Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Понятие и место жилищного права

ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

квалификация (степень) «Бакалавр»

Томск

Автор:

Могилевец Оксана Михайловна– ст. преподаватель кафедры гражданского права Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия.

 

Рецензенты:

Мамон А.П. - к.ю.н., доцент кафедры Гражданского права Западно-Сибирского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (г. Томск).

Сенина Ю.Л.– к.ю.н., консультант-юрист юридического комитета Департамента финансов Томской области.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция».

Одобрен на заседании кафедры гражданского права Западно-Сибирского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол №10 от «30» мая 2012г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол №10 от «30» мая 2012г.).

 

© Западно-Сибирский филиал РАП, 2012

© Могилевец О.М. 2012


Содержание

 

Введение
Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план
Программа курса
План семинарского занятия
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов
Задания для выполнения контрольных работ
Примерная тематика рефератов
Литература
Вопросы для подготовки к зачету

Введение

Данный учебно-методический комплекс содержит материалы, помогающие студентам изучить такую учебную дисциплину как «Жилищное право» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900.62 «Юриспруденция».

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, право на жилище относится к основным правам и свободам человека, неотчуждаемым и принадлежащим ему от рождения. Все это обуславливает необходимость высокого уровня профессиональной подготовки студентов в вопросах именно жилищного права.

Специфика обучения студентов на юридическом факультете Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия состоит в необходимости обеспечения судебной власти профессионально подготовленными кадрами, что позволит качественно защищать права на жилое помещение всех участников жилищных правоотношений.

В последние годы наблюдается заметный интерес к вопросам правового регулирования предоставления жилых помещений по договорам социального найма, создание жилищных и жилищно-строительных кооперативов, управления многоквартирными домами, а также к вопросам предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда.

Целью дисциплины является создание у студентов целостного представления о месте жилищного права в системе российского права, о предмете и методе правового регулирования жилищных отношений, об участниках жилищных отношений, о правах и обязанностях собственников жилых помещений и лиц, занимающих жилые помещения на основании договора социального, коммерческого найма и найма специализированного жилого помещения.

После изучения дисциплины «Жилищное право» бакалавр должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными:

- осознает значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального сознания;

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этикета юриста;

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения;

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону;

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы;

б) профессиональными:

в нормотворческой деятельности:

- бакалавр способен участвовать в подготовке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

в правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

- готов юридически грамотно составлять правовые документы, обоснованно принимать решения в пределах должностных обязанностей;

- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

- способен применять нормативно-правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

в правоохранительной деятельности:

- готов к обеспечению законности, правопорядка, безопасности личности, общества, государства;

- способен уважать честь, достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;

- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;

- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;

в экспертно-консультационной деятельности:

- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;

- способен толковать различные правовые акты;

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

в педагогической деятельности:

- способен преподавать на необходимом теоретическом и методическом уровне дисциплины гражданско-правового цикла (кроме высших учебных заведений);

- способен управлять самостоятельной работой обучающихся;

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание.

Учебная дисциплина «Жилищное право» входит в профессиональный цикл (базовую (обязательную) часть) ООП и находится в логической и содержательно-методической связи с другими дисциплинами.

Условием успешного освоения дисциплины является следующий уровень подготовки студента:

в области знаний: уяснить сущность и содержание основных понятий и категорий жилищного права, раскрыть суть принципов жилищного права; определить виды жилищных правоотношений, знать сущность каждого института жилищного права, раскрыть правовой статус субъектов жилищного права, определить особенность правового режима отдельных объектов жилищного права, знать характеристику отдельных видов договорных обязательств по поводу жилища.

в области понимания:раскрыть содержание всех видов жилищных правоотношений, объяснить специфику оснований возникновения жилищных правоотношений, уяснить систему жилищного законодательства и соотношение с иными нормативными акта, содержащими нормы жилищного права.

в области умения, навыка:приобрести навыки анализа жилищно-правовых норм и правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.

В результате освоения дисциплины Жилищное право студент должен

знать:

· о праве граждан на жилище, его содержании;

· о конституционных гарантиях права на жилое помещение и его обеспечении государством;

· основные теоретические положения жилищного права, место жилищного права в системе российского права;

· основные источники правового регулирования жилищных отношений;

· основания и порядок предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма;

· основания и порядок предоставления гражданам жилых помещений из специализированного жилищного фонда;

· порядок и способы управления многоквартирным домом;

· порядок создания и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья;

· способы защиты жилищных прав;

уметь:

· правильно применять нормы законодательства РФ, посвященные вопросам Жилищного права в процессе работы по юридической специальности;

· самостоятельно подбирать нормативную и фактическую информацию (владеть методами сбора информации), имеющую значение в области жилищного права;

· юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, касающиеся вопросов жилищного права;

· составлять проекты документов, используемых в правовом регулировании вопросов жилищного права.

·

иметь представление:

· о процедурах и последствиях перевода жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое;

· о порядке проведения переустройства и перепланировки жилого помещения;

· о роли и назначении специализированного жилищного фонда;

· о структуре платы, субсидиях и компенсациях за пользование жилым помещением, о финансовом и налоговом регулировании в жилищной сфере.

В нем рассматриваетсяширокая сфера отношений: вопросы конституционного права граждан на жилище; возникновения, осуществления, изменения и прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного, муниципального и частного жилищных фондов; пользования общим имуществом собственников помещений и управления многоквартирными домами; вопросы учета, содержания, ремонта, переустройства и перепланировки жилых помещений; создания, деятельности, реорганизации и ликвидации жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья;способы и порядок защиты жилищных прав граждан; проблемы ответственности за нарушение жилищного и гражданского законодательства; анализируется судебная практика защиты нарушенных прав на жилище физических и юридических лиц и др.

Программа учебно-методического комплекса содержит:

· тематический план с указанием разделов и часов, отведенных для изучения дисциплины, с распределением по видам занятий;

· содержание разделов дисциплины;

· список рекомендуемой литературы для изучения курса,в который входят нормативные правовые акты; основную и дополнительную литературу, с указанием ее наличия в фондах библиотеки Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия. Представлен также дополнительный список литературы для желающих углубленно изучить курс жилищного права.

Планы семинарских занятий учебно-методического комплекса

для студентов заочной формы обучения включают:

· темы семинарских занятий и вопросы, необходимые для освещения конкретной темы;

· практические задания к каждой теме;

· литературу, рекомендуемую для подготовки к занятию;

Практические занятия позволят научить студентов принимать аргументированные правовые решения по конкретным жизненным ситуациям, излагать их как в устной, так и в письменной форме.

Практические занятия могут сочетать в себе не только изучение темы семинара, решение задач из УМК, но также исследовать как гипотетические, так и представленные из судебной практики правовые ситуации.

В ходе учебного процесса студенты изучают законодательство, регулирующее жилищные правоотношения, постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, акты Конституционного Суда РФ, учебную и научную литературу, материалы судебной практики судов России и Европейского суда по правам человека.

Исходя из требований государственного образовательного, студент должен освоить лекционный материал, быть готовым к ответам на вопросы, содержащиеся в планах УМК. Работа по подготовке к семинарским занятиям предусматривает обязательное выполнение студентом практических заданий дома, а там, где требуется изготовление судебного акта, его проект должен быть сдан преподавателю.

Результаты проверки домашних заданий и активность участия студента в практических занятиях являются основанием для рубежной аттестации студента, формой внутрисеместрового контроля.

Освоению учебного материала содействует использование студентом правовых информационно-поисковых систем, таких, как «Кодекс», «Консультант-плюс», «Гарант» (и модификации к ним), Интернет и др. Это позволяет своевременно следить за изменением, дополнением и отменой устаревших нормативных актов жилищного права, принятием новых российских законов и подзаконных актов, а также норм международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.

Изучение курса Жилищное право завершается проверкой знаний студента учебной программы на зачете.

Объем дисциплины и виды учебной работы[1]

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов
Заочная (классическая)
Зачетные единицы [2] - общая трудоемкость 2 з.е. – 72 ч.
Всего аудиторных занятий из них:
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС
Форма итогового контроля Зачет
Контрольные задания (кол-во)

 

 

Тематический план

№ п/п Темы дисциплины Виды учебных занятий
Лекции Семинар С/Р
1. Понятие и место жилищного права в системе российского права  
2. Источники жилищного права  
3. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд    
4. Основания возникновения права пользования жилыми помещениями    
5. Право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме    
6. Способы управления общим имуществом многоквартирного дома    
7. Договор найма жилого помещения    
8. Договор социального найма жилого помещения
9. Заключение договора социального найма жилого помещения
10. Прекращение, расторжение договора социального найма жилого помещения
11. Договор найма специализированного жилого помещения  
12. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг    
13. Ответственность за нарушение жилищного законодательства. Разрешение жилищных споров    
14. Сделки с жилыми помещениями  
15. Ипотечное кредитование    
16. Приватизация жилых помещений    
Всего:

 

Программа курса

В системе российского права

Понятие жилищного права в широком и узком смыслах. Отрасли права, нормы которых входят в жилищное право. Комплексный характер жилищного права. Место жилищного права в системе российского права.

Предмет регулирования жилищного права. Понятие и виды жилищных отношений. Понятие и виды принципов жилищного права. Комплексный характер метода жилищного права.

Жилыми помещениями

Виды правовых оснований пользования жилыми помещениями. Право собственности на жилое помещение, как основание пользования гражданами жилыми помещениями. Объекты и субъекты права собственности на жилище. Права и обязанности собственника жилого помещения и граждан, проживающих в его жилище.

Гражданско-правовые сделки как способ приобретения права пользования жилым помещением. Виды сделок: купля-продажа; дарение; мена; рента; ипотека; приватизация; вступление в ЖСК; наследование; приобретательская давность; судебное решение и др. Договор найма жилого помещения как важнейшее основание владения и пользования жилым помещением. Разновидности договоров найма жилого помещения, их особенности.

В многоквартирном доме

Приобретение и определение доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Содержание общего имущества в многоквартирном доме. Выбор способа управления многоквартирным домом: собственниками квартир; товариществом собственников жилья; управляющей организацией. Органы управления жилищем в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме: порядок проведения, форма голосования, решение (очного/заочного).

Многоквартирного дома

Общая характеристика способов управления общим имуществом многоквартирного дома. Непосредственное управление общим имуществом многоквартирного дома: положительные и отрицательные черты. Привлечение управляющей компании для управления общим имуществом многоквартирного дома. Договор управления многоквартирным домом: форма, существенные условия договора. Товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищные и жилищно-строительные кооперативы как способы управления общим имуществом многоквартирного дома: порядок создания, деятельности, органы управления.

Тема 9. Заключение договора социального найма

Жилого помещения

Предмет и форма договора социального найма. Сохранение договора при смене собственника жилого помещения. Стороны договора социального найма жилого помещения. Субъекты правоотношений, их права и обязанности, правовой статус, особенности возникновения и изменения последнего. Право пользования жилым помещением отсутствующих лиц. Временные жильцы. Обмен жилого помещения. Плата за жилое помещение: порядок, сроки, структура платежа, последствия невнесения оплаты. Регистрация граждан по месту жительства и пребывания. Основание и последствия изменения договора социального найма жилого помещения.

Жилого помещения

Прекращение договора социального найма: основания и порядок. Основания и порядок расторжение договора социального найма по инициативе нанимателя. Основания и порядок расторжения договора социального найма по инициативе наймодателя. Последствия расторжения договора социального найма. Случаи выселения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, с предоставлением другого жилого помещения и без предоставления другого жилого помещения. Судебная практика по выселению.

План семинарского занятия

Заключения и расторжения

1. Договор найма жилого помещения: понятие, виды, природа договора.

2. Договор социального найма: история становления и законодательного закрепления договора в законодательстве России.

3. Сравнительный анализ договора социального найма и договора коммерческого найма жилого помещения.

4. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма. Признание граждан малоимущими и нуждающимися.

5. Порядок заключения договора социального найма.

6. Права и обязанности сторон по договору.

7. Основания и порядок изменения договора социального найма.

8. Прекращение, расторжение договора социального найма.

9. Основания и порядок расторжения договора социального найма по инициативе наймодателя.

10. Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

Практические задания

Задача 1. Владимир Р., проживавший в однокомнатной квартире муниципального жилищного фонда, в 2006г. был осужден судом на пять лет по ложному обвинению. Его квартиру местная администрация предоставила очереднику Виктору Д., куда он вселился со своим сыном. Через год после осуждения приговор в отношении Владимира Р. был отменен в порядке надзора за недоказанностью его участия в совершении преступления, а он сам был реабилитирован. Владимир Р. вернулся в свой город, потребовал от жилищного отдела органа местного самоуправления возврата ему квартиры, в которой он проживал до незаконного осуждения. Однако жилищный отдел предложил ему стать на учет, в качестве нуждающегося в жилье. Владимир с этим не согласился и обратился с иском в суд о признании недействительным решения органа местного самоуправления и о возврате ему квартиры, которую он занимал до осуждения, а также о возмещении убытков, которые он понес в связи с утратой вещей, находившихся в его квартире.

Подпадает ли описанная ситуация под случай, при котором сохраняется жилье за временно отсутствующим гражданином в течение длительного срока? Можно ли считать, что Владимир Р. отсутствовал в месте своего жительства в тече6ние года по уважительной причине?

Есть ли основания для признания решения органа местного самоуправления о предоставлении Виктору Д. жилого помещения по договору социального найма недействительным? Какое решение должен вынести суд?

Задача 2. Виктор и Елена Воробьевы проживали в г. Томске в приватизированных ими двух смежных комнатах (15 м2 и 18 м2) трехкомнатной коммунальной квартиры. Третью комнату размером 18 м2. занимала по договору социального найма пенсионерка Лидия М. После смерти последней Воробьевы обратились в комитет муниципального жилья г. Томска с просьбой передать им или продать им освободившуюся комнату. В ответе, полученном ими, указывалось, что у них нет оснований на бесплатное получение комнаты в наем. Комната же будет предоставлена в пользование очереднику по договору социального найма. В продаже им этой комнаты также было отказано.

Не согласившись с решением, Воробьевы обратились с иском в суд к комитету муниципального жилья с требованием обязать последний продать им освободившуюся комнату в коммунальной квартире.

Какое решение должен вынести суд? Ответ обоснуйте.

Задача 3.*Супруги Алиевы прописали в свою квартиру, в которой они проживали, свою дальнюю родственницу Имранову, согласившуюся оказывать им помощь в ведении хозяйства и ухаживать за детьми. Квартиру жилой площадью 50 м2, состоявшую из четырех изолированных комнат, Алиевы занимали на основании договора социального найма. Алиевы и Имранова совместно вели хозяйство, причем, часть своей зарплаты Имранова вносила в семейный бюджет. Каких-либо выплат и компенсаций от Алиевых она не получала.

Как только дети достигли совершеннолетия, Алиевы потребовали, чтобы Имранова освободила жилое помещение, поскольку им необходимо произвести размен с целью обеспечения детей отдельной жилплощадью. Имранова отказалась покинуть квартиру, заявив, что Алиевы предлагали ей жить одной семьей и, кроме того, переехав к ним, она продала свой дом в деревне, так что другого жилья у неё нет.

Алиевы предъявили иск о выселении Имрановой, указав на то, что поселили ее в квартире в качестве домработницы. Имранова предъявила встречный иск - о разделе жилого помещения и выделении ей отдельной комнаты, в которой она фактически проживала.

Решите спор. Изменится ли решение, если квартира принадлежала Алиевым на праве собственности?

Примеры тестовых заданий

1. Нанимателем по договору социального найма жилого помещения могут выступать:

а) физические лица;

б) граждане и иностранцы;

в) граждане и лица без гражданства;

г) граждане РФ.

2. Без предварительного согласия членов семьи нанимателя по договору коммерческого найма и наймодателя могут быть вселены:

а) любые члены семьи нанимателя;

б) временные жильцы;

в) несовершенные дети к своим родителям

г) родители к детям.

3. Договор социального найма жилого помещения заключается на срок:

а) до пяти лет без права продления;

б) на пять лет с правом продления;

в) на 10 лет с правом продления;

г) бессрочно.

4. Дополнительная жилая площадь социального использования предоставляется гражданам, имеющим:

а) активную форму туберкулеза всех органов и систем;

б) проказа;

в) ВИЧ-инфекция у детей;

г) перечисленное в п. «а» - «в».

5. Жилищные правоотношения, в которых нанимателем является юридическое лицо, оформляется договором:

а) социального найма жилого помещения;

б) коммерческого найма жилого помещения;

в) аренды жилого помещения;

г) любым, указанным в п. «б», «в».

Нормативно-правовые акты и официальные акты

высших судебных органов, судебная практика

Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 237. 25.12.1993.

Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004. № 188-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. 03.01.2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011)// Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011)// Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.

Закон Томской области от 11.08.2005 № 130-ОЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда»//http://www. tomsk.gov.ru

Закон Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области»//http://www.tomsk.gov.ru

Закон Томской области от 08.06.2005 № 91-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»//http://www.tomsk.gov.ru

Постановление Администрации Томской области от 25.11.2005 № 119а «Об утверждении методики расчета дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению»//http://www.tomsk.gov.ru

Постановление Мэра города Томска от 09.11. 2007 № 696 «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда»//http://www.tomsk.gov.ru

Решение Думы города Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма»//http://www.tomsk.gov.ru

Постановление Правительства РФ от 21.05.2005 № 315 «Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения» // Российская газета. 27.05.2005. № 112.

Постановление Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» // Собрание законодательства РФ. 19.06.2006. № 25. Ст. 2736.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 9.

Решение Верховного Суда РФ от 04.08.2006 № ГКПИ06-586 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим абзаца 2 подпункта «Е» пункта 4 Типового договора социального найма, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 № 315» // СПС «Консультант».

Научная и учебная литература

Актуальные проблемы жилищного права/ Отв. ред. Е.С. Гетман, П.В. Крашенинников. М., 2003.

Афонина А.В. Жилищное право: Учебное пособие. - Дашков и Ко, 2008. – 376с.*[3]

Жилищное право / Под ред. И.А. Еремичев, П.В. Алексий, Н.Д. Эриашвили и др., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Крашенинников П.В. Жилищное право. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2010. - 413 с.*

Седугин П. И. Жилищное право: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 384 с.*

Шешко Г.Ф. Жилищное право: Учебное пособие. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», Издательство «АСТ МОСКВА», 2007.- 256 с.*

Касаткина Ю.О. Понятие и сущность договора найма жилого помещения в российском гражданском праве // Законодательство. 2004. № 4.

Комментарий к жилищному законодательству Российской Федерации/Отв. ред. Г.А. Жилин. М., 2002.

Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный)/Под ред. Н.М. Коршунова. М.: Эксмо, 2005.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

и организации самостоятельной работы

Курс «Жилищное право» является базовой дисциплиной. При изучении права студенты должны освоить основные положения жилищно-правовой науки, а ознакомлением материалов судебной практики и решением задач в процессе подготовки к семинарским занятиям закрепить полученные знания. Студенты должны научиться толковать нормы действующего жилищного законодательства, анализируя их содержание применительно к конкретным жизненным ситуациям. Это возможно лишь на базе глубокого знания теоретического материала. Выполнение практических заданий дает возможность проверить теоретическую подготовку студента, степень усвоения им основных правовых институтов и категорий действующего законодательства, которое в настоящий период развития отличается высоким уровнем динамичности.

Учебным планом предусмотрены лекционные и семинарские занятия, значительную часть материала студенты изучают самостоятельно.

Общаясь с преподавателем на лекциях и семинарских занятиях, студент может задавать вопросы, возникшие у него в процессе самостоятельного изучения материала, устранить появившиеся сомнения в правильности усвоения того или иного понятия. Для этого следует явиться к преподавателю в установленные официально часы консультации.

Задачами занятий являются развитие у студентов навыков самостоятельной работы с учебной литературой и нормативными актами; грамотного и логически-последовательного изложения изученного материала; анализа правовых норм путем их толкования применительно к конкретным жизненным ситуациям. Для достижения поставленных задач надо серьезно относиться к подготовке занятий. Начать рекомендуется с ознакомления с темой по учебнику, затем проанализировать нормативные акты. Дополнительно рекомендованные источники изучаются на выбор по желанию студента. Некоторые из рекомендованных работ (по указанию преподавателя) студент должен изучить с составлением краткого конспекта. К каждому семинарскому занятию студенты решают задачи, которые выдаются преподавателем, ведущим занятия. Решение задач должно быть письменным с обоснованием сделанных выводов ссылками на нормы конкретных статей ЖК РФ и иного законодательства. Для более глубокого усвоения материала по темам, вынесенным на семинарские занятия, студенту предложен перечень вопросов самоконтроля.

По окончании первого семестра изучения дисциплины студенты сдают зачет. К сдаче зачета допускаются только те студенты, которые выполнили учебный план, не имеют пропусков лекций и семинарских занятий, а также неудовлетворительных ответов и отказов от ответов на семинарских занятиях.

Процесс изучения курса целесообразно строить в нескольких направлениях - теоретическом, практическом, публичном.

Теоретическое изучение предполагает:

• быть внимательным на лекциях преподавателя;

• прочитать указанную в УМК основную литературу, имея при этом в виду, что изучение темы по учебникам, различным комментариям требует соотношения ее содержания с теми проблема­ми, которые освещал преподаватель; студенту необходимо письменно изложить спорные вопросы, дать свою правовую аргументацию для представления их к обсуждению и разрешению на семинарских заня­тиях либо на консультации;

• приступая к изучению темы или раздела учебника рекомендует­ся прочитать его целиком, чтобы понять основную мысль автора; пе­речитывая, сосредоточиться на основных, ключевых вопросах темы, которые внести в краткий конспект;

• изучить нормативные акты по теме: Конституция РФ, федераль­ные законы, подзаконные акты РФ; соответствующие проблеме постановления Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ , а также законодательные акты Томской области и пр.

Практическое изучение включает:

• участие в семинарских занятиях, где требуется дополнительная теоретическая и практическая подготовка - тезисное конспектирова­ние ответов на задачи и вопросы, указанные к теме семинара;

• предварительное изучение научной литературы (основной, а также учебных пособий, монографий, статей и др.) по теме семинара; активное участие в семинарских занятиях по решению практических ситуаций;

• участие в проведении тематических «деловых игр», предлагае­мых преподавателем;

• составление процессуальных документов на основе положений действующего законодательства в период между семинарскими занятиями;

• решение контрольной работы;

• подготовку и сдачу зачета и экзамена с использованием своих конспектов, предполагает самостоятельность работы по отработке вопросов курса жилищного права, выносимых на зачет.

Публичное изучение предполагает деятельность юриста, готовящегося получить специальность «Юриспруденция», что предполагает непременные публичные выступления выпускника Академии. Знающий, профессионально подготовленный юрист, не умея выступить перед слушателями, достойно и аргументированно представить свою правовую позицию, не сможет каче­ственно выполнить свою основную функцию по защите нарушенных прав физических и юридических лиц. В этой связи необходимо на­учиться и приобрести навыки ораторского искусства, выступать перед слушателями умело, убедительно, профессионально.

Основные виды учебных занятий: лекции, практические (семи­нарские) занятия, консультации. Завершается изучение дисциплины зачетом.

В понятие аудиторных занятий входят лекции, практические занятия, консультации.

В плане семинарского занятия предлагается тема, обязательная для изучения. Выполнение заданий призвано способствовать развитию у студентов аналитического мышления, умения самостоятельно работать с нормативными актами, систематизировать полученные знания. Для выработки у обучающихся практических навыков преподаватель по своему усмотрению предлагает им решить задачи, представляющие собой конкретные дела из практики судов. Студент должен дать теоретический анализ ситуации и судебное решение дела. При подготовке к занятиям студент не должен ограничиваться списком литературы, указанной в пособии, а осуществлять ее самостоятельный поиск.

В качестве форм контроля занятий используются:

- устные опросы;

- проверка самостоятельной работы;

- зачет по результатам семестра.

Совокупная оценка за курс складывается из следующих основных показателей:

1)отработанность темы:

- посещение занятий и участие в дискуссии;

- самостоятельная работа;

2) зачет по результатам семестра;

При из<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...