Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ВОСТОЧНОАЗИАТСКИХ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ САДОВ И ПАРКОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ САДОВОДЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КИТАЯ

Голосова Елена Владимировна

 

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ВОСТОЧНОАЗИАТСКИХ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ САДОВ И ПАРКОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ САДОВОДЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КИТАЯ

(на примере Китая, Японии и Великобритании)

 

 

Специальность – 06.03.03 - Агролесомелиорация и защитное лесоразведение, озеленение населенных пунктов, лесные пожары и борьба с ними

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора сельскохозяйственных наук

 

Москва – 2011

Работа выполнена в Учреждении Российской академии наук

ГЛАВНЫЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД им. Н.В.Цицина РАН

и

в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА

 

 

Официальные оппоненты:

 

Доктор биологических наук,

профессор Коровин Владимир Владимирович

 

Доктор биологических наук,

профессор Карписонова Римма Анатольевна

Доктор исторических наук,

академик РАН, профессор Мясников Владимир Степанович

 

 

Ведущая организация - Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

Защита состоится 27 апреля 2011 г. в 10-00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.146.02 при ГОУ ВПО «Московский государственный университет леса» по адресу 141005, Мытищи-5, Московская обл, ул.1-я Инститктская.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета леса.

 

Автореферат разослан «___» _____________________ 20 ___ г.

 

Учёный секретарь Диссертационного совета

Кандидат сельскохозяйственных наук Васильев С.Б.

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.В век бурного развития индустрии, увеличения скоростей передвижения, кардинального изменения технологий - экономические, политические и культурные границы между странами становятся достаточно прозрачными для взаимного проникновения культур и обмена достижениями. В рамках рассматриваемой проблемы можно найти множество не связанных на первый взгляд факторов, влияющих на появление в конкретных регионах результатов влияния других культур в садах, парках и других объектах озеленения городов. Средствами проникновения иностранных культур являются: развитие полиграфии (выпуск хорошо иллюстрированных изданий о садах, городах, природных объектах), развитие международного туризма, повышение благосостояния граждан в большинстве стран западной Европы и юго-восточной Азии, появление новых строительных технологий и материалов, изменение технологий выращивания растений в питомниках, научные успехи в области интродукции и акклиматизации растений. Все эти факторы, бесспорно, способствуют нивелированию национальных культурных традиций разных стран. В результатесады и парки становятся похожими друг на друга, в них растут однотипные растения, используются одни и те же планировочные решения с идентичными элементами и цветовыми решениями.

Сложная экологическая обстановка в городах и целых странах способствует вытеснению из объектов озеленения и даже природных парков традиционных коренных растений. Им на смену приходят иноземные относительно устойчивые виды и сорта, в результате происходит изменение эстетических характеристик. Этот же процесс наблюдается и в садово-парковой архитектуре, где проявление эклектики часто приветствовались и практически никогда не подвергались цензуре.

Одним из источников внешнего влияния на культуру многих стран был и является Китай, как одна из древних и высокоразвитых цивилизаций Азии. В течение веков эта страна оказывала влияние во многих сферах человеческой деятельности, в том числе на процессы развития паркостроения, как одного из ярчайших примеров проявления культуры и духовности наций. Влияние Китая на близлежащие азиатские страны было очевидным и длительным по сравнению с европейскими странами. Не избежала этого и Россия. Очень активно, начиная с XVI века, в европейских странах стали внедрять китайские элементы в садовый и городской ландшафт. Новый виток интереса к садам и паркам Китая стартовал в Европе во второй половине ХХ века, а Россия только подходит к нему, накапливая информационный потенциал, но в ближайшее время вполне можно ожидать очередной мощный всплеск интереса к китайским садам.

Управление процессом изменения внешнего вида и растительного наполнения садов и парков возможно лишь в случае глубокого изучения закономерностей и причин его развития. Именно это позволило автору рассматривать проблему исторического формирования восточноазиатских и западноевропейских садов и парков, как объектов озеленения городов, а также становление их национального ландшафтного стиля под определенным влиянием китайского садоводства. Отсутствие детальных исследований по изучаемой теме и публикаций в отечественной научной литературе и определяет актуальность настоящей работы.

Источниками для исследованияпослужили выполненные автором натурные обследования объектов ландшафтной архитектуры: китайских - 73, японских - 51, Северной и Южной Кореи, Вьетнама, Камбоджи - 8, европейских (в Великобритании, Франции, Германии, Нидерландах, Польше, России и др.) – 84, а также официальные публикации на исследуемую тему. Всего было изучено 216 объектов ландшафтной архитектуры, проанализировано 1178 видов деревьев, кустарников и бамбуков, используемых в садах Китая, Японии и Великобритании.

Цель исследованиясостоит в установлении влияния садово-паркового искусства Китая на развитие и становление декоративного садоводства в странах Европы и Азии, в степени заимствования китайских приемов и методов другими этнокультурными комплексами, в определении направлений процессов глобализации в области озеленения городов в восточноазиатских и западноевропейских странах на современном этапе.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

1. Изучить историю формирования объектов ландшафтной архитектуры и озеленения городов Китая и определить их место и роль в мировой садоводческой культуре.

2. Разработать типологию китайских садов и парков. Определить основные характерные черты для каждого типа.

3. Установить основные принципы формирования пространства в китайских садах разных типов.

4. Определить причины влияния и пути проникновения китайской садовой культуры в страны Европы и Азии и оценить примеры вторичной адаптации китайского садового искусства странами Европы.

5. Разработать типологию японских садов. Определить основные характерные черты для каждого типа сада.

6. Проанализировать флористический состав садов и парков Китая, Японии и Великобритании.

7. Оценить влияние процессов глобализации на формирование современных объектов озеленения.

Хронологические рамки:изучались существующие в настоящее время объекты ландшафтной архитектуры и озеленения городов вне зависимости от времени их создания.

Научная новизна:Впервые развитие процессов глобализации в области озеленения городов рассмотрены в общеисторическом контексте на примере стран Европы и Азии. Показаны ускоряющиеся темпы этого процесса на современном этапе.

Введен в научный обиход такой термин как «Вторичная адаптация садовой культуры», а термин «Англо-китайские сады», неправомерно трансформированный в XIX-XX веках, возвращен в научную терминологию по отношению к части европейских садов пейзажного стиля.

Впервые в отечественных исследованиях выявлены процессы поэтапного и разнокачественного влияния сторонней садоводческой культуры на становление национальных садов, исследованы предпосылки и причины данного явления. Широкий временной охват темы позволил выявить общие закономерности протекания процессов создания садов и парков в Европе под влиянием китайского классического садоводства.

Автором проанализирован и дан сравнительный анализ культурной флоры садов Китая, Японии и Великобритании.

Положения, выносимые на защиту:

1. Предложенная классификация китайских и японских садов и парков с определением индивидуальных особенностей каждого типа.

2. Разработанная типология элементов и садовых приемов, заимствованных из китайских садов восточноазиатским и западноевропейским садоводством (на примере Японии и Великобритании).

3. Анализ особенностей флоры садов и парков в восточноазиатских и западноевропейских странах (на примере Китая, Японии и Великобритании).

4. Рассматриваемая в диссертации возможность управления процессами глобализации при создании объектов озеленения методами ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства.

Теоретическое и практическое значение исследования.Полученные результаты являются значительным вкладом в теорию ландшафтной архитектуры, способствуют пониманию процесса развития декоративного садоводства в странах юго-восточной Азии и западной Европы под влиянием одной из древнейших азиатских цивилизаций, демонстрируют связь садово-

паркового искусства и озеленения городов в разных странах с экономическими и политическими процессами планетарного масштаба. Полученные результаты расширяют представления о садах и парках, как об объектах мировой культуры, представляющих собой искусственные биоценозы, в которых отражены возможности региональных биоресурсов. Проведенные исследования дают основание рассматривать сады и парки как крайне важные объекты человеческой деятельности.

Результаты работы служат теоретической основой для новых исследований, а их практическое значение заключаться в повышении качества подготовки специалистов по дисциплине «Садово-парковое искусство (история)» и лечь в основу нового учебника или монографии, где будут раскрыты причинно-следственные связи возникновения садов и парков различных стилей и наполнений.

Апробация работы.Основные положения диссертационной работы докладывались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Московского государственного Университета леса в 1999-2009 годах, международных конференциях в Москве (1998-2010), Санкт-Петербурге (1995, 2009-2010), Киеве (2004,2009), Львове (1991,2008), в Фукуоке (Япония, 2005), на Всемирных конгрессах ландшафтных архитекторов в Рио де Жанейро (Бразилия, 2009), Сучжоу (Китай 2010) , Ученом совете ГБС РАН (1999-2010) и получили одобрение.

Личный вклад авторазаключается в постановке цели, разработке программы и методик исследования, сборе материала непосредственно на объектах исследования, анализе полученных данных, формулировке положений и выводов. Общий период работы по проблеме – с 1988 по 2010 год.

Публикации.По материалам исследований опубликовано 38 научных работ, из них - 13 в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК, в 4-х монографиях, остальные - в научных журналах, материалах научных конференций; общий объем публикаций по теме диссертации - 75,3 авт.п.л.

Объем и структура диссертации.Диссертационная работа изложена на___страницах компьютерного текста и состоит из введения, 8 глав, выводов, библиографического списка и содержит 7 таблиц, 199 рисунков и 19 приложений, вынесенных в отдельный том. Список литературы включает 307 источников, в том числе 113 публикаций иностранных авторов.

Оформление работы проведено в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 и ГОСТ Р 7.05.2008.

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В России интерес к восточному садоводству неуклонно растет, начиная со второй половины ХХ века. На протяжении последних 60 лет в лесных, строительных, архитектурных и сельскохозяйственных ВУЗах активно открывались специальности, создавались факультеты, выпускались специалисты по озеленению городов, садово-парковому и ландшафтному строительству. Не смотря на повышенный интерес к специальности, ее экологической, природоохранной и культурно-исторической значимости, исследований по теории и истории озеленения городов, затрагивающих природно-географические условия и этно-культурные традиции, практически нет. Крайне мало российских исследований и публикаций на эту тему, что влечет за собой отсутствие учебников, и как результат – низкую эрудицию выпускаемых специалистов в рассматриваемом направлении.

Теоретической базой исследованияпослужили научные труды ведущих российских и зарубежных ученых в области озеленения городов, садово-паркового строительства, ландшафтной архитектуры, истории, искусствоведения и востоковедения, а так же собственные исследования автора. Садово-парковое искусство Китая – остается в нашей стране малоизученной темой, несмотря на близкое соседство наших стран и тесные контакты наших народов. В российских публикациях в специальной литературе по ландшафтной архитектуре и садово-парковому строительству имеются весьма скудные сведения о китайских садах лишенные стилевого анализа. Одной из первых профессиональных попыток описать китайские сады находим у А.Регеля в «Изящном садоводстве..», изданной в 1896 году. Четкой позиции в отношении к китайскому садовому искусству у него нет. В разделе книги, посвященном китайским паркам, Регель не скрывает, что исходя из имеющейся у него информации, можно составить только гипотетическое представление о китайском садоводстве (Регель А.Э. Изящное садоводство и художественные сады. М.:ЗАО «Фитон», 2007, с.82-87). Последующие российские авторы давали информацию в пределах фактов, изложенных А. Регелем (Залеская, 1964; Жирнов, 1977; Боговая, Фурсова, 1988; Ямщиков,2009). Всех вышеперечисленных авторов объединяет их позиция о первичности китайских пейзажных садов перед европейскими, однако доказательной базы нигде не приводится.

В большей степени, чем ландшафтные архитекторы, внимание садово-парковому искусству востока уделяли российские искусствоведы. В книге В.Я Курбатова «Всеобщая история ландшафтного искусства» (2007) в разделе, посвященном китайским и японским садам, высказывается точка зрения, очень похожая на то, о чем писал А.Регель по этому вопросу.

Академик Д.С.Лихачев, исторически обосновывая появление пейзажных парков в Англии пишет, что разрушению эстетики регулярных садов послужило знакомство с китайскими садами и увлечение «chinoisere» во всех формах искусства (Лихачев, Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст Текст. / Д.С. Лихачев. - М.: Согласие, 1998. - с.196.). Искусствоведческий анализ японским садам дан в книгах Николаевой Н.С. (1975,2005), а китайским - Виноградовой Н.А. (2004), изданных в серии «Сады мира». В обеих публикациях уделяется внимание в основном художественной стороне восточных садов - архитектуре, композиционной целостности, росписям и интерьерным элементам. Искусствовед Б.М.Соколов в работах об английских пейзажных садах многократно упоминает о связи английских пейзажных парков с китайским садовым искусством ( Соколов, 2002, 2004 ).

Небольшое число работ, посвященных исследованиям в области садово-паркового искусства, в основном их философско-культурному аспекту, опубликовано отечественными востоковедами. Это работы Е.В.Завадской (1969,1991), В.С.Мясникова (2006), Е.В.Новиковой (2004), Е.А.Торчинова (1992,1999), Г.А. Ткаченко(1999) , В.В. Малявина (1995,1997).

При изучении вопросов философско-религиозной основы китайских и японских садов автор данной работы использовал опубликованные переводы древних философов и комментарии к ним в сборниках под редакцией В.В. Малявина (1997, 2004), Е.А.Торчинова (1992), Титаренко М.Л. (2006), М.Е.Ермакова, а также работы Г. Дюмулена (1994), Л.С. Васильева (1988,2001).

Вопросы развития западноевропейских садов и парков и связанные с этим историко-географические причинно-следственные связи изучались по работам Боклль Г. (2002), Johnson Kirk (1999), Иглз Р. и Диксон Э. (2008), Дэниел К. (2008), Ван Зюилен (2003) , Uglow J. (2005), Buchan U. (2006), Mackay S. (2001)

При изучении специальных вопросов японской и китайской архитектуры, живописи, литературы, тесно связанных едиными эстетическими нормами с садами, использовались работы авторов Richie Donald (1995), Man-Ho Kwok (1997), Ду Фу (2000), Ван Вэй (2001), Глухаревой О.Н (1982), Григорьевой Т. П. (1979), а также такие сборники работ как «Китайская пейзажная лирика» (1984) «Китайская поэзия в переводах Льва Меньшикова» (2007) и др.

При анализе литературных источников зарубежных авторов в области идеологии садового дизайна восточноазиатских и западноевропейских садов изучались работы Attiret Jean-Denis (1982), Chambers William (1757), Chen Congzhou (1989), Zhu Junzhen (2002), Рандхава М. (1981), Джекобсона Д. (2004), Lou Qingxi (2010), Zhu Junzhen (1992), Hu Dongchu (1991), Shinji I. (1989), T. Saito (1987),Chinese classical gardens (2002), Planing & design of pedestrian way park in Tsukuba (1987), Planing of Tokyo (1999), Suzhou gardens (1999).

Анализ флоры садов и парков Китая, Японии и Великобритании осуществлялся по публикациям Reid Daniel (2001), Alpine flowers of Japan (1988) Zhi Mao-sheng (2007), Jiang Yongming, Weng Zhilin (2006), Quan Zhengjin , Li Zuowen (2006) Beijing Botanical Garden (2004), Martin W. K (1971), Garden plants of Japan (2004), Kashioka, Ogisu (1997).

В работе были использованы материалы, полученные автором в процессе личного обследования садов Японии и Китая и Великобритании и других стран Западной Европы и Восточной Азии в период 1988-2010 гг. (Голосова, 1998,2002, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010)

Предметом исследованияявлялисьобъекты ландшафтной архитектуры и озеленения городов юго-восточной Азии и Европы, традиционные приемы и методыформирования пространства иподбора древесных растений в садах Китая, а также заимствование и трансформация этих приемов и методов в других странах исследуемых регионов на примере Японии и Великобритании.

Методологические принципы исследования.

1.Принцип системного анализа позволил получить полные и глубокие представления о предмете изучения – увидеть историю развития декоративного садоводства и ландшафтной архитектуры Китая как целостный процесс, в котором отражены разнообразные отрасли знания.

2.Исторический принцип исследования позволил выявить общие закономерности развития китайского классического садоводства и причины заимствования его приемов в других странах исследуемых регионов.

3.Принцип сравнительной хронологии, свойственный большинству фундаментальных исследований и принцип развития позволили проследить возникновение, становление и формирование садово-парковых стилей на основе конкретных произведений садово-паркового искусства исследуемого региона, позволили определить этапы развития и закономерности заимствования приемов и методов в создании объектов озеленения Китая, Японии и Великобритании.

4.Принцип сравнительного анализа позволил выявить не только внешнюю схожесть некоторых элементов и художественных приемов исследуемых объектов, но и выявить общие закономерности планировочных и конструктивных особенностей садов и парков.

Рассматривая проблему исторического формирования восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под определенным углом зрения, то есть, по степени влияния на становление их национального ландшафтного стиля китайского классического садоводства, в качестве примеров для углубленного изучения садов нами были выбраны Япония и Великобритания. Выбор этих стран объясняется следующим:

1.Сходность географического положения: Япония – островное государство в Азии, Великобритания – островное государство в Европе.

2.Обе страны имеют известные всему миру и признанные садоводческие традиции, их национальные сады вошли в историю мировой культуры в качестве понятий «Японский сад» и «Английский пейзажный парк».

3.Япония и Великобритания активно экспортируют национальные садовые приемы в другие страны мира.

 

Рисунок 1 – Блок-схема исследований

АРХИТЕКТУРЫ КИТАЯ.

В соответствии с поставленными задачами, нами было обследовано 73 объекта ландшафтной архитектуры материкового Китая и о.Хайнань, включая некоторые объекты Тайваня и Гонконга. Сохранившиеся до настоящего времени объекты ландшафтной архитектуры Китая охватывают значительный исторический пласт. Хронологический анализ объектов приведен в таблице 1.

 

Таблица 1 – Хронологический анализ исследованных объектов ландшафтной

архитектуры Китая

 

Историческая эпоха (по Фицжеральду) даты Количество исследованных объектов
Эпоха Чжоу 1100- 221 до н.э.
Цинь 221-206 до н.э.
Хань 206 до н.э. – 221 н.э.
Троецарствие 221-265 -
Цзинь 265-316 -
Северные и южные династии 316-589
Суй 589-618
Тан 618-907
Сун 960-1127
Цзинь и Южная Сун 1127-1280
Юань (монгольская) 1280-1368
Мин 1368-1644
Цин (манчжурская) 1644-1911
Республика 1911- по н.в.

Исследуемые объекты расположены в 12 провинциях и 2-х городах центрального подчинения Китая и относятся к 12 историческим эпохам.

Исследований по классификации объектов ландшафтной архитектуры Китая в нашей стране нет. Западные специалисты в своих работах затрагивают лишь декоративные свойства растений и архитектуры, не увязывая их с историческим развитием садового искусства.

Китайские исследователи предлагают классификацию , включающую всего три позиции: императорские сады, сады на основе природных ландшафтов (включая насаждения и сады храмов) и частные сады (Cheng Liyao,1988) . На наш взгляд данная классификация не позволяет в полной мере продемонстрировать весь диапазон объектов, разных по своему характеру, назначению, функциям и планировочным решениям.

По функциональному назначению объекты ландшафтной архитектуры Китая мы предлагаем подразделить на семь основных категорий:

1. Императорские сады и парки – строились для личного пользования императора, его семьи и (частично) императорского двора; большие по площади, они демонстрировали мощь и величие императора, включали множество построек разного назначения, буддийские и даосские храмы, подразумевали присутствие большого количества людей и были приспособлены для организации досуга; отдельные участки садов имели элементы регулярной планировки и выраженную ось «Юг-север».

2. Парки императорских погребальных комплексов – демонстрировали степень популярности усопшего императора, экономическое состояние империи, моделировали обустройство «жизни» императора в загробном мире с максимальным использованием планировочных принципов Фэн Шуй; планировочным решением подразумевались только широкие функциональные дороги; в них не предусматривалось постоянное присутствие посетителей.

3. Условно благоустроенные ландшафты - исторические места гуляний или любования природными объектами с какой-либо внешней точки обзора; благоустройство не проводилось, или проводилось в минимальном объеме в виде необходимых для передвижения дорог и мостов, а также беседок для любования окрестными ландшафтами; доступ свободный.

4. Парки на основе природных ландшафтов – исторические места гуляний с организацией пешеходных прогулочных маршрутов и других, необходимых для отдыха и развлечений населения объектов парковой инфраструктуры; планировка свободная; доступ не ограничен.

5. Парки и насаждения храмов и святилищ – приурочены к культовым учреждениям, имеют выраженную ось «юг-север», всегда присутствуют элементы симметрии в планировке; основной вход – с юга; территории предназначены для постоянного посещения (высоких рекреационных нагрузок); доступ свободный.

6. Частные сады (сады резиденций) - территории ограниченного пользования – в пределах одной семьи; водоем центрального расположения, постройки – на периферии; множество обособленных садовых пространств, приуроченных к зданиям и павильонам; входная зона преимущественно ориентирована на юг, планировка свободная;

7. Городские сады и парки – территории открытого доступа, с планировкой, предусматривающей высокие рекреационные нагрузки, как правило, с элементами эклектики разных эпох и стилей.

Далее в данной главе на основании личных описаний автора приводятся примеры и характеристики садов и парков Китая по каждому из выделенных типов: императорских садов и парков – 7, парков императорских погребальных комплексов – 6, условно благоустроенных ландшафтов – 4, парков на основе природных ландшафтов – 12, садов и парков храмов и святилищ –- 14, Садов частных резиденций –12, городских садов и парков – 18.

 

ПРОСТРАНСТВА КИТАЙСКОГО САДА

4.1.Особенности планировочного решения.

Исследования показали, чтоформирование пространства на объектах ландшафтной архитектуры Китая развивалось по пути противопоставления отдельных пейзажей. Большинство садов расположено в пределах или вблизи населенных пунктов, поэтому их площадь была ограничена. Вне зависимости от реальной площади сада или парка, идея достижения кажущейся бесконечности пространства успешно воплощалась в садах всех категорий.

Для императорских садов (Ихэюань, Юаньминюань, Бэйхай и др.), императорских погребальных комплексов (Шисанлин, Силин, Чжаолин и др.), а также для крупных храмов (Тяньтань, Дитань, Биюньсы и др.) задача демонстрации величия и значимости объекта через пространство облегчалась его значительными размерами. Организация пространства в зоне застройки объектов этих категорий подчинена центральной оси, ориентированной с юга на север.

Для условно благоустроенных ландшафтов правил преимущественной ориентированности входа или направления дорог не существовало. Основной задачей благоустройства было создание необходимого удобства и минимального нарушения окружающего ландшафта.

Для парков на основе природных ландшафтов создавалась разветвленная сеть дорог, строились башни и павильоны для обзора, высаживались деревья и кустарники причем в количествах, позволяющих изменять первоначальную структуру насаждений.

В небольших буддийских и конфуцианских храмах и даосских святилищах присутствуют элементы осевой симметрии. Осей, соединяющих группу зданий с внутренними дворами и малыми садами, может быть несколько на одной территории. Вход на территорию всегда расположен с юга (если только в период существования объекта не менялась градостроительная ситуация и храм не утрачивал часть своих земель или этого не позволяли свойства рельефа), но и в этих случаях, оси, объединяющие группу строений, всегда ориентированы с юга на север.

В садах городских частных резиденций, небольшой по площади сад, состоящий кроме центрального пространства, из нескольких малых обособленных садов и двориков в периферийной части, производит впечатление очень крупного объекта. Особенно это хорошо видно на примере садов в Шанхая, Сучжоу и Янчжоу (Юйюань, Шицилин, Лююань, Геюань, Хэюань и др.). В этих садах центральная часть с водоемом и прибрежными пейзажными картинами по площади невелика, но в сравнении с периферийными малыми садами создает впечатление большого пространства.

В современных городских садах и парках элементы симметрии отсутствуют, ориентация входа зависит от общей градостроительной ситуации, повсеместно наблюдаются европейские тенденции в оформлении и планировке. Исключение составляют лишь те объекты, которые созданы как примеры садов и парков определенной исторической эпохи (сады Дагуаньюань в Пекине и Шанхае ).

 

Рельеф, камни и вода.

Камни и вода – главные составляющиелюбого китайского сада; они являются основными символическими элементами, олицетворяющими согласно классическим философским концепциям гармонию – Ян (камень) и Инь (вода). Камни и вода непосредственно связаны с рельефом и при недостатке этих природных ресурсов в садах всегда воспроизводились искусственно. Холмы в садах бывают земляными или каменными, а также существуют земляные холмы с камнями и каменные холмы с землей, в зависимости от соотношения этих материалов.

Холмы, полностью сложенные из камней, имеют в своих пределах пики, пещеры, отвесные утесы и другие особенности, подчеркивающие характер горного рельефа и характерные для естественных ландшафтов. Выбор материала для устройства искусственного холма зависит не только от видения мастера, но и от климата местности. Так, дождливый климат Южного Китая сильно затрудняет устройство земляных холмов, поэтому на юге более традиционны каменные, реже встречаются каменно-земляные холмы. На севере, особенно в садах дворцовых комплексов, можно видеть грандиозные земляные горы, такие, как, например, в парке Бэйхай или Цзиншань.

Высота холмов и каменных композиций в садах и парках обычно не превышает 7 м. Камни береговой линии или установленные в воде необходимо рассматривать с близкого расстояния. Поэтому подобные видовые точки располагаются там, где расстояние от беседок, дорожек и других мест, предназначенных для предметного любования, не превышает 20 м.

Рассматривая собственно камни, как материал для ландшафтных работ, автор данного исследования выделяет две их главные функции. Первая — конструктивная, когда камни используются для укрепления склонов, холмов и берегов водоемов. Вторая — декоративная (каменные композиции в ландшафте сада несут главную эстетическую нагрузку).

Холмы в садах дополняются водными сценами, включающими реки, водопады и озера. Использование камней в традиционном китайском саду можно подразделить на четыре основных направления.

1. Главный исходный материал (наряду с водой) для построения основы сада; материал для формирования искусственных холмов;

2. Разграничение пространства посредством садовых стен и фоновых декораций.

3. Вертикальные композиции во внутренних дворах, малых сценах, композиции на склонах, террасах, создание акцентов.

4. Обрамление береговой линии водоемов, укрепление откосов, формирование садовых лестниц, дорожек, переходов, подпорных стен.

Вторым главным элементом на объектах ландшафтной архитектуры Китая является вода. Атмосфера, которую создает в саду вода, — это комплекс ощущений прохлады, звуков и отражений. Водоем в саду расширяет и углубляет пространство, удваивая количество композиций за счет отражения. Многие известные сады в Китае формировались на берегах огромных естественных озер. Например, сады на берегах и островах озера Сиху в Ханчжоу занимающего площадь в 600 га, а сад Шоусиху в Янчжоу, имеет водную гладь в 30 га.

Китай богат природными водными ресурсами: по его территории протекают крупнейшие в Азии реки. Поэтому именно этот образ и был отражен в классических китайских садах. В больших по площади садах спокойная вода каналов, соединяющих водоемы, — это олицетворение великих рек Китая и даже Великого Канала, что характерно для императорских парков и, в общем, для северного типа садов. Наряду с крупными водными объектами в сады перенесен и образ малых водных потоков, водопадов, перекатов, бьющих родников. Вместе с моделями горных утесов и холмов, каменными лабиринтами они нашли свое отражение в садах юга. Нередко в парках, созданных на базе природных комплексов, естественные водопады и ручьи включаются в преобразованный ландшафт. Там вода поступает в водоемы сада извне и, проходя через разные пейзажные картины, связывает их в единое целое.

 

Растительные метафоры.

Метод использования растений, как метафор в передаче образов и идей, оказал серьезное влияние на подбор растений в садах и парках Китая, демонстрируя тесную взаимосвязь человека с природным окружением и привлечением в сады растений местной флоры. Следуя конфуцианским и неоконфуцианским теориям, черты характера человека пытались отождествить с некоторыми свойствами растений. Например, в период правления династии Тан (618-907гг.) покрытые листвой и цветами деревья были олицетворением высокого морального облика. Во времена династии Сун (960-1127 гг.) - то же значение имела эстетическая концепция, выраженная в четырех словах: «горы и воды, цветы и птицы», здесь во флористическую основу были положены цветы сливы, которые вместе с орхидеей, хризантемой и бамбуком, символизировали четыре времени года. Символами моральной стойкости также считались сосна (Pinus densiflora Siebold.&Zucc) и кипарисовик (Chamaecyparis pisifera Siebold. et Zucc) (Hu Dongchu, 1991). Свойство бамбука (виды родов Phyllostachys, Indocalamus, Pleioblastus, Semiarundinaria) во все сезоны противостоять ветру, дождю и морозу сделало его одним из наиболее широко используемых в садах растений. Сочетание гибкости и твердости, по мнению конфуцианцев, олицетворяется с верностью и справедливостью, скромностью, благородством и чистотой. Также исключительно большое значение в садах имеют такие растения как слива (Prunis sp.), лотос (Nelumbo sp.), хризантема (Chrysanthemum sp.), ива (Salix sp.) и османтус (Osmanthus sp.).

Вопросы, касающиеся состава и структуры насаждений садов и парков, рассмотрены в главе 7 настоящей рукописи.

 

Садовая скульптура.

Те объекты, которые всовременном ландшафтном дизайне в основном используются для декора и принято называть садовой скульптурой, в древнем Китае имели совершенно иной смысл. В качестве садовой скульптуры использовались изображения святых и религиозных деятелей, героев народного эпоса, императоров, реальных и мифологических животных и камни на подиумах и подставках. Скульптурные изображения человека (Будды, бодхисатвы, святые, императоры, ученые, поэты), в садах встречаются редко. Если таковые и имеются, то они размещаются в садовых павильонах или храмовых комплексах. Скульптурные изображения животных популярны. Их можно разделить на три категории – реально существующие, обитающие в Китае животные (черепаха, журавль, слон, павлин, лягушка, цикада, тигр и пр.), реально существующие животные, не обитающие в Китае (лев, верблюд) и мифологические животные (дракон, феникс, цилинь, седжи). Все они изображались весьма абстрактно, поскольку по даосским представлениям об устройстве мира, человек является лишь частью природы и не может превзойти ее в своем творчестве.

Отдельно стоящие природные камни необычной формы, фактуры, цвета, установленные на высоких подиумах или подставках, тоже относятся к садово-парковой скульптуре, несмотря на то, что рукотворным элементом является только подставка. Кроме высокоэстетического акцента, они, как и другая скульптура в садах несут в себе определенную символику.

На основании проведенных исследований автором данной работы выделено семь основных принципов построения китайских садов и парков:

1.Имитация реально существующих природных ландшафтов.

2.Обязательное включение камней (холмов) и воды, как основных элементов

объекта озеленения.

3.Использование контраста природных элементов и архитектуры

при построениипейзажных картин.

4. Включение объектов дальнего плана не принадлежащего данному

пространству (Заимствованный пейзаж).

5.Использование большого разнообразия элементов в одной пейзажной

картине.

6.Обязательное использование растений, имеющих символическое значение

для данной местности.

7.Использование широкого диапазона малых архитектурных форм в виде

разного рода скульптуры, камней на подиумах, ворот, декора крыш, стеновых

и оконных проемов, беседок и павильонов.

 

ИНДОКИТАЯ

Граничащие с Китаем страны юго-восточной Азии в разные исторические периоды испытывали определенное китайское влияние в различных областях культуры. В данной главе кратко анализируются факты китайского влияния при создании объектов ландшафтной архитектуры в некоторых сопредельных с Китаем странах. Более подробно в качестве примера рассматривается влияние китайского садоводства на форм<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...