Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4. Типы корпоративного управления и их характеристики. Корпоративные отношения

История формирования корпоративных структур уходит свои­ми корнями в далекие времена, но как таковые модели корпора­тивного управления стали складываться только в XX в. Возник­новение их напрямую связано с быстрым развитием финансо­вых рынков в начале XX в. (прежде всего в США), существенно изменившим характер деятельности корпораций, а именно:

• собственность корпораций стала более раздробленной;

• фактически сформировался класс профессиональных ме­неджеров и произошел переход к управлению корпорация­ми на профессиональной основе.

В этот период благодаря исследованиям проблем взаимоотно­шений собственников и менеджеров корпораций Т. Веблена в США, В. Ратенау в Германии, Р. Гильфердинга в Австрии и других сформировался и утвердился один из основополагающих принципов корпоративного управления — принцип разделения прав собственности и контроля. Суть его состоит в том, что ак­ционеры являются собственниками капитала корпорации, но право контроля и управления капиталом принадлежит менедже­рам, которые являются наемными агентами, подотчетными ак­ционерам.

Однако интересы собственников капитала и менедже­ров, управляющих этим капиталом, далеко не всегда совпадают. Принцип разделения прав собственности и контроля порождает проблему несовпадения интересов собственников и нанятых ими менеджеров, так называемую агентскую проблему.

В 70-е годы XX в. американские ученые М. Дженсен и В. Меклинг соз­дали теорию агентских издержек. Агентские издержки они опре­делили как величину потерь для собственников, которая связана с разделением прав собственности и контроля. Соответственно и модель корпоративного управления должна быть построена таким образом, чтобы минимизировать агентские издержки. Для этого необходимо сформировать соответствующие механизмы внешнего и внутреннего контроля над деятельностью менедж­мента.

Однако подходы к формированию механизмов внешнего и внутреннего контроля различные. Детальное ознакомление с особенностями организации корпоративных структур в различ­ных высокоразвитых в экономическом отношении странах по­зволяет выделить три типичные модели: англо-американскую, континентально-европейскую и японскую (азиатскую). Особен­ности корпоративного управления существуют и в странах араб­ского мира и Латинской Америки. Кроме того, в ряде стран с переходной экономикой эксперты выделяют особую модель, так называемую предпринимательскую.

Корпоративные отношения- совместное (объединенное, интегрированное, корпоративное), подчиненное одной или нескольким общим целям действие и /или действия ,поведение ,волеизъявление заинтересованных лиц (участников корпоративных отношений), объединенных (инкорпорированных) между собой совместными (корпоративными) связями (правоотношениями).

Участники корпоративных отношений (далее- участники) –физические лица (группы физических лиц), юридические лица (группы юридических лиц), физические и юридические лица (группы физических и юридических лиц), вступившие между собой в корпоративные отношения (или объединены между собой корпоративными связями (корпоративным участием).

Корпоративные связи (корпоративное участие)-механизмы и формы объединения(корпорирования) участников между собой (имущественные связи (правоотношения)и/или не имущественные связи (правоотношения)).Обязательства (например, по кредиту, займу ) могут также выступать в качестве корпоративных связей.

Субъект корпоративных отношений – участник корпоративных отношений.

Объект корпоративных отношений- право собственности и/или совместные интересы или волеизъявления. Участники могут объединять свою собственность, свои совместные (взаимные) интересы, совместно свою собственность и/или свои совместные интересы.

Предмет корпоративных отношений-совместная деятельность участников, вступивших между собой в корпоративные отношения

Организационная форма корпоративных отношений- система, включающая в себя участников, вступивших между собой в корпоративные отношения, и корпоративные связи между участниками. Организационная форма корпоративных отношений может иметь либо не иметь правового статуса в системе законодательства. Организационные формы корпоративных отношений, имеющие юридическую основу, традиционно в деловой лексике называются"корпоративные организационно-правовые формы хозяйствования".

Корпоративная группа-несколько участников, вступивших между собой в корпоративные отношения, объединенных между собой корпоративными связями и едиными корпоративными целями совместной деятельности. Корпоративные отношения могут возникать как между отдельными участниками в рамках одной корпоративной группы, так и между совершенно различными корпоративными группами на основе корпоративной системы участия.

Корпоративная система участия -форма корпоративных связей между участниками, в рамках которой участники (группы участников), вступившие в корпоративные отношения, взаимодействуют между собой (может быть как имущественная, так и неимущественная).

Корпоративная организация, корпоративный хозяйствующий субъект, корпоративная организационно-правовая форма, корпоративная структура-форма существования корпоративных отношений, которая объединяет собой своих участников, вступивших в корпоративные отношения, в определенную систему, организацию, которая может иметь или не иметь юридическое оформление. В связи с этим целесообразно проанализировать сущность следующих понятий: организация непосредственно, структура, организационно – правовая форма, корпорация.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...