Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6. Корпоративные конфликты в системе корпоративного управления. Развитие корпоративного управления в России

 

Для российских компаний проблематика корпоративного управления достаточно нова. Подавляющее их большинство с момента начала рыночных реформ предпочитали развиваться исключительно за счет собственных средств. Но на быстро растущих рынках, в условиях динамичной смены технологий и острой конкуренции, собственных средств оказывается явно недостаточно. Неминуемо встает вопрос привлечения внешних средств, причем на регулярной основе и в значительных объемах. А это уже требует подтверждения того, что работа компании организована в соответствии с современными управленческими принципами.

Факторы, влияющие на становление российского варианта корпоративного управления.

В XX в. в мировой практике основной формой организации и управления в экономической сфере, где требуется объединение нескольких заинтересованных сторон, стала корпорация. Поэто­му одной из главных задач приватизации явилось формирование корпоративной системы контроля над собственностью, которая в СССР непосредственно управлялась государством через адми­нистративные каналы.

Российский закон о приватизации предусматривал несколько схем перехода государственной собственности в распоряжение коллективных владельцев, но во всех схемах в конечном итоге приватизация приводила к образованию корпоративной модели. Чтобы правильно понять, почему приватизация в России (т. е. перевод бывших государственных предприятий в акционерную форму собственности) не решила главной задачи (повышение эффективности работы этих предприятий), необходимо сначала рассмотреть, что происходило в советской экономике в период, предшествующий приватизации.

В СССР до середины 1960-х годов основным звеном народ­ного хозяйства являлось производственное предприятие. Первые промышленные объединения были образованы в конце 1950-х годов. В 1965 г. были приняты первые нормативные документы, определяющие статус объединений.

Их широкое создание началось в соответствии с постановле­нием ЦК КПСС и СМ СССР от 02.03.1973 г. «О некоторых ме­роприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью». После 1973 г. было создано свыше 4 тысяч производственных и научно-производственных объединений, в рамках которых было сосредоточено производство примерно 50% всей промышленной продукции СССР. Чрезмерное углубление специализации во всех сферах производства привело к крайней степени монополизации промышленности. Так, напри­мер, среди почти 300 станкостроительных предприятий не было даже двух, выпускающих одинаковую продукцию. Практически, все металлургические предприятия были жестко ориентированы на определенные профили проката и являлись монополистами. В промышленности СССР процветал один из самых «тяжелых» видов монополизма — отраслевой. Проблемы монополии играют существенную роль, и любые программы приватизации и струк­турной перестройки, направленные на создание конкурентной среды, должны это учитывать. В то же время все советские круп­ные предприятия не были хозяйственными субъектами в полном смысле этого слова. Они были ориентированы в основном на выполнение производственных функций. Такие же функции, как маркетинг, поиск источников финансирования, инвестиро­вание и др., были прерогативой аппаратов министерств и ве­домств. Отраслевые министерства проводили жесткую политику концентрации и специализации производства. Такая политика являлась отражением веры в эффективность крупномасштабного производства, а также облегчала задачи централизованного пла­нирования, ценообразования, снабжения и распределения.

Таким образом, крупные предприятия в советской экономике обрастали внутренними подразделениями и внешними коопера­ционными связями, нацеленными в большей степени на получе­ние ресурсов, чем на их продажу и сбыт. После того как в Рос­сии были ликвидированы Госплан, Госснаб и отраслевые мини­стерства, предприятия оказались в «пустой среде» и с искаженной организационно-кооперационной структурой, не приспособленной к эффективной жизнедеятельности в рыноч­ных условиях. Реформа остро поставила вопрос о связях про­мышленных предприятий с рынком. Предприятия должны были в сжатые сроки перестроить и развить свою организационную структуру и кооперационную сеть в направлении формирования дилерских и сбытовых сетей, инструментов маркетинга и кон­троля рынков, перехода к более высоким переделам сырья и дру­гим механизмам, ориентированным на спрос. Одновременно об­наружилось отсутствие или крайне слабое развитие институтов, обеспечивающих не только доведение продукции до потребите­лей, но и получение денег от них на оплату своей продукции. Денежная сфера примитивизировалась до использования про­стых схем предоплаты, обросла неплатежами, невозвращенными долгами и т.п. В результате резко упал спрос на продукцию многих предприятий, а формирование новой рыночной системы невозможно было осуществить быстро и безболезненно. Оно требовало немалых затрат времени, денежных средств и, что очень важно, высочайшего уровня менеджмента. Речь идет прежде всего об овладении искусством стратегического управления. Подготовленных менеджеров в стране оказалось явно недоста­точно.

Грамотная система корпоративного управления позволяет не только наилучшим способом использовать возможности имеющихся акционеров и предоставленные ими ресурсы, но и привлекать новых инвесторов. При равных производственных, финансовых и иных базовых показателях компании с хорошей репутацией в области корпоративного управления стоят намного дороже. И этому, в частности, способствуют инвестиционные и консалтинговые компании, выступающие консультантами и агентами портфельных инвесторов. Они расценивают наличие у компании собственного кодекса как фактор, повышающий ее привлекательность.

Недостаточный уровень корпоративной культуры и управления в России постоянно провоцирует возникновение различных конфликтных ситуаций во взаимоотношениях менеджеров и акционеров. Одним из основных видов нарушений в сфере акционерного права стало "размывание" уставного капитала с целью уменьшения доли внешних инвесторов. Зачастую менеджмент решает этот вопрос, не допуская некоторых акционеров на собрание. Проводятся дополнительные эмиссии акций и конвертируемых облигаций, которые размещаются среди аффилированных лиц, доли миноритарных акционеров выкупаются по заниженной цене, активы и финансовые средства перекачиваются в подконтрольные менеджменту компании.

Достаточно часто крупные акционеры российских компаний заинтересованы в контроле над финансовыми потоками, а не в повышении прибыльности бизнеса компании. В результате цена такого бизнеса оказывается никак не связана с его оценкой рынком капитала, а реальные права крупных и мелких акционеров таких компаний становятся неодинаковыми.

Проблемы во взаимоотношениях акционеров и менеджеров этим не ограничиваются. Здесь и затруднение доступа акционеров на собрание из-за несвоевременного получения информации о его проведении, и отказ директоров, чьи полномочия были прекращены общим собранием акционеров, передать власть и обеспечить доступ к финансовой информации, и осуществление директорами компании крупных сделок без одобрения совета директоров.

Наиболее распространены нарушения прав акционеров при проведении собрания акционеров. Компании и их менеджеры, прямо или косвенно, контролируют регистраторов, не информируют акционеров о решениях, касающихся существенных изменений в деятельности компании, создают препятствия для реализации права акционеров эффективно участвовать и голосовать на общем собрании.

Часто встречаются нарушения, связанные с низким качеством правового регулирования отдельных корпоративных действий. Среди них – искусственное банкротство или запрет распоряжения акциями, проведение параллельных собраний акционеров и избрание параллельных исполнительных органов.

Еще один вариант нарушений прав акционеров – использование преимущественного положения основного акционера. Пользуясь этим, менеджмент осуществляет действия, необходимые для решения своих собственных проблем, а не для обеспечения прав внешних акционеров.

Отличительными признаками системы корпоративного управления в России в настоящее время являются следующие:

-относительно высокая по сравнению с мировой практикой доля менеджеров на крупных предприятиях;

-довольно низкая доля банков и других финансовых институциональных инвесторов;

-фактически отсутствует такая национальная группа институциональных инвесторов, как пенсионные, акционерные фонды, являющиеся важнейшими субъектами рынка в развитых странах с рыночной экономикой;

-неразвитый рынок ценных бумаг обеспечивает низкую ликвидность акций большинства предприятий и невозможность привлечения инвестиций из сферы малого бизнеса;

-с другой стороны, отсутствие развитого рынка ценных бумаг снижает актуальность обеспечения для предприятий достойной репутации на рынке и прозрачности информации;

-во многих случаях отношения с кредиторами или акционерами более важны для руководителей предприятия, чем отношения с собственниками;

-важнейшей особенностью остается "непрозрачность" отношений собственности: характер приватизации и пост-приватизационного периода привели к тому, что фактически невозможно провести четкую границу между реальным и номинальным собственником.

Среди важных факторов, которые оказывают влияние на формирование национальной модели корпоративного управления, следует выделить:

-структура владения акциями в корпорациях;

-специфика финансовой системы в целом как механизма трансформации сбережений в инвестиции (типы и распределение финансовых контрактов, состояние финансовых рынков, типы финансовых институтов, роль банковских институтов);

-соотношение источников финансирования корпорации; макроэкономическая и экономическая политика в стране;

-политическая система (существует ряд исследований, проводящих прямые параллели между устройством политической системы "избиратели -парламент -правительство" и моделью корпоративного управления "акционеры -совет директоров -менеджеры");

-история развития и современные особенности правовой системы и культуры;

-традиционная (исторически сложившаяся) национальная идеология; сложившаяся практика деловых отношений;

-традиции и степень вмешательства государства в экономику и его роль в регулировании правовой системы.

Среди наиболее важных специфических проблем, присущих большинству стран с переходной экономикой и создающих дополнительные трудности формирования моделей корпоративного управления и контроля, следует выделить:

-относительно нестабильная макроэкономическая и политическая ситуация;

-неблагоприятное финансовое состояние большого числа вновь созданных корпораций;

-недостаточно развитое и относительно противоречивое законодательство в целом;

-доминирование в экономике крупных корпораций и проблема монополизма;

-во многих случаях значительная первоначальная "распыленность" владения акциями;

-проблема "прозрачности" эмитентов и рынков и как следствие -отсутствие (неразвитость) внешнего контроля за менеджерами бывших государственных предприятий;

-слабые внутренние и опасающиеся многих дополнительных рисков внешние инвесторы;

-отсутствие (забвение) традиций корпоративной этики и культуры;

-коррупция и прочие криминальные аспекты проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном курсе лекций были представлены теоретические, методические и практические аспекты по изучению курса «Корпоративное управление».

Цель курса состоит в рассмотрении теоретических основ корпоративного управления. Изучение данной дисциплины позволит студентам получить и развить навыки анализа и диагностики проблем корпоративного управления, современных методов решения проблем корпоративного управления, а также ознакомиться с современной спецификой корпоративного управления в отечественных и зарубежных организациях.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

По окончании изучения курса студент должен:

– иметь целостную систему знаний, ориентированных на комплексное представление о функционировании корпорации в современных условиях;

– иметь практические навыки по формированию административно-экономического механизма управления корпорацией;

– уметь конструировать модели управления корпорацией с учетом требований соблюдения баланса интересов её участников;

- знать подходы и способы оценки эффективности системы корпоративного управления.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.Веснин, В.Р. Корпоративное управление [Электронный ресурс] : учебник / В.Р. Веснин, В.В. Кафидов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с. – Режим доступа: http://znanium.com

2.Распопов, В.М. Корпоративное управление [Электронный ресурс]: учебник / В.М. Распопов, В.В. Распопов. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с. – Режим доступа: http://znanium.com

3.Бочарова, И. Ю.Корпоративное управление : учебник / И. Ю. Бочарова. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 368с.

4.Веснин, В.Р. Корпоративное управление [Электронный ресурс] : учебник / В.Р. Веснин, В.В. Кафидов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 с. – Режим доступа: http://znanium.com

5. Бочарова, И.Ю. Корпоративное управление [Электронный ресурс] : учебник / И.Ю. Бочарова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с. – Режим доступа: http://znanium.com

6. Орехов, С. А. Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. А. Орехов, В. А. Селезнев, Н. В. Тихомирова; под общ. ред. д.э.н., проф. С. А. Орехова. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 440 с. – Режим доступа: http://znanium.com

7. Барыкин, С.Е. Логистическая система управления финансами корпоративных структур [Электронный ресурс] / С.Е. Барыкин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 173 с. – Режим доступа: http://znanium.com

8. Экологически ответственный бизнес [Электронный ресурс] : учеб.пособие / А. М. Матягина, Е. В. Смирнова. – М. : Форум, 2012. – 192 с.– Режим доступа : http://znanium.com

9.Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость [Электронный ресурс] : учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 416 с. – Режим доступа: http://znanium.com

10. Климовец, О.В. ТНК России [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О.В. Климовец. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 380 с. – Режим доступа : http://znanium.com

Интернет-ресурсы

1. http://elitclub.ru/mpku/ - элитарный клуб корпоративного поведения

2. http://www.inkorp.ru – институт корпоративного развития

3. http://www.nccg.ru – национальный совет по корпоративному управлению

4. http://www.cgchse.ru – центр корпоративного управления

5. http://www.fipd.ru/ - институт профессиональных директоров

6. http://www.nand.ru/ - ассоциация независимых директоров

 

Для заметок

_________________________________________

 

 


 

 

Подписано в печать Формат 60´90 1/16

Гарнитура Times New Roman Cyr, 14. Усл. печ. л. – 3,16.

Тираж 30экз.

 

Типография «Познание» ИЭУП

Лицензия № 172 от 12.09.96 г.

420108, г. Казань, ул. Зайцева, д. 17

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...