Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МАКРОЭКОНОМИКА, МИКРОЭКОНОМИКА,

Л.И. Томашевская

 

МАКРОЭКОНОМИКА, МИКРОЭКОНОМИКА,

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

Методические рекомендации

к проведению открытого комплексного занятия

в интерактивной форме

на тему

Системная трансформация экономики России

на рубеже XX-XXI веков

 

 

Уфа

 

 

Томашевская Л.И. Методические рекомендации к проведению открытого комплексного занятия в интерактивной форме по дисциплинам «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Экономическая теория». – Уфа : Башкирский кооперативный институт (филиал) РУК, 2014. – 30 с.

 

Методические рекомендации к проведению открытого комплексного занятия в интерактивной форме по дисциплинам «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Экономическая теория» для студентов направлений подготовки бакалавров 080100.62 Экономика и 080200.62 Менеджмент составлены Томашевской Л.И., к.э.н., доцентом кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин РУК в соответствии со следующими документами:

1. Учебными планами, одобренными Ученым советом Российского университета кооперации, протокол № 3 от 15. 02. 2013 г., по направлениям подготовки бакалавров: 080100.62 Экономика, 080200.62 Менеджмент.

2. Рабочими программами по дисциплинам, утвержденными проректором по учебной и научной работе БКИ (филиал) РУК 02.09.2013 г.:

а) «Макроэкономика», «Микроэкономика» по направлению подготовки бакалавров 080100.62 Экономика очной формы обучения (полный и сокращенный срок);

б) «Экономическая теория» по направлению подготовки бакалавров 080200.62 Менеджмент очной формы обучения (полный срок).

 

Рецензент: С.У. Шагапова

 

Методические рекомендации:

 

одобрены и рекомендованы к изданию решением Научно-методического совета института от 12 февраля 2014 г., протокол № 4.

 

Председатель Е.А. Хунафина

 

 

© АНО ВПО ЦС РФ «РУК»

Башкирский кооперативный институт, 2014

© Томашевская Л.И., 2014

ВВЕДЕНИЕ

 

Методические рекомендации к проведению открытого комплексного занятия в интерактивной форме на тему «Системная трансформация экономики России на рубеже XX-XXI веков» предназначены для организации практического занятия со студентами очного отделения направлений подготовки бакалавров 080100.62 «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент».

Цель составления данных методических рекомендаций – оптимизация процесса подготовки и проведения открытого комплексного интерактивного занятия по указанной теме.

Достижение поставленной цели обеспечивается посредством решения следующих задач:

– определения тем учебных дисциплин «Макроэкономика», «Микроэкономика» и «Экономическая теория», охватываемых заявленной темой;

– установления основных теоретических проблем, требующих особого внимания при изучении.

Представляемое интерактивное занятие является открытым, так как проводится с одновременным участием нескольких студенческих групп очной формы обучения и в присутствии членов жюри, преподавателей, других студентов.

Комплексный характер занятия обусловливается тем, что оно проводится по комплексу дисциплин: микроэкономике, макроэкономике и экономической теории. Тема занятия «Системная трансформация экономики России на рубеже XX-XXI веков». Занятие проводится в форме игры, соревнования между командами на лучшее знание теоретического материала по теме занятия.

В настоящее время важно не только знание молодежью теоретических основ функционирования экономических систем, но и умение применить это знание в процессе анализа различных экономических процессов.

Апробация изученного теоретического материала в форме командной игры, заключающейся в ответах на вопросы ведущего, является стимулом для более глубокого и прочного усвоения этого материала, что способствует улучшению системы запоминания информации, повышению гибкости мышления и скорости реакции.

Поэтому организация интерактивного занятия в форме групповых ответов на вопросы по заданной теме позволит, на наш взгляд, сформировать у студентов чувство сопричастности к проблемам, возникающим в российской экономике в процессе ее системной трансформации.

В итоге, все сказанное позволяет сформулировать цель и задачи проведения открытого комплексного занятия в интерактивной форме:

Цель:

Закрепить знания, полученные студентами очного отделения по различным экономическим проблемам в рамках изучения перечисленных выше дисциплин.

Задачи:

- овладеть экономической терминологией и использовать ее;

- научиться представлять полученные знания в форме краткого схематичного

 

ответа, обобщающего большой объем информации.

В результате проведения интерактивного занятия студенты должны:

Знать:

- характеристики основных экономических проблем в России;

- социально-экономические последствия этих проблем;

- способы их регулирования.

Уметь:

- быстро ориентироваться в имеющейся информации;

- обобщать полученную информацию.

Владеть:

- экономической терминологией;

- навыками свободного использования полученных знаний;

- умением сопоставлять полученную информацию и делать необходимые выводы.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

Занятие проводится в игровой форме, в виде соревнования между несколькими командами на знание теоретического материала.

Команды соревнуются между собой в знании теоретического материала по теме «Системная трансформация экономики России на рубеже XX--XXI веков» (приложение 1), отвечая на вопросы ведущего по заданной теме.

Заявленная тема охватывает такие экономические проблемы, как:

- государственное регулирование ценообразования;

- производство общественных благ и внешние эффекты;

- периодизация эволюции рыночной экономики;

- цикличность экономического роста;

- структура экономики;

- внешнеэкономические отношения;

- государственное регулирование экономики;

- переходная экономика.

Преподаватель, организующий данное интерактивное занятие является одновременно и его ведущим.

Команды состоят в среднем из 5 человек, и формируются среди студентов очного отделения групп МПО-13, ЭПО-13, ЭСО-13.

Время проведения занятия – 4 часа.

Занятие в игровой форме проводится в 2 раунда.

Первый раунд.

В нем принимают участие все команды.

По очереди командам задаются теоретические вопросы (приложение 2), на которые они, после короткого обсуждения, должны дать обобщенные схематичные ответы.

Координирует и оценивает ответы команд преподаватель, проводящий данное занятие. Кроме того, выступления оценивают и члены жюри, являющиеся преподавателями института. Члены жюри заносят оценки в специальные карточки игры команд (приложение 4), подсчитывая затем суммарный балл, полученный каждой командой за ответы на вопросы, с целью выявления команд-победителей.

По результатам первого раунда, команды, получившие наибольшее количество баллов, переходят ко второму блиц–раунду.

Блиц–раунд.

В нем участвуют команды – победительницы первого раунда.

Второй раунд представляет собой блиц–опрос по заранее подготовленным вопросам (приложение 3). По результатам блиц–раунда определится команда-победитель.

Задания для студентов.

В процессе подготовки к интерактивному занятию студенты должны выполнить следующие задания:

1. Изучить теоретический материал по теме занятия «Системная трансформация экономики России на рубеже XX – XXI веков» (приложение 1).

2. Подготовить обобщенные схематичные ответы на вопросы по заданной теме (приложение 2).

3. Подготовить краткие ответы на вопросы, предназначенные для блиц–опроса (приложение 3).

 

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Второй раунд – «Блиц-раунд»

Во 2 раунде участвуют команды – победительницы 1 раунда.

Командам по очереди задаются вопросы (приложение 3), на которые они должны дать краткие ответы. Если команда даст правильный, но не полный ответ, то 2 команда может сделать дополнение. Если 1 команда не знает правильный ответ на вопрос, то право ответа переходит ко 2 команде.

Правильный полный ответ – 10 баллов;

правильный, но не полный ответ – 5 баллов;

неправильный ответ, или отсутствие ответа – 0 баллов.

Члены жюри оценивают ответы и дополнения команд и проставляют оценки в специальные карточки игры команд (приложение 4), определяя команду – победителя.

Подведение итогов

Две команды – победительницы первого раунда определяются по количеству суммарных баллов, выставленных членами жюри за правильность ответов на вопросы ведущего.

По итогам второго раунда определяется команда – победитель игры.

Награждение команды – победительницы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведение интерактивных занятий по междисциплинарной тематике позволяет студентам более ясно осознать взаимосвязь и социально-экономических процессов, протекающих в обществе, и, соответственно, учебных дисциплин, отражающих эти процессы. Более того, использование студентами статистической информации и теоретических разработок в процессе подготовки к занятию, позволяет применять накопленную сумму знаний к реальным экономическим процессам, что способствует формированию экономического мышления.

Организация занятия в форме игры, или соревнования между командами в знании теоретического материала по заданной теме способствует развитию навыков работы в команде, и формированию умения кратко, четко, схематично формулировать ответы на сложные теоретические вопросы, используя терминологический аппарат соответствующих дисциплин (макроэкономики, микроэкономики и экономической теории).

Кроме того, наличие соревновательного компонента и публичности усиливает мотивацию к усвоению заданного материала.

В конечном итоге, студенты хорошо усваивают материал, преподаваемый в игровой интерактивной форме.

ЛИТЕРАТУРЫ

а) основная литература

1. Кабанов А. Ю. Макроэкономика : теория и практика. Ч. 1. Макроэкономика : экономическое измерение и основные показатели функционирования экономики [Электрон. ресурс] : учеб. пособие / А.Ю. Кабанов. - Иваново, Институт бизнеса, информационных технологий и финансов, 2011. - 168 с. - Университетская библиотека ONLINE

2. Марыганова Е. А. Макроэкономика [Электрон. ресурс] : учеб.-практич. пособие / Е.А. Марыганова, Е.В. Назарова. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 360 с. - Университетская библиотека ONLINE

3. Николаева И.П. Экономическая теория [Электрон. ресурс]: учебник / И.П. Николаева - М.: Дашков и К, 2013. - 327 c. – Университетская библиотека ONLINE.

 

б) дополнительная литература

4. Вечканов Г. С. Экономическая теория [Текст] : учебник / Г.С. Вечканов – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.

5. Гребнев Л. С. Экономика [Электрон. ресурс]: учебник / Л. С. Гребнев. - М.: Логос, 2011. - 408 c. - Университетская библиотека ONLINE.

6. Зубко Н. М. Экономическая теория [Электрон. ресурс] : учеб. пособие / Н. М, Зубко, А. Н. Каллаур. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 384 c. - Университетская библиотека ONLINE.

7. Новикова И. В. Макроэкономика [Электрон. ресурс] : учебник / И.В. Новикова, Т.В. Максименко-Новохрост, М.З. Ачаловская ; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. - Минск : ТетраСистемс, 2010. - 381 с. - Университетская библиотека ONLINE.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

По теме

На рубеже XX – XXI веков

Вопросы и ответы

1. Каковы уроки преобразований экономики и об­щества в России на рубеже XX – XXI веков?

В России осуществляется переход от позднеиндустриального социалистического общества к постиндустриальному обществу через деформированно-капиталистическое общество.

В СССР был испробован социалистический вариант позднеин­дустриального общества. Он оправдал себя в кризисных ситуа­циях XX века, позволил преобразовать экономику, выстоять и победить в Великой Отечественной войне, быстро восстано­вить разрушенное войной хозяйство, добиться паритета в воен­но-техническом соревновании с Западным блоком. Однако чрезмерная централизация, милитаризация, закрытость эконо­мики снижали ее эффективность, ее реакцию на перемены ми­ровой конъюнктуры.

Попытки реформировать экономику в рамках социалистиче­ской модели не дали эффекта, более того, увеличивалось возникшее с началом реформ, отставание советской экономики от уровня экономического развития и благосостояния народа в авангард­ных странах. С запозданием страна переходила к пятому техно­логическому укладу. Ее позиции в мировой экономике ухудша­лись, нарастали противоречия. Запоздавшая перестройка при отсутствии четких ориен­тиров не смогла предотвратить растущее отставание страны от происходивших в мире преобразований. Нарастали предпосыл­ки кризиса, необходимость глубоких изменений.

Однако правящая, интеллектуальная и деловая элиты оказа­лись в постсоветский период не готовы к таким радикальным переменам. В 90-е годы ХХ века вместо создания основ постиндустриального об­щества, они избрали путь назад — под лозунгом формирования капитализма свободной конкуренции строился капитализм первоначального накопления капитала, кото­рый приобрел паразитический характер.

Экономика была вверг­нута в затяжной глубокий кризис. Этому способствовали роспуск СЭВ и разрушение СССР, разрыв десятилетиями складывав­шихся технологических связей и экономических отношений; безмерное раскрытие экономики, создавшее простор для хозяйничанья транснациональных корпораций (ТНК) и вытеснения отечественной продукции с внутреннего и внешнего рынков. Инфляция приобрела галопирующий харак­тер, что привело к перераспределению национального дохода в пользу монополизированных отраслей экономики и в пользу теневой экономики, к экспроприации сбережений населения и его обнищанию. Был разорван единый национальный рынок, усилились сепаратистские тенденции.

Институциональные преобразования в России были произве­дены с небольшим положительным эффектом, а чаще – с отрицатель­ным, что углубило трансформационный кризис.

Приватизация привела к переходу наиболее эффективных предприятий в руки олигархов и лидеров теневой экономики. Приватизация сопровождалась значительным падением производства, банкрот­ством многих предприятий, перекачкой капитала за рубеж.

Многократное сокра­щение государственных заказов и разрыв технологических свя­зей подорвали служивший стержнем экономики страны мощный оборонно-промышленный комплекс. Продук­ция отечественного машиностроения, фармацевтичес­кой, легкой, химической промышленности оказалась в значительной мере вытесненной с внутреннего и внешнего рынков. Инфля­ция и неплатежи, “бартеризация” и “долларизация” экономи­ки подорвали внутренний рынок.

Результаты осуществленных институциональных преобразований оказались противоположными тем, которые ожидались в соответствии с обещаниями. Эко­номика страны была отброшена на десятилетия назад.

В мире победоносно утверждался пятый технологический уклад, определяющий конкурентоспособность продукции на современном мировом рынке. В России же наблюдалась обрат­ная тенденция. И без того незначительная доля пятого уклада, сконцентрированного в основном в военно-промышленном комплексе, за 1991-1995 гг. упала, по некоторым оценкам, втрое. Снизилась доля четвертого уклада, однако выросла доля третьего и реликтовых укладов, преобладавших до XX века. Сведены к мини­муму инновации, практически прекратилась их государствен­ная поддержка. Началась технологическая деградация экономики.

Это не могло не сказаться отрицательно на экономике России.

В воспроизводственной структуре экономики существенно упала доля сек­тора личного потребления и инвестиционно-инновационного сектора при значительном увеличении доли топливно-сырьевого сектора и того сегмента рыночной инфраструктуры, который вырос за счет спекулятивных операций и неоправданно высоких доходов. Экономика потеряла способность к насыщению рынка и воспроизводству за счет собственных источников, все более приближаясь по своей структуре к экономике полуколо­ниального типа.

Обострение кризиса в 1998 г. показало тупиковость такого пути. Остро встала необходимость переориентации экономики на вырабатывание типичных признаков постиндустриальной стадии развития и на формирование в обществе центростремительных тенденций. В 2000 году появились первые признаки оживления экономики, чему не­мало способствовала благоприятная для России мировая конъюнктура.

Но снижение темпов эко­номического роста в 2001 и 2002 годах в условиях развернувшегося мирового экономического кризиса показало, что при­ведены в действие не все внутренние источники устойчивого эконо­мического роста. Принятая модель преобразования экономических отношений оказалась противоречивой и мало эффективной.

Однако она содер­жала и некоторые прогрессивные элементы:

- преодо­ление чрезмерной государственно-бюрократической централи­зации управления;

- отказ от сковывания предприниматель­ской инициативы;

- формирование ответственности предприятий и работников за конечные результаты своей дея­тельности;

- устранение закрытости и отрыва от прогрессивных сдвигов в ми­ровой экономике;

- создание небольшого сектора малых предприятий, сравнительно эффективно работающих, насыщающих отечественный рынок и обеспе­чивающих занятость миллионам работников.

Таким образом, перспективным оказалось стремление сформировать смешанную экономику. А так как предприятия смешанной формы собственности работают в интересах частных акционеров, то можно считать, что частнохозяйственный уклад стал господствующим в экономике России.

2. Какое место Россия занимала в мировом экономическом пространстве в 2001 году? В чем проявляется влияние глобализации?

 

В 2001 году значе­ние России в мировом экономическом пространстве и в между­народных экономических отношениях было заметно меньше ее эко­номического и научно-технического потенциала, а также ее ро­ли на мировой политической арене.

Процесс глобализации отчетливо проявил себя в сотрудничестве зарубежных стран с Россией в сфере прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Выражается это в той значительной доле, которая принадлежит в подобных инвестициях транснациональным компаниям и международным банкам.

Появление и активизация в России крупнейших в мире ТНК и банков совпадают с развитием в стране процесса концентрации и централизации отечественного капитала, ко­торый охотно идет на сотрудничество, вплоть до сращивания с мировыми титанами.

Процесс глобализации проявляется и в формировании не­благоприятной специализации России в международном разде­лении труда, в развитии ряда ассиметричных тенденций. Россия занимает весьма скромное место в системе международных экономических отношений. На тер­ритории России нет центров мировых товарных рынков, где формировались бы конъюнктурные факторы развития таких рынков. Мал список товаров, по экспорту которых России принадлежит ведущее место. Это природный газ, алма­зы, платина, никель, аммиак.

Российский экспорт не эластичен. Слишком высока степень его концентрации. Гипертрофированное место в нем принадле­жит топливно-энергетической товарной группе (более 50%). Раз­витие экспорта нефти стало определяющим фактором не толь­ко экономической, но и политической ситуации в стране. Доля машин и оборудования крайне мала. Это в основном продук­ция оборонной промышленности. Высока экспортная квота по некоторым отраслям промышленности и товарам: сырая нефть, природный газ, чер­ные металлы и ряд других. Это невоспроизводимые ресурсы. Интегрирование в мировую экономику при такой ситуации в экспорте трудно назвать перспективным.

Не перспективна для России и товарная структура российско­го импорта. Слишком высока доля импорта в потреблении мяса и мясопродуктов, растительного масла и ряда других продуктов питания, условия для производства которых в России вполне до­статочны.

Чрезмерной оказалась импортная зависимость Рос­сии по машинам и оборудованию для химии и нефтехимии, по некоторым химикатам и специальным материалам для нефте- и газодобычи. В целом импорт составляет порядка 15% по отно­шению к ВВП России, но 1/3 от объема товарооборота потреби­тельских товаров. Таким образом, складываются условия для вы­сокой зависимости российской экономики как от экспорта, осо­бенно по товарам топливно-энергетической группы, так и от им­порта по широкому кругу готовых промышленных изделий и ма­териалов, а также основных видов продовольствия.

Из-за низкой конкурентоспособности продукции Россия в международ­ном разделении труда выступает как нетто-импортер машин и оборудования. Несмотря на сокращение в связи с падением ин­вестиций в основные фонды, импорт машин и оборудования (в стоимостном выражении) в несколько раз больше, чем экспорт этих товаров.

Все это характеризует позиции России не только как ослабленные и нетипичные для промышленно развитого госу­дарства, но и как неблагоприятные с точки зрения процесса глобализации, что становится особенно важным в связи с присоединением России к ВТО.

Правда, имеется и ряд положительных моментов во внешне­экономических связях России. По расчетам Международного института развития менеджмента (IMD), в категории “рост экспорта товаров” к 2000 г. Россия вышла на 4-е место в мире, а по величине положительного сальдо торгового баланса — на 2-ю позицию. Более того, Россия лидирует по позитивному со­отношению стоимости экспорта и стоимости импорта.

Хотя вступление России в международный фондовой рынок явилось положительным событием 90-х гг., ситуация на этом рынке нередко стала оказывать на Россию отрицательное воз­действие. Переживаемый Россией финансовый кризис резко обострился в июле и августе 1998 года под влиянием катастрофического положения на фондовых рынках в ряде ази­атских стран. Это обстоятельство негативно отразилось также на Германии и США, являющихся наиболее крупными креди­торами России. Заметно понизился курс российских ценных бумаг на рынке евробондов. Серьезные потери понесли иност­ранные инвесторы, действующие на российском рынке ценных бумаг. Большинство из них в августе 1998 года покинуло этот ры­нок. Считается, что на иностранных инвесторов до кризисной ситуации приходилось официально 20–30% объемов продаж. Реально доля доходила до 80%, так как нерезиденты применяли выход на рынок ценных бу­маг через российские брокерские фирмы.

Перечень конкретных проявлений процесса глобализации в России был бы неполным, если не отметить выявившуюся в 90-е гг. тенденцию к росту вывоза за границу российского капи­тала. В подавляющем большинстве случаев такой вывоз осуще­ствлялся нелегально. Он представлял собою бегство капитала из России, что нанесло значительный ущерб ее народному хо­зяйству. Ежегодно, по оценке Генпрокуратуры РФ, из страны уплывало 20-25 млрд долл. США.

Капитал вывозился крупными российскими компаниями из России и по легальным каналам в связи с осу­ществлением инвестиций за рубежом. Он направлялся в пред­приятия по добыче нефти и металлургического сырья, в строи­тельство магистральных газопроводов, в переработку нефти, в выращивание ряда плантаци­онных культур и т.д.

Вывоз капитала из России связан и с нарастающим из года в год потоком граждан, выезжающих на работу и постоянное жительство за границей. Эмиграция сопряжена в России с вы­возом указанными гражданами капитала в основном в виде инвалютных денежных средств. В итоге утечка умов, сама по себе негативно воздействующая на российскую экономику, спровоцировала еще и увеличение вывоза из России денежных средств.

Как видим, уже на начальном этапе своего перехода к рыноч­ной экономике Россия оказывалась охваченной процессом глобализации ми­ровой экономики. Но она не получила от этого выигрыша. Объ­ем экономических потерь оказывался заметно выше.

К 2000 г. заметным фактором воздействия на эффективность экономической деятельности в России стало отношение зару­бежных государств и непосредственных партнеров по торговле и сотрудничеству к российским хозяйствующим субъектам и государству в целом. Это отношение стало жестким, а в ряде случаев враждебным. В США и ЕС увеличивается число анти­демпинговых процедур против российских экспортных това­ров и т.п. Все это происходит на фоне стремления соответству­ющих финансовых и информационных структур определять неблагоприятные рейтинги России на рынках заемного капи­тала, транспортных, страховых и других услуг.

В этой связи представляет интерес оценка конкурентноспособности нашей страны, сде­ланная в 2001 г. Международным институтом развития менедж­мента. Используя статистические показатели, полученные от международных организаций, национальных и частных инсти­тутов, а также данные опроса руководителей крупных и средних компаний, этот институт определил рейтинг конкурентоспособности 49 стран на основе 286 критериев, присудив России 45-е место. Главными факторами, не позволившими нашей стране занять более достойную позицию, оказались самый вы­сокий внешний долг в процентах от ВВП, самый высокий уро­вень потребления энергии (62,7 килоджоулей) на каждый дол­лар ВВП (в Гонконге — 1,9, в Швеции — 3,3), несовершенство механизма защиты иностранных инвестиций, слабый интерес к созданию благоприятных условий для привлечения не только инвестиций, но и лучших умов.

Все это убеждает в необходимости разработки и проведения целенаправленной политики государственного регулирования в целях включения России в мировую экономику и в процесс глобализации на основе принципов равноправия, и защиты государственного суверенитета.

Список использованной литературы

1. Вечканов Г. С. Экономическая теория [Текст] : учебник / Г.С. Вечканов – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.

2. Глазьев С. Ю. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике [Электрон. ресурс] / под ред. С.Ю. Глазьева, В.В. Харитонова. – М.: Тровант, 2009. – 304 с.

3. Глазьев С. Ю. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования [Текст] : С.Ю. Глазьев, Д.С. Львов, Г.Г. Фетисов. – М.: Наука, 1992. – 207 с.

4. Кушлин В. И. Государственное регулирование рыночной экономики [Электрон. ресурс]: учебник / В.Н. Архангельский, А.В. Бударина, С.Д. Валентей ; под общ. ред. В. И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 834 с.

5. Садовничий В. А. Моделирование и прогнозирование мировой динамики [Электрон. ресурс] / В.А. Садовничий, А.А. Акаев и др. – М.: ИСПИ РАН, 2012. – 359 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

На рубеже XX-XXI веков

 

1. Каковы уроки преобразований экономики и об­щества в России на рубеже XX – XXI веков?

2. Какое место Россия занимала в мировом экономическом пространстве в 2001 г.? В чем проявляется влияние глобализации?

3. Каковы положительные и отрицательные факторы роста экономики России в начале XXI века?

4. Какой сценарий развития экономики России в начале XXI века — оптимистический, умеренный или пессимистический — является наиболее достоверным?

5. Какой фактор и почему важно учитывать при разработке стратегии модернизации экономики России?

6. Что такое промышленный экономический цикл: его понятие, показатели, типы, фазы, причины? Что такое циклы Кондратьева: границы трех циклов и их закономерности?

7. Что такое технологический уклад? Какие технологические уклады вам известны?

8. Чем обусловлена необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ)?

9. Каковы основные этапы развития рыночного хозяйства?

10. Каковы общие функции государства в рыночной экономике?

11. Каковы субъекты, объекты, цели и методы ГРЭ?

12. Что представляет собой фискальная политика государства?

13. Что представляет собой государственный бюджет?

14. Что представляет собой денежно-кредитная политика: ее цели, инструменты, виды?

15. Каковы уровни и аспекты рассмотрения экономики и ее структуры?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ВОПРОСЫ

Для блиц – раунда по теме

На рубеже XX-XXI веков

1. Понятие экономического цикла

2. Основные виды циклов

3. Краткосрочные циклы

4. Циклы Дж. Китчина

5. Циклы запасов

6. Среднесрочные циклы

7. Циклы К. Жуглара

8. Промышленные циклы

9. Циклы перепроизводства

10. Циклы К. Маркса

11. Циклы С. Кузнеца

12. Строительные циклы

13. Долгосрочные циклы

14. Циклы Н. Кондратьева

15. Границы трех циклов, выделенных Кондратьевым

16. Четыре закономерности циклов Кондратьева

17. Фазы цикла

18. Классификация показателей в соответствии с циклами

18. Классификация экономических параметров по направлению изменения в процессе цикла.

20. Классификация экономических параметров по скорости изменения в процессе цикла.

21. Проциклические показатели

22. Контрциклические показатели

23. Ациклические показатели

24. Опережающие, или ведущие параметры

25. Запаздывающие, или отстающие параметры

26. Совпадающие, или соответствующие параметры

27. Причины экономических циклов.

28. Факторы циклов

29. Внешние факторы циклов

30. Внутренние факторы циклов

31. Как соотносятся внешние и внутренние факторы

32. Технологический уклад

33. Ядро технологического уклада

34. Ключевой фактор техноуклада

35. Несущие отрасли техноуклада

36. Изменение числа выданных патентов

37. Первый технологический уклад (1770-1830)

38. Второй технологический уклад (1830-1880)

39. Третий технологический уклад (1880-1930)

40. Четвертый технологический уклад (1930-1970)

41. Пятый технологический уклад (1970-2010)

42. Шестой (2010-?) и седьмой (2050-?) технологические уклады

43. Доля техноукладов в экономике некоторых стран в 2013 г.

44. Этапы развития рыночного хозяйства

45. Эпоха свободной конкуренции

46. Эпоха массового производства

47. С каким периодом связано появление фирмы (корпорации)

48. Эпоха сбыта

49. Когда возник маркетинг как концепция и функция бизнеса

50. Постиндустриальная эпоха

51. Принцип laissez-faire

52. Основные причины госу­дарственного вмешательства

53. Экстерналии

54. Государственное регулирование экономики (ГРЭ)

55. Субъекты ГРЭ

56. Носители хозяйственных интересов

57. Выразители хозяйственных интересов

58. Исполнители хозяйственных интересов

59. Объекты ГРЭ

60. Цели ГРЭ

61. Система методов ГРЭ

62. Экономические методы

63. Прямые методы

64. Косвенные методы

65. Административные методы

66. Фискальная политика государства

67. Государственный бюджет

68. Цели фискальной политики

69. Дискреционная фискальная политика (активная)

70. Инструменты дискреционной фискальной политики

71. Экспансионистская (стимулирующая) политика

72. Рестрикционная (контрактивная)

73. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика

74. Встроенные (автоматические) стабилизаторы

75. Государственный бюджет

78. Государственные расходы

77. Доходы государства

78. Налоги

79. Баланс государственного бюджета.

80. Бюджетный дефицит.

81. Бюджетный избыток (профицит бюджета)

82. Способы финансирования дефицита

83. Сеньораж

84. Монетизации дефицита государственного бюджета.

85. Инфляционный налог

86. «Эффект вытеснения» инвестиций

87. Рефинансирование

88. Консолидация государственного долга

89. Структурный дефицит и циклический дефицит

90. Денежно-кредитная политика

91. Конечные цели денежно-кредитной политики

92. Промежуточные цели денежно-кредитной политики

93. Инструменты денежно-кредитной политики

94. Операции на открытом рынке

95. Изменение нормы обязательных резервов

96. Обязательные резервы и избыточные резервы

97. Норма обязательных резервов

98. Учетная ставка (ставка рефинансирования), ее изменение

99. Политика дорогих и дешевых денег

100. Денежно-кредитная политика в коротком и длинном периоде

101. Понятие экономики и ее структура

102. Аспекты рассмотрения экономики: статика, дина­мика, генетика

103. Четыре уровня рассмотрения экономики: микроэко­номика, мезоэкономика, макроэконо­мика, миро­вая экономика (глобальная экономика)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица

Карточка игры команд

1 Раунд – оценки в баллах ответов на вопросы: Правильный и полный основной ответ – 20 Правильный ответ, но не совсем полный, или не совсем точный – 15 Правильный, но не полный ответ – 10 Правильное дополнение – 10 Неправильный ответ, или отсутствие ответа – 0 Если право ответа переходит к другой команде, то ее ответ оценивается, как основной 2 Блиц – раунд – оценки в баллах ответов на вопросы: Правильный ответ – 10 Правильный, но не полный ответ -5 Неправильный ответ, или отсутствие ответа – 0
Вопросы Команды
№ 1 № 2 № 3 № 4
1 Раунд
1 вопрос        
2 вопрос        
       
Итого 1 этап * * * *
2 Блиц – раунд (участвуют команды победительницы 1 раунда)
  № 1   №3  
1 вопрос        
2 вопрос        
       
Итого 2 этап *   *  
         
         
         

 

 

Томашевская Людмила Ивановна, к.э.н., доцент

 

 

МАКРОЭКОНОМИКА, МИКРОЭКОНОМИКА,

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

Методические рекомендации

к проведению открытого комплексного занятия

в интерактивной форме

на тему

«Системная трансформация экономики России

на рубеже XX-XXI веков»

для студентов очной формы обучения

направлений подготовки бакалавров

080100.62 Экономика и 080200.62 Менеджмент

 

 

Работа издается в авторской редакции

 

 

АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации»

Башкирский кооперативный институт (филиал)

450000, г. Уфа, ул. Ленина, 26

 

 

Подписано в печать ______________. Формат _________

Бумага газетная. Печать оперативная. Усл. п. л. 2.

Уч.- изд. ___ Тираж _____ экз. Заказ № ____

 

Л.И. Томашевская

 

МАКРОЭКОНОМИКА, МИКРОЭКОНОМИКА,

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

Методические рекомендации

к проведению открытого комплексного занятия

в интерактивной форме

на тему

Системная трансформация экономики России

на рубеже XX-XXI веков

 

 

Уфа

 

 

Томашевская Л.И. Методические рекомендации к проведению открытого комплексного занятия в интерактивной форме по дисциплинам «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Экономическая теория». – Уфа : Башкирский кооперативный институт (филиал) РУК, 2014. – 30 с.

 

Методические рекомендации к проведению открытого комплексного занятия в интерактивной форме по дисциплинам «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Экономическая теория» для студентов направлений подготовки бакалавров 080100.62 Экономика и 080200.62 Менеджмент составле

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...