Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология учебного проектирования

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

2.1. Архитектурное формообразование

Архитектурное формообразование - основной предмет творческой деятельности в области создания зданий и сооружений. Условно расчленяя этот многофак­торный процесс, можно выделить три основных его элемента: функциональное, конструктивное и художественное формообразования. Каждый из этих элементов формируется на основе множества факторов, изменяющихся в зависимости от кон­кретных обстоятельств, связанных с социальным заказом и профессиональными особенностями автора архитектурного произведения.

Основными факторами, влияющими на функциональное формообразование, являются:

- оптимальные геометрические параметры организуемого пространства;

- физические параметры среды (влажность, тепловой и шумовой режим, освещенность и т.д.);

- наличие необходимых связей (дверей, коридоров, рекреаций, проходов);

- пространственное взаиморасположение отдельных функциональных объемов.

Конечным результатом условно выделенного функционального формообра­зования является объемно-пространственная структура объекта - сочетание внутреннего пространства здания и внешнего объема в единое композиционное целое.

Конструктивное формообразование основывается на следующих факторах:

- материально-экономическом развитии и научно-технических достижени­ях, которые определяют состояние конструкция, материалов, уровень технологий в области строительства, квалификацию кадров;

- региональных (природно-климатических и национальных) особенностях конструктивного решения зданий.

Художественное формообразование, отражающее образную значимость ар­хитектурного объекта, тесно связано с функциональной и конструктивной состав­ляющей процесса и основывается на использовании средств архитектурной компо­зиции. При этом формирование образа будущего здания и его значимость зависят от следующих факторов:

- градоформирующего, определяющего образноеместо будущего здания в сложившейся городской среде;

-культурологического, отражающего уровень развития культуры, взаимо­связь национальных и интернациональных традиций в области строительного искусства;

- социально-функционального, контролирующего соответствие образного решения здания его социальному и функциональному содержанию;

- психологического, основывающегося на объективных, физиологических и физических законах восприятия среды, пространства, предметов и т.д.

Кроме трех основных составляющих процесса архитектурного формообра­зования, могут возникать с разной степенью активности такие контролирующие факторы, как экологический, экономический, охранно-исторический, санитарно-эпидемиологический, пожароохранный и т.д.

При совокупности всех вышеперечисленных составляющих в каждом конкретном случае определяется приоритет отдельных факторов, среди которых всегда имеют место функциональные.

Методология учебного проектирования

Главная задача архитектурного проектирования - организация функционального пространства с помощью материальных средств и придание ему художественной содержательности. Творческая деятельность включает целенаправленное сопоставление множества вышеизложенных факторов в создании гармоничного, целого произведения. В учебных целях, для подготовки будущих специалистов необходимо условно расчленить процесс архитектурной деятельности на ряд сла­гаемых, а весь цикл обучения - на соответствующие разделы:

- композиционная подготовка,

- изучение стандартных планировочных элементов на основе антропологии и нормалей,

- освоение стандартных архитектурно-планировочных приемов,

- формирование исходных данных для конкретного решения объекта,

- разработка функциональной схемы объекта с использованием принципа

зонирования,

- примеры объемно-планировочных решенийна основе функциональной схемы и приемов архитектурной композиции,

- знакомство с архитектурно-конструктивными системами, используемыми в реализации объемно-планировочного решения,

- унификация и модульная система координации в проектировании строительстве,

- современное инженерно-техническое обеспечение эксплуатации зданий,

- ознакомление со средствами автоматизированного проектирования для ускорения и оптимизации отдельных процессов проектирования.

Освоение этих этапов будущими инженерами-строителями формирует их

квалификацию, отвечающую требованиям взаимодействия с архитектором и другими смежниками в проектно-строительном комплексе, творческий принцип в работе и культуру производства.

Учебной моделью архитектурной деятельности являются домашние задания по архитектурному проектированию, курсовые работы и проекты по архитектуре и дипломный проект, включающий архитектурно-строительный раздел. Теоретиче­ская подготовка будущих специалистов включает разделы: история архитектуры, основы архитектурного проектирования, архитектура гражданских зданий, архитектура промышленных зданий, строительная физика и основы градостроительства, системы автоматизированного проектирования объектов строительства.

Далее представлены основные этапы архитектурной подготовки специалистов.

Рис.2.1. Геометрические формы


   

 


Рис. 2.2. Величина формы

 

Величина формы рассматривается по отношению к величине человека и в сравнении с другими формами (рис. 2.2). Сравнительный анализ величины формы вызывает определенные ассоциации, формирующие образную характери­стику объекта.

Положение формы в пространстве связано с различным ее вос­приятием относительно исходной поверхности - основания (рис. 2.3). Имея неод­нозначные геометрические параметры по длине, ширине, высоте, форма при раз­личных вариантах ориентации в пространствеможет восприниматься устойчивой, динамичной, легкой, тяжелой и т.п.

Масса и пространство в форме - это условное выражение соот­ношения глухих и прозрачных поверхностей или частей в объемной форме (рис. 2.4). Как правило, это соотношение поверхности стен к поверхности остекле­ния или проемов лоджий, проездов и т.н. Такое сопоставление и взаимное распо­ложение массы и пространства дают широкий спектр восприятия формы как мас­сивной или легкой, устойчивой или шаткой, целостной или дробной.

Анализ архитектурно-художественной формы возможен при рассмотрении не только вышеизложенных свойств, играющих важную роль в процессе воспри­ятия, но и при активном влиянии таких гармонизирующих факторов, как объемно-пространственная структура, тектоника, средства архитектурной композиции.

Рис. 2.3. Положение формы в пространстве

 

 

Рис. 2.4. Соотношение массы и пространства в форме

 

 



 

 

 

 

 

Рис. 2.5. Объемно-пространственная форма: а, в, д - "голая форма";

б, г, е - архитектурный объект

 

Категория «объемно-пространственная структура» в процессе архитектурно­го формообразования выступает в единстве с «тектоникой».

Тектоника

Тектоника - это категория архитектурной композиции, выявляющая соот­ветствие формы конструкции или всего объекта характеру ее физической работы, то есть форма должна отображать концентрацию или ослабление усилий в отдель­ных частях здания, конструкциях. Тектоника архитектурного объекта выражается в построении объемно-пространственной структуры здания и использовании всех свойств формы; она усиливается другими средствами архитектурной композиции. На рис. 2.6 представлены варианты тектонического решения архитектурных форм. Классическая стоечно-балочная система (ордер) выявляет характер сбора нагрузки с покрытия здания через систему продольных и поперечных балок, которые четко прорисованы на антаблементе, и передачу их на колонну, имеющую расширяю­щийся книзу ствол. Капитель колонны своими элементами конструктивно и образно подчеркивают передачу усилий и их напряженное состояние (эхин имеет форму раздав­ленного диска).

Другое тектоническое звучание имеют современные пространственные оболочечные формы, используемые в качестве ограждающих и несущих конструкций. Природные аналоги таких пространственных форм максимально используют тек­тонический принцип соответствия формы физическому содержанию работы обо­лочки. На рисунке представлено покрытие в виде природной оболочки (скорлупа моллюска). Незначительные усилия в центре оболочки характеризуются полого­стью и плавностью формы, а концентрация усилий на контуре оболочки выявляет­ся пространственной активностью, то есть усилением волн, оптимально восприни­мающих значительные нагрузки.

Архитектурная тектоника обладает опосредованным специфическим языком, выражающим легкость и тяжесть, концентрацию и рассредоточение, усиление и ослабление, динамику и статику.

Объемно-пространственная структура и тектоника являются важными и оп­ределяющими элементами архитектурной композиции в формировании первичного архитектурного объема - «болванки». Дальнейшая доработка первичного объема до художественно выразительной формы ведется с помощью основных средств ар­хитектурной композиции - средств гармонизации.


Виды архитектурной композиции

Композиция здания или ансамбля зданий состоитиз единого целостного объема пространственно организованных или отдельно стоящих (оторванных друг от друга) форм. Порядок построения подобных пространственных образований оп­ределен видом архитектурной композиции, а в число видов композиций входят фронтальная, объемно-пространственная и глубинно-пространственная.

Фронтальная композиция определяет построение взаимосвязанных или оторванных друг от друга форм объекта вдоль одной оси. Эта композиция ха­рактерна для построения визуального ряда улиц, магистралей и т.п. (рис. 2.14,а).

Объемно-пространственная композиция определяет построение взаимосвязанных (взаимопроникающих) форм по всем трем направлениям пространства. Она характеризует объемно-пространственную структуру здания выявляя функциональную обособленность и взаимосвязь отдельных частей сложного геометрического образования (рис 2.14,6).

Глубинно-пространственная композиция определяет пространственную организацию отдельных оторванных друг от друга объемов на плоскости, по двум горизонтальным осям пространства. Эта композиция характерна для построения ансамблей площадей, комплексов, микрорайонов, кварталов (рис. 2.14,в).

 

Рис. 2.14. Виды архитектурной композиции: а - фронтальная; б - объемно- пространственная; в - глубинно-пространственная

 

В архитектурных комплексах и ансамблях часто наблюдается сочетание все трех видов композиции; иногда условные рамки различных видов композиции на столько размыты, что сложно однозначно охарактеризовать вид композиции.

В построении различных видов архитектурной композиции используется вся палитра композиционных средств, начиная с таких понятий, как объемно- пространственная структура, тектоника, форма, и кончая средствами гармонизации. При этом композиции зданий или сооружений можно придать опосредованным языком абстрактных геометрических форм различные образные характеристики: динамику или статику, симметрию или асимметрию, легкостьили тяжесть драматизм или лиризм и т.п.

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

2.1. Архитектурное формообразование

Архитектурное формообразование - основной предмет творческой деятельности в области создания зданий и сооружений. Условно расчленяя этот многофак­торный процесс, можно выделить три основных его элемента: функциональное, конструктивное и художественное формообразования. Каждый из этих элементов формируется на основе множества факторов, изменяющихся в зависимости от кон­кретных обстоятельств, связанных с социальным заказом и профессиональными особенностями автора архитектурного произведения.

Основными факторами, влияющими на функциональное формообразование, являются:

- оптимальные геометрические параметры организуемого пространства;

- физические параметры среды (влажность, тепловой и шумовой режим, освещенность и т.д.);

- наличие необходимых связей (дверей, коридоров, рекреаций, проходов);

- пространственное взаиморасположение отдельных функциональных объемов.

Конечным результатом условно выделенного функционального формообра­зования является объемно-пространственная структура объекта - сочетание внутреннего пространства здания и внешнего объема в единое композиционное целое.

Конструктивное формообразование основывается на следующих факторах:

- материально-экономическом развитии и научно-технических достижени­ях, которые определяют состояние конструкция, материалов, уровень технологий в области строительства, квалификацию кадров;

- региональных (природно-климатических и национальных) особенностях конструктивного решения зданий.

Художественное формообразование, отражающее образную значимость ар­хитектурного объекта, тесно связано с функциональной и конструктивной состав­ляющей процесса и основывается на использовании средств архитектурной компо­зиции. При этом формирование образа будущего здания и его значимость зависят от следующих факторов:

- градоформирующего, определяющего образноеместо будущего здания в сложившейся городской среде;

-культурологического, отражающего уровень развития культуры, взаимо­связь национальных и интернациональных традиций в области строительного искусства;

- социально-функционального, контролирующего соответствие образного решения здания его социальному и функциональному содержанию;

- психологического, основывающегося на объективных, физиологических и физических законах восприятия среды, пространства, предметов и т.д.

Кроме трех основных составляющих процесса архитектурного формообра­зования, могут возникать с разной степенью активности такие контролирующие факторы, как экологический, экономический, охранно-исторический, санитарно-эпидемиологический, пожароохранный и т.д.

При совокупности всех вышеперечисленных составляющих в каждом конкретном случае определяется приоритет отдельных факторов, среди которых всегда имеют место функциональные.

Методология учебного проектирования

Главная задача архитектурного проектирования - организация функционального пространства с помощью материальных средств и придание ему художественной содержательности. Творческая деятельность включает целенаправленное сопоставление множества вышеизложенных факторов в создании гармоничного, целого произведения. В учебных целях, для подготовки будущих специалистов необходимо условно расчленить процесс архитектурной деятельности на ряд сла­гаемых, а весь цикл обучения - на соответствующие разделы:

- композиционная подготовка,

- изучение стандартных планировочных элементов на основе антропологии и нормалей,

- освоение стандартных архитектурно-планировочных приемов,

- формирование исходных данных для конкретного решения объекта,

- разработка функциональной схемы объекта с использованием принципа

зонирования,

- примеры объемно-планировочных решенийна основе функциональной схемы и приемов архитектурной композиции,

- знакомство с архитектурно-конструктивными системами, используемыми в реализации объемно-планировочного решения,

- унификация и модульная система координации в проектировании строительстве,

- современное инженерно-техническое обеспечение эксплуатации зданий,

- ознакомление со средствами автоматизированного проектирования для ускорения и оптимизации отдельных процессов проектирования.

Освоение этих этапов будущими инженерами-строителями формирует их

квалификацию, отвечающую требованиям взаимодействия с архитектором и другими смежниками в проектно-строительном комплексе, творческий принцип в работе и культуру производства.

Учебной моделью архитектурной деятельности являются домашние задания по архитектурному проектированию, курсовые работы и проекты по архитектуре и дипломный проект, включающий архитектурно-строительный раздел. Теоретиче­ская подготовка будущих специалистов включает разделы: история архитектуры, основы архитектурного проектирования, архитектура гражданских зданий, архитектура промышленных зданий, строительная физика и основы градостроительства, системы автоматизированного проектирования объектов строительства.

Далее представлены основные этапы архитектурной подготовки специалистов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...