Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм управления доходами предприятия

 

Под доходами предприятия признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, полученная в результате хозяйственной деятельности. Следует различать понятия доходов предприятия и поступлений денежных средств на счета предприятий. Такие поступления денежных средств, как получение займа, кредита, залога, авансов в счет оплаты продукции и некоторые другие, приводят к пополнению средств на расчетном счете, но не являются доходами предприятия, так как принадлежат третьим лицам и не способствуют увеличению собственных источников финансовых ресурсов. В то же время увеличение источников средств у предприятия также не всегда относится к его доходам. Например, дополнительные вложения в уставный фонд увеличивают размер собственных ресурсов предприятия, но его доходом не являются.

Прибыль – это часть доходов предприятия, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции.

Отметим необходимость системного подхода к управлению прибылью. Такой подход предусматривает исследование способов организации подсистем в единое целое и влияние процессов функционирования системы в целом на ее отдельные участки. Управление прибылью должно происходить на стадиях формирования, распределения и использования прибыли. Схема системного подхода к управлению прибылью представлена на рис. 2.2

 

 

Рисунок 2.2 ― Управление прибылью предприятия

 

Примечание ― Источник: собственная разработка на основе [18, c. 48].

 

 

Денежные доходы предприятий формируются за счет следующих источников:

– доходы и расходы по текущей деятельности;

– доходы и расходы по инвестиционной деятельности;

– доходы и расходы по финансовой деятельности;

– иные доходы и расходы.

Такая группировка доходов и расходов соответствует порядку их отражения на счетах бухгалтерского учета, закрепленному в Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50.

Информация о доходах и расходах по текущей деятельности обобщается на счете 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности", информация о доходах и расходах по инвестиционной, финансовой деятельности, иных доходах и расходах – на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Выручка от реализации продукции (работ, услуг), имущественных прав включает в себя денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договорами.

Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это, прежде всего, доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие внереализационные доходы и расходы.

К инвестиционным доходам относятся проценты, дивиденды к получению по облигациям, акциям, другим ценным бумагам, имеющимся в портфеле предприятия, доходы от вклада капитала в другие организации, доходы от вложения капитала в другие финансовые активы, доходы от реализации основных средств, нематериальных активов и долгосрочных финансовых вложений.

Финансовые доходы — это доходы от роялти, лизинга, курсовых разниц, безвозмездного получения активов, грантов и т. д.

Иные доходы — это прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; полученные пени, штрафы и неустойки; доходы от реализации текущих активов; доходы по текущей аренде и т. д.

Отразим структурно-логическую схему формирования доходов ЧУП «Бытус-Компас» на рисунке 2.3

 

 

Рисунок 2.3 ― Источники формирования доходов предприятия

 

Примечание ― Источник: собственная разработка.

 

 

На прибыль от реализации продукции ЧУП «Бытус-Компас» оказывают влияние объём продаж, структура продаж, цена реализации и себестоимость продукции.

Планирование и прогнозирование поступлений выручки от реализации основывается на учете двух факторов:

1) емкости освоенного рынка продаж выпускаемой продукции и возможностей его расширения;

2) производственных мощностей предприятия, позволяющих выпускать такой объем продукции, который востребован рынком.

В условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями первый фактор выступает в качестве определяющего и его необходимо учитывать при прогнозировании объемов продаж продукции прежде всего.

Обоснованное прогнозирование объемов продаж продукции и поступлений доходов имеет особую важность в финансовом планировании, так как от него зависят расчет финансовых результатов деятельности предприятия и реальность большей части стратегических и тактических решений по развитию бизнеса. Оценка будущих поступлений средств от реализации продукции составляет наиболее ответственную и одновременно сложную задачу, поскольку ее решение связано с необходимостью учета не только внутреннего потенциала предприятия, но также и множества внешних условий, таких, как конъюнктура рынка, угроза появление на нем конкурентных товаров, динамика продажных цен на аналогичную продукцию и др. Ошибки в данных расчетах особенно ощутимы, так как они могут привести к невозможности реализации тех намерений, которые заложены в бизнес-плане.

Чтобы застраховаться от крупных просчетов, следует составлять многовариантные планы объемов продаж, сориентированные на низший, наиболее вероятный и высший объем сбыта продукции по основным номенклатурным позициям.

Расчет объемов продаж целесообразно начинать с наихудшего варианта, когда возможны потери части рынка из-за конкуренции, появления на рынке нового более качественного продукта или же по внутренним причинам, например, в связи со снижением объемов производства из-за недопоставок сырья, комплектующих и т. д.

Следующий вариант расчета должен быть сориентирован на наивысшие объемы продаж, когда предполагается расширение сегмента рынка, устранение конкурентов, привлечение новых покупателей за счет хорошей рекламы, обеспечения высокого качества изделий, налаженной системы послепродажного обслуживания.

Существенную трудность представляет расчет наиболее вероятных объемов продаж, так как он требует реальных оценок собственного потенциала и емкости рынка. Показатели вероятных объемов продаж окажутся средними между низшими и высшими прогнозами.

Второй фактор, определяющий объемы продаж, связан с наличием производственных мощностей у предприятия. С учетом производственных ресурсов (оборудования, сырья, персонала) рассчитывается возможный выпуск товарной продукции на планируемый период.

Поскольку не вся произведенная в данном периоде продукция (Т) в нем же и реализуется, то при планировании выручки от реализации учитываются также объемы переходящих ее остатков на начало (О1) и на конец (О2) планового года, то есть используется формула реализации:

 

Р = О1 + Т – О2, (18)

 

При планировании выручки от реализации продукции пользуются двумя методами: прямого расчета и расчетным.

Метод прямого расчета используется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции и при наличии на нее гарантированного спроса.

Метод прямого расчета заключается в том, что по каждому производимому на предприятии изделию в отдельности по приведенной формуле рассчитывается объем реализации в отпускных ценах и результаты суммируются.

Т.к. ЧУП «Бытус-Компас» выпускает продукцию в большом ассортименте, выручка от реализации планируется расчетным методом, исходя из общего выпуска товарной продукции в планируемом периоде в отпускных ценах и общей суммы входных и выходных остатков.

Для пересчета переходящих остатков готовой продукции на начало планового года из производственной себестоимости в отпускные цены используют коэффициент пересчета, исчисляемый как отношение объема производства продукции в IV квартале отчетного года в отпускных ценах к тому же объему по производственной себестоимости. При определении суммы выходных остатков готовой продукции в отпускных ценах на конец планового года учитывают ее выпуск в IV квартале планового года и установленную по предприятию норму запаса готовой продукции на складе и в отгрузке.

Планирование выручки от реализации продукции не завершается расчетом объемов ее поступлений, а продолжается в процессе выполнения плана путем оперативного регулирования плана с учетом изменений рыночной ситуации. Планирование поступления выручки от реализации произведенной продукции на ЧУП «Бытус-Компас» осуществляется на основании плана производства товарной продукции и плана отгрузки, реализации товарной продукции и поступления денежных средств.

Методика формирования отпускной цены на продукцию (работы, услуги) представлена на рисунке 2.4:

 

Полная себестоимость продукции Затраты на производство и реализацию продукции Материальные затраты
Расходы на оплату труда
Амортизационные отчисления
Прочие затраты
Налоги Платежи за землю
Платежи за пользование природными ресурсами и за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду
Отчисления в бюджетные фонды и ФСЗН Отчисления в Фонд социальной защиты населения
Отчисления в инновационный фонд
Общая прибыль Налог на недвижимость
Налогооблагаемая прибыль   Налог на доходы
  Налог на прибыль
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий Налоги Налог на приобретение автотранспортных средств
Местные налоги и сборы
Чистая прибыль Распределенная на дивиденды
Нерапределенная
Налоги, включаемые в отпускную цену товара Налог на добавленную стоимость
  Акцизы

 

Рисунок 2.4 ― Методика формирования отпускной цены

 

Примечание ― Источник: [29, c.34]

 

 

Приведенная на рисунке 2.4 схема детально раскрывает составляющие отпускной цены продукции. Порядок включения налогов в отпускную цену практически является обратным очередности их уплаты.

Цены на продукцию устанавливаются в соответствии с действующими в республике нормативными актами:

1) Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10 мая 1999 года № 255-З в редакции Закона от 11 июля 2015 г. № 192-З;

2) Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» от 25 февраля 2011 г. № 72 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2015 г. № 508.

Цены на производимую продукцию формируются исходя из плановой себестоимости, установленных налоговых и неналоговых отчислений, прибыли.

Готовая продукция ― это изделия, прошедшие все стадии технологической обработки на предприятии, соответствующие действующим стандартам, техническим условиям или требованиям заказчика, предусмотренным в договоре, и оформленные приёмо-сдаточной документацией.

Предприятие разрабатывает годовой план выпуска продукции и календарные (квартальные, месячные, дневные и почасовые) графики. Графики должны увязываться со сроком отгрузки готовой продукции (работ, услуг), что позволяет контролировать выполнение договорных обязательств перед покупателями.

Проведём анализ структуры и динамики доходов организации за последние три года в разрезе видов доходов в таблице 2.9. (Приложения А, Б).

 

Таблица 2.9 - Структура и динамика доходов ЧУП «Бытус-Компас» за 2013-2015 гг. в разрезе видов доходов

Наименование показателя 2013 год 2014 год 2015 год
Сумма, млн. руб. Удельный вес, % Сумма, млн. руб. Удельный вес, % Сумма, млн. руб. Удельный вес, %
Доходы, всего
в том числе:            
Доходы по текущей деятельности 53,9 45,3 42,2
из них:            
- от реализации продукции 53,9 45,3 42,2
             

Окончание таблицы 2.9

Доходы по инвестиционной деятельности     36,3     47,0     26,0
из них:            
- доходы от выбытия основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов   -     -   -   -     24,1
- от участия в уставном капитале других организаций     3,3     4,6   -   -
- прочие доходы по инвестиционной деятельности     32,9     42,3     1,9
Доходы по финансовой деятельности     9,8     7,7     31,8
из них:            
- курсовые разницы от пересчета активов и обязательств     9,5     1,2     29,0
- прочие доходы по финансовой деятельности     0,2     6,4     2,8

 

Примечание – Источник: собственная разработка

 

 

Согласно таблице 2.9, можно сделать вывод, что за анализируемый период сумма доходов ЧУП «Бытус-Компас» увеличилась на 204 млн р. или на 8,0%. В основном увеличение доходов обусловлено ростом доходов по финансовой деятельности в 2015 г. на 626 млн р. или на 251,4%.

Наибольший удельный вес в структуре доходов имеют доходы от реализации продукции, хотя за 2015 г. он снизился на 11,7 п.п. до уровня 42,2%. Доходы от инвестиционной деятельности составляют в 2015 году 26,0% от общей суммы доходов, их удельный вес по отношению к 2013 г. снизился на 10,3%.

В доходах по инвестиционной деятельности за 2015 год наибольший удельный вес имеют доходы от выбытия основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов - 24,1%, хотя за 2013-2014 данного вида доходов не было. В доходах по финансовой деятельности наибольший удельный вес имеют доходы по курсовым разницам от пересчета активов и обязательств – 29,0%.

Основными показателями, применяемыми для оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия, являются показатели рентабельности. Показатели рентабельности ЧУП «Бытус-Компас» приведены в таблице 2.10.

 

Таблица 2.10 – Показатели рентабельности ЧУП «Бытус-Компас» за 2013-2015 гг.

Наименование показателей Ед. изм. Годовое значение показателя Динамика по годам, %
2014/ 2015/
Выручка от реализации товаров млн.руб. 144,7 127,9
Расходы на реализацию товаров млн.руб. 149,0 147,3
Прибыль от реализации товаров млн.руб. 67,0 122,5
Чистая прибыль млн.руб. 59,4 137,9
Рентабельность % 25,6 11,8 9,8 46,1 83,1
Среднегодовая стоимость краткосрочных активов млн.руб.         103,8   119,2
Рентабельность краткосрочных активов % 25,6   14,7   17,0   57,4   115,6
Рентабельность продаж % 3,2 1,5 1,5 46,9 100,0

 

Примечание – Источник: собственная разработка

 

 

В период с 2013 по 2015 годы на предприятии в основном снижались все показатели рентабельности. В 2014 году: рентабельность продаж снизилась с 3,2 % в 2013 году до 1,5 % в 2014 году; рентабельность в 2013 году составляла 25,6 %, но в 2015 году она составляла только 9,8 %. Рентабельность краткосрочных активов в 2014 году также снизилась на 10,9 п.п., в дальнейшем на увеличилась на 2,3 п.п.

Таким образом, можно сделать следующие выводы после анализа хозяйственной деятельности, финансового состояния и управления доходами ЧУП «Бытус-Компас»:

Анализ объемов производства и реализации продукции ЧУП «Бытус-Компас» в 2011-2015 годах показывает, что в анализируемом периоде объемы производства и объемы реализации продукции увеличиваются. В среднем за год объем реализации продукции возрастает к уровню предыдущего года в среднем на 20,3%, что обусловлено, преимущественно, ростом цен на продукцию. В то же время средний темп роста объема производства составляет 22,7%, что на 2,4 процентных пункта выше среднего годового увеличения объема реализации.

В структуре источников формирования имущества наибольший удельный вес занимает заемный капитал, так в 2013 году – 71,5%, в 2014 году – 71,4%, в 2015 году – 81,7%. Также можно отметить, что на протяжении анализируемого периода его доля увеличилась, так в 2015 году по сравнению с 2013 годом удельный вес в общем объеме валюты баланса увеличился на 10,2 п. п. Обращая внимание на такой рост заемных средств в организации, можно отметить все увеличивающуюся потребность в денежных средствах для организации деятельности предприятия.

Собственный капитал организации увеличился в 2015 году по сравнению с 2013 годом. Так, рост составил 16,9%, а по сравнению с 2014 годом – 8,5%. Обращая внимание на такой рост заемных средств в организации, можно отметить все увеличивающаяся потребность в денежных средствах для организации деятельности.

Баланс ЧУП «Бытус-Компас» на конец 2015 года не является ликвидным, поскольку не соблюдается ни одно из четырех неравенств, согласно которому баланс считается ликвидным, т.е. наиболее ликвидные активы в 2015 году (146 млн. руб. на начало года и 232 млн. руб. на конец года) во много раз не покрывают наиболее срочные обязательства (4177 млн. руб. на начало года и 8086 млн. руб. на конец года).

Организация имела финансовую устойчивость в 2013 году, но к концу 2015 года она ушла от нормативных показателей, и наблюдалось незначительное снижение. Так наблюдается снижение коэффициента автономии в 2015 году по сравнению 2013 годом на 0,102, коэффициента соотношения долгосрочных активов и собственного капитала на 0,125, коэффициента маневренности собственных оборотных средств на 1,697. Динамика коэффициента соотношения собственных и заемных средств свидетельствует о падении финансовой устойчивости ЧУП «Бытус-Компас», так как на каждый рубль собственных средств на конец 2015 года приходилось 0,129 рублей заемных, причем выявлена тенденция повышения зависимости организации от привлеченных средств.

В 2013-2015 годы увеличилась оборачиваемость запасов, основных средств, рабочего капитала, дебиторской задолженности, что является положительной тенденцией. В то же время, произошло уменьшение коэффициента оборота активов. То есть прирост активов предприятия превысил прирост выручки. Это с отрицательной стороны характеризует деловую активность данного предприятия, свидетельствуя о снижении эффективности использования рассмотренного актива.

За анализируемый период сумма доходов ЧУП «Бытус-Компас» увеличилась на 204 млн р. или на 8,0%. В основном увеличение доходов обусловлено ростом доходов по финансовой деятельности в 2015 г. на 626 млн р. или на 251,4%.

Наибольший удельный вес в структуре доходов имеют доходы от реализации продукции, хотя за 2015 г. он снизился на 11,7 п.п. до уровня 42,2%. Доходы от инвестиционной деятельности составляют в 2015 году 26,0% от общей суммы доходов, их удельный вес по отношению к 2013 г. снизился на 10,3%.

В доходах по инвестиционной деятельности за 2015 год наибольший удельный вес имеют доходы от выбытия основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов - 24,1%, хотя за 2013-2014 данного вида доходов не было. В доходах по финансовой деятельности наибольший удельный вес имеют доходы по курсовым разницам от пересчета активов и обязательств – 29,0%.

В период с 2013 по 2015 годы на предприятии в основном снижались все показатели рентабельности. В 2014 году: рентабельность продаж снизилась с 3,2 % в 2013 году до 1,5 % в 2014 году; рентабельность в 2013 году составляла 25,6 %, но в 2015 году она составляла только 9,8 %. Рентабельность краткосрочных активов в 2014 году также снизилась на 10,9 п.п., в дальнейшем на увеличилась на 2,3 п.п.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность хозяйственной деятельности ЧУП «Бытус-Компас» в 2015 году по отношению к 2013 году снизилась, что требует разработки мероприятий по ее повышению.

Проведённый во второй главе дипломной работы анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Анализ объемов производства и реализации продукции ЧУП «Бытус-Компас» в 2011-2015 годах показывает, что в анализируемом периоде объемы производства и объемы реализации продукции увеличиваются. В среднем за год объем реализации продукции возрастает к уровню предыдущего года в среднем на 20,3%, что обусловлено, преимущественно, ростом цен на продукцию. В то же время средний темп роста объема производства составляет 22,7%, что на 2,4 процентных пункта выше среднего годового увеличения объема реализации.

В структуре источников формирования имущества наибольший удельный вес занимает заемный капитал, так в 2013 году – 71,5%, в 2014 году – 71,4%, в 2015 году – 81,7%. Также можно отметить, что на протяжении анализируемого периода его доля увеличилась, так в 2015 году по сравнению с 2013 годом удельный вес в общем объеме валюты баланса увеличился на 10,2 п. п. Обращая внимание на такой рост заемных средств в организации, можно отметить все увеличивающуюся потребность в денежных средствах для организации деятельности предприятия.

Собственный капитал организации увеличился в 2015 году по сравнению с 2013 годом. Так, рост составил 16,9%, а по сравнению с 2014 годом – 8,5%. Обращая внимание на такой рост заемных средств в организации, можно отметить все увеличивающаяся потребность в денежных средствах для организации деятельности.

2. Баланс ЧУП «Бытус-Компас» на конец 2015 года не является ликвидным, поскольку не соблюдается ни одно из четырех неравенств, согласно которому баланс считается ликвидным, т.е. наиболее ликвидные активы в 2015 году (146 млн. руб. на начало года и 232 млн. руб. на конец года) во много раз не покрывают наиболее срочные обязательства (4177 млн. руб. на начало года и 8086 млн. руб. на конец года).

Организация имела финансовую устойчивость в 2013 году, но к концу 2015 года она ушла от нормативных показателей, и наблюдалось незначительное снижение. Так наблюдается снижение коэффициента автономии в 2015 году по сравнению 2013 годом на 0,102, коэффициента соотношения долгосрочных активов и собственного капитала на 0,125, коэффициента маневренности собственных оборотных средств на 1,697. Динамика коэффициента соотношения собственных и заемных средств свидетельствует о падении финансовой устойчивости ЧУП «Бытус-Компас», так как на каждый рубль собственных средств на конец 2015 года приходилось 0,129 рублей заемных, причем выявлена тенденция повышения зависимости организации от привлеченных средств.

В 2013-2015 годы увеличилась оборачиваемость запасов, основных средств, рабочего капитала, дебиторской задолженности, что является положительной тенденцией.

В то же время, произошло уменьшение коэффициента оборота активов. То есть прирост активов предприятия превысил прирост выручки. Это с отрицательной стороны характеризует деловую активность данного предприятия, свидетельствуя о снижении эффективности использования рассмотренного актива.

3. За анализируемый период сумма доходов ЧУП «Бытус-Компас» увеличилась на 204 млн р. или на 8,0%. В основном увеличение доходов обусловлено ростом доходов по финансовой деятельности в 2015 г. на 626 млн р. или на 251,4%.

Наибольший удельный вес в структуре доходов имеют доходы от реализации продукции, хотя за 2015 г. он снизился на 11,7 п.п. до уровня 42,2%. Доходы от инвестиционной деятельности составляют в 2015 году 26,0% от общей суммы доходов, их удельный вес по отношению к 2013 г. снизился на 10,3%.

В доходах по инвестиционной деятельности за 2015 год наибольший удельный вес имеют доходы от выбытия основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов - 24,1%, хотя за 2013-2014 данного вида доходов не было. В доходах по финансовой деятельности наибольший удельный вес имеют доходы по курсовым разницам от пересчета активов и обязательств – 29,0%.

В период с 2013по 2015 годы на предприятии в основном снижались все показатели рентабельности. В 2014 году: рентабельность продаж снизилась с 3,2 % в 2013 году до 1,5 % в 2014 году; рентабельность в 2013 году составляла 25,6 %, но в 2015 году она составляла только 9,8 %. Рентабельность краткосрочных активов в 2014 году также снизилась на 10,9 п.п., в дальнейшем на увеличилась на 2,3 п.п.

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...