Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конструктивные меры обеспечения пожарной безопасности судна

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Выживание в экстремальных условиях на судне»

на тему: «Аварийное снабжение. Состав и места хранения»

 

Выполнил:

Студент 2 курса, гр. ЭУ/с-21

Козырев Александр

 

Проверил:

Д.В. Бурков

 

 

г. Севастополь, 2016 г.

Содержание

Введение

1. Конструктивные меры обеспечения меры пожарной безопасности судна

2. Система водотушения

3. Водопожарная система

4. Система паротушения

5. Система объемного химического тушения

6. Система пенотушения

7. Система углекислотного тушения

8. Тушения пожара в МКО, топливо-масляных цистернах и системах

 

 

Введение

Число проходов трубопроводов через водонепроницаемые переборки должно быть минимальным. Прокладка трубопроводов через водонепроницаемые переборки должна выполняться с использованием стаканов, приварышей или других соединений, обеспечивающих водонепроницаемость конструкции.Требования к остойчивости поврежденного судна установлены Российским морским регистром судоходства для случаев получения пробоин и затопления отсеков. Число затапливаемых отсеков принимается для рыболовных судов длиной 100 м и более – 1; для плавбаз – 1, а длиной более 160 м – 2; для сухогрузных судов: при длине 120 м и более – при повреждении в любом месте между переборками деления судна на отсеки; при длине от 100 до 120 м – то же. кроме машинного отделения, расположенного в корме.При указанных повреждениях начальная метацентрическая высота судна для ненакрененного положения до принятия мер по ее увеличению должна быть не менее 0,05 м;угол крена при несимметричном затоплении не должен превышать:20° – до принятия мер по спрямлению и срабатыванию перетоков, обеспечивающих перепуск воды из одного отсека в другой;12°– после принятия мер по спрямлению и после срабатывания перетоков.Аварийная ватерлиния до, в процессе и после спрямления должна проходить по крайней мере на 0,3 м или 0,1+(L1 – 10) ∕ 150 м (где L1 – длина судна от передней кромки форштевня до оси баллера руля) – в зависимости от того, что меньше, — ниже отверстий в переборках, палубах и бортах, через которые возможно дальнейшее распространение воды по судну (воздушные и вентиляционные трубы, вырезы, закрываемые непроницаемыми дверями и крышками).Для откачки воды из затопленных отсеков предусматривается осушительная система, в которой должно применяться не менее двух насосов, соединенных с осушительной магистралью. Один из этих насосов может приводиться в действие главным механизмом.

 

Системы водотушения.

Несмотря на общий принцип действия - охлаждение горящей поверхности водой, конструктивно системы водотушения подразделяются на водопо жарную, спринклерную, водораспыления, водяных завес и орошения.

Водопожарная система.

Ее наличие является обязательным на всех самоходных судах с двигателем мощностью более 75 кВт для тушения пожаров в жилых, служебных, грузовых помещениях. Следует подчеркнуть, что водотушение противопоказано негашеной извести, калию, натрию, кальцию, так как при их химической реакции с водой выделяется много тепла или образуется взрывоопасная смесь. Компактной струей нельзя также тушить нефтепродукты (вода разнесет их по судну), работающее электрооборудование, порошкообразные вещества, которые могут взорваться, когда вода поднимет их в воздух.Эта система выполняется по кольцевой или, реже, линейной схеме и используется также для подачи забортной воды на судовые нужды.

Основными элементами системы являются:

- кингстоны, клинкеты и клапаны, насосы, трубопроводы, пожарные рожки и рукава, пожарные стволы.

Рис. 2.1 Схема водопожарной системы на сухогрузном судне.

1- кингстон

2 - клапан запорный дистанционно управляемый

3 - насос

4 - предохранительный клапан

5 - соединительный трубопровод

6 – запорный клапан

7 - пожарный рожок у насоса

8 - клапан невозвратно-запорный

9 -трубопровод от балластного насоса

10 - напорный трубопровод

11 – кольцевая магистраль

12 - линейная магистраль

13 - путевой пожарный рожок

14 -отростки на обмыв якорной цепи

Схема водопожарной системы приведена на рис. 2.1 Кинстон 1 служит для приема забортной воды в систему. При наличии двух кингстонов они могут обслуживать балластную систему. За кингстоном установлен клинкет или запорный клапан 2.

На напорном трубопроводе пожарного насоса 3 также установлен запорный клапан 6 (если насос центробежный, то - невозвратно-запорный).Количество насосов и развиваемый ими напор регламентируются Правилами Морского Регистра Судоходства в зависимости от размеров и назначения судна. В качестве пожарных могут использоваться насосы других общесудовых систем, если их производительность и напор не менее требуемых для пожарного насоса. На крупных судах предусматривается наличие аварийного пожарного насоса с отдельным кингстоном и источником энергии. Трубопровод системы выполняется из стальных оцинкованных труб, диаметр которых определяется из условия заданной производительности насосов и скорости движения воды 2 .3 м/с.Для предотвращения застоя и замерзания воды в низко расположенных участках трубопровода предусматривается установка спускных пробок, а для поглощения температурных деформаций устраиваются компенсаторы.Живучесть магистралей обеспечивается установкой разобщительных клапанов.Пожарные рожки в виде угловых или проходных запорных клапанов, соединенных с трубопроводом на фланцах, устанавливаются на расстоянии не более 20 м в закрытых помещениях и 40 м - на открытых палубах. Рожки снабжены быстросмыкающимися соединительными гайками для крепления пожарных рукавов.Пожарные рукава служат для подачи струи воды от рожка к очагу пожара. Изготовленные из растительных или синтетических мягких материалов рукава имеют длину:

- для открытых участков палуб - 20 м

-для закрытых помещений - 10 м и хранятся в непосредственной длизости от пожарных рожков в свернутом виде.

Пожарные ручные стволы, соединяющиеся с пожарными рукавами быстросмыкающимися гайками, имеют спрыски диаметром 12 .20 мм. Кроме ручных на буксирах, ледоколах и пожарных судах устанавливаются лафетные стволы для тушения пожаров на других судах.Спринклерная система служит для автоматического тушения пожара в жилых и служебных помещениях раздробленной струей воды, подаваемой в помещение через автоматически открывающиеся спринклеры (рис. 2.2) - насадки, распыляющие воду.

Рис. 2.2. Спринклеры:

а) с металлическим замком

б) со стеклянной колбой.

1 – корпус

2 – диафрагма

3 – стеклянный клапан

4 – рама

5 - розетка водораспылительная

6 – замок

7 - колба стеклянная

Выход водяной струе из трубопровода открывает легкоплавный замок из металла 6 или со стеклянной колбой 7, наполненной легкорасширяющейся жидкостью. При повышении температуры до 60 °С спай металлического замка расплавляется, или лопается колба, открывается выходное отверстие и вода поступает к очагу пожара. Количество спринклеров определяется из расчета обслуживания каждым из них 9 м² площади помещения. Для подачи воды в первый момент (до автоматического включения автономного сплинклерного насоса) служит пневмогидроцистерна емкостью 1,5 .2 т, оборудованная устройствами для автоматического поддержания заданного давления и контроля уровня воды, а также манометром и предохранительным клапаном.Система водораспыления устраивается для тушения пожаров в МКО и в емкостях моторного топлива, мазута и смазочного масла. Выполняется система в виде кольцевых магистралей из медных труб, располагающихся ярусами через 5 м по высоте помещения, на которых через каждые 1,2 . 1,5 м устанавливаются водораспылители, обеспечивающие получение водяной пыли с большой поверхностью охлаждения. Кроме того, вода при испарении создает изолирующую паровоздушную подушку в районе очага пожара, что уменьшает содержание кислорода и обеспечивает прекращение горения. Вода в систему подается от водопожарной магистрали из двух независимых трубопроводов.Система водяных завес широкое применение находит для защиты проемов коридоров и водонепроницаемых дверей, не имеющих противопожарной изоляции. Ее используют также для защиты открытых палуб паромов и трейлерных судов, перевозящих автомобильную технику, заправленную топливом. В этой системе применяются водораспределители щелевого типа, создающие сплошную водяную завесу, препятствующую распространению пламени и охлаждающую корпусные конструкции судна.Система орошения служит для орошения палуб, переборок, шахт, трапов и сходов в МКО и призвана обеспечить безопасную эвакуацию людей во время пожара. Кроме того, она используется для тушения пожаров в хранилищах (крюйт-камерах) легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ на ледоколах и экспедиционных судах. В этом случае система орошения начинает автоматически подавать воду через водораспылители при превышении температуры 30 °С. И если работа системы не приводит к снижению температуры, то прибегают к затоплению помещения через систему орошения или через магистраль водопожарной системы.

Система паротушения.

Система паротушения применяется для тушения пожаров в грузовых танках нефтеналивных судов, цистернах жидкого топлива, фонарных, малярных и других подобных помещениях.Принцип тушения - создание атмосферы, не поддерживающей горения. Это достигается заполнением помещения насыщенным паром под давлением 0,6 .0,8 МПа. Для этого паропроизводительность котла должна обеспечивать подачу 1,33 кг/час пара на 1 м3 наибольшего из охраняемых помещений. Пар по независимой магистрали подводится к коллектору станции паротушения и от него по отросткам подается в верхнюю часть цистерн и танков топлива. Во всех остальных помещениях отростки выводятся на высоту около 1м от палубы.Магистраль изготавливается из стальных бесшовных труб с бронзовой или стальной арматурой. Диаметры отростков обычно равны 15 . 25 мм, а их количество в охраняемых помещениях от 1 до 4.

Эта система отличается простотой конструкции и эксплуатации, а также невысокой стоимостью.Ее недостатки - опасность для жизни людей, возможность порчи груза и оборудования. Для возможности питания системы с берега или с другого судна от коллектора станции отводится патрубок с бронзовым запорным клапаном.

Система пенотушения

Этой системой оборудуются грузовые помещения нефтетанкеров, топливные и масляные цистерны, МКО.Принцип работы системы - изоляция горящей поверхности от кислорода воздуха слоем пены, представляющей собой ячеисто-пленочную структуру, образованную пузырьками газа, разделенными тонкими пленками жидкости. Благодаря малой плотности огнегасительная пена удерживается на поверхности любых нефтепродуктов.В зависимости от состава и способа получения различают воздушно-механическую пену, получаемую механическим перемешиванием воды и пенообразователя в воздушной среде, и химическую пену, получаемую в результате реакции между определенными компонентами. Эта, последняя, пена обладает большой вязкостью, что затрудняет ее движение по трубам и они забиваются. Правила Морского Регистра Судоходства рекомендуют применять системы воздушно-механического пенотушения, которые подразделяются на два типа:

- с внутренним пенообразованием (рис. 3.4, а);

- с внешним пенообразованием (рис. 3.4, б).

Рис. 2.4. Станции воздушно-механического пенотушения.

а) с внутренним пенообразованием:

1 – сифо.нная трубка

2 - резервуар с эмульсией

3-отверстия для входа воздуха

4 - запорный клапан

5 –горловина

6 - редукционный клапан

7 – пенопровод

8 гибкий шланг

9-спрыск

10-воздушный баллон

11 - трубопровод сжатого воздуха

12-трехходовой кран

б) с внешним пенообразованием:

1 - буферная жидкость

2 – рассеиватель

3 - эжектор-смеситель

4 - ручной воздушно-пенный ствол

5 - стационарный воздушно-пенный ствол

Станция с внутренним пенообразованием для надежности имеет два резервуара 2, в которых с заданной пропорцией налиты пенообразователь и вода. Для образования пены и ее вытеснения в магистральный пенопровод 7 служит воздух в баллоне 10 при давлении 0,5 . 1,0 МПа. Баллон соединен с судовой воздушной магистралью 11.

Станция с внешним пенообразованием. Как и предыдущая, эта станция также состоит из двух резервуаров с пенообразователем. Вода же подается в них в момент тушения пожара и только для выталкивания пенообразователя из резервуаров к смесителю 3, где он смешивается с водой, образуя эмульсию. Для того, чтобы в резервуаре пенообразователь и вода не смешивались, устанавливается рассеиватель 2 и наливается слой буферной жидкости 1 (смесь масла МС-20 с четыреххлористым углеродом). Образовавшаяся в смесителе эмульсия подается к воздушно-пенным стволом 4, 5, в которых она смешивается с воздухом, образуя пену. Трубопровод системы воздушно-механического пенотушения прокладывается между станциями, которые обычно размещаются в разных районах судна.

Система углекислотного тушения

Принцип действия этой системы — заполнение охраняемого помещения инертным углекислым газом, не поддерживающим горения.Система применяется для тушения пожаров в МКО, грузовых помещениях сухогрузных судов, багажных помещениях, малярных, фонарных. Следует отметить, что углекислотная система опасна для жизни людей в случаях наличия утечек газа через неплотности в трубопроводах и арматуре. К тому же она дорогая и сложная в эксплуатации из-за трудности контроля наличия СС>2 в баллонах и невозможности пополнения углекислоты в рейсе. Общее количество обезвоженной жидкой углекислоты на судне определяется из условия заполнения газом 30 % объема самого большого из охраняемых помещений (для МКО - 40 %).

Основные элементы системы приведены на рис. 2.5

Рис. 2.5 Система углекислого тушения с двумя станциями на сухогрузном судне.

I - баллон с углекислотой

2 - невозвратный клапан

3 - гибкая или красно медная труба

4 труба к коллектору

5 – манометр

6 - невозвратно-запорный клапан коллектора

7 – коллектор

8 - запорный клапан

9 - невозвратно-запорный клапан воздушного трубопровода

10 - трубопровод сжатого воздуха

II - трубопровод к охраняемому помещению

12 - невозвратный клапан в охраняемомпомещении

13 - распределительный трубопровод в охраняемом помещении

14-сопло для выхода углекислоты

15 – предохранительный трубопровод

16 – свисток

17 - трубопровод в МО

Станция углекислотного тушения состоит из баллонов с углекислотой 1 и приборов управления. Баллон емкостью 40 литров содержит 25 кг жидкой кислоты, которая при ее подаче в помещение расширяется и переходит в газообразное состояние. Если потребное количество кислоты превышает 1400 кг, то оборудуются две станции в разных концах судна, соединенные трубопроводом. Выпуск СО2 производится через бронзовые клапаны 2, открывающиеся при помощи пневматического или ручного дистанционного привода. Имеющееся предохранительное устройство при повышении давления сверх допустимого стравливает углекислоту по трубам 15, 16 в атмосферу.От баллонных клапанов 2 до коллекторов 7 углекислота поступает по цельнотянутым красномедным трубам 3, 4, а от коллекторов в охраняемые помещения - по стальным бесшовным трубам 11, 13, 17. Подача газа в помещения производится через сопла 14, расположенные на подволоках. Для продувания системы служит трубопровод сжатого воздуха 10 с невозвратно-запорным клапаном 9.

Опасность углекислого газа для жизни предопределяет жесткие требования к испытаниям и проверкам системы. Так, готовые трубопроводы и коллекторы подвергаются гидравлическим испытаниям в цехе. Затем после монтажа на судне они опять испытываются тем же давлением на плотность, а вся система проверяется пуском сжатого воздуха в охраняемые помещения. Баллоны с углекислотой проверяются взвешиванием.

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Выживание в экстремальных условиях на судне»

на тему: «Аварийное снабжение. Состав и места хранения»

 

Выполнил:

Студент 2 курса, гр. ЭУ/с-21

Козырев Александр

 

Проверил:

Д.В. Бурков

 

 

г. Севастополь, 2016 г.

Содержание

Введение

1. Конструктивные меры обеспечения меры пожарной безопасности судна

2. Система водотушения

3. Водопожарная система

4. Система паротушения

5. Система объемного химического тушения

6. Система пенотушения

7. Система углекислотного тушения

8. Тушения пожара в МКО, топливо-масляных цистернах и системах

 

 

Введение

Число проходов трубопроводов через водонепроницаемые переборки должно быть минимальным. Прокладка трубопроводов через водонепроницаемые переборки должна выполняться с использованием стаканов, приварышей или других соединений, обеспечивающих водонепроницаемость конструкции.Требования к остойчивости поврежденного судна установлены Российским морским регистром судоходства для случаев получения пробоин и затопления отсеков. Число затапливаемых отсеков принимается для рыболовных судов длиной 100 м и более – 1; для плавбаз – 1, а длиной более 160 м – 2; для сухогрузных судов: при длине 120 м и более – при повреждении в любом месте между переборками деления судна на отсеки; при длине от 100 до 120 м – то же. кроме машинного отделения, расположенного в корме.При указанных повреждениях начальная метацентрическая высота судна для ненакрененного положения до принятия мер по ее увеличению должна быть не менее 0,05 м;угол крена при несимметричном затоплении не должен превышать:20° – до принятия мер по спрямлению и срабатыванию перетоков, обеспечивающих перепуск воды из одного отсека в другой;12°– после принятия мер по спрямлению и после срабатывания перетоков.Аварийная ватерлиния до, в процессе и после спрямления должна проходить по крайней мере на 0,3 м или 0,1+(L1 – 10) ∕ 150 м (где L1 – длина судна от передней кромки форштевня до оси баллера руля) – в зависимости от того, что меньше, — ниже отверстий в переборках, палубах и бортах, через которые возможно дальнейшее распространение воды по судну (воздушные и вентиляционные трубы, вырезы, закрываемые непроницаемыми дверями и крышками).Для откачки воды из затопленных отсеков предусматривается осушительная система, в которой должно применяться не менее двух насосов, соединенных с осушительной магистралью. Один из этих насосов может приводиться в действие главным механизмом.

 

Конструктивные меры обеспечения пожарной безопасности судна

Конструктивная противопожарная защита является одной из мер обеспечения противопожарной безопасности судна, которая включает в себя также системы пожаротушения и системы пожарной сигнализации.Конструктивная противопожарная защита представляет собой комплекс пассивных средств, выполняющих три функции:-предотвращение возникновения пожара;-ограничение распространения огня и дыма при возникновении пожара;-создание условий для безопасной эвакуации людей из судовых помещений и для успешного тушения пожара.Первая задача решается путем ограничения применения горючих материалов. Негорючими считаются материалы, которые не горят при нагревании до 750 °С и не выделяют горючих газов в количестве, достаточном для их воспламенения.

Из негорючего материала – стали или равноценного ей – должны быть выполнены корпус судна, надстройки, рубки, палубы и конструкционные переборки. Для внутренней отделки судна не должны применяться лаки, краски и другие отделочные покрытия на легковоспламеняющейся основе (нитроцеллюлозной и т.п.).Декоративное покрытие (зашивка) внутренних судовых помещений (переборок, подволоков) и его обрешетник должны быть целиком изготовлены из негорючих материалов.Изоляционные материалы во всех судовых помещениях, исключая грузовые помещения и охлаждаемые кладовые, должны быть негорючими.Ограничивается общий объем горючих материалов, применяемых для отделки и облицовки жилых и служебных помещений.Палубы камбузов и пекарен должны быть покрыты керамическими плитками или равноценным покрытием из негорючего материала.Из негорючего материала должны быть изготовлены урны для отходов. Они не должны иметь отверстий в стенках и днище.Ограничение распространения огня и дыма обеспечивается применением огнестойких и огнезадерживающих конструкций.Огнестойкие конструкции, или конструкции типа А, образуются переборками или палубами. Они изготавливаются из стали или другого равноценного материала и предотвращают прохождение через них дыма и пламени до конца 60 мин стандартного испытания огнестойкости до температуры 925 °С. Конструкции типа А изолированы негорючими материалами так, чтобы средняя температура на стороне, противоположной воздействию огня, повышалась не более чем на 140 °С по сравнению с первоначальной, а в любой точке – не более чем на 180 °С:

А-60 – в течение 60 мин:

А-30 – в течение 30 мин;

А-15 – в течение 15 мин;

А-0 – в течение 0 мин.

Огнезадерживающие конструкции, или конструкции типа В, изготавливаются целиком из негорючих материалов. Они сохраняют непроницаемость для пламени в течение 30 мин стандартного испытания огнестойкости до температуры 821°С. Их изоляция должна обеспечивать нагревание поверхности на стороне, противоположной воздействию огня, не более чем на 140°С выше первоначальной температуры (в среднем), а любой точке – не более чем на 225 °С:

В-15 – в течение 15 мин;

В-0 – в течение 0 мин.

Конструкции типа С изготавливаются из негорючих материалов. К ним не предъявляются требования по предотвращению прохождения через них дыма и пламени и соблюдению перепада температур.Тип огнестойкости конструкций, образованных переборками, палубами, подволоками, зашивками, определяется Правилами Регистра. Например, на грузовых судах вместимостью 500 и более минимальная огнестойкость переборок между смежными помещениями должна удовлетворять следующим требованиям:

-между постами управления и коридорами или трапами – А-0,

-между этими постами и жилыми, машинными, грузовыми помещениями – А-60;

-жилые помещения друг от друга – С,

-от коридоров и вестибюлей – А-0;

-машинные помещения от коридоров, трапов и жилых помещений – А-60.

Грузовые помещения должны отделяться друг от друга и от машинных помещений перекрытиями из стали или другого равноценного материала, однако они могут не быть перекрытиями типа А.Эффективной мерой ограничения распространения огня при пожаре является деление судна на главные вертикальные противопожарные зоны.На пассажирских судах, перевозящих более 36 пассажиров, а также на плавбазах и других рыбообрабатывающих, научно-исследовательских и учебных судах, имеющих на борту специальный персонал 200 человек и более, корпус, надстройки и рубки должны быть разделены на главные вертикальные противопожарные зоны огнестойкими переборками типа А. На пассажирских судах, перевозящих менее 36 пассажиров, и на других названных выше судах специально назначения, имеющих специальный персонал от 50 до 200 человек, корпус, надстройки и рубки разделяются на главные вертикальные противопожарные зоны в районе жилых и служебных помещений. В качестве металлической основы главных огнестойких переборок используются поперечные водонепроницаемые переборки, выше палубы переборок – по возможности, переборки, располагающиеся в одной вертикальной плоскости с переборками водонепроницаемых отсеков.Горизонтальная протяженность главной вертикальной противопожарной зоны не должна превышать 40 м.Из каждой главной вертикальной противопожарной зоны или ограниченного подобным образом помещения или группы помещений, расположенных выше палубы переборок, должно быть не менее двух выходов. Не менее двух максимально удаленных друг от друга выходов должно быть предусмотрено на каждом уровне жилых помещений грузового судна. Не менее двух выходов должен иметь зрительный зал или другое помещение для демонстрации кинофильмов, причем над каждым выходом должна быть хорошо видимая надпись «Выход» или «Аварийный выход»

. Длина коридора или его части, из которого имеется только один путь эвакуации, не должна превышать:

- 13 м на пассажирских судах, перевозящих более 36 пассажиров, и судах специального назначения, имеющих специальный персонал более 200 человек, и

- 7 м – на таких судах, перевозящих 36 и менее пассажиров и имеющих не более 200 человек спецперсонала соответственно, а также на грузовых судах.

Ширина магистральных коридоров должна быть:

- в районе жилых помещений пассажиров и экипажа не менее 0,9 м

- ответвляющихся – не менее 0,8 м.

Трапы, проходящие через одну палубу, должны быть выгорожены перекрытиями как минимум типа В-0, а проходящие более чем через одну палубу – типа А-0 и снабжены самозакрывающимися дверями.В машинном помещении должно быть два комплекта трапов, один из которых должен иметь защиту от огня в виде ограждения конструкциями типа А-15 или А-0 с орошением, управляемым как изнутри, так и снаружи помещения. Со стороны туннеля гребного вала должна быть установлена легкая стальная дверь, управляемая с обеих сторон.Средства управления закрытием дверей, имеющих привод от источника энергии, должны быть расположены за пределами обслуживаемого помещения или места, где они могут быть отрезаны в случае пожара.Двери жилых и служебных помещений, выходящие в коридор, должны открываться внутрь помещений, чтобы не препятствовать эвакуации через коридор, а двери общественных помещений – наружу или в обе стороны; в концевых переборках надстроек – наружу, в сторону ближайшего борта.В нижнем углу дверей (кроме дверей в главных огнестойких переборках) проделывается закрывающееся отверстие для пожарного рукава и ствола. Двери жилых помещений должны иметь в нижней половине выбивные филенки размером 0,4х0,5 м.Двери в переборках главных вертикальных противопожарных зон и в выгородках трапов должны быть самозакрывающимися (за исключением наружных и обычно запертых дверей). Они должны закрываться при наклонении на 3,5о в сторону, противоположную направлению закрывания.

Системы водотушения.

Несмотря на общий принцип действия - охлаждение горящей поверхности водой, конструктивно системы водотушения подразделяются на водопо жарную, спринклерную, водораспыления, водяных завес и орошения.

Водопожарная система.

Ее наличие является обязательным на всех самоходных судах с двигателем мощностью более 75 кВт для тушения пожаров в жилых, служебных, грузовых помещениях. Следует подчеркнуть, что водотушение противопоказано негашеной извести, калию, натрию, кальцию, так как при их химической реакции с водой выделяется много тепла или образуется взрывоопасная смесь. Компактной струей нельзя также тушить нефтепродукты (вода разнесет их по судну), работающее электрооборудование, порошкообразные вещества, которые могут взорваться, когда вода поднимет их в воздух.Эта система выполняется по кольцевой или, реже, линейной схеме и используется также для подачи забортной воды на судовые нужды.

Основными элементами системы являются:

- кингстоны, клинкеты и клапаны, насосы, трубопроводы, пожарные рожки и рукава, пожарные стволы.

Рис. 2.1 Схема водопожарной системы на сухогрузном судне.

1- кингстон

2 - клапан запорный дистанционно управляемый

3 - насос

4 - предохранительный клапан

5 - соединительный трубопровод

6 – запорный клапан

7 - пожарный рожок у насоса

8 - клапан невозвратно-запорный

9 -трубопровод от балластного насоса

10 - напорный трубопровод

11 – кольцевая магистраль

12 - линейная магистраль

13 - путевой пожарный рожок

14 -отростки на обмыв якорной цепи

Схема водопожарной системы приведена на рис. 2.1 Кинстон 1 служит для приема забортной воды в систему. При наличии двух кингстонов они могут обслуживать балластную систему. За кингстоном установлен клинкет или запорный клапан 2.

На напорном трубопроводе пожарного насоса 3 также установлен запорный клапан 6 (если насос центробежный, то - невозвратно-запорный).Количество насосов и развиваемый ими напор регламентируются Правилами Морского Регистра Судоходства в зависимости от размеров и назначения судна. В качестве пожарных могут использоваться насосы других общесудовых систем, если их производительность и напор не менее требуемых для пожарного насоса. На крупных судах предусматривается наличие аварийного пожарного насоса с отдельным кингстоном и источником энергии. Трубопровод системы выполняется из стальных оцинкованных труб, диаметр которых определяется из условия заданной производительности насосов и скорости движения воды 2 .3 м/с.Для предотвращения застоя и замерзания воды в низко расположенных участках трубопровода предусматривается установка спускных пробок, а для поглощения температурных деформаций устраиваются компенсаторы.Живучесть магистралей обеспечивается установкой разобщительных клапанов.Пожарные рожки в виде угловых или проходных запорных клапанов, соединенных с трубопроводом на фланцах, устанавливаются на расстоянии не более 20 м в закрытых помещениях и 40 м - на открытых палубах. Рожки снабжены быстросмыкающимися соединительными гайками для крепления пожарных рукавов.Пожарные рукава служат для подачи струи воды от рожка к очагу пожара. Изготовленные из растительных или синтетических мягких материалов рукава имеют длину:

- для открытых участков палуб - 20 м

-для закрытых помещений - 10 м и хранятся в непосредственной длизости от пожарных рожков в свернутом виде.

Пожарные ручные стволы, соединяющиеся с пожарными рукавами быстросмыкающимися гайками, имеют спрыски диаметром 12 .20 мм. Кроме ручных на буксирах, ледоколах и пожарных судах устанавливаются лафетные стволы для тушения пожаров на других судах.Спринклерная система служит для автоматического тушения пожара в жилых и служебных помещениях раздробленной струей воды, подаваемой в помещение через автоматически открывающиеся спринклеры (рис. 2.2) - насадки, распыляющие воду.

Рис. 2.2. Спринклеры:

а) с металлическим замком

б) со стеклянной колбой.

1 – корпус

2 – диафрагма

3 – стеклянный клапан

4 – рама

5 - розетка водораспылительная

6 – замок

7 - колба стеклянная

Выход водяной струе из трубопровода открывает легкоплавный замок из металла 6 или со стеклянной колбой 7, наполненной легкорасширяющейся жидкостью. При повышении температуры до 60 °С спай металлического замка расплавляется, или лопается колба, открывается выходное отверстие и вода поступает к очагу пожара. Количество спринклеров определяется из расчета обслуживания каждым из них 9 м² площади помещения. Для подачи воды в первый момент (до автоматического включения автономного сплинклерного насоса) служит пневмогидроцистерна емкостью 1,5 .2 т, оборудованная устройствами для автоматического поддержания заданного давления и контроля уровня воды, а также манометром и предохранительным клапаном.Система водораспыления устраивается для тушения пожаров в МКО и в емкостях моторного топлива, мазута и смазочного масла. Выполняется система в виде кольцевых магистралей из медных труб, располагающихся ярусами через 5 м по высоте помещения, на которых через каждые 1,2 . 1,5 м устанавливаются водораспылители, обеспечивающие получение водяной пыли с большой поверхностью охлаждения. Кроме того, вода при испарении создает изолирующую паровоздушную подушку в районе очага пожара, что уменьшает содержание кислорода и обеспечивает прекращение горения. Вода в систему подается от водопожарной магистрали из двух независимых трубопроводов.Система водяных завес широкое применение находит для защиты проемов коридоров и водонепроницаемых дверей, не имеющих противопожарной изоляции. Ее используют также для защиты открытых палуб паромов и трейлерных судов, перевозящих автомобильную технику, заправленную топливом. В этой системе применяются водораспределители щелевого типа, создающие сплошную водяную завесу, препятствующую распространению пламени и охлаждающую корпусные конструкции судна.Система орошения служит для орошения палуб, переборок, шахт, трапов и сходов в МКО и призвана обеспечить безопасную эвакуацию людей во время пожара. Кроме того, она используется для тушения пожаров в хранилищах (крюйт-камерах) легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ на ледоколах и экспедиционных судах. В этом случае система орошения начинает автоматически подавать воду через водораспылители при превышении температуры 30 °С. И если работа системы не приводит к снижению температуры, то прибегают к затоплению помещения через систему орошения или через магистраль водопожарной системы.

Система паротушения.

Система паротушения применяется для тушения пожаров в грузовых танках нефтеналивных судов, цистернах жидкого топлива, фонарных, малярных и других подобных помещениях.Принцип тушения - создание атмосферы, не поддерживающей горения. Это достигается заполнением помещения насыщенным паром под давлением 0,6 .0,8 МПа. Для этого паропроизводительность котла должна обеспечивать подачу 1,33 кг/час пара на 1 м3 наибольшего из охраняемых помещений. Пар по независимой магистрали подводится к коллектору станции паротушения и от него по отросткам подается в верхнюю часть цистерн и танков топлива. Во всех остальных помещениях отростки выводятся на высоту около 1м от палубы.Магистраль изготавливается из стальных бесшовных труб с бронзовой или стальной арматурой. Диаметры отростков обычно равны 15 . 25 мм, а их количество в охраняемых помещениях от 1 до 4.

Эта система отличается простотой конструкции и эксплуатации, а также невысокой стоимостью.Ее недостатки - опасность для жизни людей, возможность порчи груза и оборудования. Для возможности питания системы с берега или с другого судна от коллектора станции отводится патрубок с бронзовым запорным клапаном.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...