Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Договор найма специализированного жилого помещения

Понятие и виды специализированных жилых помещений. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения. Норма предоставления служебного жилого помещения. Основания предоставления жилого помещения в общежитии, жилого помещения маневренного фонда. Жилищный фонд для беженцев и вынужденных переселенцев. Предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, и для социальной защиты отдельных категорий граждан. Права и обязанности сторон по договору найма специализированного жилого помещения.

Прекращение (расторжение) договора найма специализированного жилого помещения. Особенности выселения отдельных категорий граждан из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежития (применение ст. 103 ЖК РФ и ст. 13 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ»).

Тема 12. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Структура, порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме. Предоставление субсидий и компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Тема 13. Ответственность за нарушение жилищного законодательства. Разрешение жилищных споров

Виды нарушений жилищного законодательства. Виды ответственности за ненадлежащее использование жилищного фонда и другие нарушения жилищного законодательства. Возмещение ущерба, причиненного жилищу виновным поведением граждан и должностных лиц. Виды жилищных споров. Порядок разрешения жилищных споров. Особенности защиты жилищных прав в судебном порядке.

Тема 14. Сделки с жилыми помещениями

Виды сделок с жилыми помещениями: общие положения. Договоры найма жилого помещения: социального, коммерческого, поднайма, безвозмездного пользования, временные жильцы. Договор купли-продажи жилых помещений. Договор мены и обмена жилого помещения. Договор дарения жилого помещения. Договор передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации. Договор ренты жилого помещения. Приобретение квартиры в жилищно-строительном кооперативе. Получение квартиры в порядке наследования (по завещанию, по закону). Приобретательская давность, как основание к приобретению жилого помещения. Получение жилого помещения по судебному решению.

Тема 15. Ипотечное кредитование

История становления и развития ипотеки в российском гражданском праве. Основания и порядок возникновения ипотеки жилых помещений. Особенности государственной регистрации ипотеки жилых помещений. Основания и порядок обращения взыскания на жилое помещение, обремененное ипотекой.

Тема 16. Приватизация жилых помещений

Понятие приватизации. Субъекты и объекты. Принципы: добровольность, однократность, безвозмездность. Порядок приватизации и деприватизации. Правовые последствия незавершенной приватизации. Особенности приватизации комнат в коммунальных квартирах. ЖК РФ и ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» о приватизации. Выселение граждан из приватизированных жилых помещений. Судебная практика применения норм, регулирующих вопросы приватизации жилого помещения.

План семинарского занятия

Тема: Договор социального найма: понятие, основания

Заключения и расторжения

1. Договор найма жилого помещения: понятие, виды, природа договора.

2. Договор социального найма: история становления и законодательного закрепления договора в законодательстве России.

3. Сравнительный анализ договора социального найма и договора коммерческого найма жилого помещения.

4. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма. Признание граждан малоимущими и нуждающимися.

5. Порядок заключения договора социального найма.

6. Права и обязанности сторон по договору.

7. Основания и порядок изменения договора социального найма.

8. Прекращение, расторжение договора социального найма.

9. Основания и порядок расторжения договора социального найма по инициативе наймодателя.

10. Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

Практические задания

Задача 1. Владимир Р., проживавший в однокомнатной квартире муниципального жилищного фонда, в 2006г. был осужден судом на пять лет по ложному обвинению. Его квартиру местная администрация предоставила очереднику Виктору Д., куда он вселился со своим сыном. Через год после осуждения приговор в отношении Владимира Р. был отменен в порядке надзора за недоказанностью его участия в совершении преступления, а он сам был реабилитирован. Владимир Р. вернулся в свой город, потребовал от жилищного отдела органа местного самоуправления возврата ему квартиры, в которой он проживал до незаконного осуждения. Однако жилищный отдел предложил ему стать на учет, в качестве нуждающегося в жилье. Владимир с этим не согласился и обратился с иском в суд о признании недействительным решения органа местного самоуправления и о возврате ему квартиры, которую он занимал до осуждения, а также о возмещении убытков, которые он понес в связи с утратой вещей, находившихся в его квартире.

Подпадает ли описанная ситуация под случай, при котором сохраняется жилье за временно отсутствующим гражданином в течение длительного срока? Можно ли считать, что Владимир Р. отсутствовал в месте своего жительства в тече6ние года по уважительной причине?

Есть ли основания для признания решения органа местного самоуправления о предоставлении Виктору Д. жилого помещения по договору социального найма недействительным? Какое решение должен вынести суд?

Задача 2. Виктор и Елена Воробьевы проживали в г. Томске в приватизированных ими двух смежных комнатах (15 м2 и 18 м2) трехкомнатной коммунальной квартиры. Третью комнату размером 18 м2. занимала по договору социального найма пенсионерка Лидия М. После смерти последней Воробьевы обратились в комитет муниципального жилья г. Томска с просьбой передать им или продать им освободившуюся комнату. В ответе, полученном ими, указывалось, что у них нет оснований на бесплатное получение комнаты в наем. Комната же будет предоставлена в пользование очереднику по договору социального найма. В продаже им этой комнаты также было отказано.

Не согласившись с решением, Воробьевы обратились с иском в суд к комитету муниципального жилья с требованием обязать последний продать им освободившуюся комнату в коммунальной квартире.

Какое решение должен вынести суд? Ответ обоснуйте.

Задача 3.*Супруги Алиевы прописали в свою квартиру, в которой они проживали, свою дальнюю родственницу Имранову, согласившуюся оказывать им помощь в ведении хозяйства и ухаживать за детьми. Квартиру жилой площадью 50 м2, состоявшую из четырех изолированных комнат, Алиевы занимали на основании договора социального найма. Алиевы и Имранова совместно вели хозяйство, причем, часть своей зарплаты Имранова вносила в семейный бюджет. Каких-либо выплат и компенсаций от Алиевых она не получала.

Как только дети достигли совершеннолетия, Алиевы потребовали, чтобы Имранова освободила жилое помещение, поскольку им необходимо произвести размен с целью обеспечения детей отдельной жилплощадью. Имранова отказалась покинуть квартиру, заявив, что Алиевы предлагали ей жить одной семьей и, кроме того, переехав к ним, она продала свой дом в деревне, так что другого жилья у неё нет.

Алиевы предъявили иск о выселении Имрановой, указав на то, что поселили ее в квартире в качестве домработницы. Имранова предъявила встречный иск - о разделе жилого помещения и выделении ей отдельной комнаты, в которой она фактически проживала.

Решите спор. Изменится ли решение, если квартира принадлежала Алиевым на праве собственности?

Примеры тестовых заданий

1. Нанимателем по договору социального найма жилого помещения могут выступать:

а) физические лица;

б) граждане и иностранцы;

в) граждане и лица без гражданства;

г) граждане РФ.

2. Без предварительного согласия членов семьи нанимателя по договору коммерческого найма и наймодателя могут быть вселены:

а) любые члены семьи нанимателя;

б) временные жильцы;

в) несовершенные дети к своим родителям

г) родители к детям.

3. Договор социального найма жилого помещения заключается на срок:

а) до пяти лет без права продления;

б) на пять лет с правом продления;

в) на 10 лет с правом продления;

г) бессрочно.

4. Дополнительная жилая площадь социального использования предоставляется гражданам, имеющим:

а) активную форму туберкулеза всех органов и систем;

б) проказа;

в) ВИЧ-инфекция у детей;

г) перечисленное в п. «а» - «в».

5. Жилищные правоотношения, в которых нанимателем является юридическое лицо, оформляется договором:

а) социального найма жилого помещения;

б) коммерческого найма жилого помещения;

в) аренды жилого помещения;

г) любым, указанным в п. «б», «в».

Нормативно-правовые акты и официальные акты

высших судебных органов, судебная практика

Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 237. 25.12.1993.

Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004. № 188-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. 03.01.2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011)// Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011)// Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.

Закон Томской области от 11.08.2005 № 130-ОЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда»//http://www. tomsk.gov.ru

Закон Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области»//http://www.tomsk.gov.ru

Закон Томской области от 08.06.2005 № 91-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»//http://www.tomsk.gov.ru

Постановление Администрации Томской области от 25.11.2005 № 119а «Об утверждении методики расчета дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению»//http://www.tomsk.gov.ru

Постановление Мэра города Томска от 09.11. 2007 № 696 «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда»//http://www.tomsk.gov.ru

Решение Думы города Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма»//http://www.tomsk.gov.ru

Постановление Правительства РФ от 21.05.2005 № 315 «Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения» // Российская газета. 27.05.2005. № 112.

Постановление Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» // Собрание законодательства РФ. 19.06.2006. № 25. Ст. 2736.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»// Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 9.

Решение Верховного Суда РФ от 04.08.2006 № ГКПИ06-586 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим абзаца 2 подпункта «Е» пункта 4 Типового договора социального найма, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 № 315» // СПС «Консультант».

Научная и учебная литература

Актуальные проблемы жилищного права/ Отв. ред. Е.С. Гетман, П.В. Крашенинников. М., 2003.

Афонина А.В. Жилищное право: Учебное пособие. - Дашков и Ко, 2008. – 376с.*[3]

Жилищное право / Под ред. И.А. Еремичев, П.В. Алексий, Н.Д. Эриашвили и др., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Крашенинников П.В. Жилищное право. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2010. - 413 с.*

Седугин П. И. Жилищное право: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 384 с.*

Шешко Г.Ф. Жилищное право: Учебное пособие. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», Издательство «АСТ МОСКВА», 2007.- 256 с.*

Касаткина Ю.О. Понятие и сущность договора найма жилого помещения в российском гражданском праве // Законодательство. 2004. № 4.

Комментарий к жилищному законодательству Российской Федерации/Отв. ред. Г.А. Жилин. М., 2002.

Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный)/Под ред. Н.М. Коршунова. М.: Эксмо, 2005.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

и организации самостоятельной работы

Курс «Жилищное право» является базовой дисциплиной. При изучении права студенты должны освоить основные положения жилищно-правовой науки, а ознакомлением материалов судебной практики и решением задач в процессе подготовки к семинарским занятиям закрепить полученные знания. Студенты должны научиться толковать нормы действующего жилищного законодательства, анализируя их содержание применительно к конкретным жизненным ситуациям. Это возможно лишь на базе глубокого знания теоретического материала. Выполнение практических заданий дает возможность проверить теоретическую подготовку студента, степень усвоения им основных правовых институтов и категорий действующего законодательства, которое в настоящий период развития отличается высоким уровнем динамичности.

Учебным планом предусмотрены лекционные и семинарские занятия, значительную часть материала студенты изучают самостоятельно.

Общаясь с преподавателем на лекциях и семинарских занятиях, студент может задавать вопросы, возникшие у него в процессе самостоятельного изучения материала, устранить появившиеся сомнения в правильности усвоения того или иного понятия. Для этого следует явиться к преподавателю в установленные официально часы консультации.

Задачами занятий являются развитие у студентов навыков самостоятельной работы с учебной литературой и нормативными актами; грамотного и логически-последовательного изложения изученного материала; анализа правовых норм путем их толкования применительно к конкретным жизненным ситуациям. Для достижения поставленных задач надо серьезно относиться к подготовке занятий. Начать рекомендуется с ознакомления с темой по учебнику, затем проанализировать нормативные акты. Дополнительно рекомендованные источники изучаются на выбор по желанию студента. Некоторые из рекомендованных работ (по указанию преподавателя) студент должен изучить с составлением краткого конспекта. К каждому семинарскому занятию студенты решают задачи, которые выдаются преподавателем, ведущим занятия. Решение задач должно быть письменным с обоснованием сделанных выводов ссылками на нормы конкретных статей ЖК РФ и иного законодательства. Для более глубокого усвоения материала по темам, вынесенным на семинарские занятия, студенту предложен перечень вопросов самоконтроля.

По окончании первого семестра изучения дисциплины студенты сдают зачет. К сдаче зачета допускаются только те студенты, которые выполнили учебный план, не имеют пропусков лекций и семинарских занятий, а также неудовлетворительных ответов и отказов от ответов на семинарских занятиях.

Процесс изучения курса целесообразно строить в нескольких направлениях - теоретическом, практическом, публичном.

Теоретическое изучение предполагает:

• быть внимательным на лекциях преподавателя;

• прочитать указанную в УМК основную литературу, имея при этом в виду, что изучение темы по учебникам, различным комментариям требует соотношения ее содержания с теми проблема­ми, которые освещал преподаватель; студенту необходимо письменно изложить спорные вопросы, дать свою правовую аргументацию для представления их к обсуждению и разрешению на семинарских заня­тиях либо на консультации;

• приступая к изучению темы или раздела учебника рекомендует­ся прочитать его целиком, чтобы понять основную мысль автора; пе­речитывая, сосредоточиться на основных, ключевых вопросах темы, которые внести в краткий конспект;

• изучить нормативные акты по теме: Конституция РФ, федераль­ные законы, подзаконные акты РФ; соответствующие проблеме постановления Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ , а также законодательные акты Томской области и пр.

Практическое изучение включает:

• участие в семинарских занятиях, где требуется дополнительная теоретическая и практическая подготовка - тезисное конспектирова­ние ответов на задачи и вопросы, указанные к теме семинара;

• предварительное изучение научной литературы (основной, а также учебных пособий, монографий, статей и др.) по теме семинара; активное участие в семинарских занятиях по решению практических ситуаций;

• участие в проведении тематических «деловых игр», предлагае­мых преподавателем;

• составление процессуальных документов на основе положений действующего законодательства в период между семинарскими занятиями;

• решение контрольной работы;

• подготовку и сдачу зачета и экзамена с использованием своих конспектов, предполагает самостоятельность работы по отработке вопросов курса жилищного права, выносимых на зачет.

Публичное изучение предполагает деятельность юриста, готовящегося получить специальность «Юриспруденция», что предполагает непременные публичные выступления выпускника Академии. Знающий, профессионально подготовленный юрист, не умея выступить перед слушателями, достойно и аргументированно представить свою правовую позицию, не сможет каче­ственно выполнить свою основную функцию по защите нарушенных прав физических и юридических лиц. В этой связи необходимо на­учиться и приобрести навыки ораторского искусства, выступать перед слушателями умело, убедительно, профессионально.

Основные виды учебных занятий: лекции, практические (семи­нарские) занятия, консультации. Завершается изучение дисциплины зачетом.

В понятие аудиторных занятий входят лекции, практические занятия, консультации.

В плане семинарского занятия предлагается тема, обязательная для изучения. Выполнение заданий призвано способствовать развитию у студентов аналитического мышления, умения самостоятельно работать с нормативными актами, систематизировать полученные знания. Для выработки у обучающихся практических навыков преподаватель по своему усмотрению предлагает им решить задачи, представляющие собой конкретные дела из практики судов. Студент должен дать теоретический анализ ситуации и судебное решение дела. При подготовке к занятиям студент не должен ограничиваться списком литературы, указанной в пособии, а осуществлять ее самостоятельный поиск.

В качестве форм контроля занятий используются:

- устные опросы;

- проверка самостоятельной работы;

- зачет по результатам семестра.

Совокупная оценка за курс складывается из следующих основных показателей:

1)отработанность темы:

- посещение занятий и участие в дискуссии;

- самостоятельная работа;

2) зачет по результатам семестра;

При изучении жилищногоправа кафедра рекомендует основные и дополнительные источники, указанные в настоящем комплексе.

Лекционный блок включает две сессии, в ходе которых преподаватель:

• доводит до сведения слушателей ключевые вопросы основных тем;

• проводит обзор наиболее актуальных проблем жилищного пра­ва;

• анализирует судебную практику применения жилищного законодательства;

• излагает наиболее сложные, имеющие концептуальный харак­тер вопросы;

• дает рекомендации по организации самостоятельной работы по изучению курса.

Консультации по изучаемой дисциплине проводятся пре­подавателем с целью обеспечить разрешение вопросов, возникших у студента при самостоятельном изучении курса. Они организуются в соответствии с графиком консультаций на семестр, разработанным кафедрой гражданского права Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия для студентов. В случае об­ращения за консультацией одновременно нескольких человек представ­ляется целесообразной рекомендация о предварительном согласова­нии с преподавателем данного вида занятий с целью организации со­ответствующей аудитории для группы студентов.

Проведение Семинарского занятия преследует несколь­ко целей:

1. предварительной проверки глубины усвоения студентом изу­ченного материала;

2. отработки практических навыков студента в принятии решений в правовых ситуациях (решение гипотетических задач, участие в деловых играх, разбирательство конкретных судебных дел);

3. совместного анализа наиболее сложных проблем жилищного права, а также спорных вопросов, имеющих большую социальную значимость.

Подготовка к семинарскому занятию требует от студента:

• глубокого изучения соответствующих разделов учебников и до­полнительной литературы, чтобы иметь представление о вынесенных на обсуждение семинара проблемах;

• продумать, решить и подготовить письменно ответы на вопросы заданий к теме семинара, чтобы быть готовым аргументированно защитить свою позицию на занятиях;

• представить правовые источники, на которых планируется осу­ществлять защиту принятого студентом решения;

• в обоснование своей позиции представить акты судебной прак­тики по разрешению подобных правовых ситуаций для сравнения и толкования;

• записать вопросы, возникшие при подготовке к семинарскому за­нятию.

Поскольку план аудиторных занятий рассчитан на 36 часов, студен­там необходимо подготовить решение задач по темам, указанным в комплексе. Остальные задачи подлежат разрешению в порядке самоподготовки.

Поскольку на процесс запоминания влияет повторение материала, студенту необходимо использовать возможность обсудить со студен­тами итоговые решения задач, к которым он пришел в ходе самоподго­товки, что является элементом тренинга. Особенностью данного этапа образовательной работы является самоконтроль.

Правильность решений преподаватель проверяет на семинарских занятиях посредством устного опроса студентов.

Не явившиеся на практические занятия либо не принявшие учас­тия в решении задач студенты сдают ответы преподавателю в пись­менном виде по всем задачам.

При подготовке к сдаче зачета следует руководствоваться пе­речнем вопросов, входящих в список, указанный в конце УМК, конспектами лекций, учебниками, нормативными правовыми актами, ма­териалами судебной практики. Предпосылкой положительных ответов на зачете будет краткий конспект ответа на каждый вопрос, подготовленный студентом перед зачетом. Способствует запоминанию устное изложение ответов сокурснику либо пересказ перед зеркалом.

Образовательный процесс носит длящийся характер, поэтому и строить работу по самоорганизации и самообразованию необходимо равномерно в течение всего семестра - в соответствии с темами лекций и семинарских занятий, указанных в УМК.

Необходимым условием допуска студента до зачета является решение контрольного задания (работы), которое в установленные сроки должно быть сдано на кафедру гражданского права. Примерные задания имеются в настоящем комплексе. С учетом небольшого отрезка времени на аудиторные занятия по заочной форме изучения дисциплины, студенту необходимо организовать работу по самостоятельной подготовке курса жилищного права, для которой в плане отведена самая большая часть времени.

Целью самостоятельной работы студента является глубокое, полное усвоение учебного материала, а также приобретение и развитие навыков и умения заниматься самообразованием. Непосредственно для судебной деятельности самообразование должно носить непрерывный и систематический характер, так как жилищное законодательство несовершенно и практика его правоприменения находится в состоянии реформирования.

Сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности (лекции, семинары, консультации, подготовка рефератов, контрольных и др.) способствует формированию профессионального правового сознания, общему развитию личности юриста.

Самостоятельная работа студентов складывается из работы с нор­мативными правовыми актами, материалами судебной практики, учеб­никами, конспектами лекций, дополнительной литературой.

В процессе обучения студенты выполняют ряд самостоятельных заданий в рамках внеаудиторной работы.

К видам самостоятельной работы в рамках обучения по данной программе относятся:

- поиск и изучение существующих доктринальных материалов в рамках курса;

- поиск и изучение нормативных правовых актов, в том числе с использованием электронных баз данных;

- поиск и изучение материалов судебной практики по каждой теме курса;

- анализ изученных материалов и подготовка устных докладов и рефератов в соответствии с выбранной для этого вида работы темой.

В рамках изучения материалов как доктринального, так и правоприменительного характера студенты должны ознакомиться с основными подходами к изучению каждой темы, составить собственное мнение о проблемах, затрагиваемых в теме.

Неотъемлемой частью учебной работы является конспектирование лекций, основных положений законодательных актов. Для студентов конспектирование представляет определенную сложность. В процессе работы с письменными источниками необходимо научиться отмечать основные положения, конспектируя их. Поэтому важным для правильной организации самостоятельной работы является регулярное посещение лекционных занятий и добросовестная работа на них.

При работе над текстом лекции необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, имеющиеся исследования по ним. Определенную специфику имеет самостоятельная работа с научной, справочной литературой, периодическими изданиями. Поскольку далеко не все важные вопросы достаточно полно раскрываются в лекциях, студент должен самостоятельно работать с учебными пособиями, дополняя конспект лекций. Полноценная подготовка к занятиям невозможна без знания нормативно-правовой базы – нормативных правовых актов, составляющий огромный массив жилищного законодательства, - поэтому целесообразно такую же работу проводить при изучении законов и подзаконных актов.

Эти рекомендации уместны и при изучении монографической литературы. При изучении тем, вынесенных на самостоятельное изучение, необходимо обращать внимание на основные проблемы судебной практики по данным темам, исследовать новинки периодической литературы.

Важнейшей самостоятельной работой студентов является подготовка к семинарским и практическим занятиям. В процессе данной работы студенты должны изучить рекомендованную литературу, нормативные акты, руководящие положения высших судебных органов, а также исследовать основные вопросы судебной практики. Список литературы приведен в настоящем комплексе. Однако студентам надо знать, что наука жилищного права развивается и рекомендуется самостоятельно следить за новинками в цивилистике.

Творческая работа студентов предполагает: написание рефератов, курсовых работ, участие в деловых играх и научных студенческих конференциях. Возможно выступление с докладами по интересующей теме.

Работа по изучению курса «Жилищное право» должна строиться с учетом того, что заочной формой обучения пользуются лица, как правило, работающие в структурах судебной власти и юридических подразделениях внесудебной системы. Имея жизненный и профессиональ­ный опыт, они в состоянии не только сознавать последствия своей деятельности, но и нести ответственность за ее результаты.

Студенту надлежит учесть, что, применяя на практике свои знания жилищного законодательства, он должен:

1. научиться самостоятельно принимать решения;

• овладеть навыками отстаивать взгляды и принятые решения в спорных ситуациях;

• убедительно используя правовую аргументацию, уметь излагать и готовить юридическую документацию, а также различные судебные акты, имеющие свою специфику и правовые последствия;

• профессионально участвовать в судебном разбирательстве в лю­бом процессуальном качестве;

2. эффективно использовать правовой и практический опыт коллег.

Заочному изучению курса жилищного права неоценимую услугу окажет пересказ прочитанного слушателю, либо себе перед зеркалом, либо просмотр своего выступления на видеозаписи. Проверенный вре­менем, это один из лучших способов закрепления материала. Подоб­ный метод, как упоминалось выше, способствует запоминанию про­читанного, поможет услышать (и увидеть) собственную манеру подачи правового материала, речь отточит юридические формулировки в диалоге с однокурсником. Для этой цели можно использовать выступления на тематических конференциях, семинарах как у себя на работе, так в Академии или ее филиалах, либо в других местах.

Для запоминания материала можно предложить следующее.

Изучив теоретическую часть вопроса, разобрать 1 - 2 задачи по теме, используя для этого примеры именно судебной практики, поквартальные обзоры которой публикуются в специальной литературе, тесты, ответить на контрольные вопросы УМК. Для анализа судебной практики рекомендуется использовать материалы, опубликованные в юридических журналах; при отсутствии печатного издания можно ис­пользовать также информацию, содержащуюся в электронных спра­вочных правовых системах «Гарант», «Консультант-Плюс», «Кодекс» и др. Запоминанию способствует чтение не только учебника, но и различных комментариев к ЖК РФ, а также специ­альной литературы. Если появится свой вариант решения изученной проблемы, не­обходимо изложить его письменно, указав правовую аргументацию своей позиции, найти в специальной литературе или судебной практике аналоги своему варианту решения, проверить правовую позицию правоприменителя в сравнении со своей и пр.

Такой подход избавляет от поверхностного изучения дисципли­ны, помогает запоминанию темы, оказывает помощь в реализации знаний в собственной практической деятельности.

В практике применения знаний в деятельности начинающих юри­стов весьма распространенным является неумение выпускников вузов использовать полученные знания в реальной правовой ситуации. У юристов, имеющих опыт работы, подобное встречается реже.

По общему правилу разрешение правового казуса (задачи) начинается, как минимум, с освежения в памяти основных положений теории права, конституционного, международного и гражданского процессуального права, соответствующих проблеме постановлений Конституционного Суда РФ и Пленумов Верхов­ного Суда РФ и пр.

Самостоятельное же изучение практической части курса «Жилищное право» предлагается начинать с определенного подхода к решению задач, в основе которого лежат три основных направления.

1.Правовой (какие правоотношения возникли в споре; нормы права, регулирующие эти отношения; только ли нормы подлежат применению; где находятся эти нормы (закон, раздел, глава, статья или параграф); действуют ли нормы; не изменены ли; имеют ли обратную силу; наличие пробелов и коллизий в законе).

2. Процессуальный (надлежащий ли суд рассматривает спор; определить субъектов спора; чем доказано изложенное; относимы/допустимы ли доказательства; что подлежит учету при оценке и пр.)

3. Нравственный (правильно ли истолкованы буква и дух закона; не нарушены ли основные права и свободы гражданина; не противоречит ли решение суда целям, ради которых допускается вмешательство государства в ограничение прав и свобод граждан, когда это необходимо в демократическом обществе).

 

Задания для выполнения контрольных работ

Первые буквы фамилии Решить задачи к темам
Вариант 1 А – Ж Темы: 1, 5, 9, 13
Вариант 2 З – О Темы: 2, 6, 10, 14
Вариант 3 П – Х Темы: 3, 7, 11, 15
Вариант 4 Ц - Я Темы: 4, 8, 12, 16

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...