Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа над пословицами и поговорками.Работа над пословицами и поговорками. Методика работы с загадками в начальной школе. Пословица и поговорка.
Пословица– это произведение фольклора, в котором коротко выражена народная мудрость. Пословица- это крылатое народное выражение, которое может быть отнесено ко множеству явлений. Пословица - краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, житейскую мудрость. (Например: Без ученья – нет уменья. Всякому мила своя сторона. Сорока на хвосте весть принесла.) Задача жанра – в определенный момент кратко и точно указать на жизненныеситуации, выделить их. В пословице есть скрытое сравнение (переназывание), открытое сравнение, прямое суждение (например, «Вранье не ведет к добру»), оценочное суждение. Пословица может быть построена по метафорическому принципу. Все пословицы схожи тем, что утверждают некий факт (морально-нравственный постулат или жизненный опыт), они очень поучительны. Каждая пословица содержит свой смысл: учит, поощряет, одобряет, наставляет, порицает, заставляет задуматься. Многие пословицы состоят из двух смысловых частей. При чтении между частями пословицы делается пауза (остановка), а важные слова выделяются голосом, следить за повышением и понижением голоса для выделенных слов. (Например: Красна птица пером, / а человек – умом). В пословицах ритм стремится к стихотворной форме, в них есть особая тоника, они афористичны, с определенным звуковым рисунком. Для первого типа характерно звукоподражание, а для второго – звукопись. Рифма встречается редко, чаще внутренняя рифма. К.Д. Ушинский называл пословицу «маленькой умственной задачей». Анализируя пословицу на уроке, учитель должен помочь детям совершить три шага: 1) уяснить прямой смысл пословицы, т.е. тот конкретный факт, который лежит в ее основе; 2) уяснить переносное значение, ее подтекст, тот иносказательный смысл, который позволяет употреблять ее в других конкретных ситуациях; 3) соотнести пословицу с определенными жизненными обстоятельствами из собственного опыта или описанными в художественном произведении. Такой порядок работы над пословицей обосновывает методическую рекомендацию – привлекать пословицы и поговорки только на завершающие этапы урока (обобщающие беседы,перечитывание текста и т.д.) и не использовать при подготовке к восприятию произведения. На уроках русского языка чаще использовать при изучении орфографического материала или грамматики. Пословицы очень разнообразны по тематике: о Родине, труде, человеке, природе, знании и учении, книге, дружбе и др. Дети почти не отличают поговорки от пословиц. Поговорка –крылатое народноевыражение, в котором метко определяется отношение к чему-либо. Поговорка – это часть суждения. В отличие от пословиц поговорка не составляет цельного предложения. (Например: семь пятниц на неделе, собака на сене, работать с огоньком, комар носа не подточит, как снег на голову, чужими руками жар загребать, легок на помине, за словом в карман не лезет и др.). Над поговоркой методика работа та же, что и над пословицей.
Загадки. Загадка – это короткое произведение устного народного творчества, в котором вместо предмета или явления называются их признаки или действия. По ним нужно найти отгадку. Загадка – это занимательный и замысловатый вопрос об окружающем мире. Цель жанра – весело учить угадывать задуманное по существенным признакам. В загадке обязательно указываются признаки загаданного предмета или явления (например, внешность, поведение, форма, цвет, назначение и т.д.). Загадка позволяет видеть сходные вещи в далеких предметах. Загадки бывают в двух основных видах: как вопрос и как описание (например: Кто плачет без слез? – это загадка-вопрос). Загадки построены в большинстве случаев на сравнении или метафоре. Именно через загадку можно дать ребенку первые представления об образности родного языка, познакомить с иносказательными оборотами речи, в загадках отражены наблюдательность и смекалка народа. Анализируя загадку, следует сопоставить текст с отгадкой,подчеркивая признаки заданного предмета, его назначение. Полезно соотносить метафорический образ с реальным предметом или явлением, объясняя отгадку. Чтение и отгадывание загадок можно использовать на подготовительном этапе урока. Разбирая загадки, обращаем внимание на звуковой рисунок и ритм, а, зачастую, и рифму. Работа с загадками на уроке не должна сводиться только к их разгадыванию. Вот некоторые задачи изучения этого жанра: - дать первоначальное представление о жанре и видах загадки; - учить воспринимать образность, выразительность загадок как проявление наблюдательности народа; - развивать логическое мышление (определение признака, по которому сравниваются предметы или явления); - расширять словарь учащихся (знакомство с устаревшими словами и словами, называющими предметы старинного русского быта, например); развивать речь и кругозор детей.
Виды работ с загадкой: - чтение текста; - отгадывание загадок; рассказ детей о том, что помогает разгадать ее; - беседа по вопросам; - чтение учебной статьи; - речевая работа; - работа с иллюстрацией; - творческая работа (иллюстрирование, придумывание загадок по модели, текста по пословице и т.п.); - сравнение произведений разных жанров.
Какие бывают загадки ?
Загадки-сравнения.
Бел как снег, Кафтан на мне зеленый, В чести у всех, И сердце, как кумач, В рот попал - На вкус, как сахар, сладок, Там и пропал. На вид похож на мяч.
Работа над пословицами и поговорками. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |