Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кафедра «Финансовый менеджмент»Набережночелнинский филиал Экономический факультет Кафедра «Финансовый менеджмент» Григорян К.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Корпоративное управление Экономика» Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения Заочная Набережные Челны – 2014 УДК 658.11:338.24 (075.8) ББК 65.292 - 21я.73 Г83 Печатается по решению Секции экономических дисциплин Учебно-методического совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Григорян К.А. Г83 Корпоративное управление: конспект лекций/ Григорян К.А.– Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – 50 с. Обсужден и одобрен на заседании кафедры «Финансовый менеджмент». Конспект лекций предназначен для магистрантов по направлению 080100.68 «Экономика», аспирантов и преподавателей экономических вузов, руководителей предприятий всех форм собственности и других практических работников, специализирующихся в области управления финансами.
УДК 658.11:338.24 (075.8) ББК 65.292 - 21я.73 © Григорян К.А., 2014 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2014 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………..4 Лекция 1. История возникновения корпоративных отношений.Содержание основных понятий корпоративного управления ……………………………..6 Лекция 2. Виды корпораций и их классификация. Участники корпоративных отношений……………………………………………………………….………13 Лекция 3. Механизмы корпоративного управления. Модели корпоративного управления ………………………………………………………………………16 Лекция 4. Типы корпоративного управления и их характеристики. Корпоративные отношения.…………………………………………………….33 Лекция 5. Корпоративное право в системе корпоративного управления. Оценка эффективности корпоративного управления………………………..37 Лекция 6. Корпоративные конфликты в системе корпоративного управления. Развитие корпоративного управления в России……………………………… 40 Заключение……………………………………………………………………….48 Библиографический список……………………………………………………..49
Введение Корпоративная форма организации предпринимательской деятельности имеет широкое распространение в большинстве стран с рыночной экономикой, в том числе и в нашей стране. В связи с этим меняются подходы к управлению социально-экономическими процессами развития субъекта хозяйствования. Необходимым условием обеспечения эффективности функционирования корпораций является наличие развитой системы корпоративного управления, обеспечивающей баланс экономических интересов всех её участников. Задачи дисциплины: – рассмотреть теоретические основы корпоративного управления; – раскрыть особенности корпоративного законодательства; – рассмотреть особенности различных моделей корпоративного управления; – рассмотреть наиболее важные правовые аспекты корпоративного управления в ООО, ЗАО, ООО; – ознакомить студентов с основными направлениями эволюции теоретического понимания корпоративного управления; – рассмотреть наиболее важные аспекты в деятельности центрального института корпоративного управления – Совета директоров. Представленный курс лекций направлен на формирование следующих компетенций: ПК – 9: – знание основных информационных технологий, основные методы и программные средства обработки информации – умение работать с универсальными пакетами прикладных программ для решения управленческих задач, – умениеиспользовать для организации, хранения, поиска и обработки информации системы управления базами данных, – владение методами автоматизации информационных процессов в управлении, технологиями систем поддержки принятия решений. ПК - 11: – знание основных принципов и методов планирования, плановые показатели и типовые документы и формы по бюджетированию; – умение принимать решения при оценке эффективности бизнес-планов; выбирать из множества стратегий, оптимальную стратегию; – владение методами расчёта плановых показателей, методами управления операционной деятельностью организации методами оценки эффективности оперативных планов–графиков производства. ПК - 12: – знание инструментов формулирования стратегии, методы анализа внешней и внутренней среды организации, теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации; – умение формулировать стратегии организации, анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации; – владение инструментами формулирования стратегии, методами анализа внешней и внутренней среды организации. Лекция 1. История возникновения корпоративных отношений. Содержание основных понятий корпоративного управления Суть корпоративного управления заключается в том, чтобы дать акционерам возможность эффектного контроля и мониторинга деятельности менеджмента и тем самым способствовать увеличению капитализации компании. Акционеры хотят четко знать, какую именно ответственность перед ними несут высшие должностные лица компании за достигнутые результаты. Инвесторы хотят понимать, будет ли у них реальная возможность влиять на принятие важных решений. Проблема корпоративного управления возникла с появлением крупных корпораций на рубеже XIX-XX вв., когда стал происходить процесс разделения права собственности и управления этой собственностью. До этого рокфеллеры и морганы были полновластными хозяевами предприятий и держали в своих руках как исполнительные, так и контрольные функции. В начале 30-х годов собственники стали расширять сферы своей деятельности, и им пришлось передавать исполнительные функции другим лицам. Наемным исполнителям высшего звена доверили право принятия решений не только по текущим, но и по стратегическим вопросам. Как только это произошло, стал очевиден конфликт интересов управленцев и акционеров. Акционерам был нужен рост капитализации, а топ-менеджерам – солидный статус, высокая зарплата и бонусы. История корпоративного управления – история противостояния интересов этих основных сторон. Корпорации в древнем мире Существует несколько точек зрения по вопросу о том, когда появились первые корпорации. Согласно одной из них, наиболее распространенной, корпорации возникли сравнительно недавно, в XIV–XVII вв., и причиной тому явились экономические перемены: развитие торговли, морского дела и др. Сторонники другой точки зрения утверждают, что истоки развития корпораций надо искать в Древнем Риме: граждане, сумевшие создать государственный строй, примирившийся с индивидуальной свободой, должны были быть способны к созданию ассоциаций. В частности, в подтверждение данного мнения указывается, что источником возникновения компаний являлась система правительственных займов в связи с отдачей сбора косвенных налогов на откуп товариществам с определенной внутренней организацией. Возможно, корпорации первоначально зародились в Греции, а затем в силу преемственности – в Риме. Ведь в Греции было достаточно хорошо развито морское сообщение, и греки в своей колонизаторской политике, вероятно, уже обращались к этой форме коллективного сотрудничества. Точных данных история не дает. Однако скорее всего компании появились в Риме. По мере распространения римского господства на всю Италию и на Восток стали быстро перекраиваться старые патриархальные отношения, при которых римский гражданин вместе со своими рабами обрабатывал поле. В руках отдельных римлян сосредоточились относительно большие богатства и большие объемы торгового оборота. Но эти богатства наживались в значительной мере благодаря духу предпринимательской инициативы, охватившему все общество Корпорации в средние века В древнем мире корпорации существовали в зачаточном состоянии и решающего влияния на ход экономического развития не оказывали. Поэтому вновь встает вопрос, где же получили они свое начало и развитие. Общепризнанным считается мнение, что истоком корпораций являются торговые гильдии, которые возникали для организации совместных путешествий в отдельные страны с торговыми целями. Такие путешествия были сопряжены с серьезными опасностями: неблагоустроенные пути сообщения, беззащитность перед силами природы, нападениями пиратов, плохие условия быта и др. Создание корпораций в Англии Казалось бы, давно признано, что голландские компании являются старейшими. Однако не все с этим согласны. Например, А. И. Каминка утверждает, что такое мнение сложилось потому, что голландские компании были столь яркими, что обратили на себя внимание всей Европы. Даже дальнейшее развитие английской Ост-Индской компании происходило под влиянием ее голландской соперницы. Возникновение первой компании в Англии относится к XV в. В 1496 г. Генрих VII дает разрешение на торговлю со всеми странами, которые будут открыты на северо-востоке, по пути в Индию. С этой целью создается компания, инициатором которой становится Кабот. На первых порах ему способствовал успех, но затем дело расстроилось вследствие недостатка в средствах. Спустя 30 лет Кабот вновь организует товарищество для снаряжения экспедиции с целью отыскать северный путь в Индию. Называлась эта компания «Торговцы – искатели приключений для открытия регионов, владений, островов и неизвестных мест». Первая ее экспедиция из трех кораблей направилась в Архангельск, а далее в Москву, к Ивану Грозному. Из Москвы удалось вернуться с товарами и торговым соглашением, после чего компания стала называться Русской (1566 г.). Ее агенты спускались на кораблях по Волге до Каспийского моря. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данном курсе лекций были представлены теоретические, методические и практические аспекты по изучению курса «Корпоративное управление». Цель курса состоит в рассмотрении теоретических основ корпоративного управления. Изучение данной дисциплины позволит студентам получить и развить навыки анализа и диагностики проблем корпоративного управления, современных методов решения проблем корпоративного управления, а также ознакомиться с современной спецификой корпоративного управления в отечественных и зарубежных организациях. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: По окончании изучения курса студент должен: – иметь целостную систему знаний, ориентированных на комплексное представление о функционировании корпорации в современных условиях; – иметь практические навыки по формированию административно-экономического механизма управления корпорацией; – уметь конструировать модели управления корпорацией с учетом требований соблюдения баланса интересов её участников; - знать подходы и способы оценки эффективности системы корпоративного управления.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Веснин, В.Р. Корпоративное управление [Электронный ресурс] : учебник / В.Р. Веснин, В.В. Кафидов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с. – Режим доступа: http://znanium.com 2.Распопов, В.М. Корпоративное управление [Электронный ресурс]: учебник / В.М. Распопов, В.В. Распопов. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с. – Режим доступа: http://znanium.com 3.Бочарова, И. Ю.Корпоративное управление : учебник / И. Ю. Бочарова. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 368с. 4.Веснин, В.Р. Корпоративное управление [Электронный ресурс] : учебник / В.Р. Веснин, В.В. Кафидов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 с. – Режим доступа: http://znanium.com 5. Бочарова, И.Ю. Корпоративное управление [Электронный ресурс] : учебник / И.Ю. Бочарова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с. – Режим доступа: http://znanium.com 6. Орехов, С. А. Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. А. Орехов, В. А. Селезнев, Н. В. Тихомирова; под общ. ред. д.э.н., проф. С. А. Орехова. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 440 с. – Режим доступа: http://znanium.com 7. Барыкин, С.Е. Логистическая система управления финансами корпоративных структур [Электронный ресурс] / С.Е. Барыкин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 173 с. – Режим доступа: http://znanium.com 8. Экологически ответственный бизнес [Электронный ресурс] : учеб.пособие / А. М. Матягина, Е. В. Смирнова. – М. : Форум, 2012. – 192 с.– Режим доступа : http://znanium.com 9.Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость [Электронный ресурс] : учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 416 с. – Режим доступа: http://znanium.com 10. Климовец, О.В. ТНК России [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О.В. Климовец. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 380 с. – Режим доступа : http://znanium.com Интернет-ресурсы 1. http://elitclub.ru/mpku/ - элитарный клуб корпоративного поведения 2. http://www.inkorp.ru – институт корпоративного развития 3. http://www.nccg.ru – национальный совет по корпоративному управлению 4. http://www.cgchse.ru – центр корпоративного управления 5. http://www.fipd.ru/ - институт профессиональных директоров 6. http://www.nand.ru/ - ассоциация независимых директоров
Для заметок _________________________________________
Подписано в печать Формат 60´90 1/16 Гарнитура Times New Roman Cyr, 14. Усл. печ. л. – 3,16. Тираж 30экз.
Типография «Познание» ИЭУП Лицензия № 172 от 12.09.96 г. 420108, г. Казань, ул. Зайцева, д. 17 Набережночелнинский филиал Экономический факультет Кафедра «Финансовый менеджмент» Григорян К.А. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Корпоративное управление Экономика» |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |