Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






По специальности 070601.65 Дизайн

(специализация «Графический дизайн»)

 

Волгоград 2015


Григорьев В.С., Ишкова Л.Л., Милохин В.В., Полянский Е.А.

 

Программа государственного экзамена по специальности

070601.65 Дизайн(специализация «Дизайн среды»). – Волгоградский филиал МГЭИ, 2015. – 35 с.

 

Одобрено кафедрой дизайна. Протокол заседания кафедры от 28 августа 2015 г. № 1.

 


Предисловие

Программа государственного экзамена по специальности 070601.65 Дизайн разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (2003 г.) и является методическим документом, цель которого – оказать помощь студентам в подготовке к экзамену. Она отражает основные положения дизайнерской науки и современный этап развития проектно-художественной сферы деятельности человека. Программа делится на три раздела: общий, специальный и посвященный специализации. Первый раздел содержит историю искусства и дизайна, второй - теорию и методологию дизайн-проектирования, в третий раздел включены темы отражающие технологию дизайн-проектирования по конкретной специализации.

Цель государственного экзамена по специальности 070601.65 Дизайн - выявление уровня владения знаниями, умениями и навыками, полученными в процессе изучения дисциплин предусмотренными Государственным образовательным стандартом и учебным планом Московского гуманитарно-экономического института.

На экзамене выпускник должен продемонстрировать знания:

· исторического опыта развития мирового искусства, основные факты и закономерности историко-художественного процесса, значение наследия прошлых веков для современности;

· по основным теоретическим направлениям в истории искусств, в определении специфики и сущности различных видов искусств;

· научных методов познания произведений искусства и художественной жизни общества;

· по истории и теории дизайна;

· основных положений и современных методов дизайн проектирования;

· основ инженерно-технологических знаний и инженерно-технологического проектирования;

Выпускник также должен продемонстрировать:

· умение анализировать объект дизайн проектирования;

· культуру профессионального мышления, способность в письменной и устной речи правильно и логично изложить свои профессиональные знания;

· понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, их взаимосвязь в целостной системе знаний.

Экзамен проходит в форме ответа на экзаменационный билет, содержащий три вопроса: по одному вопросу междисциплинарного характера из каждого раздела.

В помощь студенту при подготовке к экзамену в программе приводится рекомендованная литература, и даются вопросы для подготовки к государственному экзамену.

Ответы студентов на государственном междисциплинарном экзамене оцениваются по следующим критериям:

Оценка «отлично»

· вопрос раскрыт глубоко и всесторонне,

· студент показывает знание основной и дополнительной литературы по специальности,

· самостоятельно, логически стройно и последовательно излагает учебный материал,

· демонстрирует умение анализировать различные научные подходы к основным положениям и современным методам дизайн-проектирования, обосновывает собственную позицию,

· теоретические положения творчески увязаны с практическими аспектами рассматриваемого вопроса,

· студент обладает навыками ведения научной дискуссии, свободно владеет терминологией, обладает высокой культурой речи и общения,

· дает аргументированные, исчерпывающие ответы на вопросы членов комиссии;

Оценка «хорошо»

· студент показывает твердые знания учебного материала в соответствии с программой государственного экзамена,

· хорошо ориентируется в основной литературе по специальности,

· самостоятельно и последовательно излагает учебный материал, но без глубокого теоретического обоснования,

· предпринимает попытки анализировать различные научные взгляды, выразить собственную позицию,

· умеет увязывать теоретические положения с практикой,

· имеют место отдельные неточности при освещении вопроса,

· отличается высокой культурой речи и общения,

· ответы на вопросы членов комиссии недостаточно полные и содержат неточности;

Оценка «удовлетворительно»

· в основном показывает знания учебного материала в соответствии с программой государственного экзамена;

· изложение отдельных вопросов было поверхностным,

· ориентируется лишь в некоторых литературных источниках по учебной дисциплине;

· учебный материал излагает репродуктивно, допуская некоторые ошибки;

· предпринимает попытки анализировать различные научные взгляды, выразить собственную позицию по требованию преподавателя;

· с трудом умет установить связь теоретических положений с практикой;

·речь и общение не всегда логичны и последовательны;

Оценка «неудовлетворительно»

· студент демонстрирует незнание основных положений учебного материала по специальности,

· допускает существенные теоретические ошибки или поверхностную аргументацию основных положений,

· не ориентируется в основных литературных источниках по специальности;

· не в состоянии дать самостоятельный ответ на учебные вопросы и выразить собственную позицию;

· не умеет устанавливать связь теоретических положений с практикой;

· речь и общение слаборазвиты и маловыразительны.

 

 


ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА

Раздел 1. История искусства и дизайна.

 

1.1. Культура и искусство первобытного общества.

Современные теории происхождения искусства. Синкретизм первобытной культуры. Роль изобразительной деятельности в становлении сознания человека. Периодизация первобытной культуры. Основные памятники палеолита, мезолита, неолита, эпохи бронзы и железа. Пещерные росписи, петроглифы, мегалитическая архитектура. Первобытные верования (анимизм, тотемизм и др.), ритуалы и их воплощение в памятниках.

 

1.2. Культура и искусство Древнего Египта

Мифологическая картина мира и искусство Древнего Египта. Канонический тип культуры. «Книга мертвых» . Концепция космоса древних египтян в памятниках архитектуры. Символика архитектурных форм. Заупокойный комплекс в Гизе. Архитектурные памятники Среднего и Нового царства. Заупокойные храмы Дейр - эль – Бахри. Карнак и Луксор. Реформы Эхнатона и искусство. Архитектура времени Рамессидов. Скульптура. Памятники искусства Древнего Египта, характеризующие этапы развития.

 

1.3. Культура и искусство Древней Греции.

Понятие «античный мир». Греческая мифология как «почва» и «арсенал» античного искусства. Категории пространства и времени в художественной культуре античности. Основные этапы становления и развития искусства Древней Греции. Эгейское искусство. Античный «космос» и храм эпохи греческой классики. Греческий театр. Ансамбль Афинского акрополя. Образ ценности человека как носителя идей разума и гармонии. Калокагатия и воплощение этого понятия и его эволюция в скульптуре, керамической росписи. Греческая керамика. Великие мастера греческой пластики ранней, высокой и поздней классики. Образование эллинистических держав и главные центры культуры (Пергам, Александрия, Родос, Милеет IV – I вв. до н.э.)

1.4. Культура и искусство этрусков и Древнего Рима

Происхождение этрусков Учение о мироздании, черты сходства с греческими и вавилонскими сказаниями о мире. Заупокойные архитектурные комплексы. Идея регулярной планировки города, инженерные сооружения, культовая скульптура. Значение наследия этрусков для римского искусства. Римская мифология: от религии общины к мировой религии. Социальная структура древнеримского государства и его эволюция. Взаимодействие римской, этрусской, греческой культур: оригинальное и заимствованное. Римское зодчество. Возникновение и развитие портрета в скульптуре. Наследие античности и его влияние для Европы, средних веков и Нового времени.


1.5. Искусство и культура Западной Европы в средние века

Феодальная система и классовая структура общества. Христианство как идеологическая и нравственная основа культуры и искусства. Формирование и роль канона. Категории пространства и времени в художественной культуре средневековья. Дороманский период развития западноевропейского искусства V–X веков. Романское искусство. Романский храм, конструктивно – образное содержание и его развитие. Основные памятники в Италии, Франции, Англии. Монастырская, городская и народная культура. Готическое искусство Европы, его идеи и содержание. Готический храм - синтез искусств. Скульптура и витраж как элемент художественного целостного храмового зодчества. Основные памятники готики, этапы развития. Книжная миниатюра.

 

1.6. Культура и искусство Византии

Раннехристианское искусство, его социальные корни. Картина мира, ее теоцентрический, канонический, символико– догматический характер. Духовно – нравственный потенциал христианского искусства. Храм как модель мира. Раннехристианская базилика, конструктивные особенности, внутреннее убранство. Формирование крестово–купольной системы. Сложение канона внутреннего убранства храма. Мозаика и фреска. Основные памятники. Византийская икона, ее особенности. Периодизация византийского искусства. Периоды: сложение византийского Искусство правления Юстиниана (4-5 вв первый этап расцвета культуры); иконоборческий период, «Македонское Возрождение», эпоха правления Комнинов, «Палеологовский Ренессанс».

 

1.7. Культура и искусство Древней Руси X-XIV веков.

Истоки культуры. Синтез искусств в христианском храме как модели Вселенной. Воплощение идеи соборности как единства мира в русском храме. Типы русских поселений. Город как модель теоцентрической Вселенной (мирград – детинец – храм – алтарь – престол). Основные этапы развития древнерусского искусства (X – XIV вв.) Архитектура и искусство Киевской Руси - начала объединения земель вокруг Москвы. Феномен иконы. Наиболее значительные памятники русского зодчества, особенности архитектурных и иконописных школ и направлений. Искусство Владимиро- Суздальского княжества, Новгородской феодальной республики. Каменная резьба. Ворота в технике «золотой наводки» в Суздале.

1.8. Культура и искусство Древней Руси XV – XVII веков.

Объединение земель вокруг Москвы. Новые тенденции в культуре. Новгородское и Псковское зодчество, фрески и иконы. Феофан Грек. Миропереживание русского человека начала 15 века в искусстве Рублева. «Золотой век» русского средневекового искусства (к. XIV – нач.XVI вв.) Церковное, крепостное и гражданское зодчество. Дионисий и его окружение. «Годуновская» и «Строгановские» школы живописи. Русское искусство XVII века как «перепутье от Руси к России». Смещение центра художественного образа на дольний мир и человека. Новое понимание пространства и времени, света и цвета. Значение Оружейная палата. С.Ушаков. Парсуны. Библия Пискатора. Значение культуры средневековой Руси для современного человека.

1.9. Культура и искусство эпохи Возрождения

Понятие ренессансного типа культуры. Итальянское и «Северное» Возрождение Периодизация и основные художественные центры. Категории пространства и времени. Главные черты искусства Возрождения – гуманизм, культ античности, антропоцентизм, героический пафос монументальность образов. Своеобразие трактовки библейской истории и античной мифологии. Новые типы архитектурных сооружений и их образное решение. Выделение станкового искусства. Воздействие теорий гуманистов на культурные процессы XVII – XVIII вв. Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое и Позднее Возрождение в Италии. Маньеризм. Венецианская школа живописи. Искусство и культура Нидерландов, Германии и Франции. Крупнейшие мастера, школы и направления. Школа Фонтенбло (Франческо Приматиччо, Россо Фьорентино).

 

1.10. Культура и искусство Западной Европы XVII

Буржуазные революции в Голландии и Англии, абсолютиз во Франции. Противоборство католицизма и Реформации. Новая механистическая картина мира. «Большие стили» - барокко и классицизм. Реализм в искусстве XVII века как мировосприятие бюргерства. Главные художественные центры – Италия (Бернини, Караваджо), Испания (Веласкес), Фландрия (Рубенс, Ван Дейк), Франция (графика Калло, классицизм Пуссена), Голландии («малые голландцы». «Делфтская школа», Хальс, Рембрандт). Архитектура барокко Италии. Архитектура Франции. ансамбль Версаля (К. Перро). Образная система барокко и синтез искусств ансамбле по т.н. принципу субординации. Классицизм как антитеза барокко. Категории пространства и времени.

 

1.11. Культура и искусство Западной Европы XVIII – первой половины XIX века.

Рококо (Ватто, Фрагонар, Буше) Идеологи Просвещения (Дидро, Хогарт, Рейнольдс). Шарден, Грез. «Диалог» изобразительного искусства и театра. Архитектурные утопии (Каналетто, Гварди). Развитие портретного и пейзажного жанров (Гейнсборо, Рейнольдс). Новаторство Констебла. Тьеполо - график и художник монументально-декоративного искусства. Архитектура. Этапы развития, ведущие мастера и характерные строения классицизма. Ампир – стиль империи. Романтизм: разлад между идеалом и действительностью. Реализм - принцип жизненной правды, критика социальной действительности. Испанское искусство - Ф.Гойя. Французские художники «революционного» классицизма: Давид. Французский романтизм: Жерико, Делакруа. Неоклассицизм Энгра. Немецкий романтизм. Английский романтизм. Хогарт. Тернер. Прерафаэлиты. Французский реализм. Домье, Курбе, Милле.

1.12. Культура и искусство России XVIII века.

Этапы и последствия интеграции России в европейский художественный процесс. Искусство Петровской эпохи. Новый тип города, национальный варианта стиля барокко в архитектуре. «Государственный человек» петровского времени в живописном и скульптурном портрете. Ведущие мастера архитектуры барокко. Пригородные парковые ансамбли. Живописный портрет, его репрезентативность, связь с парсуной. Искусство крепостных художников. Расцвет просветительских идей в России 2-й пол. XVIII века, их отражение в системе жанров живописи. Академия Художеств и развитие русского искусства. Классицизм в русской архитектуре: мастера и памятники. Идеи гражданства и патриотизма в скульптуре 2-й пол. XVIII века.

1.13. Культура и искусство России первой половины и середины XIX века

Отечественная война 1812 года и рост национального самосознания. Развитие классицизма в архитектуре, скульптуре первой половине века. Ампир, ретроспективизм, мастера и памятники. Синтез архитектуры и скульптуры, Сентиментализм и романтизм в русской живописи. Декабризм и искусство. Два этапа русского романтизма: «героический» и «трагический». Романтический герой русского портрета. В. Тропинин, О. Кипренский. Образ народа как социального начала в живописи. Венецианов и его школа. Развитие исторических концепций в творчестве К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, А.А.Иванова. Развитие реализма .П. Федотов. Пейзажная живопись. С.Щедрин. Рисунки акварели русских мастеров . Книжная иллюстрация.

 

1.14. Культура и искусство России второй половиныXIX века

Русская архитектура 2-ой пол. XIX века. Ретроспективизм и эклектика. Демократизация искусства, обличительный характер искусства в конце 1850 – 60 – х гг. В. Перов.. «Бунт 14» и образование «Товарищества передвижных художественных выставок». Русская историческая живопись. Эпический и лирический пейзаж. Эклектика и стилизация в прикладном искусстве. Роль буржуазного заказчика. Наука о народном искусстве - высокому нравственно–эстетическому образцу. Капитализм в России рубежа XIX – XX веков. Общеевропейское начало и национальное в русской архитектуре эпохи модерн. Художественные объединения «Мир искусства», «Союз русских художников». Их роль. Сатирическая графика и книжная иллюстрация

 

1.15. Зарубежная культура и искусство второй половины XIX века

Особенности культуры Западной Европы 2-ой пол. XIX века. «Портрет» природы в творчестве мастеров барбизонской школы. Архитектурные стили и художественные тенденции XIX века. Ампир как выражение империи Наполеона, ведущие мастера и характерные строения. Перепланировка Парижа в середине века. Эклектика и историзм, романтическое и рациональное в архитектуре 2-ой пол. XIX века. Новые типов общественных сооружений с применением новых материалов и конструкций. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Усиление аналитического и субъективного начала, стремление к синтезу. Творческое и теоретическое наследие художников XIX века и их значение для формирования языка искусства XX века.

 

1.16. Зарубежная культура и искусство конца XIX – начала XX века

Тенденции культурного развития Европы на рубеже веков. Новое начало. в эстетике _(не от подражания природе, а от чувственной природы самого человека). Сартр, Ницше, К. Ясперс, З.Фрейд, К.Юнг, А.Бергсон. Возникновение «нефигуративного», абстрактного искусства. Человек в контексте новой культуры. Кризис искусства модерна. Конструктивизм и функциональность в архитектуре, прикладном искусстве. Авангардные направления в изобразительном искусстве фовизм (А. Дерен, А. Матисс), экспрессионизм (В. Кандинский, ; кубизм (Ж.Брак, П. Пикассо, футуризм (У. Боччони, Л. Руссоло). Национальная романтика и неоклассика (Р.Кент, А.,Майоль, Бурдель). «Живописный реализм» (А.Цорн, А. Марке).

 

1.17. Зарубежная культура и искусство 1914 – 1939 годов

XX век – креативно- личностного тип культуры Раскол мирового сообщества на несовместимые военно-политические системы. Влияние науки и техники на жизнь человечества. Отражение в картине мира конфликтности жизни человечества. Экзистенциализм доктрина развития пост-культуры. Художественность как природная сущность. Игровой принцип искусства. Индивидуализм как антитеза реалистическому объективизму. Архитектура XX века – пластическая метафора научно-технического прогресса. Урбанизация культуры. Массовость и элитарность. Градостроительство и архитектура. Ле Корбюзье. Направления модернизма: дадаизм М.Эрнст, М. Дюшан, сюрреализм С.Дали, абстракционизм В.Кандинский, реди–мейдс, М. Дюшан

1.18. Русская культура и искусство конца XIX - XX веков

Русская архитектура. Псевдорусский стиль. Русско-византийский стиль. Общеевропейское и национальное начало в русской архитектуре эпохи модерн. Неоклассицизм. Взаимодействие и борьба направлений, течений, стилей.. Социальный контекст развития отечественного реалистического искусства, Скульптура. Русский художественный авангард. Мамонтовский кружок. «Мир искусства», его роль в развитии русской живописи, графики, театрально - декорационного искусства. Символизм М.А.Врубеля, В.Э. Борисова–Мусатова, художников «Голубой розы». «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Кандинский и рождение абстрактного искусства. Футуризм, лучизм, всёчество. Казимир Малевич: заумь и алогизм. Супрематизм.

 

1.19. Советское искусство 1917- 1945 годов

Художественные процессы и противостояние «левых» художников (авангарда) и сторонников традиционного искусства. «Ленинский план монументальной пропаганды». Башня III Интернационала В.Татлина. Агитационно-масоовое искусство. Конструктивизм: лабораторный метод. Архитектура 1920 – годов.. Организация творческих союзов. Традиции реалистической живописи 19 века. Оформление станций метрополитена - истоки монументально- декоративного искусства СССР Советская классицистическая архитектура 1930 – 1950 – х годов - альтернатива авангарду Определение метода «социалистического реализма Успехи искусства 1930 – х годов в живописи, скульптуре, графике. Искусство военного времени.

 

1.20. Общие тенденции развития советского искусства 1945 – 1986 годов

Индустриальные методы строительства. Противоречие между типовыми проектами сборных жилых домов и старой «украшательской» архитектурой. Строительство «московских высоток». Положительное и отрицательное в практике строительства городской среды. Искусство первых послевоенных лет. Военно-патриотическая тема. «Суровый стиль» Развитие пейзажной, портретной живописи, жанра натюрморта. Творчество А. Пластова, П. Корины, Д., Д. Бисти. «Шестидесятники». Т.Салахов, Д. Жилинский, В.Попков. «Деревенская» тема у художников 1970 – 80гг. «Живописный реализм» Братья Ткачевых, В. Сидорова. Творчество ленинградских художников: Е. Моисеенко, А. Мыльникова. Развитие советской монументальной скульптуры

 

1.21. Основные стилевые направления в зарубежном искусстве после II мировой войны

Глобальный перелом в человеческом сознании. Модернизм( 40-70 гг.). – академизировавшийся авангард. Особенности модернизма - автономия искусства, акцент на художественной форме, абсолютизация визуальной презентации произведения как самодостаточного явления. Разрушение границ между жанрами и видами искусства и окружающей действительностью. Методы: парадоксы, абсурдные ходы, алогичные сочетания, приемы коллажа-монтажа. Формирование энвайронментальной (средовой) эстетики. Отказ от станковизма и эстетической сущности. Артефакты, арт-проекты. Поп – арт (1960-70) - эстетизация предметного мира, придание обыденному объекту художественных качеств. Э. Уорхол, Р. Раушенберг. Постмодернизм (80=е гг.).

 

1.22. Модерн: понятия и феномен.

Хронология 1887 – 1914. Протест против машинизации, с одной стороны, против эклектики и салонного искусства - с другой. Стремление «исцелить мир красотой». Истоки -: идеи Дж. Рёскина, У.Морриса («Ред Хауз»). Принцип художественного единства всех элементов предметно-пространственной среды Сецессион, ар-нуво, югендстиль, либерти Венский модерн. Россия. О.Шехтель. Особняк С.П. Рябушинского Москве «Флореальное» направление - мотивы: бутон, раковина, волна, растения с длинными стеблями, лилии, и пр. А. Гауди, Графический язык модерна: шрифт, афиши, плакаты, оформление книг, станковая графика. А. Муха., О. Бёрдсли, А. Тулуз – Лотрек, М.Врубель, В.Серов, И.Билибин, А.Бенуа, К. Сомов,

 

1.23. Поиски решения проблемы гармонизации искусства и техники в XVIII - XIX веках.

В Англии в сер. 18 века -- переход от мануфактурного к машинному производству. Архитектурный стиль в машиностроении. Производство технических изделий привело е точным расчетам и стандартизации, а это - к «обезличиванию» машин, что вызвало протест деятелей искусств и необходимость эстетизации техники. I Всемирная промышленная выставка 1851 года в Лондоне выявляет эклектику» машинных форм. Идеи Дж. Рёскинаи У. Морриса о возрождении традиций ручного труда. 1865 год – движение «Искусства и ремесла». Ажурные конструкции в Хрустальном дворце Дж. Пэкстона. Создание ремесленных центров в России (Талашкино, Абрамцево) - союз профессиональных художников и художников – прикладников. В модерне: художники выполняли функции проектировщиков - конструкция трансформируется ими под декоративную форму.

 

1.24. Баухауз, ВХУТЕМАС как первые школы дизайна

Баухауз (1919 г.) первая архитектурно-художественная школа В. Гропиус, И. Иттен, В. Кандинский и др. Баухауз в Дессау. Здание Баухауза. Берлинский период. Государственная поддержка течений Художественного авангарда в России. Супрематизм. Производственное искусство Конструктивизм - акцентирование внутренних структурных связей между абстрактными геометрическими элементами, выразительность сочетаний различных материалов. Реформа художественного образования в Советской России. 1920г. открыт ВХУТЕМАС крупное явление советского и мирового дизайна. Цели - сближение художественной материальной культуры с индустриальным производством. Архитектурный, текстильный, полиграфический деревообделочный, металлообрабатывающий и керамический факультеты.

 

1.25. Американский коммерческий дизайн до II мировой войны

Конец 1920 – х годов появление дизайна в США - обществе массового потребления. Реклама, витрины, упаковка – главное привлекательный , внешний вид изделия (автомобилей, стиральных машин, холодильников, радиоприемников). В США – на первом месте стоял рыночный фактор. Переоснащение производства Фордом. Стримлайн. «Модель А» обтекаемой формы.– «обтекаемый» автомобиль фирмы «Крайслер» (Кари Беер). Копировальная машина Лоуи. Привлечение дизайнеров вместо выпуска дешевых товаров. Норманн Бел Геддес. Новые материалы и технологии. Генри Дрейфус. Развитие дизайн-теории о связи человека и машины. Расширение штатов дизайн-бюро. Проекты Р. Лоуи о американском образе жизни. Ееро Сааринен и Чарльз Имз как представители «органического дизайна».

 

1.26. Роль и значение Всемирных художественных выставок

Первая всемирная промышленная выставка в Лондоне 1851 года. Хрустальный дворец Дж. Пакстона. Реализация нового архитектурного замысла – выставочного павильона. Дворец промышленности и башня Эйфеля на Всемирной выставке в Париже 1889 года Промышленные выставки 19 века в Лондоне, Нью–Йорке, Вене, Париже, Сиднее, Мельбурне. Демонстрация новейших технически достижений. Выявились недостатки эстетики форм, необходимость поиска иных эстетических принципов формообразования. Появление промышленной графики. Всероссийские промышленные выставки. Гиперболоидные секции Шухова, паровая машина И.И. Ползунова, модели изобретений И.П.Кулибина, радиоприемник А.С.Попова. Проект павильона К.Мельникова на Парижской выставке 1925 года.

 

1.27. Ажурные конструкции как одно из решений проблемы эстетизации техники

С 1851 г., когда в Хрустальном дворце Дж. Пакстон впервые использовал ажурные металлические конструкции берет начало особый принцип эстетизации техники. На Всемирная выставке в Париже 1889 года демонстрировалась Эйфелева башня. Всероссийская художественно- промышленная выставка в Нижнем Новгороде 1896 года. Гиперболоидные секции В. Шухова. Башня III Интернационала В.Татлина. Башни – это храмы новой «религии прогресса». Мосты – соединение двух пространств, двух берегов, двух миров – действительного, там где стоишь, и иного, там куда идешь. Арочные мосты Г.Эйфеля. Чугунный мост через реку Северн (Англия). 18 век. Мост в Сандерленде (США), 18 век. Знаменитые мосты России:инженер Г.Кривошеин, архитектор В.Алышков. Охтинский мост в Петербурге.

 

1.28. Национальные школы европейского дизайна

В Англии в 1944 г. открылся Британский Совет по дизайну. Г. Рассел. Франция Жак Вьено и проектное бюро «Текнэс». Роже Таллон. Подготовка дизайнеров. Филипп Старк. Итальянский дизайн. «Реальное» и концептуальное направление. Стиль «Оливетти». Арт-дизайн. Э. Соттсасс. М. Беллини. «Радость эксперимента»- особенность итальянского дизайна.Особенности органического дизайна в Скандинавии. Традиции и современность. Мебель Аалто. Датский стиль тикового дерева. Дизайнер А. Якобсен - «Шведская кухня». Дизайн ФРГ. Дизайн «хорошей формы». Педагогические принципы Высшей школы формообразования в Ульме. Томас Мальдонадо.. Стиль «Браун. «Радикальный дизайн» 1970-х гг. - реакция на «хороший дизайн». «Антидизайн». «Радикальный дизайн» Италии. Протест против потребительского дизайна. «Архизиум». Суперстудио. «Штрум». «Алхимия».

1.29. Японский дизайн

Первая ассоциация дизайнеров Японии (1952). Государственная поддержка дизайна.. Три направления в японском дизайне: «национальное», «интернациональное», «смешанное». Особенности направлений, проблемы. Дизайн бытового приборостроения. Фирма «Сони». Карманный радиоприемник. 1958 год – микротелевизор. Портативные телевизоры, радиоприемники, магнитофоны. Дизайн мебели. Кендзо Танги и его проекты. Дизайнерское бюро Тоегути. Разборная мебель для японцев и европейцев. Выявление особенностей материала. Концепция дизайна как средства гармонизации современной предметной среды. Миниатюризация техники.

1.30. Советский дизайн после Великой Отечественной войны

Дизайн в СССР в 1960-е гг. Активизация жилого строительства. Малогабаритные квартиры. Журнал «Декоративное искусство СССР» 1962 год создание ВНИИТЭ. Задачи: внедрение художественного конструирования, координация научно-исследовательской работы, методическое обеспечение конструкторских бюро, распространение отечественного и зарубежного опыта. 1964 год – журнал «Техническая эстетика». На первом плане «советского дизайна»: продукция машиностроения и удобство в эксплуатации, а не предметы быта и эстетические принципы. Дизайн-программа в промышленности и в городской среде. «Бумажный дизайн»; в 1920-–е гг, уникальный проект ориентировался на массовое производстве, в 1970-х гг. – на выставки. Сенежская студия. Союз дизайнеров СССР.

Литература к разделу

Основная

1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.-2-е изд. испр. и доп. - М.: Изобразительное искусство, 1985..

2. Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства.Т,3.-СПб.:ЛИТА,2000.

3. Вёрман К. История искусства всех времен и народов.Т.1: Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия.-М.:АСТ,2001.

4. Государственный Эрмитаж. Западноевропейское прикладное искусство 12-18 веков. - Л.: Аврора, 1974.

5. Иконников А.В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды. -М.: Советский художник,1985.-336 с.: ил. -(Искусство: проблемы, история, практика).

6. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Кн. 1:А-М Кн. 2.М-Я / Гл. ред. В.М.Полевой Ред. колл.: В.Ф.Маркузон, Д. В.Сарабьянов В.Д.Синюков. М.: Советская энциклопедия,1986.

7. Самин Д.К. Сто великих архитекторов.-М.: Вече, 2000.

Дополнительная

1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь / под ред. А. М. Кантора. – М., 1977. .

2. Антонова Е. В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии: опыт реконструкции мировосприятия. – М., 1984.

3. Абрамова З. А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. – М.-Л., 1966.

4. Араухо И. Архитектурная композиция. – М., 1982.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...