Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические основы исследования конфликтов

Если теория является обобщенным и ситемно представлен­ным результатом процесса познания, то методология оп­ределяет верные способы получения знания. В общем виде научный анализ конфликтов можно определить как систему логически последовательных методологических, теоретических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении для последующего их использования в практике урегулирования конфликтов.

^^ 9.1. Методологические принципы исследования конфликтов

В интересах обеспечения результативного исследования конфликтов важно использовать принципы, сформулированные на разных уровнях методологии: философском, общенаучном, конкретно-научном. К философским и общенаучным относятся следующие семь принципов изучения конфликтов.

Принцип развития.В наиболее общем виде он сформулиро­ван Ф. Энгельсом:

Т>лз. диалектической философии нет ничего раз навсе­гда установленного, безусловного, святого. Ola всем и во всем, видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым, отражением, этого процесса в мыслящем мозгу

Все непрерывно развивается и изменяется не только от про­стого к сложному, низшего к высшему, но и наоборот.

9. Методологические основы исследования конфликтов 127

Данный принцип требует при изучении конфликтов выяв­лять тенденции в их эволюции — постепенном, длительном, не­прерывном развитии конфликта от одних форм к другим, чаще от простых к более сложным. Знание закономерностей эволю­ции конфликтов помогает гораздо более глубоко понять содер­жание актуальных конфликтов и давать более точный и долго­временный прогноз возможных вариантов их развития.

Каждое конкретное конфликтное взаимодействие также на­ходится в непрерывном изменении, имеет свою динамику. Оце­нивая конфликт, важно помнить о том, что он был иным ранее и неизбежно будет изменяться в последующем.

Принцип всеобщей связи.Гносеологический смысл этого принципа заключается в том, что, изучая конфликт, необходимо не ограничиваться рассмотрением его отдельных элементов, а стремиться исследовать максимально большее количество связей конфликта с другими явлениями и между его подструктурами. Полностью исследовать все взаимосвязи конфликта со средой, в которой он развивается, и внутри него, естественно, невозмож­но, таких связей бесчисленное множество. Однако важно учесть характер хотя бы основных связей, поскольку их потеря может привести к существенным упрощениям в понимании явления. Это в свою очередь отрицательно скажется на качестве практи­ческих рекомендаций.

Методологическую роль в процессе изучения конфликтов всех уровней выполняют основные законы и парные категории диалектики.Закон единства и борьбы противоположностей пока­зывает внутренний источник развития конфликтов: единство и борьбу противоположных сторон, сил, тенденций.

С точки зрения действия этого закона, например, конфлик­ты, возникающие, развивающиеся и разрешающиеся в органи­зациях, сами по себе не являются только негативным явлением. Они объективны и, более того, служат одной из движущих сил развития организаций. В реальной жизни мы практически не встречаем организаций, в которых бы полностью отсутствовали конфликты. Если мы узнаем, что в каком-то коллективе нет конфликтов, то это не значит, что их в нем действительно нет. Как правило, в этом случае просто отсутствует информация о конфликтах, скорее всего они протекают скрыто.

Закон перехода количественных изменений в качественные рас­крывает способ эволюции и динамики конфликтов, ориентирует

128 HI- Методы исследования и диагностики конфликтов

на поиск закономерностей, которым подчиняется развитие кон­фликтного взаимодействия, определение качественных и коли­чественных изменений, происходящих при этом, выявление свя­зей между ними. Закон отрицания отрицания дает возможность прогнозировать направление развития конфликтов: от простого — к сложному, от низшего — к высшему, от одного — к другому.

Парные категории диалектики, такие, как материя и движение, время и пространство, качество и количество, единичное, особен­ное и всеобщее, сущность и явление, содержание и форма, необ­ходимость и случайность, причина и следствие и другие позволя­ют определить общий подход к изучению конфликтов, ориенти­роваться в общей оценке правильности полученных выводов.

Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики.В процессе научного познания этот принцип раскры­вает диалектику движения нашего знания к истине и опреде­ляющую роль практики в процессе познания. Известный отече­ственный психолог К. Платонов указывал, что

...Эксперимент, обосновываясь теорией, ее проверяет, и уточняет и, вместе с ней проверяясь практикой как высидим, критерием, истины, служит ей, улучшая ее.

Нарушение оптимального соотношения и логики взаимовлия­ния теории, эксперимента и практики в процессе конфликтоло­гического исследования приводит к заметному уменьшению ре­зультативности работы конфликтолога, превращению ее в имита­ционную деятельность.

Исследование конфликта любого уровня с точки зрения соот­ношения его теоретического и эмпирического компонентов может быть построено в соответствии с двумя стратегиями (рис. 9.1).

Эмпирическая база исследования, образно говоря, является тем фундаментом, от качества которого зависит устойчивость «здания» теоретических обобщений к тем серьезным испытани­ям практикой, которыми так богата реальная, а не придуманная жизнь. К сожалению, трудоемкость исследований, проводимых в соответствии со стратегией 2, во много раз больше, чем тех, в основе которых лежит стратегия /. Очевидно, что практическая ценность теоретических обобщений и рекомендаций, получен­ных на солидной эмпирической базе, заметно выше, чем цен­ность выводов, в основе которых лежит только личный опыт исследователя, дополненный небольшим количеством других

9. Методологические основы исследования конфликтов 129

эмпирических данных, а также информацией, подчерпнутой из нескольких десятков книг и статей, посвященных исследуемому конфликту.

ТЕОРИЯ

Стратегия 1 Стратегия 2

Теоретические .обобщения..

Эмпирическая база

Теоретические обобщения

Эмпирическая4 база

ПРАКТИКА Рис. 9. 1. Две стратегии изучения конфликтов

Развивать понятия, строить сложные теоретические конст­рукции, организовывать мысленные эксперименты, неспешно «путешествовать» по просторам своей психики, конечно, гораздо легче, чем проводить эмпирические исследования. Поэтому объ­ективно теоретический компонент как конфликтологического исследования, так и любого другого имеет тенденцию к «разбуханию», доминированию над экспериментом и практикой. Для оправдания этого теоретики могут предлагать много убеди­тельных аргументов. Однако в основе этих аргументов в пользу «чистой теории» лежит вполне естественное для любого челове­ка стремление минимизировать усилия по достижению цели. Конфликтологу необходимо уметь противостоять этим часто не­осознанным стремлениям.

Важной проблемой конфликтологического исследования яв­ляется логика взаимосвязи теории, эксперимента и практики в процессе изучения конфликтов. Конфликтология будет разви­ваться более динамично, если проводить исследования следую­щим образом.

На каждом из трех уровней развития (описательном, объяс­нительном, управленческом) конфликтология прибегает к по­строению содержательных моделей трех типов (рис. 9.2):

1) теоретических (концептуальных) — КМ;

2) процедурных (методов науки) — ПМ;

3) эмпирических (достоверное эмпирическое знание) — ЭМ.

^ Конфликтология

Управление

Объяснение

Описание

Описание Объяснение Управление

Практика I Рис 9 2 Логика процесса исследования конфликтов [97]

шения изучаемого конфликта с внешними по отношению к не­му явлениями. состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие в свою очередь в качестве подсистем в системы более высокого уровня. Важно выявлять все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотно- Принцип системного подхода. Анализируя конфликты, необ­ходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, конечным результатом познания. нии, конфликтолог находит в практике реальной жизни: практика выступает критерием истинности полученных знаний, а также что она является источником наших знаний, поскольку все про­блемы, нуждающиеся в разрешении, а следовательно, и в позна- Особое место практики в процессе познания связано с тем, Модели всех трех типов должны быть тесно связаны между собой. Трудно и практически невозможно строить концептуаль­ные модели без обоснованных процедурных и эмпирических моделей. Однако в конфликтологии, даже в некоторых диссер­тационных исследованиях, в большой степени публикуются лишь теоретические обобщения и выводы, а сама эмпирическая база, на основе которой они получены, обнажается частично или вообще не показывается. Знания, полученные умозритель­ным образом, обладают гораздо меньшей ценностью по сравне­нию со знаниями, соответствие которых практике доказано. В процессе анализа конфликтов конфликтолог должен по­стоянно обращаться к практике, оценивать полученные предва­рительные результаты с точки зрения их соответствия реальному положению дел, совершенствовать методику анализа и дораба­тывать выдвинутые гипотезы в соответствии с той новой ин­формацией, которую он получает в ходе самого процесса изуче­ния. Важно не сводить изучение конфликтов к анализу бумаг или мнений, отражающих эти явления. Наиболее ценная и дос­товерная информация может быть получена лишь при непо­средственном изучении реальных конфликтов в реальной жизни. Изучая конфликты, нельзя забывать, что это изучение — не самоцель, а лишь средство последующего улучшения положения дел в организации. Анализ конфликтов проводится не только для того, чтобы объяснить механизм их возникновения и разви­тия, но и в целях управления ими, в интересах повышения каче­ства жизни и деятельности людей. 9. Методологические основы исследования конфликтов 131

132 HI- Методы исследования и диагностики конфликтов

Принцип системного подхода ориентирует конфликтолога в методологии поиска причин позитивных или негативных тен­денций в развитии того или иного конфликта. Если не в одном, а в нескольких элементах системы появились сходные положи­тельные или отрицательные моменты, то причины этого следует искать прежде всего не в этих элементах, а в самой системе. Данный принцип более подробно рассмотрен в §9.2.

Принцип конкретно-исторического подхода.Показывает необ­ходимость учета в процессе изучения конфликтов всех конкрет­ных условий, в которых они развиваются: места, времени, кон­кретной сложившейся обстановки в конкретном коллективе.

Каждый конфликт уникален по своей природе. Принцип конкретно-исторического подхода ориентирует конфликтолога на поиск этой уникальности. Нельзя ограничиваться в характе­ристике конкретного конфликта применением к нему знаний, уже имеющихся для конфликтов подобного вида. Общее и осо­бенное для конфликтов всегда проявляется в виде единичного знания о конкретном конфликтном взаимодействии.

Принцип объективности.Это один из важнейших принципов научного анализа конфликтов. Он требует от конфликтолога минимизировать влияние личных и групповых интересов, уста­новок, других субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов.

Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, какие они есть на самом деле, не приукрашивать сложившуюся ситуацию, не выдавать желаемое за действительное, не забегать вперед, трезво оценивать обстановку, учитывать как позитивные, так и негативные моменты в развитии событий. Только на основе знания реального положения дел можно принять верное реше­ние, реально, а не на словах, управлять людьми, конфликтами, организациями.

Быть высоко профессионально подготовленным, чтобы по­нять суть вещей, увидеть и узнать правду, быть мужественным и честным конфликтологом, чтобы не отвернуться и не «закрыть глаза» на нее тогда, когда она горька и нелицеприятна, — в этом сегодня одно из главных требований объективного подхода к анализу конфликтов.

Чем выше уровень конфликта, тем сложнее выполнять при его исследовании требования принципа объективности.

9. Методологические основы исследования конфликтов 133

В процессе изучения конфликтов важно, опираясь на рас­смотренные семь философских и общенаучных принципов про­ведения исследований, учитывать методологические принципы самой конфликтологии: междисциплинарности, преемственно­сти, эволюционизма, личностного подхода.

Принцип междисциплинарности.Ориентирует конфликтолога на максимально широкое использование достижений всех отрас­лей конфликтологии. Изучая любой конфликт, важно как можно более полно ознакомиться с методологией, теорией, методами проведения исследований, используемыми во всех отраслях кон­фликтологии. Это многократно повысит эффективность работы специалиста.

Важнейшей стороной принципа междисциплинарности явля­ется принцип равенства всех одиннадцати отраслей конфликто­логии. Роль системообразующей науки на данном этапе разви­тия конфликтологии призвана выполнить и выполняет психо­логия.

Принцип преемственности.Требует максимально полного знания конфликтологом всего, что сделано по проблеме кон­фликта в той науке, которую он представляет. Контент-анализ списков литературы 179 диссертаций показал, что авторы ис­пользуют только 9,8% публикаций по проблеме конфликта в своей науке. Это приводит к многочисленным дублированиям исследований, замедляет существенно темпы развития науки. Пока состояние преемственности конфликтологических иссле­дований неудовлетворительно. Это вызывает необходимость придания преемственности статуса самостоятельного принципа конфликтологии.

Актуальность принципов междисциплинарности и преемст­венности в будущем, возможно, будет уменьшаться. Однако в ближайшее время соблюдение этих принципов станет важней­шим условием успеха в работе конфликтологов. Создание сис­темы конфликтологического образования в стране может час­тично решить проблему усиления междисциплинарного взаимо­действия отраслей конфликтологии и их преемственности.

Принцип эволюционизма.Необходимо выявлять и учитывать основные закономерности эволюции конкретных видов кон­фликтов при их исследовании. Без знания различных уровней эволюции конфликтов трудно, если вообще возможно, объяс-

г

134 HI- Методы исследования и диагностики конфликтов

нить их динамику, сделать прогноз развития и дать рекоменда­ции по конструктивному регулированию. (Подробнее см. гл. 6).

Принцип личностного подхода.Этот принцип заимствуется у психологии, выступающей системообразующей наукой во взаи­модействии отраслей конфликтологии. Применительно к кон­фликтологии он формулируется как необходимость выявления и учета конкретных личностных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов практически всех уровней.

Первопричиной конфликтов являются изменения объектив­ного материального мира. Однако, попав в одинаковые обстоя­тельства, разные люди ведут себя по-разному. Одни совершают конфликтные действия, другие всеми способами уходят от кон­фликтов. Внешние воздействия преломляются через внутренние условия того, на кого эти внешние воздействия оказываются [73].

Конфликты начинают и в них участвуют не среднестатисти­ческие индивиды или абстрактные социальные группы, а кон­кретные люди, имеющие конкретные индивидуально-психоло­гические особенности. Даже решение начать межгосударствен­ную войну принимает небольшая группа людей, обладающих вполне определенными личностными особенностями. Трудно вскрыть причины конфликтов, проникнуть в их суть, не поняв, какую роль сыграли в них конкретные люди, не определив их личностных особенностей, оказавших существенное влияние на развитие конфликтного взаимодействия.

^^ 9.2. О системном подходе

к изучению конфликтов

Системный подход — это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рас­смотрение объектов как систем. Он ориентирует конфликтолога на раскрытие целостности конфликта как явления, на поиск в нем всех основных многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину, максимально разносторонне и глубоко отражающую реальные конфликты.

Системный подход исторически пришел на смену широко распространенным в XVII—XIX вв. концепциям механицизма.

9. Методологические основы исследования конфликтов 135

Он разрабатывался в интересах исследования сложных, много­уровневых, иерархических, развивающихся объектов. Такие объ­екты трудно изучать, опираясь только на принципы развития всеобщей связи, конкретно-исторический подход и др. Кон­фликт относится к такому классу явлений, в исследовании кото­рых крайне желательно использование системного подхода или хотя бы его элементов.

Принцип системного подхода предполагает:

• Рассмотрение изучаемого явления как системы, как отгра­ниченного множества взаимодействующих элементов.

• Определение состава, структуры, организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий меж­ду ними.

• Выявление внешних связей системы, выделение из них главных.

• Определение функции системы, ее места и роли среди дру­гих систем.

• Обнаружение закономерностей и тенденций развития сис­темы.

Системный подход наряду с общей теорией систем составляет методологическую и теоретическую основы системного анализа.

При исследовании конфликтов целесообразны следующие основные виды системного анализа: системно-структурный, сис­темно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный (рис. 9.3).

Системно-структурный анализ конфликта заключается в рас­смотрении его как целого, состоящего из системы подструктур, которые в свою очередь состоят из элементов, не разлагаемых на подструктуры. Он включает в себя этапы:

• определение пространственно-временных и содержательных границ конфликта как целого;

• выявление возможно большего числа подструктур и элемен­тов, составляющих структуру конфликта;

• группирование элементов в обоснованное число подструктур;

• установление иерархии подструктур и элементов, в которой нижние уровни подчинены высшим;

• выявление всех основных связей и отношений между эле­ментами, подструктурами и конфликтом в целом.

136 HI- Методы исследования и диагностики конфликтов

Системно-информа­ционный анализ

Системно-струк­турный анализ

Системно-генети ческий анализ

Рис 9 3 Основные виды системного анализа конфликтов

Структура конфликта имеет «матрешечное» строение и на сегодняшний день изучена в самом общем виде (подробнее см. гл 13).

Системно-функциональный анализ конфликта состоит в опре­делении внешних проявлений его свойств в системе отношений того социума или психики, в которых конфликт развивается, а также выявлении характера воздействия и способов воздействия одних элементов и подструктур конфликта на другие (подробнее см. гл. 14)

Системно-генетический анализ конфликта нацелен на иссле­дование движущих сил эволюции, развития и динамики кон­фликтов. Он состоит в раскрытии обусловленности конфликтов факторами макро- и микросреды, зависимости от субъективного мира участников конфликта, определении иерархии причин, порождающих конфликты (подробнее см. разд. 1—4).

Системно-информационный анализ конфликта заключается в выявлении роли информации и ее функций в зарождении, разви­тии и завершении конфликтов. Он состоит в анализе закономер­ностей информационного обмена между основными подструкту­рами конфликта, динамики когнитивных процессов в психике оппонентов и других участников конфликта, основных факторов, влияющих на полноту и объективность информационных моделей конфликтной ситуации у ее субъектов (подробнее см. гл. 20).

9. Методологические основы исследования конфликтов J37

На основе четырех основных видов системного анализа вы­деляются три дополнительных вида, имеющих теоретико-прикладное значение.

Системно-ситуационный анализ конфликта — один из пер­спективных научных методов эмпирического исследования кон­фликтов. При системно-ситуационном анализе конфликт рас­сматривается как социально обусловленная и динамичная сис­тема, не сводимая к простой сумме своих элементов, обладаю­щая структурой, в которой свойства элемента определяются его местом в этой структуре. В качестве единицы системно-ситуационного анализа конфликта используется конфликтная ситуация, имеющая определенные содержательные и динамиче­ские характеристики, временные и пространственные границы. С помощью ретроспективного анализа создается «банк» кон­фликтных ситуаций. Он позволяет, применяя методы математи­ческой статистики, выявить ряд зависимостей и тенденций, за­кономерностей развития конфликта, на основе которых делают­ся обобщения и предлагаются рекомендации. В основе метода ле­жит идея системно-ситуативного анализа деятельности, предложен­ного психологом Б.Я. Швединым [97] (подробнее см. гл. 12).

Одним из важных видов системного анализа конфликта явля­ется междисциплинарный анализ. Его необходимость вызвана уни­кальностью конфликта как явления, исследованием которого за­нимаются одиннадцать наук. Междисциплинарный анализ требу­ет, чтобы при изучении конфликта в рамках одной науки кон­фликтолог максимально полно использовал знания, полученные в остальных десяти частных конфликтологических науках.

Взаимное ознакомление с результатами исследований кон­фликта в различных науках позволит по-новому, более системно подойти к решению внутринаучных проблем. Объединение уси­лий представителей различных наук, по нашему мнению, явля­ется сегодня наиболее простым, дешевым и эффективным спо­собом достижения кардинального прогресса в изучении кон­фликта. Без качественного скачка в изучении социальных кон­фликтов трудно надеяться на успех в их управляемом разреше­нии (подробнее см. гл. 22).

Еще одним видом системного анализа является системно-содержательное описание конфликта, которое и рассматривается далее.

138 Iff- Методы исследования и диагностики конфликтов

9.3. Универсальная понятийная схема описания конфликта

Системный подход к исследованию конфликта предполагает определение общей для различных наук понятийной схемы его описания. Разработка собственного понятийно-категориального аппарата, постоянное его развитие, приведение в соответствие с практикой — одна из важнейших задач конфликтологической теории. Развитие общей и частных теорий конфликта выражает­ся главным образом в расширении и углублении понятийных схем описания этого явления, в переходах от одних понятий к другим, фиксирующим более глубокую сущность конфликта, ранее не изученные его стороны.

В каждой из отраслей конфликтологии разработаны и разви­ваются свои понятийные схемы описания конфликта. Их каче­ство определяется временем и интенсивностью исследования конфликта в той или иной науке. Конфликт как самостоятель­ное явление в социологии изучается с 1924 г., а в военных нау­ках — с 1988 г. Интенсивность изучения проблемы конфликта, которую формально можно определить числом публикаций, влияет на состояние понятийно-категориального аппарата раз­ных отраслей конфликтологии. Кроме того, существенные отли­чия в понятиях вызваны спецификой того предмета, который представители различных наук выбирают в общем объекте ис­следования — конфликте.

В психологии впервые понятийная схема описания была предложена социальным психологом Л.А. Петровской [63]. Эта схема включала четыре категориальные группы, характеризую­щие социально-психологический уровень анализа конфликта: структура конфликта, его динамика, функции и типология. В последующем А.Я. Анцупов [4] расширил схему до семи групп понятий: сущность; генезис конфликта; классификация; функ­ции; структура; динамика; методы изучения конфликта. Затем им же была предложена система, включающая одиннадцать по­нятийно-категориальных групп описания конфликта |5].

Для всех наук, изучающих конфликт, можно предложить следующий вариант понятийно-категориальной схемы его опи­сания. Она включает одиннадцать основных категориальных групп: сущность; классификация; структура; функции; эволю-

I

а

а

0\

(J

I- Методы исследования и диагностики конфликтов

ция; генезис; динамика; информация в конфликте; предупреж­дение; завершение конфликта диагностика и исследование (рис. 9.4). Далее каждой из категориальных групп посвящена отдель­ная глава, а проблемам предупреждения и завершения конфлик­тов — разд. 7 и 8 учебника.

• 9.4. Этапы анализа конфликтов

Многовековая история науки показывает, что сам процесс изучения любого явления имеет свою логику и состоит из не­скольких этапов. Знание конфликтологом этапов изучения кон­фликтов, соблюдение требований логики научного исследования позволят ему повысить результативность работы. Известно во­семь основных этапов научного анализа конфликтов (рис. 9.5).

Этапы

Составление программы

Определение конкретного объекта изучения ________________(выборка)_______________

Разработка методики анализа конфликтов

Пробное исследование, доработка программы и методика

Сбор первичной информации

Качественная и количественная обработка соб-_______________ранных данных______________

Анализ и объяснение полученных результатов

Обоснование и формулировка выводов и практи­ческих рекомендаций____________

Рис 9.5. Основные этапы изучения конфликтов [105]

1. Составление программы, которая представляет собой дос­таточно подробное, всестороннее и завершенное теорети-

9. Методологические основы исследования конфликтов 141

ческое обоснование методологических подходов и мето­дических приемов анализа интересующего конфликтолога явления. Программа — стратегический документ изуче­ния, его обязательный начальный этап. Она играет очень важную роль в достижении поставленных конфликтоло­гом целей (В. Ядов).

2. Определение конкретного объекта изучения (выборка). Кон­фликтолог, как правило, не может изучить все множество конфликтов, которое является носителем интересующего его аспекта конфликтного взаимодействия. Если, напри­мер, его интересует состояние конфликтности взаимоот­ношений сотрудников в организации, то он просто не имеет возможности изучить все взаимоотношения между всеми без исключения сотрудниками. Да это и не нужно делать для того, чтобы представить истинное положение дел. Состояние конфликтности взаимоотношений в органи­зации можно достаточно объективно оценивать, изучая их в нескольких структурных подразделениях организации. Все множество конфликтов, которое является объектом изучения и теоретически должно быть изучено, образует генеральную совокуп­ность. В нашем примере генеральную совокупность составляют взаимоотношения между всеми сотрудниками организации.

Выборка — часть генеральной совокупности, которая реально изучается. В рассматриваемом примере выборку составляют те конкретные структурные подразделения, в которых конфликтолог реально анализирует состояние конфликтности взаимоотноше­ний. Очевидно, с одной стороны, для получения достоверной ин­формации выборка должна по объему как можно меньше отли­чаться от генеральной совокупности. С другой стороны, в интере­сах максимального сокращения времени, которого потребует изу­чение, а также материальных затрат выборка должна быть наи­меньшей.

Важным свойством выборки является ее репрезентативность, т.е способность воспроизводить характеристики генеральной совокупности. Определение выборки — ответственный этап в изучении конфликтов. Если нет научного обоснования выборки, то полученные на произвольной выборке данные могут только исказить истинное положение дел. Чтобы этого не случилось, выборка должна моделировать свойства генеральной совокупно-

142 41- Методы исследования и диагностики конфликтов

сти возможно более полно и учитывать ее характеристики, су­щественные для решения поставленных в ходе изучения задач.

3. Разработка методики анализа конкретного вида конфлик­тов. Методика представляет собой систему методов и процедур, используемых в процессе изучения конфликтов. Она должна соответствовать целям и задачам изучения, обеспечивать получение достаточно полной и достоверной информации.

4. Пробное изучение конфликтов на небольшой выборке, оцен­ка достоверности получаемой информации, доработка программы и методики. Практика изучения конфликтов показывает, что трудно сразу разработать такую методику, которая позволила бы в полном объеме решить все задачи изучения. Невозможно сразу предусмотреть все организа­ционные проблемы; особенности поведения изучаемых лю­дей в ходе исследования; понимание адресованных к ним вопросов; побочные факторы, которые могут оказать зна­чительное влияние на результаты, и способы их нейтрали­зации; достаточно точно определить силы, средства и вре­мя, необходимые для изучения; выявить возможные труд­ности в обработке данных и другие проблемы. На все эти вопросы можно получить ответ только в практике самого изучения. Вот почему необходимо пробное исследование. Оно позволяет заранее выявить наиболее «узкие» места и устранить их. Пробное изучение дает возможность повы­сить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить организацион­ную процедуру анализа, дать предварительную оценку эф­фективности приемов качественного и количественного анализа полученной информации.

5. Сбор первичной конфликтологической информации сопрово­ждается контролем достоверности и надежности получае­мых данных. На этом этапе важно как можно более полно реализовать программу анализа, изучить все то, что пла­нировалось подвергнуть изучению, не допустить искаже­ния собираемой информации.

6. Качественная и количественная обработка собранных дан­ных проводится в соответствии с выдвинутыми гипотеза­ми, а также может выходить за их рамки. На данном этапе основным методом является содержательный теоретиче-

9. Методологические основы исследования конфликтов 143

гкий конфликтологический анализ. Значительно расши­ряет его возможности обоснованное и грамотное исполь­зование математических методов, компьютерной техники.

7. Анализ и объяснение полученных результатов заключается в систематизации собранных и обработанных данных, по­строении на этой основе описательной и объяснительной модели исследуемого аспекта конфликтного взаимодейст­вия. Объясняя полученные результаты, важно избежать негативного влияния установок, сформировавшихся до исследования. Если полученные факты противоречат ожидаемым, то необходимо не отбрасывать их, а менять выдвинутые гипотезы и повторно проверять факты. На этом этапе желательно установить систему факторов, влияющих на развитие изучаемого конфликта, вскрыть наиболее существенные закономерности в его динамике.

8. Обоснование и формулировка выводов, практических реко­мендаций завершают процесс исследования. Для повыше­ния эффективности работы конфликтолога на этом этапе необходимо использовать не только информацию, полу­ченную в ходе исследования, но и, опираясь на свой опыт, учитывать знания, имеющиеся по данной проблеме во всех отраслях конфликтологии.

• 9.5. Программа конфликтологического исследования

Каждый из рассмотренных в предыдущем параграфе этапов важен для достижения конечной цели анализа: получения новых существенных и достоверных знаний о конфликтном взаимодей­ствии, выработки на их основе практических рекомендаций, ко­торые реально улучшили бы конструктивное регулирование конфликтов. Тем не менее сегодня качество изучения в первую очередь определяется добросовестностью его программы. Недос­таточно добросовестно разработанная программа изучения неиз­бежно приведет к ложным выводам, даже если конфликтолог будет отлично действовать на всех остальных этапах. Это вызы­вает необходимость более подробного рассмотрения порядка разработки программы исследования конфликтов. Опыт показы-

' 144 ///• Методы исследования и диагностики конфликтов

вает, что составление программы нередко вызывает наибольшие затруднения у конфликтолога. И это естественно. Ведь четкая формулировка проблемы, логический анализ понятий, выдвиже­ние гипотез и составление плана изучения требуют большой вдумчивости и кропотливой работы, важность которой, на пер­вый взгляд, можно недооценивать (В. Ядов).

Программа представляет собой изложение основных задач, ме­тодологических предпосылок и гипотез, анализа тех или иных яв­лений (процессов) в конфликтном взаимодействии с указанием правил, процедуры и логической последовательности операций по проверке гипотез.

Программа изучения наиболее фундаментально разработана в социологии и обычно включает в себя сформулированные резуль­таты теоретической проработки вопросов, указанных на рис. 9.6.

Методологическая часть

Обоснование и формулировка проблемы

Определение объекта и предмета исследования

i _________Определение цели изучения_________

1

Логический анализ основных понятий.

• по каким направлениям

• о чем

•как и в какой форме следует собирать информацию

Выдвижение рабочих гипотез

Определение задач исследования 2. Процедурная часть

Составление стратегического плана исследования

Т

Набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных

Рис. 9.6. Программа изучения конфликтного взаимодействия[105]

9. Методологические основы исследования конфликтов 145

Обоснование и формулировка проблемы анализа. Конфликтолог должен выбирать для изучения реальные проблемы, имеющие наибольшее значение для познания и регулирования конфликтов. Это обусловлено важностью проблемы конфликта для жизни че­ловека и общества; необходимостью быстрого развития конфлик­тологии; малым числом профессиональных конфликтологов.

В процессе формулировки проблемы необходимо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отраже­ние и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, оп­ределяющее ее. При этом важно избегать постановки мнимых, решенных и второстепенных проблем. Проблема не должна быть слишком широкой. Если не удается сразу достаточно четко и ясно сформулировать проблему, то это может быть сделано в дальнейшем по мере разработки других частей программы. Изу­чать несколько проблем в рамках одного исследования обычно нецелесообразно.

Определение объекта и предмета исследования. Конфликтологи­ческая проблема не существует сама по себе, а всегда предполага­ет своего носителя — людей, социальные группы, их деятель­ность, с которыми она неразрывно

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...