Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплименты, критика, конфликт.

Комплимент (или почему бы вам его не использовать?)

Комплимент в общении:

· Вызывает эффект внушения;

· Обеспечивает "заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании;

· Гарантирует образование положительных эмоций;

· Программирует расположенность к источнику положительных эмоций.

 

Правила и ошибки комплимента:

- комплимент “играет” лишь при соответствующем персонализированном обращении: либо “глаза в глаза”, либо с подчеркиванием группового вклада и повышения статуса человека;

- в комплименте проговаривается реально имеющееся ощущение от другого человека, найти в нем то, что в самом деле производит на вас впечатление;

- удачный комплимент обращается только на то, за что сам человек себя ценит или мог бы оценить. В противном случае он может быть воспринят как издевка или “подмазывание” (Вы сегодня особенно хорошо выглядите!” Да? Это после того, как я две недели проболела?);

- необходима логическая ясность для получающего той информации, которая содержится в комплименте; (“Ну ты вчера был на высоте!” - вместо ощущения “приятственности” у человека закономерно возникает вопрос: а по какому поводу? вдруг это тонкая ирония или ехидство?)

- информация, заложенная в вашем комплименте, выходит из ситуации или логики вашего взаимодействия с конкретным человеком (если не верите, то попробуйте сказать удачный комплимент, поймав человека на пороге туалета...)

- готовность к возможному манипулятивному уколу, который может быть обусловлен желанием человека вас испытать, его тревожностью, негативным опытом общения и т.д. (Странно, что этот костюм Вам нравиться, а я то думал выбросить это старье);

- невербальное подтверждение: жесты, мимика, прикосновения, “легкий энергетический вес”, организация пространства, позы и т.д.

- “закрывающие ходы”: чрезмерная эмоциональность, самопрезентация, нарушение групповых норм и ценностей похвалы (попробуйте-ка подробно расхваливать нос собеседника и не нарваться на грубость), неконтролирование времени контакта, игнорирование реакций собеседника и его настроя, “лобовая” информация по типу “оспасибливания”, чрезмерность единиц информации в похвале, организация интимного пространства, просьба после комплимента, комплимент относится не к личности человека, а к его “аксессуарам” (одежда, прическа).

Очень важно не переборщить, чтобы не вызывать у человека желания вернуть вам часть обрушившихся на него положительных эмоций. А то получится как в басне Крылова: “За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха? – за то, что хвалит он кукушку…”.

 

Критика – великий манипулятор.

Почему не любят критику? Потому что она подразумевает насильственное помещение человека в позицию «снизу». Поэтому важны два умения: во-первых, необходимо уметь высказать критику так, чтобы ее восприняли позитивно; во-вторых, нужно уметь выслушать критику и отреагировать на нее так, чтобы ее автору (и не только ему) “не было мучительно больно” за проявленную инициативу.

Итак, любое высказывание, призванное изменить привычное положение дел, может быть воспринято как критика.

Комментарий. Начальство критиковать, что львицу целовать: страху много, а удовольствия никакого.

Объект критики, как и ее манера должны быть тщательно обдуманы. Только конструктивная критика принесет пользу, но даже в этом случае многие люди болезненно переживают ее (причем, как критикуемые, так и критикующие). "Жало критики" должно быть нейтрализовано. Среди девяти способов изменить позицию человека, не нанося ему обиды и не возбуждая негодования, Дейл Карнеги указывал, в частности:

· обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме;

· прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках;

· задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания;

· дайте человеку спасти свое лицо;

· сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым

Правила конструктивной критики:

Необходима выраженная волевая составляющая (человеку должно быть ясно, что он должен теперь делать, и, главное, он должен захотеть это сделать);

Ситуация, в отношении которой высказывается критика, должна быть реальной, а не надуманной;

Язык критики должен быть понятным для критикуемого. Комментарий: “Папа, а почему откусанное яблоко становится коричневым?” – “В яблоке много железа, которое, вступая в реакцию с кислородом, окисляется, образуя ржавчину, становится коричневого цвета…” – “Папа, а с кем ты сейчас разговаривал?”.

Критика должна быть к месту. Крайним проявлением этого правила является негласный закон: “О покойнике либо хорошо, либо никак…”

И главное! Человек должен быть готов воспринимать вашу критику и адекватно реагировать на нее.

Вот четыре основные реакции на критику.

Принятие. Чтобы обеспечить принятие критики, нужно основываться на согласии.

Приемли критику, мой друг, без раздраженья. Тогда, клянусь, из дела будет прок - Найди в ней зерна здравого сужденья, Впитай в себя, - вот мой тебе урок /Хуан Мануэль/.

Если вы недовольны работой подотчетного вам человека, подход “Такова проблема и нам надо ее обсудить и разрешить” обеспечивает позитивную обратную связь и отклик. Только эмоционально устойчивые люди, зрелые и думающие о собственном будущем и будущем проекта и организации, более способны услышать и принять критику. Такие люди либо изменяют себя, либо ситуацию, за которую отвечают.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...