Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кафедра «Финансовый менеджмент»

Набережночелнинский филиал

Экономический факультет

Кафедра «Финансовый менеджмент»

Григорян К.А.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Корпоративное управление

Экономика»

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

Заочная

Набережные Челны – 2014


УДК 658.11:338.24 (075.8)

ББК 65.292 - 21я.73

Г83

Печатается по решению Секции экономических дисциплин

Учебно-методического совета

Института экономики, управления и права (г. Казань)

Григорян К.А.

Г83 Корпоративное управление: конспект лекций/ Григорян К.А.– Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – 50 с.

Обсужден и одобрен на заседании кафедры «Финансовый менеджмент».

Конспект лекций предназначен для магистрантов по направлению 080100.68 «Экономика», аспирантов и преподавателей экономических вузов, руководителей предприятий всех форм собственности и других практических работников, специализирующихся в области управления финансами.

 

 

УДК 658.11:338.24 (075.8)

ББК 65.292 - 21я.73

© Григорян К.А., 2014

© Институт экономики, управления

и права (г. Казань), 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

Лекция 1. История возникновения корпоративных отношений.Содержание основных понятий корпоративного управления ……………………………..6

Лекция 2. Виды корпораций и их классификация. Участники корпоративных отношений……………………………………………………………….………13

Лекция 3. Механизмы корпоративного управления. Модели корпоративного управления ………………………………………………………………………16

Лекция 4. Типы корпоративного управления и их характеристики. Корпоративные отношения.…………………………………………………….33

Лекция 5. Корпоративное право в системе корпоративного управления. Оценка эффективности корпоративного управления………………………..37

Лекция 6. Корпоративные конфликты в системе корпоративного управления. Развитие корпоративного управления в России……………………………… 40

Заключение……………………………………………………………………….48

Библиографический список……………………………………………………..49


 

Введение

Корпоративная форма организации предпринимательской деятельности имеет широкое распространение в большинстве стран с рыночной экономикой, в том числе и в нашей стране. В связи с этим меняются подходы к управлению социально-экономическими процессами развития субъекта хозяйствования. Необходимым условием обеспечения эффективности функционирования корпораций является наличие развитой системы корпоративного управления, обеспечивающей баланс экономических интересов всех её участников.

Задачи дисциплины:

– рассмотреть теоретические основы корпоративного управления;

– раскрыть особенности корпоративного законодательства;

– рассмотреть особенности различных моделей корпоративного управления;

– рассмотреть наиболее важные правовые аспекты корпоративного управления в ООО, ЗАО, ООО;

– ознакомить студентов с основными направлениями эволюции теоретического понимания корпоративного управления;

– рассмотреть наиболее важные аспекты в деятельности центрального института корпоративного управления – Совета директоров.

Представленный курс лекций направлен на формирование следующих компетенций:

ПК – 9:

– знание основных информационных технологий, основные методы и программные средства обработки информации

– умение работать с универсальными пакетами прикладных программ для решения управленческих задач,

– умениеиспользовать для организации, хранения, поиска и обработки информации системы управления базами данных,

– владение методами автоматизации информационных процессов в управлении, технологиями систем поддержки принятия решений.

ПК - 11:

– знание основных принципов и методов планирования, плановые показатели и типовые документы и формы по бюджетированию;

– умение принимать решения при оценке эффективности бизнес-планов; выбирать из множества стратегий, оптимальную стратегию;

– владение методами расчёта плановых показателей, методами управления операционной деятельностью организации методами оценки эффективности оперативных планов–графиков производства.

ПК - 12:

– знание инструментов формулирования стратегии, методы анализа внешней и внутренней среды организации, теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации;

– умение формулировать стратегии организации, анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации;

– владение инструментами формулирования стратегии, методами анализа внешней и внутренней среды организации.

Лекция 1. История возникновения корпоративных отношений. Содержание основных понятий корпоративного управления

Суть корпоративного управления заключается в том, чтобы дать акционерам возможность эффектного контроля и мониторинга деятельности менеджмента и тем самым способствовать увеличению капитализации компании. Акционеры хотят четко знать, какую именно ответственность перед ними несут высшие должностные лица компании за достигнутые результаты. Инвесторы хотят понимать, будет ли у них реальная возможность влиять на принятие важных решений.

Проблема корпоративного управления возникла с появлением крупных корпораций на рубеже XIX-XX вв., когда стал происходить процесс разделения права собственности и управления этой собственностью. До этого рокфеллеры и морганы были полновластными хозяевами предприятий и держали в своих руках как исполнительные, так и контрольные функции.

В начале 30-х годов собственники стали расширять сферы своей деятельности, и им пришлось передавать исполнительные функции другим лицам. Наемным исполнителям высшего звена доверили право принятия решений не только по текущим, но и по стратегическим вопросам. Как только это произошло, стал очевиден конфликт интересов управленцев и акционеров. Акционерам был нужен рост капитализации, а топ-менеджерам – солидный статус, высокая зарплата и бонусы. История корпоративного управления – история противостояния интересов этих основных сторон.

Корпорации в древнем мире

Существует несколько точек зрения по вопросу о том, когда появились первые корпорации.

Согласно одной из них, наиболее распространенной, корпорации возникли сравнительно недавно, в XIV–XVII вв., и причиной тому явились экономические перемены: развитие торговли, морского дела и др.

Сторонники другой точки зрения утверждают, что истоки развития корпораций надо искать в Древнем Риме: граждане, сумевшие создать государственный строй, примирившийся с индивидуальной свободой, должны были быть способны к созданию ассоциаций. В частности, в подтверждение данного мнения указывается, что источником возникновения компаний являлась система правительственных займов в связи с отдачей сбора косвенных налогов на откуп товариществам с определенной внутренней организацией.

Возможно, корпорации первоначально зародились в Греции, а затем в силу преемственности – в Риме. Ведь в Греции было достаточно хорошо развито морское сообщение, и греки в своей колонизаторской политике, вероятно, уже обращались к этой форме коллективного сотрудничества. Точных данных история не дает.

Однако скорее всего компании появились в Риме. По мере распространения римского господства на всю Италию и на Восток стали быстро перекраиваться старые патриархальные отношения, при которых римский гражданин вместе со своими рабами обрабатывал поле. В руках отдельных римлян сосредоточились относительно большие богатства и большие объемы торгового оборота. Но эти богатства наживались в значительной мере благодаря духу предпринимательской инициативы, охватившему все общество

Корпорации в средние века

В древнем мире корпорации существовали в зачаточном состоянии и решающего влияния на ход экономического развития не оказывали. Поэтому вновь встает вопрос, где же получили они свое начало и развитие.

Общепризнанным считается мнение, что истоком корпораций являются торговые гильдии, которые возникали для организации совместных путешествий в отдельные страны с торговыми целями. Такие путешествия были сопряжены с серьезными опасностями: неблагоустроенные пути сообщения, беззащитность перед силами природы, нападениями пиратов, плохие условия быта и др.

Создание корпораций в Англии

Казалось бы, давно признано, что голландские компании являются старейшими. Однако не все с этим согласны. Например, А. И. Каминка утверждает, что такое мнение сложилось потому, что голландские компании были столь яркими, что обратили на себя внимание всей Европы. Даже дальнейшее развитие английской Ост-Индской компании происходило под влиянием ее голландской соперницы.

Возникновение первой компании в Англии относится к XV в. В 1496 г. Генрих VII дает разрешение на торговлю со всеми странами, которые будут открыты на северо-востоке, по пути в Индию. С этой целью создается компания, инициатором которой становится Кабот. На первых порах ему способствовал успех, но затем дело расстроилось вследствие недостатка в средствах.

Спустя 30 лет Кабот вновь организует товарищество для снаряжения экспедиции с целью отыскать северный путь в Индию.

Называлась эта компания «Торговцы – искатели приключений для открытия регионов, владений, островов и неизвестных мест». Первая ее экспедиция из трех кораблей направилась в Архангельск, а далее в Москву, к Ивану Грозному. Из Москвы удалось вернуться с товарами и торговым соглашением, после чего компания стала называться Русской (1566 г.). Ее агенты спускались на кораблях по Волге до Каспийского моря.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном курсе лекций были представлены теоретические, методические и практические аспекты по изучению курса «Корпоративное управление».

Цель курса состоит в рассмотрении теоретических основ корпоративного управления. Изучение данной дисциплины позволит студентам получить и развить навыки анализа и диагностики проблем корпоративного управления, современных методов решения проблем корпоративного управления, а также ознакомиться с современной спецификой корпоративного управления в отечественных и зарубежных организациях.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

По окончании изучения курса студент должен:

– иметь целостную систему знаний, ориентированных на комплексное представление о функционировании корпорации в современных условиях;

– иметь практические навыки по формированию административно-экономического механизма управления корпорацией;

– уметь конструировать модели управления корпорацией с учетом требований соблюдения баланса интересов её участников;

- знать подходы и способы оценки эффективности системы корпоративного управления.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.Веснин, В.Р. Корпоративное управление [Электронный ресурс] : учебник / В.Р. Веснин, В.В. Кафидов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с. – Режим доступа: http://znanium.com

2.Распопов, В.М. Корпоративное управление [Электронный ресурс]: учебник / В.М. Распопов, В.В. Распопов. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с. – Режим доступа: http://znanium.com

3.Бочарова, И. Ю.Корпоративное управление : учебник / И. Ю. Бочарова. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 368с.

4.Веснин, В.Р. Корпоративное управление [Электронный ресурс] : учебник / В.Р. Веснин, В.В. Кафидов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 с. – Режим доступа: http://znanium.com

5. Бочарова, И.Ю. Корпоративное управление [Электронный ресурс] : учебник / И.Ю. Бочарова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с. – Режим доступа: http://znanium.com

6. Орехов, С. А. Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. А. Орехов, В. А. Селезнев, Н. В. Тихомирова; под общ. ред. д.э.н., проф. С. А. Орехова. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 440 с. – Режим доступа: http://znanium.com

7. Барыкин, С.Е. Логистическая система управления финансами корпоративных структур [Электронный ресурс] / С.Е. Барыкин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 173 с. – Режим доступа: http://znanium.com

8. Экологически ответственный бизнес [Электронный ресурс] : учеб.пособие / А. М. Матягина, Е. В. Смирнова. – М. : Форум, 2012. – 192 с.– Режим доступа : http://znanium.com

9.Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость [Электронный ресурс] : учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 416 с. – Режим доступа: http://znanium.com

10. Климовец, О.В. ТНК России [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О.В. Климовец. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 380 с. – Режим доступа : http://znanium.com

Интернет-ресурсы

1. http://elitclub.ru/mpku/ - элитарный клуб корпоративного поведения

2. http://www.inkorp.ru – институт корпоративного развития

3. http://www.nccg.ru – национальный совет по корпоративному управлению

4. http://www.cgchse.ru – центр корпоративного управления

5. http://www.fipd.ru/ - институт профессиональных директоров

6. http://www.nand.ru/ - ассоциация независимых директоров

 

Для заметок

_________________________________________

 

 


 

 

Подписано в печать Формат 60´90 1/16

Гарнитура Times New Roman Cyr, 14. Усл. печ. л. – 3,16.

Тираж 30экз.

 

Типография «Познание» ИЭУП

Лицензия № 172 от 12.09.96 г.

420108, г. Казань, ул. Зайцева, д. 17

Набережночелнинский филиал

Экономический факультет

Кафедра «Финансовый менеджмент»

Григорян К.А.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Корпоративное управление

Экономика»

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...