн. рупий, причем 5 млн. рупий - до 1 октября 1846г. Таким образом, Гуляб Сингх стал махараджей объединенного княжества Джамму и Кашмир. Ему потребовалось почти два года, чтобы при военной поддержке англичан утвердить свое правление в долине, где он встретил серьезное сопротивление со стороны местного населения. Вплоть до конца 1920-х гг. в Джамму и Кашмире (как, впрочем, и во многих других частях Индии) не отмечалось серьезных столкновений между индусами и мусульманами, вполне мирно уживавшихся вместе. В силу того, что мусульмане в принципе составляли большинство населения княжества, и сложилось представление о том, что социально-экономическое неравенство коснулось только их. Тем более разжиганию межконфессиональной розни, в основе которой лежали социальные противоречия, во многом способствовали сами власти. Довольно долгое время правителю княжества с подачи англичан удавалось обращать недовольство мусульманской части населения против индусов, а не против правящей верхушки. Однако с конца 1920-х гг. растущее недовольство населения сложившейся социально-экономической ситуацией в княжестве постепенно стало приобретать черты политического протеста. При этом первыми с социально-политическими требованиями выступили представители не мусульманской, а индусской общины кашмирских брахманов - пандитов. Под влиянием различных общественных и политических реформаторских движений, возникших в Индии на рубеже XIX и XX вв., в Кашмире появились первые объединения индусов - «Догра Сабха», «Ювак Сабха» и др. Первоначально серьезных политических лозунгов они не выдвигали, ограничиваясь требованием лишь социальных реформ, однако, они вдохновили наиболее активную часть мусульманского населения на создание аналогичных объединений. Касаясь истоков мусульманского движения в княжестве, укажем, что еще в 1905 г. тогдашний религиозный лидер мусульман долины Кашмира маулави Расул Шах создал в Сринагаре объединение «Анджуман-е-нусрат- уль-ислам», целью которого наряду с распространением «чистого» ислама было стремление добиться улучшения положения мусульман, в частности в сфере образования. В 20-е гг. XX в. это объединение, во главе которого встал новый духовный лидер кашмирцев маулави Ахмадулла Шах, выдвигало уже перед правительством княжества требования социальных преобразований. [6]

В становлении политических объединений в Кашмире можно выделить две особенности. С одной стороны, под влиянием растущих антианглийских настроений по всей стране, социально-политические требования и недовольства в княжестве были направлены против махараджи, не только как правителя княжества, но и как ставленника английской администрации. С другой стороны, в развитии политической оппозиции все большую роль начинает играть коммуналистские и религиозные факторы. Чрезвычайно рельефно эти тенденции проявились в ходе событий июня-июля 1931 г. в Сринагаре, связанных с индусско-мусульманскими столкновениями. Сринагар охватила волна мусульманских манифестаций и собраний, на одном из которых 25 июня 1931 г. впервые прозвучали призывы к насильственному сопротивлению власти махараджи. Подобные демонстрации жестко подавлялись властями, сопровождались вооруженными стычками между участниками манифестаций и полицией. Так, 13 июля 1931 г. вошло в историю Кашмира как «День мученика», когда в результате столкновений было убито более 20 демонстрантов-мусульман, после чего мусульманские протесты охватили как Кашмирскую долину, так и практически все округа в Джамму. Эти события положили официальное начало борьбе за освобождение от «власти чужаков» — как махараджи, так и индийских властей в целом. В октябре 1932 г. в княжестве была создана первая влиятельная политическая партия «Мусульманская конференция Джамму и Кашмира». Во главе партии встали религиозный лидер мусульман-суннитов Кашмирской долины Мирваиз Мохаммад Юсуф Шах и молодой политик, выпускник Алигархского мусульманского университета Шейх Мохаммад Абдулла. Название «Мусульманская конференция» было вполне логичным, так как она ставила своей целью защиту прав угнетенного населения, которое в большинстве состояло из мусульман. Однако по сути своей эта партия не была религиозной, и выступала с требованиями социальных преобразований и конституционных реформ.

Дальнейшая судьба княжества Джамму и Кашмир неразрывно связана с процессом раздела Британской Индии. Как известно, 3 июня 1947 г. Последний вице-король Британской Индии лорд Маунтбэттен представил свой план, предусматривающий раздел британской колонии. Дата передачи власти доминионам Индии и Пакистану была установлена 15 августа 1947 г. В тот же день этот план был поддержан в выступлениях по радио лидерами трех крупнейших религиозных общин Индии Дж. Неру, М.А. Джинной и сикхом Б. Сингхом. 18 июля 1947 г. Закон о независимости Индии был представлен в Парламент Великобритании и принят обеими его палатами. Закон предусматривал окончание британского правления в Индии и образование двух доминионов - Индии и Пакистана. Фактически основным принципом раздела Британской Индии стала религиозная принадлежность населения различных районов страны. Таким образом, территории с преобладающим индусским населением должны были войти в состав Индии, а с мусульманским - образовать новое государство — Пакистан.

Следует коротко напомнить, какие процессы привели к созданию условий, сделавших неизбежным расчленение Индии. В 1930-х гг. политические взгляды лидеров ведущей партии, выступавшей от имени мусульман, Всеиндийской мусульманской лиги все дальше расходились с идеями руководства ИНК, что привело к фактическому расколу индийского национально-освободительного движения. Лидер Мусульманской лиги М.А. Джинна, под влиянием, в частности, идей известного поэта и философа М.Икбала, к концу десятилетия занял позицию, исходящую из несовместимости индуизма и ислама, противоположности интересов индусской и мусульманской общин. Он утверждал, что индусы и мусульмане представляют собой «две разные нации». Взяв на вооружение «теорию двух наций», руководство Мусульманской Лиги выступило с идеей создания независимого «государства мусульман» на территории бывшей Британской Индии. Ведущая политическая партия Индии - ИНК - вынуждена была согласиться с подобной формулой раздела страны по религиозному принципу, учитывая, что другой реальной альтернативой могло быть либо сохранение власти англичан, либо начало гражданской войны на субконтиненте. Тем не менее, руководители Конгресса исходили из «теории одной нации» и не считали, что территории с мусульманским населением обязательно должны были войти в состав Пакистана. Однако, согласившись с «планом Маунтбеттена», руководство ИНК дало как бы молчаливое согласие на «конфессиональную» схему раздела Британской Индии. В августе 1947 г. процесс разъединения был практически завершен.

Раздел страны стал поистине трагической страницей в истории южно­азиатского субконтинента. Кровавые религиозно-общинные столкновения, многомиллионное переселение индусов в Индию, а мусульман — в Пакистан, крушение единой хозяйственной системы, на многие десятилетия омрачили отношения между двумя независимыми странами. Память о пережитой трагедии, взаимные обиды и обвинения по сей день затрудняют решение многих проблем между Индией и Пакистаном, а судьба Джамму и Кашмира является ярким тому свидетельством. Повторим, что по условиям раздела около 600 княжеств (несколько больших, но в подавляющем большинстве случаев некрупных и просто мизерных), формально не входивших в состав Британской Индии, должны были присоединиться к Индии или Пакистану или сохранить особый, но не признаваемый Лондоном, статус. Решение о дальнейшей судьбе должны были принимать правители самих княжеств, при этом, с точки зрения индийских лидеров, фактор религиозной принадлежности подданных, конечно, должен был учитываться, но не был определяющим. Основатели Пакистана придерживались противоположного мнения, и полагали вопрос о религиозной принадлежности большинства населения княжества ключевым при принятии решения. [7] Правитель Джамму и Кашмира решил обратиться одновременно к Индии и Пакистану с предложением о подписании временных соглашений, по которым стороны получали соответствующие права по обеспечению Джамму и Кашмира всем необходимым, включая топливо и продовольствие, организации инфраструктуры и т.д. При этом Хари Сингх преследовал цель создания на основе своего княжества «нейтральной территории» и получать помощь от двух сопредельных государств. Так, 12 августа 1947 г. он направил лидерам будущих Индии и Пакистана, послания, в которых предлагал заключить с обоими сроком на один год соглашения о временном статус-кво. Индийские лидеры, рассчитывая на присоединение княжества к Индии, проигнорировали это послание, в то время как Пакистан одобрил это предложение махараджи и 15 августа подписал соглашение с правительством Джамму и Кашмира.

Дели также рассчитывал на то, что склонявшийся в целом к присоединению к Индийскому доминиону кашмирский махараджа, вынеся свое решение, получит поддержку и населения княжества. Пакистан же, зная о готовящемся присоединении Кашмира, вырабатывал свои планы, которые могли бы воспрепятствовать этому. Не следует забывать и об общей атмосфере взаимного недоверия и вражды, царившей после кровавого раздела субконтинента. Атмосфера накалялась и в связи со слухами о расправах над мусульманами, распространявшимися среди пуштунских племен, населявших юго-западные районы Кашмира. Поднятый 22 октября пуштунскими ополченцами в г. Пунч мятеж под лозунгами создания «Азад Кашмира» (Свободного Кашмира) привел к тому, что уже 24 октября повстанцы подошли к столице княжества г. Сринагару. Такая молниеносная операция ополчения племен объясняется как поддержкой со стороны местных мусульман, недовольных правлением махараджи, так и переходом на сторону противников махараджи части военных, преимущественно мусульман из Пунча. 24 октября повстанцы провозгласили независимость от махараджи, провозгласив создание «Азад Кашмира». В условиях «форс-мажора» под угрозой захвата столицы княжества пуштунскими племенами Хари Сингх бежал в Дели, где 26 октября подписал акт о присоединении княжества к Индии. На следующий день подразделения индийских вооруженных сил высадились в Сринагаре и в ходе боев остановили наступление пуштунских племен, оттеснив их за р.Ури. Одним из требований Пакистана был вывод индийских войск с территории Джамму и Кашмира, в то время как индийская позиция сводилась к тому, что вопрос о выводе индийский сил может быть поднят лишь после отступления пуштунских племен. Выступая 2 ноября 1947 г. по всеиндийскому радио, Дж. Неру подтвердил заявление индийского правительства о том, что народ Кашмира путем проведения голосования имеет право определить свою судьбу, и только он один может решить, к какому доминиону присоединиться. В частности, он говорил: «Мы заявили, что судьба Кашмира в конечном счете находится в руках его народа. Это заявление, поддержанное махараджей, адресовано не только народу Кашмира, но и всему миру... Мы готовы после того, как будет установлен мир и порядок, провести референдум под международной опекой ООН». [8]

Между тем до конца осени — начала зимы 1947 г. в Джамму и Кашмире шли бои местного значения между индийской армией и силами правительства Азад Кашмира. Силы Азад Кашмира, в основном состоявшие из местных пуштунов и пуштунских ополченцев, постепенно начали получать все более значительную помощь со стороны пакистанских регулярных войск. Сначала это было добровольное участие отдельных пакистанских солдат, но по мере наступления индийской армии в бои вступили и регулярные пакистанские части. К декабрю 1947 г. в ходе боев в основном установилась линия фактического контроля, разделившая территории, подконтрольные Индии и Пакистану. Примечательно, что г. Пунч оказался на индийской территории, в то время как преобладающая часть области Пунч вошла в состав пропакистанского Азад Кашмира. О несогласии с решением махараджи о присоединении к Индии также заявили власти агентства Гилгит и княжеств Хунза, Нагар, Пуниал, Ясин, Ишкуман, Гизар, Чилас. Вместе с агентством Балтистан они вошли в состав Пакистана, став частью его Северных территорий. Под контролем Индии осталась большая часть долины Кашмира с главным городом Сринагаром, расположенная к югу от долины область Джамму с одноименным городом, и обширная восточная область Ладакх (Малый Тибет) с административным центром в г.Лех. По распространенному мнению, кашмирская проблема возникла после раздела Британской Индии в 1947 году и последовавшего за ним решения индусского правителя княжества Джамму и Кашмир о присоединении к Индии. Однако корни конфликта лежат гораздо глубже, чем думают многие. Их следует искать в политике, проводившейся в регионе Великобританией в 19 веке, когда Кашмир (область с почти полностью мусульманским населением) был продан индусскому махарадже соседнего горного княжества Джамму, в результате чего появилось новое политическое образование – княжество Джамму и Кашмир. Возможно, британцы вполне искренне полагали, что подобные действия повышают их популярность среди кашмирцев, ведь последние считались потомками некогда насильно обращенных в ислам индусов и, как ожидалось, должны были увидеть в колониальных властей восстановителей исторической справедливости.

Результаты такой политики оказались противоположным ожидаемым. Княжество Джамму и Кашмир уже в колониальный период превратилось в зону нестабильности. Вплоть до 1947 года оно пребывало в состоянии скрытого этнического и религиозного конфликта. Иногда конфликт принимал явные формы. Так, в 1931-1932 гг. Кашмир был охвачен народным восстанием, подавить которое колониальные власти смогли только с помощью авиации. Всякий раз когда речь заходит о колониальной или независимой Индии, неизменно подчеркивается весьма существенная особенность этой жемчужины британской короны - поликонфессиональный состав населения субконтинента.

И действительно, наряду с доминирующим индусским большинством в стране проживают представители многих религий, в том числе и мировых. Из всех религиозных меньшинств мусульманская община являлась наиболее крупной и представительной. Уход британцев из Южно-Азиатского региона в 1947 году оставил бывшую колонию разделенной на два государства. Англичане умело играли на противоречиях между индусами и мусульманами, сложившихся еще со времен Великих Монголов, для укрепления своих позиций на полуострове Индостан.

Еще в 1940 году, за семь лет до получения независимости, Мусульманская Лига официально предложила разделить Индию на два государства, индусское и мусульманское. Произошедшее в 1947 году создание двух независимых государств – Индии и Пакистана – прошло под знаком внутриобщинной солидарности. Две основные общины, были противопоставлены друг другу, вплоть до ожесточенных межобщинных столкновений. Естественно, что политические элиты «новых независимых» государств Индии и Пакистана претендовали на представление интересов всех мусульман и всех индусов, невзирая на их этническую принадлежность или проживание в полусамостоятельных исторических государственных объединениях типа княжеств Хайдарабада или Кашмира. Согласно «плану Маунтбеттена» 3 июня в 1947 году утвердили «акт о независимости Индии»

Территории с преобладающим индусским населением должны были стать частью Индии, тогда как территория с преобладающим мусульманским населением присоединялись к новому государству Пакистан. В соответствии с «Актом о независимости Индии», правители 562 княжеств, занимавших треть территории Британской Индии, должны были сами решать вопрос о вхождении княжества в один из образующихся доминионов или сохранить прежние от ношения с Англией. 25 мая 1947 г. Маунтбеттен встретился с 75 самыми влиятельными князьями для того, чтобы убедить их в необходимости принятия решения о будущем княжеств до 15 августа. Индийская элита и широкие слои населения Индии не могли себе представить, что Кашмир мог бы быть безвозвратно потерян. К 15 августа 1947 г., на которое было назначено официальное провозглашение независимости Индии, махараджа Кашмира, в отличие от правителей большинства других княжеств, еще не принял решения о том, будет ли Кашмир присоединяться к Индии или Пакистану, и к кому из них, или же будет добиваться независимости. Судьба Кашмира решалась в сложной политической обстановке вражды между мусульманским и индийским населением бывшей Британской Индии. Образование двух доминионов сопровождалось погромами и другими актами насилия.
Атмосфера в Кашмире вынудила британские власти отказаться от провозглашения независимости Кашмира, и они стали поддерживать позицию Пакистана, который был более послушным для них в то время. История свидетельствует о провале британской политики в Кашмире. Но какая политика могла бы быть успешной? Ответ на этот вопрос до сих пор не найден, и Кашмир продолжает оставаться «горячей точкой» планеты. Между тем поиск решения является жизненно важным, поскольку кашмирский конфликт, давно ставший международным, может перерасти в войну с последствиями, возможно, фатальными для всей планеты.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...