Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этикет поведения в общественных местахОбщение происходит на улице, в транспорте, на предприятиях, обслуживающих население, в учреждениях культуры, искусства, отдыха и т.п. Большей частью это кратковременные, случайные контакты, которые анонимны и обезличены. Однако во всех этих местах мы можем встретить своих коллег, подчиненных, партнеров и тем более потребителей наших услуг. Подчас эти встречи не случайны, связаны с коллективными формами отдыха и проведения досуга и другими целями. Вели оказывается, что вежливый сотрудник позволяет себе в общественных местах ненормативные формы поведения, его имидж резко меняется. Туристские организации широко организуют экскурсии по городам, частично используют общественный транспорт, размещают туристов в гостиницах, организуют их питание в кафе н ресторанах, посещение музеев и библиотек. Все это требует соблюдения определенных этических норм1, принятых в стране пребывания, о которых необходимо специально оповестить. Однако существуют общие правила, которые помогают соблюдать эти-, кет почтя во всех непредвиденных ситуациях. Этикет поведения в общественных местах основывается на общей культуре взаимоотношений людей, компромиссе между различными субъектами общения, создании взаимоприемлемых условий взаимодействия. Поэтому основные правила этикета в общественных местах могут быть представлены в виде соотношения: «старшего - младшего». Преимущества в общении имеют: • люди старшего возраста перед более младшими; • женщина перед мужчинами; • Начальник перед подчиненными. . В общественных местах служебно-социальные признаки не имеют явного характера, контакты обезличены и диктуются автоматическими шаблонами поведения, вежливостью, доброжелательностью, ориентацией на ситуацию, пол и возраст встреченного человека, целесообразность поступков. Учитываются правила дорожного движения, внутренний распорядок, нормы и правила учреждения, которое посещают, система размещения в транспорте и т.д. Современный этикет отвергает при встречах в общественных местах требования личного характера, демонстрацию социального и профессионального статуса, бесконтрольного выражения эмоций. При посещении выставок, лекций, театров, кинотеатров, библиотек и т.д. основное правило - вести себя так, чтобы не мешать окружающим: , • входить в демонстрационный зал до начала показа; • проходить на свое место с разрешения вынужденных пропустить вас людей, повернувшись к сидящим лицом; • вставать и садиться, избегая шума; • не занимать оба подлокотника кресла; • во время представления, показа не делиться громко впечатлениями; • аплодировать после окончания номера, эпизода» сцены. На выступлении рок-певцов, гала-концертах допускается большая свобода для зрителей/Это могут быть аплодисменты во время исполнения, возгласы, вставание с мест и т.п. Такое поведение узаконено в этих ситуациях в основном для молодежи. '; • ^ При посещении учреждений культуры, имеющих гардеробы, В музеях не принято подходить слишком близко к экспонатам, дотрагиваться до них руками, заслонять от,окружающих. Экскурсовода следует слушать молча, задавать вопросы в паузах. Не стоит шумно выражать восторг, щеголять эрудицией; впечатлениями обмениваются тихо со своими спутниками. На вернисажах, презентациях ие приняты громкие замечания, если они не выражают одобрения. В том случае, когда художник, проводящий презентацию, знаком посетителю, рекомендуется подойти и поздравить его; но ни в коем случае не противопоставлять его творчество другим современникам. . Правила хорошего тона позволяют в наше время женщине Застолье Детально разработан этикет, связанный с организацией застолий. Он имеет значение для делового человека, так как в большинстве стран приняты совместные трапезы с сотрудниками, ларт-нерами и даже потребителями услуг, Часто застолье провидится на презентациях, юбилейных вечерах, по окончании переговоров, после защиты диссертации и т.д. Работники культуры, менеджеры, занятые обслуживанием досуга, выступают в роли их организаторов. Менеджеры по персоналу обычно участвуют в подготовке вечеров, если они проводятся с коллективом, за который они несут г ответственность. Поэтому знания в этой области являются для них достаточно важными. Этикет деловых приемов имеет свой длительный путь развития, подвержен изменениям и имеет ярко выраженный национальный характер. Одним из видов деловых приемов с застольем является так На официальных приемах соблюдаются правила, связанные с оказанием почестей определенным лицам, предоставлением лучших мест, за столом, оказанием различных знаков внимания. На пригласительной карточке указываете^ только должность Строго соблюдаются правила размещения гостей за столом. Рядом с прибором каждого, приглашенного указываются «го фамилия и инициалы. Самые почетные места находятся в середине стола, справа от хозяйки и хозяина приема, а также напротив них. Если на приеме присутствуют женщины, то их места желательно чередовать между двумя мужчинами. Женщины первые садятся за стол и первыми встают из-за стола. При рассаживании делегации возможно их размещение напротив друг друга. Переводчики могут сидеть между; гостями или . расположиться сзади них. Обслуживание за столом осуществляют официанты. Меню и порядок подачи блюд заранее согласу-, ются и также определяются правилами этикета. От официального приема отличаются приемы-банкеты, проходящие в более свободной и дружеской атмосфере. Они обычно организуются в ресторанах в форме фуршета, коктейля, банкет-чая, буфет*фуршет-горки. Фуршет дает возможность принять большое число гостей на Прием-коктейль в основном сходен о фуршетом, ио величина всех подаваемых изделий должна быть такой, чтобы их сразу можно было положить в рот. Напитки и закуски поступают на столы с появлением первого гостя и до тех пор, пока все не разойдутся. Гости свободно перемещаются, меняют собеседников и т.д. Банкет-чай обычно организует женщина; приглашаются также в основном дамы. Его продолжительность не более двух часов. Гости размещается на стульях, креслах, диванах около круглых или овальных столов. Предлагаются сладкие блюда, вина, горячие напитки. Чай разливает хозяйка из самовара, изделия Буфет-фуршетнгорка организуется для быстрого обслуживания делегации непосредственно на стадионах, в театрах и т.д. Деловой и служебный этикет Дедовой этикет - это правила поведения в сфере бизнеса и при Он распространён в любой области деятельности и не ограничивается рамками предпринимательства. Различные авторы включают в понятие делового этикета разные составляющие; некоторые делают упор на внешние признаки, другие основное внимание уделяют человеческим отношениям. С точки зрения авторов в основе делового этикета лежит удобство общения. Поскольку общение осуществляется в устных речевых формах, переписке, а также на невербальном уровне, все это - компоненты делового этикета. Речевой этикет Речевой этикет тесно связан с ораторским искусством, является его составной частью, имеющей определенную автономию. Не каждый человек может стать выдающимся оратором, но овладеть правилами деловой речи он, безусловно, может. Речевой этикет предполагает следование культурным нормам языка, умение использовать речевые правила приветствия, прощания, представления, способность четко формулировать свои мысли в форме суждений, правильное- применение риторических приемов. Контакты с собеседником строятся на приемах, рассмотренных авторами в главе об организации общения (внимание к собеседнику и та). В настоящей главе авторы попытались изложить общие правила речевого профессионального этикета. К ним, прежде всего относятся: * адресность речи. В отличие от публичных выступлений, ориентированных на широкую аудиторию, деловые сообщения функционируют в определенных коллективах и содержат деловую информацию, необходимую для осуществления какой-либо работы, Поэтому важно подчеркнуть, кому именно она предназначена. Это положение может быть реализовано за счет прямого указания «начальника подразделения» и т.д. или за счет содержания речи, где точно установлены рамки обязанностей каждого- В ряде случаев адресность может иметь более широкий характер, например; сообщение о поощрения инициативы работников должно приниматься всеми сотрудниками и, следовательно, содержать нонятную и нужную для всех; • насыщенность фактическими материалами. Публичный оратор старается не утомлять слушателей деталями; деловое сообщение, напротив, должно включать всю необходимую информацию. может подаваться в форме графиков, таблиц, диаграмм и наглядных средств, удобных для восприятия. На речевом : подчеркивается главное и указываются Каналы получения ьных сведений; • надо иметь в виду, что таблица и другие подобные формы оправданы, если они помогают слушателю орнентироваться в опросе, а не отвлекают от выступления; широкое применение научной терминологии. В непрофессиональной аудитории применение специальных терминов препятствует пониманию вопроса. Деловое сообщение строится на строго терминологической основе. Бели термин недостаточно однозначен и общепринят, это избавляет от ненужных споров и расплывчатости суждений, экономит рабочее время; • выделение главного, основополагающего. В сообщении присутствуют основные и второстепенные моменты, необходимо их четко выделить с помощью ораторских приемов, модуляцией голоса, запланированной паузой и т.д.; • минимизация «общих мест». Даже самая правильная идея, если1 она'общеизвестна для данной аудитории, рассредоточивает внимание, приводит к формальному восприятию. Пословица «Повторение - мать учения» в этих случаях неприменима. Если есть необходимость сослаться на общепринятые суждения, необходимо сделать это в оригинальной и яркой форме? • целенаправленный учет различных точек зрения на вопрос. • учет ситуации. Одни и те же идеи по-разному воспринимаются в неодинаковых ситуациях. В деловом общений необходимо дождаться подходящей ситуации или создать ее, и только после этого высказать важную для организации концепцию; • учет эмоционального настроя!'слушателей. Деловое сообщение обычно несет информацию, важную для. Профессиональной деятельности сотрудников, их престижа и перспектив* поэтому заранее известен характер его эмоционального восприятия. Содержание выступления не может быть полностью ориентировано на ожидание аудитории, зависит от объективных причин и в ряде случаев имеет стимулирующий, «подстегивающий» характер, но его рекомендуется смягчить определенными ораторскими приемами, лучшим из которых является юмор; .* подведение итогов. Публичный оратор может добиваться определенного эмоционального настроя аудитории, стремиться уйти от конкретных решений сложных проблем; в деловом сообщении такой подход недопустим. Необходимо подвести итоги выступления в тезисной, краткой, однозначной и запоминающейся форме; • обратная связь с аудиторией. Любое деловое сообщение окажется бесполезным, если не будет правильно понято; рекомендуется ответить на все возникшие вопросы и, выслушивая других выступающих, убедиться, что они разобрались в проблеме. Содержание делового сообщения может быть сведено к определенным тезисам. В научном этикете есть специальная рекомендация концептуализации содержания работ в форме тезисов, которые представляются полезными для делового человека. Приведем некоторые из них: • тезис или тезисы - это результат, содержание концепции, выраженные в слове; • тезис должен быть таким, .чтобы о нем нельзя было сказать иначе, чем сказано; , • каждый тезис должен быть понятен не только автору; • не надо сразу положительно воспринимать тезис, но следует согласиться с необходимостью и возможностью его обсуждения; • каждый тезис должен быть настолько лаконичным» чтобы быть сразу воспринятым; » • в тезисах не должно быть лишнего, недосказанного, расплывчатого толкования. Телефонные переговоры Специфические требования предъявляются к такому виду уст-' ной коммуникации, как телефонные переговоры. Их можно свести к следующим простым правилам: • разговор должен быть кратким; . • отвечающий также называет свою фамилию « должность; • если лицо, которому звонят, отсутствует, ему можно оставить сообщение через посредника или на автоответчике; • в том случае, когда человек звонит в учреждение, но не знает, к какому должностному лицу ему нужно обратиться, его об этом информируют или соединяют с этим лицом; » если автоответчик является формой телефонных переговоров, на нем должны быть записаны сведения о том, что информация будет принята, передана в соответствующую инстанцию и на нее поступит ответ в такой-то срок. Необходимо также попросить звонящего назвать свою фамилию, инициалы, должность и адрес, по которому желательно направить ответ; • запись на автоответчике об отсутствии адресата должна быть сделана в вежливой форме и констатировать правильность набора номера; • желательно, чтобы разговор закапчивал позвонивший; • если разговор прерывается по техническим причинам, перезванивает инициатор звонка; . * в случае,- когда трубку не берут сразу, не рекомендуется быть слишком настойчивым; • сообщения, которые передаются из вышестоящих организаций, могут иметь официальный характер телефонограмм; они должны • для, официальных разговоров используются контактные телефоны; личные переговоры желательно вести с других аппаратов, номер которых знает ограниченньй круг лиц; • телефонные контакты с правительственными учреждениями могут осуществляться по специальным линиям связи; которыми пользуются только определенные должностные лица, использование этих каналов в их отсутствие недопустимо; • использование аппаратов с определителем Номера в учреждениях не соответствует нормам этикета; • номера сотовой связи могут использоваться только с согласия их владельцев. В крайнем случае контакт устанавливается только через уполномоченного посредника; • если телефонные переговоры фиксируются, об этом должны быть оповещены обе стороны (или все участники многоканальной связи) и дать на это согласие * при использовании многоканальной связи каждый абонент должен знать о составе ее участников; • непозволительно использовать мобильные телефоны в ходе совещаний, собраний, в театре и т.д. , В мировой практике соглашение по телефону приравнивается, с этической точки зрения, к письменному договору. Этикет делового общения требует максимального удобства для всех его участников. Некоторые его формы жестко формализуются; так, любая деловая встреча не знакомых ранее партнеров после приветствия и рукопожатия предполагает обмен визитными карточками. Это упрощает дальнейшие контакты. Этика обшения в Интернете
В настоящее время начинают складываться нормы делового, общения в Интернете, который становится одним из ведущих каналов служебного взаимодействия между организациями. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что сайты делового общения значительно отличаются от досуговых и других информационных страниц Интернета, где принят жаргонный язык. Деловые сайты требуют прежде всего правильного указания Сегодня в Интернет передается большое количество резюме от людей, которые ищут работу, и он становится важным каналом поиска рабочей силы, а также обмена опытом и результатами научной деятельности, средством дистанционного обучения и т.д. Поэтому соблюдение определенных правил его'использования приобретает все большее значение. 12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |