Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. БЛОК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Цели блока - через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помочь ему адаптироваться к новым жизненным условиям и различным ситуациям; ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает. Содержательно зона ближайшего развития эмоциональной сферы старшего дошкольника может включать в себя умения произвольной регуляции собственных эмоций и чувств, способность к их рефлексии, способность понимать эмоциональные состояния другого человека, умение адекватно выражать свое настроение и др.

Накапливая определенные моменты "проживания" и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок может создать свой "эмоциональный фонд", с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

В ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции. Это создает условия для формирования у них способности управлять

своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и "проживание" в игровой форме ситуаций, вызывающих негативные эмоции, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия в реальной жизни.

Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт "проживания" эмоциональных ситуаций.

ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ЭМОЦИЙ

Цель: познакомить детей с эмоциональным миром человека.

Детям рассказывают о том, что такое эмоции и зачем они нужны.

Вы можете представить человека, который никогда не смеется, не плачет, не сердится, не боится? Действительно, все люди в различные моменты своей жизни то радуются, то огорчаются, то боятся. Когда это происходит?

Радость, печаль, грусть, страх, удивление - все это разнообразные эмоции. С их помощью мы показываем свое отношение к тому, что с нами происходит, и наше лицо выражает либо скуку, либо удивление, либо страх... Значит, эмоции отражаются на наших лицах. При удивлении мы приподнимаем брови, когда испытываем радость, уголки наших губ приподнимаются и растягиваются в стороны и т.д.

Давайте подумаем, как еще люди выражают эмоции? Представьте, что вы смотрите цирковое представление, где фокусник демонстрирует разные чудеса. Вспомните, что вы испытывали, когда видели это впервые? Наверное, у вас было много разных эмоций: удивление, восхищение и, может быть, было немного страшно, а потом - очень весело. Оказывается, одно и тоже событие может вызвать сразу много эмоций и проявлять их можно с помощью выражения лица. Но когда нам становится интересно, что же происходит на арене цирка и как это у фокусника все получается, мы можем привстать со своего места или сказать что-нибудь, выражающее любопытство и восторг одновременно: "Ничего себе!", "Здорово!". Значит, свои эмоции можно выражать

еще и с помощью слов. И наконец, когда мы, восхищаясь артистом, хлопаем в ладоши, мы выражаем свои эмоции, свою радость и восхищение с помощью действия (т.е. в выразительных движениях своего тела).

Далее дети выполняют несколько заданий.

"Азбука настроений" [4; 39 - 43, 221 - 227], [7; 137 - 140].

Цель: знакомство с эмоциональным миром.

Материалы: пиктограммы - изображения разных эмоциональных состояний, наборы из шести карточек с изображением людей и животных с разным эмоциональным состоянием, вырезки из журналов - фотографии людей с разным настроением, ножницы.

A. Дети знакомятся с различными эмоциональными состояниями с помощью пиктограмм. Психолог просит детей поднять карточку, где персонаж удивлен, обижен, радуется, боится и т.д.

Б. Детям предлагается набор разрезанных фотографий, перемешанных между собой. Предлагается помочь людям найти и собрать их фотографии.

B. Дети разбиваются на пары. У каждого ребенка свой набор пиктограмм, отличающийся от того, что у партнера. Один ребенок выбирает пиктограмму и называет, что на ней изображено, другой - показывает пиктограмму с изображением эмоции, которая предшествовала появлению эмоционального состояния, изображенного на первой пиктограмме.

Таким образом можно моделировать различные ситуации.

"Мимическая гимнастика" [4; 40].

Детям предлагается выполнить ряд упражнений для мышц лица, продемонстрировав удивление (сморщить лоб, поднять брови), страх (расширить глаза, открыть рот, все тело напряжено), презрение (сжать губы, прищурить глаза) и т.п.

Этюды на выражение разных эмоций: "Лисенок боится", "Собака лает и хватает за пятки", "Гроза", "Момент отчаяния", "Ночные звуки", "Сочувствие" [14; 114 - 118].

В конце занятия психолог благодарит детей за работу: "Спасибо всем. На этом занятие завершается. До свидания".

ЗАНЯТИЕ 2. ПРИЯТНЫЕ ЭМОЦИИ [6; 45 - 47]

Цели: знакомство с чувством радости; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Материалы: пиктограмма "радость", фотографии веселых людей, бумага, цветные карандаши и краски.

Дети садятся в круг. Психолог поворачивается к тому, кто сидит справа от него, называет ребенка по имени и говорит, что он рад его видеть. Далее ребенок поворачивается к своему соседу справа и делает то же самое, и так до тех пор, пока все дети не поприветствуют своего соседа.

Детям показывают пиктограмму "радость". Как вы думаете, этот человечек грустный? А, может быть, он сердитый?.. Да, этот человечек радостный. Попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать?

• Упражнение "Солнечный зайчик".

Цель: снятие напряжения мышц лица.

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот - погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.

Хорошо! Мы подружились с Солнечным зайчиком. Теперь глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу.

• Этюд "Встреча с другом".

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое настроение, развитие выразительных движений.

В этюде можно использовать сказочных героев, придуманных детьми.

У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его друг. Как же они обрадовались друг другу!

Дети отрабатывают выразительные движения - плечи опущены, выражение печали на лице (грусть); объятия, улыбка, смех (радость).

Далее детям дают фотографии. (Цель: рефлексия чувств.)

Посмотрите на эти фотографии и выберите веселых, улыбающихся людей. Какое чувство они испытывают? Как вы догадались?

Поговорим о том, что такое радость для вас. Подумайте хорошенько и закончите предложение "Я радуюсь, когда..."

А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему "Радость". Возьмите листочки и карандаши или краски, и пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется.

Затем дети садятся в круг и рассказывают о том, что они нарисовали.

В заключение занятия проводится игра "Доброе животное".

Цель: развитие чувства единства.

Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад. И еще раз тук - шаг вперед, тук - шаг назад.

Спасибо всем. На этом занятие завершается. До свидания.

ЗАНЯТИЕ 3. Я РАДУЮСЬ, КОГДА…

Цель: закрепление и обобщение знаний о чувстве радости.

Материалы: пиктограмма "радость"; рисунки детей с предыдущего занятия; бумага, карандаши; коробка с конфетками.

Представьте себе, что вы превратились в легкий ветерок. Прошепчите свое имя так, как это сделал бы ветер... Молодцы! (Цель: создание атмосферы единства.)

На прошлом занятии мы с вами говорили о чувстве, которое называется радость. Вы говорили, что такое радость для вас, ваших родителей, друзей. Мы рисовали радость. Давайте посмотрим на рисунки. Как мы можем понять, что этот рисунок радости? Что нам

помогает? Обратите внимание на цвет, изображение главного героя, солнце, улыбки.

Детям предлагается игра "Радостная ромашка".

Цель: развитие эмпатии.

Материал: лист ватмана с нарисованной в центре пиктограммой радости, вокруг пиктограммы приклеены лепестки. На лепестках написано то, что говорили дети, когда заканчивали предложение "Я радуюсь, когда...".

Давайте вместе найдем место этой ромашке на стене, и пусть она напоминает вам о наших радостных занятиях.

Рисунки и "Ромашку" можно повесить в раздевалке или вестибюле группы и порадовать родителей.

А теперь посмотрите, что я вам принесла. (Детям показывают коробочку, закрытую крышкой. Надо потрясти коробочку, а дети пусть угадывают на слух, что в ней находится). Как вы думаете, что это может быть?

На самом деле это - конфетки. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле.

Огромное вам спасибо! На этом наше занятие заканчивается. До свидания.

ЗАНЯТИЕ 4. НЕПРИЯТНЫЕ ЭМОЦИИ [6; 58 - 67]

Цель: знакомство с чувством страха; изучение выражения эмоциональных состояний в мимике, снятие эмоционального напряжения.

Материалы: фотография ребенка, испытывающего страх; пиктограмма "страх"; свеча в безопасном подсвечнике.

Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала давайте посмотрим на нее. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например, "Женя, я рад тебя видеть!".

Дети рассматривают фотографию.

Как вы думаете, какое чувство испытывает этот ребенок?... Да, это чувство страха. Попытаемся изобразить его на своем лице, но для начала расслабим мышцы и поиграем в "Солнечного зайчика".

Теперь, когда наши мышцы расслабились, посмотрите на картинку и попробуйте изобразить страх.

А сейчас я расскажу вам историю "Как котенок потерялся".

Рассказ разбирается и проигрывается по ролям.

Наше занятие подходит к концу. Давайте встанем в круг и поиграем в "Доброе животное".

ЗАНЯТИЕ 5. Я БОЮСЬ, КОГДА ...

Цели: продолжение знакомства с чувством страха; поиск путей преодоления страха: развитие эмпатии, умения сопереживать другим.

Материалы: пиктограмма "страх", игра "Азбука настроений".

Перед началом занятий дети приветствуют друг друга (см. занятие 1).

Давайте вспомним, о каком чувстве мы говорили на прошлом занятии? Детям показывается пиктограмма "страх". Правильно, это чувство страха. А как вы догадались, что это страх?

Посмотрите, какие картинки я вам принесла. На занятии используется "Азбука настроения". На картинках - изображение животных, испытывающих страх. Детям предлагается выбрать какого-нибудь героя и рассказать, чего он боится, и что надо сделать, чтобы его страх пропал. (Цель: научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.)

А сейчас мы все вместе пожалеем, утешим героя. Только сделать это нужно без слов, с помощью прикосновений.

Кто хочет, чтобы его пожалели? А кто хочет пожалеть, поддержать кого-то сам? Игра проводится до тех пор, пока не примут участия все желающие.

А теперь в благодарность или просто потому, что этого хочется, можно попросить кого-то себя обнять или предложить кому-то свои объятия. Кто хочет это сделать?

Замечательно! На этом наше занятие заканчивается. До свидания.

ЗАНЯТИЕ 6. ПОБОРИ СВОЙ СТРАХ

Цель: научить детей узнавать чувство страха по его проявлениям, находить пути преодоления страха, выражать это чувство в рисунке; развитие умения справляться со страхом.

Материалы: бумага, карандаши; книга Н. Носова "Живая шляпа" или Л. Муур "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду".

Наше занятие мы начнем с приветствия (см. занятие 1).

Сейчас мы с вами поиграем в "Паровозик". Это не простой паровозик. Когда он едет, то не гудит, а, хлопая в ладоши, повторяет свое имя. Кто хочет быть паровозиком? Отлично! После того, как наш паровозик проедет целый круг, он выберет одного из вас себе на замену, а сам станет вагончиком и будет помогать новому паровозику повторять его имя. (Цель: настроить детей на работу в группе.)

Наш поезд останавливается на станции "Художественная". Все, кто прибывают на эту станцию, получают карандаши и чистый лист бумаги. Из вагончиков выходят не девочки и мальчики, а художницы и художники. Сегодня вы будете рисовать иллюстрации к "Книге страхов". Садитесь за столы и придумывайте свои картинки. (Цель: развитие умения справляться с чувством страха, находить конструктивный выход из ситуации, вызывающей страх.)

Когда все работы будут закончены, детям предлагают сесть в круг, показать и рассказать о том, что у них получилось. Когда первый ребенок закончит рассказ, психолог предлагает всем, в том числе и автору, придумать, что надо добавить в рисунок, чтобы страх пропал или стал менее страшным.

У вас замечательно получилось побороть страхи. Я тоже расскажу вам историю про страх и покажу иллюстрации, которые сделал художник, чтобы книга получилась красочной и интересной. Используются книги, предложенные в материалах к данному занятию, или другие детские книги с соответствующей темой.

Если останется время, можно инсценировать отрывки из этих произведений. Лучше использовать те сценки, где состояние страха выражено наиболее ярко. При желании можно перенести инсценировку на следующее занятие.

"Нарисуй и победи свой страх".

Материалы: бумага, краски, карандаши, ножницы.

До начала упражнения желательно поговорить с детьми на тему "Чего я боюсь; когда бывает страшно; было ли такое, кода ты сильно испугался". В тесном доверительном кругу психолог рассказывает о своих детских страхах: "Когда я был маленьким, как вы, то..." Затем задает вопрос: "А у вас было такое?", "А кто чего боится?". Каждый раз он просит поднять руку тех, у кого было похожее.

После беседы детям предлагается нарисовать то, что они боятся.

Когда дети изобразят свои страхи, надо еще раз провести беседу о страхах по рисункам.

Затем детей просят разрезать свои "страхи" на мелкие кусочки. Когда "страх" рассыплется на крошечные кусочки, психолог показывает детям, что теперь его собрать невозможно. Он предлагает завернуть все мелкие кусочки в большой лист бумаги и выбросить все это в мусорное ведро. Если позволяет обстановка, можно вместе с детьми сжечь мусор, а вместе с ним и "страхи".

Примечание. Желательно повторить упражнение через 1 - 2 недели и посмотреть, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция).

Кроме этого в работе с тревожностью и страхом можно использовать упражнения, целью которых является ознакомление детей с условиями достижения успеха. Например:

"Я справился".

Материал: для каждого ребенка потребуется по две пустых баночки; фишки (пуговицы, бусинки...).

Психолог предлагает детям разные ситуации, например: "Тебя дразнят", "У тебя что-то не получается", "Ты боишься не справиться с каким-то заданием". Желающие могут предложить свои способы действия, которые затем обсуждаются всеми. Если ребенку, предложившему

свой вариант, удалось, по мнению остальных, справиться с ситуацией, то он бросает фишку в баночку "Я справился", если нет - в баночку "Я не справился".

"Мусорное ведро".

Психолог пишет на листочках бумаги: "Мне плохо, когда...", "Мне жаль себя, если..." и пр. столько, сколько дети захотят. Затем эти мысли зачитываются и обсуждаются:

  • - Какие это мысли?
  • - Нужны ли они нам?
  • - Помогают ли эти мысли справляться с трудностями?
  • - Зачем же тогда их читать?
  • - Зачем же их хранить?

Психолог просит детей скомкать все листочки, порвать их со словами: "Эти мысли мешают, они нам не нужны!" и выбросить в мусорное ведро.

Наше занятие окончено. Всем спасибо! До свидания.

ЗАНЯТИЕ 7. УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ [7; 117 - 129]

Цель: формирование навыков управления своим эмоциональным состоянием.

Дети выполняют ряд упражнений на саморегуляцию и релаксацию.

"Возьми себя в руки".

Ребенку говорят: "Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека".

"Заряд бодрости".

Это упражнение лучше выполнять сидя на полу. Детям дается инструкция:

"Сядьте свободно. Вытяните вперед руки и приготовьте два пальчика: большой и указательный. Возьмитесь пальчиками за самые кончики ушей - один сверху, другой снизу уха. Помассируйте ушки, приговаривая: "Ушки, ушки слышат все!" 5 раз в одну сторону и 5 - в другую. А теперь опустите руки, встряхните ладошки. Приготовьте указательный палец, вытяните

руку и прислоните пальчик между бровей над носом. Помассируйте эту точку 10 раз круговыми движениями со словами: "Просыпайся, третий глаз!" Встряхните ладошки. Соберите пальцы руки в горсточку, найдите внизу шеи ямку, прикоснитесь с ней рукой со словами: "Я дышу, дышу, дышу!" помассируйте ямку 5 раз в одну сторону и 5 раз в другую. Молодцы!"

Предостережение! Взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения детьми точек.

"Дыши и думай красиво".

Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и выдохни. Теперь глубоко вздохни и скажи:

  • - - лев". Произнося "Я", делай вдох, "лев" - выдох.
  • - - птица". Вдох, выдох.
  • - - спокоен". Вдох, выдох.

"Путешествие на Голубую звезду".

Материалы: магнитофон, аудиокассета с записью медитативной музыки, коврики.

На нашей родной планете - Земле - живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас в космосе соседи? Сейчас помечтаем и мы.

Лягте удобно, закройте глаза... Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами... Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.

Вы - команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох - выдох (3 раза). Крепко-крепко сожмите в кулачки штурвалы и сильно надавите ступнями на педали... Держите крепко штурвалы... Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох - выдох. Почувствуйте, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает вас... Корабль взлетает... Нам становится легко... Сейчас важно ровно дышать: вдох - выдох (3 раза). Хорошо! Вы почти не чувствуете своего тела, оно легкое, невесомое... Вдох - выдох (2 раза).

Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель - Голубая Звезда.

И вот она уже близко, яркая, голубая... Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох и глубокий выдох (2 раза)... и плавно отпустим штурвалы и педали... Как плавно и мягко мы сели.

Выйдем из корабля... Перед нами океан, где нет воды... Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому планета и кажется голубой... В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть жители Голубой Звезды - Чистокрылышки... Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность... Они протягивают нам свои чистые крылышки... Мы тоже протягиваем им руки и... чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта.

Пора возвращаться на Землю... Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми.

Теперь поблагодарим наших новых друзей: Милые Чистокрылышки, дорогие соседи, мы рады встрече с вами, мы никогда не забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными.

Наше занятие окончено. Всем спасибо! До свидания.

Примечание. В этом блоке психологом дополнительно могут быть использованы следующие упражнения: "Мир без тебя", "Самый, самый", "Ласковое имя", "Я люблю тебя за то...", "Пирамида любви"[1; 91 - 96], "Игра с песком", "Отдых. Сон на берегу моря", "Лицо загорает"[14; 90 - 92].

III. БЛОК РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ

Цели блока - развитие воображения и творческого потенциала дошкольников; осознание собственных творческих возможностей; преодоление барьеров, препятствующих актуализации творческих ресурсов.

Существенным является развитие метафорического мышления ребенка. По своей психологической природе оно является основой воображения. Отличительная черта метафоры - широкие и свободные границы образного мышления. То, что в обычном сравнении обозначается точно, в метафоре оказывается подвижным, обращенным к воображению.

Известна склонность дошкольников к фантазированию в ситуации, когда требуется объяснить то или иное явление, с которым они еще недостаточно знакомы. Джанни Родари считал, что "фантастические гипотезы" имеют ведущее значение в развитии важных операций мышления: анализа, синтеза, прогнозирования. Они и составляют зону ближайшего развития мышления и воображения старшего дошкольника.

Дети любят экспериментировать и всегда что-то изобретают. Поощряя эти стремления, важно помнить, что главным результатом является новый опыт ребенка. Совсем не обязательно делать гениальные с точки зрения взрослых открытия. Для дошкольника новый опыт деятельности всегда исключительно значим. Поэтому для ребенка важно сделать первый шаг в открытии нового путем собственного ответа на поставленный (в том числе и самостоятельно) вопрос.

ЗАНЯТИЕ 1. ПОФАНТАЗИРУЕМ?

Цель: развитие воображения.

Детям предлагается выполнить ряд упражнений в игровой форме.

• "Кляксы".

Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.

В Волшебной Стране есть необычный город. Дракон Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо "оживить" эти капельки.

Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист.

Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже.

Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксах или в отдельных ее частях.

Упражнение "Составление рассказа с использованием, отдельных слов" [ 11; 96 - 97].

Материал: набор слов.

Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связанный рассказ, используя эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3 - 4, затем постепенно увеличивается до 7 - 10.

Упражнение можно проводить с ограничениями, например, придумать рассказ со словами, начинающимися только с буквы А или Б и т.д.

Игра "Цветные сказки".

Детям предлагается придумать, например, "розовую" или "зеленую" сказку. В качестве иллюстрации читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса "Желтая сказка".

Желтая сказка

Солнце, как яичный желток, висело над землей. А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, желтые.

Желтая пчела подлетела к цыпленку, стала приглашать его в свой желтый улей. Но цыпленку в улей никак не залезть: дырочка маленькая.

"Ладно, - подумал он, - вот желтые бабочки летают, полетаю с ними". Цыпленок подпрыгнул, но тут же вспомнил, то у него крыльев нет, полоски какие-то вместо крыльев. "Стану курицей, - мечтал он, - буду летать высоко".

А солнце сияло на небе, как желтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчелы летели от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой желтый улей. Он выглядел, как огромная желтая библиотека. Рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на желтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит желтый мед.

До самого горизонта желтели луга - это цвели желтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы как золотом сияли от пушистых нежно-желтых шапочек этих солнечных цветов.

Тут и сам я не удержался, взял да и повалился в одуванчики. Опылился весь, обсыпался желтой пыльцой.

Подошла желтая корова, подумала, что я одуванчик, да и съела меня, желтого. Так что писать дальше нет возможности.

Игра "Если бы..." [1; 95 - 97].

Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: "Если бы я стал невидимым" (для чего использовал бы это свойство?); "Если вдруг игрушки оживут и заговорят" (о чем они могут рассказать?). В качестве примера детям читается стихотворения Бориса Заходера "Песня игрушек".

Песня игрушек

Дети любят игрушки. Мы ребятам пронзаем
Так все говорят! Любую обиду...
Ну а разве игрушки Оттого-то, наверно,
Не любят ребят? Не все замечают,
Очень любят! Как игрушки страдают,
Души в них не чают! Тоскуют,
Жаль, Скучают...
Что это НЕ ВСЕ замечают! Оттого-то не знают
Мы молчим, мы не плачем, (И знать не хотят!),
Когда нас бросают - Как мы верно и преданно
Мы ведь знаем, Любим ребят!...
Что слезы Ах, не так нам обидно,
От беды не спасают... Когда нас ломают,
Не заметишь обиды Как обидно,
По нашему виду - Что нас не всегда понимают.

Игра "Изобретатели" [1; 109].

В основу этой игры положен метод фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств различных объектов на исходно выбранный предмет. Например, нужно придумать необычный стул. Детям предлагают назвать два-три слова, совершенно не имеющих никакого отношения к стулу, допустим, "кошка" и "книга", к которым необходимо подобрать по 3 - 5 качественных характеристик. Кошка - ласковая, пушистая, разноцветная; книга - интересная, приключенческая, толстая.

После этого приступают к основной части игры - придумыванию нового стула: все вышеперечисленные качества переносят на исходный предмет и выясняют: что это за стул? чем он интересен? где его можно использовать?

Наше занятие окончено. Всем спасибо! До свидания.

ЗАНЯТИЕ 2. ДУМАЙ, УЧИСЬ, РАЗВИВАЙСЯ

Цель: развитие основных мыслительных операций, прогностического, практического, дивергентного видов мышления.

Игра "На что похоже?" [1; 50 - 52].

Материал: на начальном этапе игры необходим образный материал - разнообразные предметы (сосновая шишка, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т.п.). В дальнейшем игра может проводиться только в словесном варианте, то есть без опоры на наглядность.

Детям предлагается ответить на вопрос: "На что похож тот или иной предмет? " и аргументировать свой ответ ("Почему?", "Чем?").

Игра может проводиться в форме соревнования. Командам ставится условие - кто назовет большее число вариантов ответа, тот побеждает.

• Игра "Что общего?"[1; 62 - 63].

Эта игра представляет собой логическое продолжение предыдущей.

Материал: реальные предметы или картинки.

Детям предъявляются (или называются) два объекта, между которыми нужно провести сравнение по нескольким признакам. Например, что общего между муравьем и автомобилем? Оба могут двигаться, переносить тяжелые предметы и т.п. Или что общего между самолетом и карандашом? Оба оставляют след (карандаш - на бумаге, самолет - на небе), оба сделаны руками человека, корпус самолета напоминает форму карандаша и т.д.

Синектическая вопросно-ответная игра "Волшебный башмачок" [10; 212 - 223].

В качестве синектических методов можно использовать обычную игру в мяч, эвристические беседы с поэтапным усложнением вопросно-ответной игры, мозговые атаки и элементы проблемно-модельного диалога. Детям предстоит "сделать изобретение". Оно должно быть не столько важным и полезным для взрослых, сколько состоять в простых и понятных всем примерах нового использования самых обычных вещей, например, ботинка, карандаша и т.п. "Изобретения" детей должны быть связаны с повседневной жизнью,

с предметами быта и разного рода приспособлениями, которые называют маленькими хитростями и полезными мелочами нашей жизни.

Вводя эту игру в процесс занятий, детям предварительно рассказывают историю: "В стародавние времена народных умельцев и мастеров благодарный люд уважительно называл розмыслами. Правда, красиво звучит, поэтично? Розмысел обязан был размыслить задачу со всех сторон, опираясь не только на весь накопленный опыт предшественников, но и на свой ум, смекалку, изобретательность, на мечту и фантазию.

Да, старые люди знали, что именно в практической деятельности мастеров каждая вещь всегда делалась немного по-новому, не совсем так, как раньше. В таком процессе небольшой переделки получалось что-то новое, что в одно прекрасное утро становилось самостоятельным открытием. Даже звездное небо изменила рука человека: сотни искусственных спутников Земли вертятся на орбитах".

Задания могут придумываться по ходу игры. Например, злой волшебник заморозил все дороги в Волшебной Стране, и чтобы ее жителям было удобно ходить, необходимо придумать волшебные башмачки, которые не скользят по льду.

• Игра "Ресурсный анализ"[1; 63 - 64].

Поиск нескольких "похожих" предметов осуществляется ребенком в словесной форме на основе выявления соответствия выполняемым функциям. Один и тот же предмет таит в себе множество ресурсов, использование которых будет зависеть от обстоятельств, где именно тот или иной потенциал сыграет решающую роль. Например, кирпич имеет следующие свойства: он твердый, коричневый, пористый, тяжелый. Значит, его можно использовать как строительный материал, вместо пресса, фильтра, им можно рисовать, его можно разделить на части. Но в то же время этими свойствами обладают и другие объекты: рисовать можно углем; фильтром может служить ткань, вата; делить можно яблоко, лист бумаги и пр.

Многочисленные ресурсы содержатся не только в предметном, но и в социальном мире. Поиск потенциала в любой жизненной ситуации не менее значим в жизни детей, чем ресурсный анализ. В этой игре участвуют

все мыслительные операции: дифференциация, анализ, синтез, понимание, узнавание, оценка, то есть происходит оптимальное развитие прогностического и операционального мышления.

Детям предлагаются разные ситуации, в которых необходимо выявить как можно больше ресурсов: "Маша пролила на пол варенье. Что ей теперь делать? Как поступить лучше всего?", "Ваня пошел гулять и заблудился. Что ему делать? Как найти дорогу домой?", "Аня разбила любимую мамину вазу? Как ей поступить?", "На занятиях в детском саду воспитатель ругает Катю за то, что она не слушала объяснений и неправильно выполнила задание. Что будет делать Катя? О чем она подумает?".

Наше занятие окончено. Всем спасибо! До свидания.

ЗАНЯТИЕ 3. ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ!

Цель: развитие творческого воображения.

Достижению этой цели способствуют не только индивидуальные, но и групповые формы работы детей на занятии.

• "Волшебные картинки".

Материал: картинки со схематическими или стилизованными изображениями.

Детям предлагается рассмотреть картинки и придумать названия для них. С каждым разом предъявляемые детям изображения все более абстрагируются, чем, собственно, и обеспечивается усложнение заданий. При этом дети могут не только давать названия рисункам, но и сами делать небольшие зарисовки и предлагать их партнерам по игре.

В программу по изодеятельности включаются и другие приемы: отражение своего настроения в цвете, изображение своих цветовых ощущений от прослушанной музыки, конструирование из газет и мокрой бумаги, нетрадиционные приемы живописи (пальцевая живопись, монотипия, рисунок поролоном и жесткой кистью).

Для развития воображения и умения передавать свои творческий замысел детям зачитываются характеристики необычных сказочных персонажей ("Рамбол",

"Велень", "Милея", "Звугр" и др.) и предлагается представить и изобразить их. На следующем занятии дети обыгрывают действия нарисованных героев, вырезают их, придумывают сюжетные сценки.

В рамках работы по обучению творческому рассказыванию дети учатся придумывать сказки по предложенному взрослым началу, изменять заимствованные из сказок ситуации, придумывать новое окончание сказке, сочинять сказки "наоборот".

Сочинение групповой сказки.

Начинать придумывать лучше всего с известной сказки, изменив ее конец. Постепенно для сказки добавляется по 3 - 4 дополнительных персонажа и так до тех пор, пока не будет задействован необходимый набор действующих лиц. Когда дети освоили придумывание сказок, можно приступать к сочинению вслепую. Это могут быть:

  • Сказки "наизнанку". Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет добрый, а Красная Шапочка - злая ("Красная шапочка"); Колобок будет сделан не из теста, а из смолы ("Колобок") и т.п.
  • Сказки "задом наперед". Рассказывание сказки начинается не с начала, а с конца. Это уже более сложная задача, но дети справляются с ней достаточно быстро. Первоначальное использование приема предполагает опору на картинки-иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.
  • Сказки "из собственного опыта". Детям предлагается пофантазировать на эту тему, используя "историю" своего сказочного героя.
  • Сказки со "сменой места действия". Сюжет знакомой сказки перемещается в другое врем

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...