Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Медиация, как альтернативный способ решения правовых споровМедиация - это процесс разрешения проблем между сторонами на основе переговоров с участием нейтрального посредника; это метод, при котором стороны управляют и владеют как самим процессом, так и его результатом - соглашением, ничего не решается без согласия сторон. Существует мнение, что медиацией могут разрешаться любые споры, в которых стороны действительно хотят уладить свои разногласия, поскольку медиация представляет минимальный риск. В худшем случае - это лишь потеря времени. Если в ходе медиации не достигнуто соглашение, стороны могут обратиться или вернуться к судебной или другой процедуре. И даже в тех ситуациях, когда проблема не разрешается медиацией, стороны обычно глубже осмысливают конфликт и свои интересы. Впоследствии они более эффективно взаимодействуют с судом. Кроме того, стороны получают полезные советы о стиле поведения, что может помочь им в предотвращении будущих конфликтов. Высокая эффективность медиации определяется прежде всего ее базовыми принципами - нейтральностью, добровольностью и конфиденциальностью. Нейтральность, беспристрастность медиатора дает возможность сторонам раскрыться, почувствовать доверие к процессу и работать в атмосфере сотрудничества. Сохранять нейтральность, не поддаваться искушению найти правого и виноватого - одна из самых сложных, но необходимых задач медиатора. Добровольность означает, помимо добровольного участия сторон в медиации, возможность выхода из процесса в любой момент до окончательного подписания соглашения, что все происходящее во время медиации делается только с их взаимного согласия. Медиатор не дает советов. Ответственность за принятое решение и его выполнение лежит на самих сторонах. Конфиденциальность выражается во взаимной договоренности и сторон и медиатора не разглашать происходившее во время процесса (если только нет другой обшей договоренности), записи, сделанные во время процесса, уничтожаются после него, медиатор не может выступать свидетелем в суде по данному делу. Медиатор должен обладать целым арсеналом специальных приемов, коммуникативных техник, которые помогают создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Успех медиации зависит от интуиции медиатора, его гибкости, креативности, способности соблюсти баланс между сопереживанием и нейтральностью, а главное - и, наверное, самое трудное - от его умения не навязывать сторонам своего решения проблем, даже если это решение кажется наилучшим выходом из ситуации. Поскольку медиация может помочь сохранить или восстановить отношения, она особенно полезна, если предполагается, что взаимосвязь должна быть продолжена в будущем. Безусловно, медиация - не панацея, но если люди добровольно обращаются к помощи профессионального медиатора, они очень часто добиваются успеха. Опыт показывает, что медиация позволяет успешно разрешать разнообразные конфликты: раздел имущества и родительская опека над детьми при разводе, объединение компаний, отношения между соседями, отношения арендодателя и нанимателя, поставщика и потребителя, заказчика и подрядчика, подрядчика и субподрядчика и т.д. Опыт российской практики медиации подтверждает правомерность тесных контактов с судебной системой, аналогично тому, как это происходит во многих зарубежных странах. С одной стороны, распространение медиационной практики в России затрудняется наличием в нашей культуре установки на разрешение проблем с позиции силы или власти и избегания личной ответственности за происходящее, тенденции искать виноватого вовне. С дугой стороны, в России медиация имеет даже более благоприятную почву вследствие такой особенности российского самосознания, как большая значимость взаимоотношений между людьми. Типичная медиация имеет ряд стадий, выстраивающих процесс наиболее эффективным образом. 1) Введение Медиатор кратко рассказывает сторонам о медиации, своих функциях и функциях сторон, устанавливает основные правила взаимоотношений (например, не прерывать друг друга, не использовать оскорбительных выражений и т.п.), объясняет основные принципы медиации. Медиатор является беспристрастным организатором процесса, задает конструктивный тон общению, помогая сторонам в самом начале диалога достичь соглашения по процедуре ведения переговоров. Процедурное соглашение играет важную роль, оно охраняет процесс и показывает сторонам, что они способны договариваться друг с другом и прийти к согласию. 2) Вступительное слово сторон Каждая из сторон рассказывает, со своей точки зрения, о том, что произошло. После каждого изложения медиатор возвращает стороне сказанное ею своими словами, уточняя информацию и смягчая акценты. Нередко это - первая возможность для сторон действительно услышать друг друга. Очень помогает то, что стороны не обращаются непосредственно друг к другу, а общаются друг с другом через медиатора. После изложения своего видения проблемы стороны имеют возможность обменяться репликами, что-то уточнить или добавить. 3) Формулирование повестки дня Медиатор помогает сторонам отделить факты от интерпретаций и выделить проблемы для обсуждения во время медиации. Это достигается обсуждением точек зрения каждой из сторон и уточнением того, что есть факт, а что - интерпретация этого факта одной из сторон. Как ни парадоксально, стороны, яростно отстаивающие свои позиции в конфликте, часто весьма туманно представляют свои истинные интересы и действуют даже им наперекор. 4) Выдвижение альтернативных решений Медиатор поддерживает баланс сил сторон, обучает их думать, действовать, вести переговоры с позиции сотрудничества и искать решения, которые отвечали бы как их собственным интересам, так и интересам другой стороны. Стороны с помощью медиатора генерируют возможные способы решения проблемы. Медиатор составляет список и просит каждую из сторон поделиться своими соображениями. Если сторонам не хватает информации, трудно выйти за пределы привычных стереотипов и ограниченных взглядов на проблему, медиатор не сам консультирует их, а рекомендует им обратиться к специалистам за юридической, психологической или финансовой консультацией для более эффективного продолжения медиации. 5) Оценка и выбор решений Основываясь на высказанных идеях, медиатор помогает сторонам выделить те решения, с которыми согласны обе (или более) стороны. Он проводит «тестирование реальности», т.е. вместе со сторонами прослеживает последствия реализации этих решений, сравнивая их с ожидаемыми и желательными для каждой из сторон. Если на этой стадии или на предыдущий происходит взрыв эмоций или обсуждение становится неконструктивным, медиатор может предложить сторонам поговорить с каждой из них раздельно. Он может обсудить с ними ту информацию, которую они не хотят выносить на совместную сессию, провести более жесткое тестирование реальности и обсудить несоответствие стиля поведения стороны ее истинным интересам. Происходящее в такой раздельной встрече конфиденциально и может быть передано второй стороне только с согласия или по желанию первой. 6) Достижение соглашения Медиатор помогает сторонам достичь взаимовыгодного соглашения и оформить его документально. Стороны должны обсудить, что произойдет, если одна из сторон нарушит соглашение. Это должно также быть одним из пунктов окончательного соглашения. Чтобы соглашение было жизнеспособным, оно должно быть конкретным, ясным, реалистичным, однозначно понятым обеими сторонами. В случае слишком быстрого завершения медиации (иногда потому, что стороны просто хотят быстрее закончить, так как торопятся или устали), тогда, когда стороны радуются из-за успешного взаимодействия, медиатор может выступать в роли замедлителя процесса. Достоинства медиации Посредничество проходит конфиденциально. Все остается между сторонами конфликта и посредником. Посредник обязан держать в секрете всю информацию. Посредничество - частное дело, оно позволяет быть искренним и сохраняет репутацию и реноме, не делается никаких публичных записей, если только сторонам не понадобится довести свое соглашение до рассмотрения в судебном порядке, как, например, при разводе. Посредничество - это процедура разрешения спора, при котором вы управляете и владеете как самим процессом, так и его результатом - соглашением, ничего не решается без вашего согласия. Посредничество нацелено на удовлетворение интересов каждой из сторон и обычно приводит к ситуации обоюдного выигрыша для каждой стороны. Посредничество ориентировано скорее на то, что каждая из сторон понимает под справедливостью, чем прямо на юридические законы прецеденты и правила. Посредничество относительно непродолжительно и тем не менее, поскольку сторонам выгодно придерживаться того, о чем они договорились добровольно, имеет высокий уровень надежности. Риск посредничества минимален, поскольку каждая сторона в любой момент может отказаться от процесса. Оно справедливо и может обойтись дешевле, чем другие процедуры разрешения споров. Для успешного ведения переговоров с участием посредника необходимо, чтобы стороны: · имели желание разрешить проблему ; · были готовы попытаться сделать это совместно; · делились необходимой для разрешения ситуации информацией; · были гибкими, не застопоривались на начальных позициях; · уважительно относились к ценностям и интересам друг друга; · осознавали свои истинные интересы и могли отличить их от сиюминутных желаний и позиций; · понимали последствия и альтернативы в случае срыва переговоров; · были способны отделять эмоции, оценки, интерпретации от объективных фактов; · могли генерировать разнообразные и разноплановые предложения и анализировать последствия их воплощения; · сформулировали реалистичное, выполнимое, долгосрочное соглашение, удовлетворяющее все стороны и т.д. Недостатки медиации Посредничество неэффективно, когда медиатор не может заставить участников спора воспользоваться посредничеством или хотя бы попытаться это сделать. Посредничество - добровольный процесс, ни одну сторону нельзя принудить к посредничеству, продолжать посредничество или согласиться с его результатом. Этот недостаток, однако, является одной из сильных сторон посредничества, поскольку означает, что стороны сами контролируют свое будущее, а не подвергаются контролю третьей стороны, такой как судьи или арбитры, которые, конечно, не могут обладать полными сведениями и представлениями обо всех фактах и подоплеке спора между сторонами. Анализ характера взаимодействия с посредником, хода переговоров и их эффективности при разрешении коммерческих споров показывает, что на уровень сопротивления посредничеству прежде всего влияют: · относительно постоянные переменные - статус и характер функциональных обязанностей, · опыт работы в данной сфере или на данной должности (наибольшие трудности встречаются в работе с сотрудниками с небольшим опытом, которые опасаются уронить свой авторитет и стремятся доказать свою компетентность); · уровень образования (в целом более высокий уровень образования, а главное интеллекта, способствует успеху медиации); · личностные особенности, в частности, установка на власть, характер; · возраст, пол (например, медиация легче воспринимается молодыми от 18 до 22 лет, а также людьми от 30 лет до 60 лет; женщины воспринимают медиацию более благоприятно, чем мужчины); · прошлый опыт, степень приверженности старым методам (успешное использование проверенных ранее методов тормозит экспериментирование, лишает мотивации на поиск новых возможностей; напротив, опыт, говорящий о том, что старые методы не срабатывают, способствует успеху медиации); Сейчас, в период особенно высокой правовой неопределенности, изменения и недостаточной проработанности юридических нормативов в целом ряде областей деятельности, использование медиационных процедур может не только облегчить разрешение проблем, но и обеспечить значительное моральное удовлетворение всех участников. Подобные соображения, например, нередко являются одним из стимулов участия в медиационной практике американских юристов, которые работают медиаторами зачастую бесплатно, просто «для души». Эти аспекты медиации чрезвычайно важны для юристов, так как они постоянно подвергаются значительному риску профессиональной деформации. Она может приводить к неблагоприятному изменению характера, невротизации, сужению поля сознания и формированию тенденции действовать в рамках динамического стереотипа в качестве психологического защитного механизма в ответ на экстремальную сложность и ответственность условий деятельности. Это снижает возможности профессиональной и человеческой самореализации. Таким образом, осознанное применение медиационных процедур может послужить эффективной психологической зашитой от профессионального «выгорания».[10]
Заключение Многие из вопросов, упомянутых выше, в частности вопросы загруженности судов и судебных расходов, были решены введением в практику альтернативных методов разрешения споров (АМРС). Они особенно удобны при урегулировании споров, возникающих из предпринимательских или экономических отношений, так как они обычно требуют не проведения открытых слушаний и принятия решений, а участия специальных экспертов. Кроме того, многие из этих методов направлены на достижение понимания сторонами требований оппонентов, что позволяет сохранять правоотношения между сторонами до разрешения споров. При урегулировании предпринимательских споров АМРС указанные цели достигаются с помощью участия представителей высших органов управления спорящих сторон, ведения переговоров, а также обязательного участия третьих лиц в процедуре разрешения спора. Еще одной общей чертой АМРС, рассматриваемых в настоящей работе, является то, что они основаны на достижении соглашения между спорящими сторонами. Их отличительной особенностью является характер и степень участия, а также влияние третьей нейтральной стороны на результат процедуры разрешения спора. В предпринимательских отношениях велика роль саморегулирования, предполагающего минимальное вмешательство государства в отношения между сторонами. Это связано с тем, что основная функция государства — социальная — в отношениях между субъектами предпринимательства реализуется в меньшей степени. Правосудие, как деятельность правоприменительная, направлено на применение норм права к конкретным отношениям, а к содействию в реализации саморегулирования оно не пригодно. Поэтому субъекты предпринимательской деятельности заинтересованы в применении неюрисдикционной формы защиты прав. В рамках неюрисдикционной формы защиты прав для разрешения споров между субъектами предпринимательской деятельности более эффективно применять способы разрешения споров, альтернативные судебному разбирательству. Не смотря на отсутствие единого понятия и единой классификации альтернативных способов разрешения споров, практика альтернативного разрешения споров объективно существует. Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение АРС в настоящее время является необходимым как для государства, так и для хозяйствующих субъектов. При этом переход к использованию АРС должен произойти гармонично не путем издания тех или иных законов обязывающих хозяйствующих субъектов использовать принудительно примирительные процедуры с целью снижения обращаемости в арбитражный суд, а именно добровольно, самими хозяйствующими субъектами, как вариант разрешения спорных ситуаций, самостоятельно, без участия государства.
Библиографический список: Нормативно-правовые акты: 1.Конституция Российской Федерации. 2.Гражданский кодекс Российской Федерации. 3.Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013). 4.Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О третейских судах в Российской Федерации". 5.Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации". Учебная литература: 6.Носырева Е.И. «Альтернативное разрешение гражданско-правовых споров в США». Воронеж, 1999 г. 7.Архипова Т.А. Теория и искусство разрешения конфликтов. Конфликт интересов. Примирение сторон конфликта // АРС-информ: информационный бюллетень. 1999. № 2. 8.Бегаева А.А. Институт медиации — альтернативный способ разрешения корпоративных конфликтов // Предпринимательское право. 2008. № 3. 9.Виноградова Е.А. Альтернативное разрешение споров // Вестник ВАС РФ. 1997. № 8. 10.Бегаева А.А. Правовая природа альтернативных способов урегулирования корпоративных споров // Государство и право. 2009. 11.Вершинин А.П. Способы защиты гражданских прав в суде. СПб., 1997. 12.Воложанин В.П. Несудебные формы разрешения гражданско-правовых споров. Свердловск, 1974. 13.Исаков В.Б. // Материалы второй международной конференции «Медиация. Альтернативные методы разрешения споров и их значение в совершенствовании деловой и корпоративной этики». М., 2007. С. 41. Научные статьи: 14. Штепан П.А. Альтернативные способы разрешения споров. // Журнал российского права. – 2004. – № 10. С. 40-48. программа «Судебные процедуры как способ защиты прав предпринимателей» [1] Медиация в нотариальной практике (Альтернативные способы разрешения конфликтов) / П. Фар [и др.]. М., 2005. С. 86–87. [2] См.: Hartley R.E. Alternative Dispute Resolution in Civil Justice Systems. LFB Scholarly Publishing LLC, 2002. P. 40–41. [3] Funken K. Comparative Dispute Management: Court-connected Mediation in Japan and Germany // 3 German Law Journal. № 2 (01 February 2002) — Private Law. [4] См.: Augsburger D.W. Confl ict Mediation Across Cultures: Pathways and Patterns. Westminster John Knox Press, 1992; Pei, Cao. Th e origins of mediation in traditional China // Dispute Resolution Journal. 1999. May [5] Носырева Е.И. Альтернативные средства урегулирования споров в США // Хозяйство и право. 1998. № 1. [6] http://www.arbitrage.kz/93. [7] Berger K.P. Center for Transnational Law. Private dispute resolution in international business: negotiation, mediation, arbitration. Kluwer Law International. 2006. P. 47. [8] http://www.uncitral.org/uncitral/ru/uncitral_texts/arbitration/2002Model_ conciliation_status.html. [9] Code de procedure civile. Paris. Litec. 2005. [10] http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docid=1129449 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |