Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные Китайские сады в Европе.

В ХХ веке ситуация в садоводстве и паркостроении коренным образом изменилась. Англо-китайские сады, отвечающие всем перечисленным выше признаком уже не строились, хотя отдельные элементы этих садов активно вошли в ландшафты малых частных садов среднего сословия, городские сады и парки в виде «горбатых» мостов и китайских беседок. К ним добавились водоемы с каменными композициями и отдельные причудливо формированные растения. Начиная со второй половины ХХ века, изменилась общая политическая обстановки в мире, Китай вышел на лидирующие позиции на мировой экономической и политической сцене. Это повлекло за собой активный культурный обмен, в различных странах Европы начали строиться китайские сады, разработанные китайскими архитекторами и выполненные по всем канонам китайского классического садоводства. Достаточно часто они имеют китайские названия. В большинстве своем такие сады построены в рамках обмена культурными ценностями между городами-побратимами, для демонстрации национального садового искусства в период работы международных садовых выставок или в качестве экспозиций ботанических садов.

Автором проанализировано 14 наиболее известных китайских садов в Европе; 6из них построены в рамках культурного обмена городов-побратимов , 3 - как сады выставок, 3 – как экспозиции ботанических садов и 2 по другим причинам. Десять садов находится в Германии – (в Берлине, Даши, Штутгарте, Мюнхене, Дуйсбурге, Бухеме, Гамбурге и Франкфурте на Майне) по одному в Англии (Ливерпуль), на Мальте (Санта Лючия), в Нидерландах (Гроннинген), Швейцарии (Цюрих). Это свидетельствует о том, что интерес к китайскому садовому искусству получил новый виток в своем развитии. В настоящее время Китай активно пропагандирует свою садовую культуру в Европе (и других странах мира), в отличие от периода XVIII-XIX века, когда Китай участвовал в этом процессе пассивно. Основным проводником китайского классического садоводства в Европу в современном периоде является Германия.

 

8.3. Японский стиль как пример вторичной адаптации китайской садовой культуры.

Японские сады привлекли к себе внимание европейцев только после перехода политической власти от военных правителей (сёгунов) к императору Муцухито в 1868 году. К этому времени интерес к яркой экзотической «китайщине» несколько утих: бело-синий фарфор, производимый в Европе, стал «майсеновским» (а не фарфором времен Минской династии), а китайские чайные павильоны, беседки и пагоды – признаками английского парка.

«Открыв» заново для себя Японию во второй половине XIX века просвещенная и уже достаточно глобализированная Европа с невероятной скоростью стала экспортировать не сколько объекты предметной культуры, сколько приемы, методы и технологии этой экзотической страны. В области садоводства и растениеводства первыми на европейскую арену вышли искусство составления композиций икэбана и выращивание миниатюрных деревьев бонсай. Оба эти искусства были заимствованы в разные периоды истории из Китая.

Икэбана, как искусство составления композиций из срезанных цветов, зародилась в Индии, В Китае она известна с IV-VI век н.э., а в Японии - с XV века,

Бонсай – это китайское искусство пэньцзин, известное с III века до н. э., когда не только одно растение, но и целые садовые композиции помещались в плоский цветочный горшок или на поднос.

Икебана и бонсай стали популярными в Европе и других странах мира исключительно благодаря внешней политике в области культуры, проводимой японским государством во второй половине ХХ века.

Японские сады в Европе начали создавать в конце XIX века первые переселенцы из Японии. Эти сады действительно отражают сущность японского сада в плане структуры и состава, архитектурных элементов. Примерами таких садов являются Японский сад в Килдаре (Ирландия) построенный переселенцами из Японии - отцом и сыном Еида в 1910г. или японский сад во Вроцлаве (Польша), построенный Фрицем фон Хочбергом и его садовником Манкиши Араи к Всемирной Выставке 1913 года.

Автором данной работы проанализированы 25 существующих в настоящее время японских садов и экспозиций в европейских странах.

Поскольку Японский сад по своей сути это творчески переработанные и адаптированные под национальные эстетические взгляды идеи китайского садоводства, грань между японским и китайским садом достаточно тонка. Поэтому новый виток интереса европейцев к восточному садоводству в ХХ веке не принес существенных изменений в набор уже используемых элементов и приемов. «Новые» сады и экспозиции стали называться «японскими», но, в сущности, в большинстве случаев это были те же произведения в стиле шинуазри, только к набору «чайный павильон, пагода, мостик», добавились мало распространенные в китайских садах каменные фонари. Они попали в Японию уже в виде той структуры, вид которой в настоящее время безошибочно указывает на принадлежность к японскому саду. Однако в Китае эта архитектурная форма прошла длинный путь трансформации от металлического жертвенного треножника до фонаря (глава 3 настоящей рукописи).

Таким же атрибутом японских садов в Европе являются два типа мостов. Первый тип – это однопролетный деревянный (редко с тремя пролетами) мост через водотоки. В классическом японском исполнении должен быть цвета естественного дерева. Однако, достаточно часто можно видеть подобные мосты разной крутизны выкрашенные в красный цвет, как в императорских садах Китая (в Китае красный и желтый являлись цветами императорской семьи). Это еще раз подтверждает, что европейские садовники не видят большой разницы между подобными объектами.

В отличие от псевдокитайских построек в англо-китайских садах XVII-XIX века, японский сад вошел в европейское садовое искусство не в виде отдельных элементов, а в виде целостного садового комплекса, включающего растения, архитектуру и малые архитектурные формы.

Наиболее выдающимися японскими садами, созданными за последние 30 лет в Европе можно назвать сады в Бельгии, Австрии, Монако, Германии, России и Великобритании.

По данным Общества любителей японских садов Великобритании, в настоящее время в Великобритании насчитывается 62 японских сада разной принадлежности в разных административных районах страны, в Германии – только около 40 в общественных парках и множество частных. Многие из этих японских садов являются географическими, этно-культурными и ландшафтными экспозициями ботанических садов.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...