Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарубежный опыт управления себестоимостью продукции




 

В настоящее время в международной практике применяются следующие методы анализа и управления себестоимости:

1. «Стандарт-кост» (standart Costs);

2. «Директ-костинг» (direct Costs);

3. «ABС-костинг» (activity-based Costing);

4. «JIТ» (just-in-time);

5. «Tаргет-костинг» (target costing);

6. «Кайзен-костинг» (kaizen costing);

7. «Кост-киллинг» (cost-killing).

В основе системы «стандарт-кост» лежит предварительное нормирование затрат. Стандартные нормы устанавливаются для того, чтобы привести фактические затраты к стандартным нормам путем умелого руководства. При возникновении отклонений стандартные нормы не изменяют за исключением изменения экономических[11, с. 150].

Смысл системы стандарт-кост заключается в том, что в учете учитываются будущие хозяйственные факты и операции, а не свершившиеся; возникшие отклонения обособлено отражаются. В рамках этой системы учет ведется по принципу исключений, то есть учитываются лишь отклонения от стандартов.

Система стандарт-кост – важное средство управления затратами.

Она обеспечивает решение целого ряд задач:

· создание системы действующих прогрессивных стандартов и на их основе определение рационального стандартного уровня затрат;

· получение информации о стандартных затратах на отдельные виды продукции в разрезе калькуляционных статей;

· регистрация и учет в оперативном порядке отклонений от стандартов по местам и причинам их возникновения, а также по ответственным службам;

· контроль и обобщение данных о фактических потерях и непроизводительных расходах;

· исчисление фактической себестоимость продукции (работ, услуг);

· сбор данных о производительных затратах для формирования рациональной технико-экономической политики на предприятии;

· создание базы для планирования и калькулирования себестоимости;

· постоянное повышение достоверности, точности и оперативности учета затрат;

Следовательно, система стандарт-кост – это система управления затратами, которая предусматривает управление себестоимостью в двух направлениях:

· действительная (фактическая) себестоимость;

· стандартная себестоимость.

При этом стандартная себестоимость не должна представлять собой теоретически возможную себестоимость, она – выражение той себестоимости, которую с полным основанием можно рассчитывать, практически установить и поддерживать в условиях с нормализованного труда, причем установленные нормы нельзя перевыполнить. Выполнение их даже на 80% означает успешную работу, а превышение рассматривается как ошибочное установление нормы.

Преимущества системы стандарт-кост:

· возможность определения эффективности производства и выявления устранимых потерь;



· применение в форме отчетов о деятельности предприятия системы полных и достоверных данных, устанавливающих и контролирующих затраты;

· снижение трудоемкости и увеличение точности расчетов (внимание сосредоточивается на наиболее важных моментах);

· применение денежной единицы как единицы измерения физического объема производства;

· возможность ее использования при оценке запасов готовой продукции;

· возможность установления продажных цен.

Однако, как и любая другая система, стандарт-кост имеет свои недостатки, которые заключаются в трудности определения и составления стандартов в условиях инфляции и при выполнении большого количества разных по характеру и типу заказов за сравнительно короткое время. В этих случаях чаще всего применяют среднюю стоимость, которая является базисом для определения цен на продукцию [16, с. 24].

Одним из подходов к учету затрат с целью управления ими и формирования на этой основе неполной, ограниченной себестоимости, когда для калькулирования и планирования используются только прямые расходы, с возмещением остальных общей суммы из выручки (валовой прибыли). Такая система учета затрат называется «директ-костинг».

Главной особенностью «директ-костинга» является разделение производственных затрат на постоянные и переменные части и осуществление учета планирования и калькулирования себестоимости продукции только на основе переменных затрат. Постоянные затраты при этой системе не включаются в расчет себестоимости продукции, а как расходы данного периода списываются с полученного дохода в течение того периода, в котором они были произведены.

Такая система учета приводит к тому, что постоянные расходы в данном отчетном периоде не соотносятся с запасами готовой продукции, не фиксируются в объемах незавершенного производства.

Таким образом, в основу «директ-костинга» положена система «стандарт-костинг», но с подразделением накладных расходов на переменные и постоянные; последние списываются за счет дохода от реализации и, следовательно, не участвуют в формировании себестоимости продукции.

Идея «директ-костинга» сегодня нашла отражение и в международных стандартах по бухгалтерскому учету, касающихся затрат и формирования финансовых результатов.

Преимущества системы «директ-костинг»:

· объективность и простота калькулирования частичной себестоимости: нет необходимости в условном распределении постоянных затрат;

· возможность проведения анализа при наличие ограниченных ресурсов;

· информации, получаемая при использовании данной системы, позволяют разработать наиболее выгодные комбинации ценообразования и создать эффективную политику цен

· возможность выявить изделия с наибольшей рентабельностью

· установление взаимосвязи между объемом производства, величиной затрат и прибыли

· упрощение расчета себестоимости

Недостатки:

· сложности в разделении затрат на постоянные и переменные в связи с тем, что большая часть смешанных расходов может быть квалифицирована по-разному, что будет обязательно сказываться на результатах исчисления.

· необходимость сбора и наличия информации о величине полных издержек ( в первую очередь для определения величины изделия). в случае отсутствия информации о полной себестоимости существует риск искажения информации по поводу определения цены в долгосрочном планировании, так как в этом случае необходимо обеспечить покрытие всех издержек организации [15, с. 260].

Метод "activity based costing" (ABC) означает учет затрат по операциям (функциональный учет затрат), по которому предприятие рассматривается как набор рабочих операций.

Вкратце методологию системы ABC можно определить следующим образом:

- определение основных видов деятельности предприятия: основные (фондоемкие, трудоемкие) и вспомогательные (заказы материалов, их получение, переработка, административные расходы и др.);

- определение факторов себестоимости по конкретным видам деятельности (например, если плановые затраты на производство собираются по сериям составляющих элементов какой-либо установки, то основным фактором оказывающим влияние, будет количество этих серий);

- создание центров ответственности по каждому виду деятельности;

- перенесение затрат с видов деятельности на создание продуктов. В качестве базы распределения принимаются спрос на продукцию.

Данный метод имеет ряд достоинств:

· он позволяет подробно анализировать накладные расходы, что имеет большое значение для управления;

· даёт возможность более точно определить затраты на неиспользуемые мощности для периодического их списания на счет прибылей и убытков; стоимость единицы продукции, оцененная с помощью данного метода, является наилучшей финансовой оценкой потребленных ресурсов, так как учитывает сложные альтернативные способы определения связей между продукцией и использованием ресурсов.

· позволяет косвенным образом оценить уровень производительности труда - отклонение от количества потребленных ресурсов, а следовательно, от выпуска или сравнения фактического уровня распределения затрат с тем объемом, который мог бы быть возможным при реальном обеспечении ресурсами.

· не только доставляет новую информацию о затратах, но и генерируют ряд показателей нефинансового характера, в основном измерителей объема производства и определение производственных мощностей предприятия.

· затраты по отдельным операциям и количество объектов распределения затрат представляют индивидуальные измерители производительности; в совокупности они могут дать коэффициенты распределения затрат, которые могут служить в качестве измерителей производительности каждого вида деятельности, контроля со стороны руководящего персонала.

Недостатки:

· требует значительных изменений в системе бухгалтерского учета и совершенствования систем информационной поддержки, что влечет за собой рост затрат на управление [21, с. 130].

В современных условиях деятельность отечественных производителей должна быть ориентирована на выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции при максимальном снижении затрат на ее производство. В связи с этим особый интерес представляет метод управления производством по системе "JIT" (just-in-time – "точно в срок").

Суть системы сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создается непрерывно-поточное предметное производство. При этом снабжение осуществляется столь малыми партиями, что превращается в штучное.

К основным преимуществам системы Just-in-Time относятся:

· минимизация вложений капитала в товарно-материальные запасы и затраты на обеспечение их сохранности;

· сокращение производственно-финансового цикла организации и, как результат, более оперативное реагирование на изменения конъюнктуры рынка, повышение оборачиваемости экономических ресурсов;

· повышение качества производства, продукта, труда, снижение производственных потерь, в том числе от брака;

· переход части косвенных затрат в разряд прямых повышает точность формирования себестоимости;

· упрощается система производственного учета затрат, в том числе процедуры распределения косвенных затрат.

В качестве недостатка системы Just-in-Time можно указать ее ориентирование на мелкосерийное (позаказное) или единичное производство. Базой для внедрения данной системы являются отлаженные партнерские отношения с поставщиками, подрядчиками, покупателями. Сбои в системе снабжения напрямую влияют на результативность и эффективность деятельности организации. В результате управленческие ориентиры в большей степени касаются сферы снабжения [32, с. 248].

Целевое калькулирование (таргет-костинг) – это структурный подход к определению себестоимости, по которой производство и продажа продукта с заданными функциональными возможностями и качеством обеспечат желаемый уровень прибыли по предполагаемой цене.

Метод таргет-костинг применяется в автомобильной промышленности, машиностроении, электронике, приборостроении и др. Предприятия, использующие данный метод, как правило, выпускают широкий ассортимент продукции мелкими сериями. Применение метода таргет-костинг нацелено на повышение рентабельности производимого продукта, которое достигается тем, что на каждом этапе создания продукта организация придерживается целевых норм затрат. В основном метод таргет-костинг применяется и наиболее эффективен на этапе разработки и проектирования нового продукта. Помимо этого данный метод может использоваться для снижения себестоимости уже существующего продукта и при планировании производственного процесса.

Для успешного использования метода таргет-костинг должна быть создана межфункциональная рабочая группа, состоящая из специалистов различного профиля и иерархического уровня компании, которая отвечает за разработку и затем сопровождает проект через все стадии создания и продажи. Инженеры-технологи определяют целевые нормативы использования материалов, потребности в рабочей силе и прочих затратах, которые становятся основой себестоимости для целей бухгалтерского учета, а также используются как база данных для планирования потребности в материалах [29, с. 560].

Метод таргет-костинг имеет существенные преимущества по сравнению с традиционными системами учета затрат и калькулирования себестоимости, а именно:

· предназначен не только для калькулирования, но и для контроля себестоимости продукции, особенно в высокотехнологичных отраслях, где традиционные способы контроля посредством анализа отклонений утратили свою эффективность;

· используется для управления затратами; позволяет принимать меры по снижению затрат при одновременном удовлетворении потребностей клиентов;

· применим для стратегического планирования прибыли;

· в сочетании с функциональным методом учета затрат позволяет оценить затраты на создание каждой функции продукта, а следовательно, оперативно реагировать на изменения на рынке;

· обеспечивает постоянное совершенствование показателей себестоимости через процесс стоимостного проектирования с целью улучшения этих показателей на длительную перспективу;

· ориентация метода таргет-костинг на затраты в течение жизненного цикла продукта дает возможность оценить альтернативные варианты проекта на ранней стадии разработки.

Недостатки:

· для целевого снижения затрат могут потребоваться значительное время или серьезные инвестиции;

· технические возможности предприятия не всегда позволяют снизить себестоимость до заданного уровня [33, с. 220].

Прямым продолжением и неотъемлемой частью «Таргет-костинга» является Kaizen costing – система непрерывного оперативного контроля над уровнем затрат, небольших улучшений, приводящих в итоге к грандиозным результатам. При этом обе системы имеют одинаковую задачу: достижение целевой себестоимости.

Однако реализуется данная задача в первом случае (таргет-костинг) на этапе проектирования нового продукта, во втором (кайзен-костинг) – на этапе производства.

Разница между сметной и целевой себестоимостью должна быть максимально уменьшена на стадии проектирования изделия, для чего проводится анализ дрифтинг-затрат (анализ влияния каждой статьи расходов на себестоимость изделия) и поиск вариантов их снижения.

Если на этапе проектирования разница между сметной и целевой себестоимостью составляет не более 5%, то принимается решение о начале производства такого продукта с расчетом на то, что это расхождение будет ликвидировано в процессе производства посредством «кайзен-костинга». Сокращение разницы между сметной и целевой себестоимостью называется кайзен-задачей, которая касается всего персонала организации: от производственных рабочих до управляющих.

Преимущества:

· обеспечивает непрерывное снижение затрат и удержание из на заданном уровне.

Недостатки:

· необходима мотивация сотрудников и корпоративная культура, поддерживающая вовлеченность персонала в деятельность организации [26, с. 129].

Cost-killing (дословно «убиение затрат») – это метод управления затратами, основанный на их минимизации в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия. Его применение позволяет быстро сократить затраты предприятия, возникающие как во внутренней, так и во внешней среде. Жесткость данного метода проявляется в том, что он предусматривает в том числе сокращение затрат на заработную плату и уменьшение штата персонала, однако в условиях несостоятельности данные меры вполне оправданы.

Выделяют два вида: внутренний и внешний cost-killing.

 

Таблица 1.5 – Приемы внутреннего и внешнего cost-killing

Внутренний Внешний
· Выделение центров ответственности и формирование системы управления с учетом их полномочий и функций. · Обоснованная классификация затрат. · Выбор подходящей модели распределения постоянных затрат и калькулирования себестоимости. · Создание системы мониторинга затрат и поиска резервов уменьшения издержек. · Принудительный пересмотр условий контрактов с существующими поставщиками. · Проведение тендеров (психологический прием косткиллинга). · Поиск новых партнеров. · Объединение «закупочных» усилий с другой компанией и др.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе литературных источников

Преимущества:

Позволяет быстро сократить затраты предприятия, возникающие во внутренней, и во внешней среде.

Недостатки:

· жесткость метода (предусматривает в том числе сокращение затрат на заработную плату и сокращение персонала

· требует системного применения (использование время от времени, к отдельным видам затрат или в отдельных подразделениях предприятия ощутимых результатов не приносит).

После написания первой главы дипломной работы можно сделать следующие выводы:

1. Итак, первая глава дипломной работы содержит теоретические основы управления себестоимостью продукции. Раскрывается понятие себестоимости как экономической категории. Себестоимость дает стоимостную оценку затрат предприятия на производство того или иного вида продукции. Она позволяет судить о том, насколько экономически выгодно данное производство в конкретных условиях хозяйствования.

2. Рассмотрены различные классификации себестоимости (в зависимости от места возникновения затрат; с точки зрения управленческой позиции). Также, в данной работе рассмотрены две взаимодополняющие классификации затрат: поэлементная и калькуляционная.

3. В данной работе рассмотрены функции себестоимости, ее структура, этапы управления затратами. Под управлением себестоимостью понимают действия менеджеров, направленные на изменение факторов, влияющих на себестоимость продукции. Такие как структура выпуска продукции, объем производства, распределение и учет затрат, качество и используемое сырье и т.д.

4. Были рассмотрены зарубежные методы управления себестоимостью: «стандарт-кост», «директ-костинг», «ABС-костинг», «JIТ», «таргет-костинг», «кайзен-костинг», «кост-киллинг». Каждый из данных методов имеет свои отличительные особенности, преимущества и недостатки.

 

 

ГЛАВА 2

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10; просмотров: 1852

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...