Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 4. Типы корпоративного управления и их характеристики. Корпоративные отношенияИстория формирования корпоративных структур уходит своими корнями в далекие времена, но как таковые модели корпоративного управления стали складываться только в XX в. Возникновение их напрямую связано с быстрым развитием финансовых рынков в начале XX в. (прежде всего в США), существенно изменившим характер деятельности корпораций, а именно: • собственность корпораций стала более раздробленной; • фактически сформировался класс профессиональных менеджеров и произошел переход к управлению корпорациями на профессиональной основе. В этот период благодаря исследованиям проблем взаимоотношений собственников и менеджеров корпораций Т. Веблена в США, В. Ратенау в Германии, Р. Гильфердинга в Австрии и других сформировался и утвердился один из основополагающих принципов корпоративного управления — принцип разделения прав собственности и контроля. Суть его состоит в том, что акционеры являются собственниками капитала корпорации, но право контроля и управления капиталом принадлежит менеджерам, которые являются наемными агентами, подотчетными акционерам. Однако интересы собственников капитала и менеджеров, управляющих этим капиталом, далеко не всегда совпадают. Принцип разделения прав собственности и контроля порождает проблему несовпадения интересов собственников и нанятых ими менеджеров, так называемую агентскую проблему. В 70-е годы XX в. американские ученые М. Дженсен и В. Меклинг создали теорию агентских издержек. Агентские издержки они определили как величину потерь для собственников, которая связана с разделением прав собственности и контроля. Соответственно и модель корпоративного управления должна быть построена таким образом, чтобы минимизировать агентские издержки. Для этого необходимо сформировать соответствующие механизмы внешнего и внутреннего контроля над деятельностью менеджмента. Однако подходы к формированию механизмов внешнего и внутреннего контроля различные. Детальное ознакомление с особенностями организации корпоративных структур в различных высокоразвитых в экономическом отношении странах позволяет выделить три типичные модели: англо-американскую, континентально-европейскую и японскую (азиатскую). Особенности корпоративного управления существуют и в странах арабского мира и Латинской Америки. Кроме того, в ряде стран с переходной экономикой эксперты выделяют особую модель, так называемую предпринимательскую. Корпоративные отношения- совместное (объединенное, интегрированное, корпоративное), подчиненное одной или нескольким общим целям действие и /или действия ,поведение ,волеизъявление заинтересованных лиц (участников корпоративных отношений), объединенных (инкорпорированных) между собой совместными (корпоративными) связями (правоотношениями). Участники корпоративных отношений (далее- участники) –физические лица (группы физических лиц), юридические лица (группы юридических лиц), физические и юридические лица (группы физических и юридических лиц), вступившие между собой в корпоративные отношения (или объединены между собой корпоративными связями (корпоративным участием). Корпоративные связи (корпоративное участие)-механизмы и формы объединения(корпорирования) участников между собой (имущественные связи (правоотношения)и/или не имущественные связи (правоотношения)).Обязательства (например, по кредиту, займу ) могут также выступать в качестве корпоративных связей. Субъект корпоративных отношений – участник корпоративных отношений. Объект корпоративных отношений- право собственности и/или совместные интересы или волеизъявления. Участники могут объединять свою собственность, свои совместные (взаимные) интересы, совместно свою собственность и/или свои совместные интересы. Предмет корпоративных отношений-совместная деятельность участников, вступивших между собой в корпоративные отношения Организационная форма корпоративных отношений- система, включающая в себя участников, вступивших между собой в корпоративные отношения, и корпоративные связи между участниками. Организационная форма корпоративных отношений может иметь либо не иметь правового статуса в системе законодательства. Организационные формы корпоративных отношений, имеющие юридическую основу, традиционно в деловой лексике называются"корпоративные организационно-правовые формы хозяйствования". Корпоративная группа-несколько участников, вступивших между собой в корпоративные отношения, объединенных между собой корпоративными связями и едиными корпоративными целями совместной деятельности. Корпоративные отношения могут возникать как между отдельными участниками в рамках одной корпоративной группы, так и между совершенно различными корпоративными группами на основе корпоративной системы участия. Корпоративная система участия -форма корпоративных связей между участниками, в рамках которой участники (группы участников), вступившие в корпоративные отношения, взаимодействуют между собой (может быть как имущественная, так и неимущественная). Корпоративная организация, корпоративный хозяйствующий субъект, корпоративная организационно-правовая форма, корпоративная структура-форма существования корпоративных отношений, которая объединяет собой своих участников, вступивших в корпоративные отношения, в определенную систему, организацию, которая может иметь или не иметь юридическое оформление. В связи с этим целесообразно проанализировать сущность следующих понятий: организация непосредственно, структура, организационно – правовая форма, корпорация.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |