Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кашмир и индо-пакистанская война 1971 г. Симлское соглашение и временная стабилизация обстановки (1971-1982)

Несмотря на определенное затишье, которое всегда наступает после открытых столкновений между Индией и Пакистаном, напряженность сохранялась. Не был выполнен ряд требований, взятых на себя сторонами, в том числе прекращение враждебной пропаганды, которая является одним из основных катализаторов напряженности в Кашмире. Начался новых виток гонки вооружений. Кроме того, Пакистан открыто заявлял, что до тех пор, пока кашмирский вопрос не будет решен, длительный мир между странами невозможен. Поводом для нового обострения пакистано-индийских отношений летом 1970 г. стало заявление тогдашнего премьер-министра Индии Индиры Ганди в Сринагаре о том, что «вопрос о Кашмире решен раз и навсегда... Индийская сторона исходит из того, что Индия вообще-то может проявить уступчивость, но только не в вопросе о Кашмире». В ответ на это 23 августа 1971 г. пакистанское правительство направило Индии ноту протеста. В ней отмечалось, что отказ Индии разрешить кашмирский спор на основе резолюций ООН 1948 и 1949 гг. — единственная причина напряженности на Индостане. В речи на ГА ООН в 1970 г. президент Пакистана генерал A.M. Яхья Хан предложил, чтобы обе стороны вывели с территории Джамму и Кашмира свои войска и создали условия для проведения плебисцита. Индийская сторона ответила, что не может вывести войска со своей территории. В феврале 1971 года Пакистан несколько раз обращался с жалобами на Индию в СБ ООН. Кашмирская проблема в тот момент использовалась пакистанскими властями с целью отвлечь население от других исключительно внутриполитических проблем, связанных с кризисом в Восточном Пакистане. Все это повлекло за собой учащение инцидентов на индийско-пакистанской границе. [14]

Война 1971 г., приведшая в результате поражения пакистанской армии к образованию на месте Восточного Пакистана независимого государства Бангладеш затронула и территорию Джамму и Кашмира, а заключенное после окончания войны Симлское соглашение содержит пункты, непосредственно влияющие на решение кашмирской проблемы. В ходе боев на западном фронте обе стороны, главным образом Индия, захватили чужие территории как вдоль общепризнанной межгосударственной границы, так по линии прекращения огня в Кашмире. Поражение Пакистана в войне привело к изменениям политического режима в нем. К власти в качестве президента и администратора военного положения пришел З.А. Бхутто, - лидер наиболее популярной Пакистанской народной партии. Он, в частности, заявил, что конфронтация с Индией будет продолжаться до тех пор, пока не будут решены все спорные проблемы, включая Кашмир.

28 июня 1972 г. открылась конференция между лидерами Индии и Пакистана в Симле. В ходе переговоров стороны, в конце концов, пришли к компромиссной формулировке относительно Кашмира, зафиксированной в Симлском соглашении от 3 июля. В соглашении отмечается, что в Джамму и Кашмире обе стороны будут уважать линию контроля, образовавшуюся в результате прекращения огня 17 декабря 1971 г., без ущерба для признанной позиции каждой стороны. Ни Индия, ни Пакистан не будут стремиться в одностороннем порядке изменить ее независимо от обоюдных разногласий и юридической интерпретации. Обе стороны в дальнейшем берут на себя обязательства воздерживаться от угрозы или применения силы с целью нарушения этой границы. В результате под контроль Индии отходила территория площадью 480 кв. миль, принадлежавшая ранее Пакистану, а в подчинение к Пакистану - 53 кв. мили бывшей индийской территории. [15]

Симлское соглашение, впрочем, лишь закрепило «статус-кво», а фактически стороны остались на прежних позициях. Пакистан продолжал настаивать на проведении плебисцита, а Индия заявляла, что Кашмир — это неотъемлемая часть Индийского Союза. Если давать оценку выполнению обязательств, данных в Симле, необходимо еще раз повторить, что существовал разный подход к одним и тем же вопросам, различное толкование достигнутых соглашений. Так Индия считала, что Симлское соглашение предусматривает урегулирование спорных проблем исключительно на двусторонней основе, Пакистан же считал возможным обращаться к третьим странам. Более того, пакистанская пропаганда доказывала, что соглашение в Симле «признало позицию Пакистана по кашмирскому вопросу и необходимость его решения в соответствии с общепризнанными нормами международного права». Надо, однако, отметить, что за весь период деятельности правительства З.А. Бхутто кашмирский вопрос был поднят Пакистаном на международной арене только один раз, да и вообще политика Бхутто в этом вопросе из-за проигрыша Пакистана в войне 1971 г. была менее агрессивной, чем политика его предшественников. На протяжении всего относительно спокойного десятилетия после войны 1971 г. обе стороны принимали меры, направленные на укрепление своих позиций в Кашмире. Нужно отметить в связи с этим, что позиция Шейха Абдуллы претерпела эволюцию еще в 1972 г. Ему стало очевидно, что Пакистан в новых условиях не в состоянии активно выступать в поддержку требований о самостоятельности или проведении плебисцита. Поэтому компромисс с Дели стал неизбежен. Шейх Абдулла отказался от требования независимости, а позднее 21 марта 1974 г. он заявил, что оккупированная Пакистаном территория Кашмира является частью Индии, «которую мы должны освободить». Пакистан в ответ заявил, что ничто не может лишить жителей Кашмира права на самоопределение. Исламабад предпринял шаги по укреплению связей между пакистанской частью Кашмира и остальной страной. 24 августа 1974 г. была введена в действие временная конституция «Азад Кашмира», которая существенно реформировала систему управления областью, закрепив за ней формально самостоятельный статус. [16]

В феврале 1975 г. было объявлено о достижении соглашения между правительством Индии и Шейхом Абдуллой, которое предусматривало отказ Шейха от требования о проведении плебисцита. Шейх Абдулла был назначен главным министром штата Джамму и Кашмир. В марте того года обе палаты индийского парламента одобрили это соглашение. В дальнейшем обе стороны пытались оказать давление друг на друга в этом вопросе, хотя, скорее всего, обе понимали, что силовым путем они не смогут навязать свое мнение.

Период 1977 - 1980 гг. был наиболее спокойным в отношениях Индии и Пакистана в целом и в частности в споре вокруг Кашмира. Этот период начался со смены правительств как в Индии, так и в Пакистане. В июле 1977 г. в результате военного переворота в Пакистане к власти пришел генерал М. Зия-уль-Хак. З.А. Бхутто был арестован. Военный контроль был также установлен и в Азад Кашмире, где 10 августа Законодательное собрание было распущено, а главой правительства назначен генерал Абдур Рахман-хан до проведения новых выборов. Надо отметить, что индийская сторона опасалась, что с приходом к власти в Пакистане военного правительства Зия-уль-Хака возобновятся так называемые «операции моджахедов», пересекающих линию прекращения огня.

В индийской прессе увеличилось число сообщений о проникновении пакистанских вооруженных группировок из Азад Кашмира на территорию Долины Кашмира. В августе 1978 г. в Лок Сабхе (нижней палате индийского парламента) проходили оживленные дебаты по вопросу пограничной безопасности в Джамму и Кашмире. Их причиной стало сообщение министра обороны Индии Дж.Рама об аресте незадолго до этого 138 членов пакистанских вооруженных группировок при попытке пересечения ими линии прекращения огня. Однако администрация Зия-уль-Хака не стремилась обострять кашмирский вопрос. Напротив, она пришла к выводу, что лучше всего строить отношения в духе Симлского соглашения 1972 г. и исходить из концепции двусторонних переговоров. Такая позиция как нельзя лучше согласовывалась с задачами индийского правительства «Джаната партии» (Народной партии), пришедшего на смену правительству И. Ганди в 1977 г. Это правительство объявило о своем желании нормализовать отношения с соседями, прежде всего с Пакистаном, чему должны были служить двусторонние переговоры. Вскоре эти переговоры состоялись. В ходе них Зия-уль-Хак заострил внимание на кашмирской проблеме, заявив, что Пакистан, как и Индия, стремится к нормализации отношений, но это возможно лишь при условии ее решения в соответствии с резолюциями ООН, т.е. на основе плебисцита. [17]

Генерал Зия-уль-Хак в ходе переговоров подчеркивал, что два постоянно действующих фактора накладывают негативный отпечаток на отношения между странами. Один из них — это кашмирский вопрос, а другой - атмосфера взаимного непонимания и недоверия. В ответ индийская сторона заявляла, что в будущем Индия и Пакистан должны идти путем сотрудничества, не связывая прогресс на этом пути с решением кашмирской проблемы. Пакистанская сторона считала такую постановку вопроса неправомерной, отмечая, что она создает порочный круг, так как, с ее точки зрения, «главным причинам разногласий следовало уделять первостепенное внимание».

 

Начало десятилетия в Индии было ознаменовано сменой политического руководства. В январе 1980 г. победу на всеобщих выборах вновь одержала партия ИНК во главе с И. Ганди. Новое правительство столкнулось с необходимостью принимать какие-то меры в связи с вспыхнувшими беспорядками в Джамму и Кашмире, которые явились следствием антииндуских выступлений воинственно настроенных мусульман в Сринагаре в августе 1980 г. Сама внутренняя политическая ситуация в Кашмире являлась причиной напряженности. По мнению некоторых исследователей, политика Шейха Абдуллы не совпадала с курсом нового правительства И. Ганди. В Дели считали, что главный министр штата Джамму и Кашмир не отказался от идеи его независимости и может поставить под сомнение нахождение Кашмира в составе Индии. В специальном обращении 13 июля 1980 г. Ш. Абдулла заявил, что «никому не будет позволено поработить нас снова, будет ли это Индия или Пакистан». Из этих слов видно, что он вновь, как будто, вернулся к идее независимости Кашмира, его превращения в своего рода Швейцарию Южной Азии. Именно она вдохновляла Шейха еще во времена движения «Вон из Кашмира» в 1946 г. Такая его позиция естественно раздражала Дели и, опасаясь возможности ослабления влияния центрального правительства в штате, И. Ганди принимает решение назначить в 1980 г. новым губернатором Джамму и Кашмира своего родственника Б.К.Неру, который стал ее доверенным лицом.

В 1981 г. Шейх Абдулла принял решение, очевидно, не без давления со стороны Дели, передать власть в руки своего сына Фарука Абдуллы. Тот вскоре после этого в августе 1981 г. становится президентом партии Национальная конференция. Одним из последних политических шагов, которые успел предпринять Ш. Абдулла, стало внесение им в марте 1982 г. на рассмотрение Законодательного собрания Закона о переселении беженцев, согласно которому правительство штата Джамму и Кашмир, а не центральное правительство в Дели могло решать все вопросы, связанные с возвращением и получением гражданства беженцами из бывшего княжества Джамму и Кашмир. Подобная самостоятельность открывала бы путь к фактической независимости штата. Этот закон был на стадии рассмотрения в парламенте штата, когда 8 сентября 1982 г. Ш. Абдулла скончался. После его смерти все проблемы, которые последовали за одобрением этого Закона Законодательным собранием, пришлось решать Ф. Абдулле, который занял пост главного министра. События разворачивались стремительно: 21 сентября 1982 г. губернатор штата Б. К. Неру вернул Закон на доработку в Законодательную Ассамблею, которая вновь приняла его 4 октября. Это привело к конфликту между губернатором и большинством в Законодательной Ассамблее, а точнее к противостоянию центрального индийского правительства, представителем которого был губернатор, и властями штата. Ф. Абдулла согласился направить этот Закон на рассмотрение Верховного Суда Индии, так как фактически Закон вовлекал штат во внешнюю политику, признавая за местными властями право допуска на территорию Республики Индия иностранных граждан. Этот конфликт может рассматривать как завершающий аккорд более или менее благополучной фазы развития конфликта вокруг Кашмира, начавшейся после поражения Пакистана в войне с Индией в 1971 г. и заключения Симлского соглашения. [18]

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...