Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дикционно-орфоэпический ансамбль.

Дикция - навык правильного (грамотного и отчетливого) произнесения литературного текста в пении. Дикция связана с особенностями текста, а также с характером произведения. Для гомофонно-гармонического изложения типично одновременное произнесение текста, для полифонического - разновременное. Определить особенности пения без текста - вокализ, «закрытым ртом» и др. Выписать литературный текст произведения с вокальным переносом слогов в соответствии с орфоэпическими, дикционными и артикуляционными нормами.

Выявить дикционные трудности произведения и показать методы, приемы и упражнения для их преодоления. Определить степень влияния на произведение динамики и тесситуры.

Выписать литературный текст произведения, проставить верные ударения в словах, выделить главные по смыслу слова логическими ударениями, расставить логические паузы (цезуры).

Тембровый ансамбль.

Тембр рассматривается не как свойство голоса, а как певческая манера. Композитор предписывает каждому произведению определенный тембр. Классические произведения требуют округлого, прикрытого звучания, народные песни допускают открытость.

Кроме того, на ансамбль влияют тесситурные условия. Для низкой тесситуры характерна тихая звучность, для средней - умеренная, для высокой - громкая. Если композитор учитывает эти качества - ансамбль естественный, если другиетесситурно-динамические соотношения, ансамбль искусственный.

Определить трудности в работе над ансамблем хора и солиста, хора и аккомпанемента.

Темп- анализ темпового плана, перевод всех итальянских обозначений, соответствие содержанию, ферматы, агогические изменения.Агогика- небольшое отклонение от темпа (ускорение, замедление) внутри фразы при условии его сохранения в целом.

Динамика(динамические оттенки или нюансы) – подвижные (крещендо, диминуэндо) и неподвижные (устойчивые, неизменяемые).Нюансировка служит важным средством выразительности, она связана с музыкальной формой, фразировкой, стилем произведения.Наиболее трудный нюансв хоре –ff, т.к. всегда есть опасность форсирования; в этом нюансе труднее установить ансамбль и строй, аppдолжно быть слышимом, звучным («не проваливаться»).

Нюансомназывается также обозначениехарактера звучания (например, маэстозо – торжественно, дольче – нежно и т.д.)

Дикция- правильноеформирование (произношение) - гласных и согласных в соответствии с правилами певческой орфоэпии. (Орфоэпия - соблюдение правил произношения, принятых в данном литературном языке). Описатьредукцию гласныхв данном тексте,редукцию согласных, т.к. в пении отдельные безударные гласныередуцируются(ослабляются в силе – заглушается их фонетическая ясность, укорачиваются). Например, «О» приближается к «А» (Москва), «Я» к «Е» (обняла) и т.д.

Отметить особенности произношения иностранных текстов. Интонирование звонкой соглас­ной на высоте следующей за ней гласной; одновременное и чет­кое произношение согласных в конце слова, большое количество шипящих и свистящих звуков; многобуквенные слоги; несовпадение метроритмического акцента музыки и логического ударе­ния слова, хоровые скороговорки и др.

Дыхание -исходя из особенностей хоровой фактуры: общехоровое, по партиям; в медленном темпе - глубокое, крепкое; короткое - быстрых темпах и коротких фразах; цепное дыхание. С точки зрения формы: по фразам, цепное, В связи с характером произведения; характер вдоха.

Характеристика приемов звуковедения:legato, попlegato,marcato,staccatoи т.д.

Атака звука:твердая, мягкая, придыхательная.

Вышеупомянутые трудности- лишь небольшая часть тех, которые могут встретиться в работе над хоровым произведе­нием.

Главное - выявить их при анализе и найти пути их преодо­ления

Все разделы репетиционного планадолжны основываться на конкретных примерах данного произведения, связываться с текстом, предлагать эффективные и оптимальные методы работы.

Исполнительский анализ

Необходимо определить специфические стилевые исполнительские трудности произведения с учетом особенностей жанра и формы (хоровая миниатюра, крупная вокально-инструментальная форма; куплетность, репризность и т.д.). Осознаниетворческого стиля композитора,эпохи, в которой формировался стиль этого композитора.

Определить характерный для данного произведения основной исполнительский принцип: цельность, непрерывность развития, или эпизодичность, детализация, периодичность и др.

Представить подробный исполнительский план произведения с указанием совокупности выразительных средств: агогики, артикуляции, динамики, тембральных красок, качества звука (светлый, матовый, легкий), характера звуковедения (legato, поп legato, marcato, staccato), темповых соотношений, вопроса исполнения кульминаций, выра­зительной фразировки в соответствии с характером произведения, образом; рас­становка дыхания, ритмические особенности и т. д.

  • Темп. В соответствии с характером произведения и его частей устанавливается темповый план, отмечаются метрономические указания. Анализ использования темповых колебаний: основной темп, кратковременные отклонения в сторону замедления или ускорения, агогические нюансы, ферматы. Проставить в партитуре исполнительские темповые и агогические обозначения (желательно вписать их контрастным цветом).
  • Динамика. Динамические, эмоциональные нюансы, подвижные нюансы, связь динамики с дыханием, звукообразованием, тембром. Проставить в партитуре исполнительскую динамику (желательно выделить ее контрастным цветом).
  • Тембр.В пределах основной тембровой зоны определить тембровые изменения, степень округленности звука. Классические произведения требуют более округлого, прикрытого звучания, в народных песнях допускается некоторая открытость. Также открытым, ярким звуком выражается большая радость, гордость, ярость. Приглушенные звуки служат для выражения сдержанности чувств, затаенности, таинственности, робости. Обязательно проанализировать связь тембра с дикцией и мимикой поющих.
  • Певческое дыхание.Перечислить виды певческого дыхания, которые будут применяться хором. Описать каким по длительности, глубине и характеру будет то или иное дыхание. Проставить в партитуру дыхание, обозначив его «галочкой».
  • Кульминация (наиболее напряженный момент в развитии музыкальной формы) и средства их достижения (динамика, агогика, тесситура, ферматы, ритм, гармония и т.д.).Определить главную(мелодическую)и частные динамические кульминации.
  • Фразировка– важное средство выразительности (отчетливое художественно-смысловое выделение музыкальных фраз и других построений при исполнении произведения). Фразировка использует разграничение при помощицезур, объединение при помощилиг,артикуляцию,нюансировку. Выписатьфразировку(выделение интонационных «вершин» фраз, предложений, периодов). Кульминация может быть «тихой» или отсутствовать.

Анализ дирижерских исполнительских средств и приемов. Составной частью исполнительского анализа являются: оп­ределение этапов работы над произведением с исполнительским коллективом; определение необходимых приемов дирижерской техники. Показ вступлений, снятий, цезур, наличие фермат, дробленых долей и др. Обосновать выбор схемы, звуковедения, xapaктepa жеста, форму кисти, степень участия той или иной части руки в дирижерском движении (кисть, предплечье, плечо), подбор рабочих жестов, формирование эмоционально-выразительных задач.

Определить средства дирижерской выразительности: темп и жест, динамика и жест, тембр и жест, фактура и жест, артикуляция (legato, поп legato, staccato) и жест, фразировка и жест.

III. Заключение

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...