Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ритмическая организация речевого акцентного стиха

Ритмическая организация речевого акцентного стиха обуславливается чередованием ударных и безударных слогов, в зависимости от расположения которых различают три его типа: силлабический, тонический и силлабо-тонический.

Силлабическойсистемой стихосложения пользовались рус­ские поэты-виршевикиXVIIIвека. Ими было разработано более десятка размеров, которые по количеству слогов в строке на­зывались пятнадцатисложным, четырнадцатисложным, тринадцатисложным и т.д. Главная особенность силлабичес­кого стихосложения — сохранение одинакового количества слогов в стихах, которые в большинстве случаев объединены парной рифмой и более или менее сходным расположением ударений внутри строк.

В тоническом стихосложенииотсутствует присущая сил­лабическому стихосложению равносложность. Ударения внут­ри строк могут варьироваться за счет различного количества безударных слогов. Этот тип стиха встречается в былинах, при­читаниях и некоторых других фольклорных жанрах, а также в творчестве Маяковского, Блока, Асеева и других поэтов.

Наибольшее же распространение в русской поэзии XIX—XXвв. получилосиллабо-тоническое стихосложение, в кото­ром учитывается как число слогов, так и количество ударе­ний, и место их расположения. Поскольку ударения здесь повторяются регулярно, то повторяемое сочетание ударяемо­го и одного или нескольких безударных слогов образует наи­меньшую единицу членения — стопу, характерную для того или иного размера.

Основных размеров пять. По числу слогов, составляющих стопу, они называется двухсложными и трехсложными.

Ямб— двухсложный размер:ں 

Хорей— двухсложный размер: ں

Дактиль— трехсложный размер: ںں

Амфибрахий— трехслож­ный размер:ں  ں

Анапест— трехсложный размер:ں ں 

В зависимости от количества стоп, входящих в стих, его именуют двухстопным, трехстопным, четырехстопным, пяти­стопным и т.д. (четырехстопный ямб, шестистопный хорей). Чтобы определить размер стихотворения, нужно просле­дить порядок чередования ударных и безударных слогов на протяжении нескольких строк. Только в этом случае харак­терные признаки размера проявляются вполне отчетливо.

Следующая после стопы единица членения — строка (стих) разделяет стихотворную речь на отрезки, обладающие, вне за­висимости от синтаксиса, определенным интонационным единством. Поэтому в конце стиха обязательно возникает ин­тонационная каденция, а каждый стих отделяется от другогоцезурой.

Сочетание двух или нескольких поэтических строк, объе­диненных системой рифм, образует наиболее крупную едини­цу членения стихотворной речи — строфу.

Таким образом, возникают три постоянно увеличивающи­еся в масштабах структурно-временные единицы стихотворе­ния: стопа, стих (строка), строфа.

Как следует из сказанного, поэтическая речь имеет, подоб­но музыке, определенную метроритмическую организацию, расчленяясь на сопоставимые между собой отрезки. К тому же силлабо-тоническая системас ее равномерным периодическим чередованием однородных стоп в чем-тоаналогична регулярному метру в музыке.Наконец, такие единицы членения му­зыки, как«фраза»,«предложение»,явно заимствованы из строения речи. Все это говорит о наличии существенных пред­посылок взаимодействия музыкального метра и синтаксиса со строением текста, о связях временной организации поэтичес­кой речи и музыки.

Естественно, что пристальное внимание дирижера к раз­меру стиха, к количеству ударных и безударных слогов и месту их расположения может оказать ему существенную помощь в метроритмической организации музыкального текста и фразировке.

6. Звуковедение

Одно из основных художественно-выразительных средств

Хорового звучания.

Хоровое пение располагает различными вокальными штрихами, среди которых значительное место занимают приемы звуковедения. Эти приемы диктуются характером музыки, особенностями ее фактурного изложения. В хоровом пении и дирижировании наиболее часто используемые –legato, non legato (markato), stakkato.

Все указанные приемы звуковедения могут быть осуществле­ны лишь при условии умения певцов пользоваться дыханием. По­этому во время исполнения того или иного певческого штриха руководитель должен обращать внимание участников хора на взаимосвязь звуковедения с дыханием, мышцами брюшного прес­са, диафрагмой.Например, при звуковеденииlegatoнельзя сни­мать звук с дыхания, а при исполненииstaccatoнадо петь, как бы коротко прерывая (ослабляя) дыхание, но постоянно сохраняя при этом активное состояние мышц, регулирующих дыхательный про­цесс.

Существует три главных приема певческого звуковедения:

1. Legato,что означает «плавно, связно». Это наиболее труд­ный для овладения прием звуковедения. Вместе с тем именно на­выки пения без толчков являются для певцов основополагающими. На базе пенияlegato вырабатываются все другие навыки звуко­ведения.

Петь legato, незаметно переходя от звука к звуку, как бы пе­реливая голос из звука в звук, сохраняя на одном уровне силу всех составляющих мелодию звуков или постепенно усиливая и филируя их, есть большое певческое искусство.

Лучше всего прием legatoудается в пении на гласные или с закрытым ртом. Самое трудное — сохранитьlegato при пении ме­лодии с текстом, так как согласные звуки, встречающиеся в нем, неизбежно прерывают вокальную линию. Необходимо добиваться как можно более короткого, но четкого и мягкого произношения незвучащих согласных, особенноб, п, к, д, т.

Пение legato можно сравнить с непрерывным и ровным звуча­нием смычка струнных инструментов. Так же ровно, плавно дол­жен звучать певческий голос. Лирические напевные произведения исполняются приемомlegato.

Дирижирование:

Прием legato(легато - связно): мягко, пластично, плавно, тягуче, ровно, без толчков. «Точки» на гранях долей в дирижерских схемах почти стираются, а доли схемы связываются между собой. Для этого необходимасвобода всего мышечного аппарата (кисти, предплечья, плеча).

2. Staccatoозначает «отрывисто». Этот прием звуковедения прямо противоположенlegato. Переходить к нему рекомендуется после овладения навыком связного, плавного пения. Обозначается этот штрих точками над или под нотами. При исполненииstaccatoзвуки как бы подчеркиваются голосом легкими толчками (акцен­тами) и отделяются друг от друга цезурами (короткими паузами). Согласные с конца слога (если они не стоят в конце слова) пере­носятся к началу следующего слога. Приемstaccatoиспользуется в подвижных, шуточных произведениях в звукоизобразительных целях.

Дирижирование:

Прием stakkato(стаккато - отрывисто) обычно исполняется либо одной кистью, либо кистью с предплечьем. «Точки» фиксируются очень четко, остро и отчетливо. Плечо и предплечье должны быть при этом абсолютно свободны. Путь от «точки» до «точки» в дирижерской схеме предельно сокращен.

3. Non legato— буквально — неlegato, не плавно, не связно. Этот штрих состоит как бы из элементов двух предыдущих: с од­ной стороны, приемnon legatoпредусматривает некоторое под­черкивание каждого звука мелодии (какstaccato), но при этом нельзя допускать нарочитости акцентов, то есть, с другой сторо­ны, исполнять мелодию надо на основе непрерывности, не делая цезур (пауз).

Штрихом non legatoисполняются, например, произведения в подвижном темпе, когда следует передать характер взволнован­ности или особую значительность подчеркиванием каждого слога текста (Танеев. «Посмотри, какая мгла»). В работе над такими хоровыми партитурами следует наметить и выполнять динамику фраз, предложений, чтобы не получилось однообразное пение «по слогам».

Дирижирование:

Прием non legato(нон легато - несвязно): комбинированный, промежуточный, т.к. соединяет в себе особенности звуковедения иlegatoиnonlegato. Доли разграничены по отношению друг к другу, долевые движения ускорены, увеличивается значимость «точки» - исполняется упруго, с большей отдачей.

Markato(маркато - подчеркивая) требует острого, четкого удара кисти, но с сохранением эластичности, движение руки должно быть непрерывным

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...