Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы гармонизации соответствующих нормативных правовых актов Всемирной торговой организации и Российской Федерации.

Право ВТО – комплексное образование (совокупность) международно-договорных норм материального, процессуального и процедурного характера, закрепленных в нескольких десятках межгосударственных соглашений, в числе которых основополагающими выступают: GATT (ГАТТ, Генеральное соглашение по тарифам и торговле); GATS (ГАТС, Генеральное соглашение по торговле и услугам); TRIPS (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности); TRIMS (Соглашение по инвестициям); АоА (Соглашение по сельскому хозяйству); SPS (Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах); ТВТ (Соглашение о технических препятствиях торговле); соглашения по субсидиям, антидемпинговым мерам, финансовому рынку.

Реализация правил ВТО осуществляется членами организации добровольно. В конфликтных ситуациях в дело вступают руководящие органы ВТО, а прежде всего суд ВТО (Dispute Settlement Body). Решения Суда утверждаются автоматически, если не высказано единогласное мнение об отказе в его утверждении. То есть сторона, желающая блокировать принятие решения, должна убедить все государства-члены ВТО (включая представителей противной стороны) в необходимости отказаться от его утверждения. Торговые конфликты в ВТО разрешает специальный суд – так называемая Комиссия по урегулированию споров. По идее она должна защищать интере­сы всех 155 стран, входящих в организацию. На деле Суд нередко выносит решения в интересах крупных трансна­циональных компаний, чаще – американских. Меморандум ВТО от 19 марта 2001 г. постановляет, что национальные законы и ре­гулирование стран можно отменить, если ВТО посчитает их «более обременительными», чем необходимо, что позволяет Суду ВТО отклонять «контраргументы, указывающие на гарантиро­вание общественного блага», а вместо этого на первом месте должен стоять принцип эффек­тивности.

Следует также учитывать некоторые особенности юрисдикционных органов ВТО. Во-первых, право ВТО носит прецедентный характер, судебные решения основываются на уже принятых ранее решениях, несмотря на то что фактические общественные отношения уже изменились, трансформировались объекты и участники договорных связей. Во-вторых, прецедентное право наиболее развито в США и Великобритании, внедрено в деятельность многих международных организаций и благодаря многочисленной армии юристов-знатоков прецедентного права, английскому языку судопроизводства оно используется, как правило, в интересах соответствующих транснациональных корпораций. В этом же ряду находится и третья особенность, заключающаяся в презумпции вины, то есть обвиняемая сторона в нарушении правил ВТО обязана доказывать свою невиновность. Естественно, что в целом ряде случаев интересы международного торгового капитала, международных концернов и банков оказываются выше интересов населения конкретного государства-члена ВТО.

Серьезную озабоченность вызывают сведения о разработке пакета документов ВТО, в которых предусмотрено резкое ограничение суверенных прав государств на регулирование инвестиционных процессов на своих территориях. Согласно проектам этих документов, зарубежные корпорации должны получить право в судебном порядке оспаривать те национальные законы, которые снижают прибыли ТНК от производственно-инвестиционной деятельности в соответствующих странах. А также – требовать компенсации за понесенный ущерб и упущенную прибыль. Может возникнуть ситуация, когда принимаемые законы, например, направленные на охрану окружающей среды или защиту здоровья населения могут быть отменены ВТО как «ограничивающие конкуренцию».

Российская Федерация за последние 20 лет, начиная с Конституции РФ 1993 года, проделала огромную работу как по гармонизации национального законодательства, в том числе при подготовке к вступлению в ВТО, с международно-правовыми нормами, так и по совершенствованию собственной правовой системы и правоприменительной практики в целях модернизации экономики, развития внешней торговли, совершенствования налогообложения и таможенных отношений.

Важную роль в этом смысле сыграл План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. №1054-р[23]. Во исполнение этого плана был принят целый ряд новых федеральных законов. В частности, по вопросам внешнеэкономической деятельности приняты: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании»; Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»; Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»[24].

Процесс гармонизации законодательства двух или более акторов предполагает взаимность, согласованность интересов, достижения консенсуса, возможность компромиссов. Путь этот длительный и непростой.

Даже в сугубо юридической сфере деятельности возникает много вопросов, требующих разрешения. Например, когда вступление еще только обсуждалось, одной из горячих тем была работа иностранных адвокатов. Теоретически, вступив в единое торговое пространство, страна должна открыть свой рынок и для заграничных знатоков права. Не отберут ли европейские правовые службы хлеб у наших юристов? Возникали вопросы и по страховым компаниям: что будет с нашими страховщиками? Через девять лет после вступления в ВТО, в нашей стране смогут открывать свои филиалы иностранные страховые компании. Всех плюсов и минусов этого мы пока не осознаем. Активно приходят на наш рынок и иностранные юридические фирмы. Сегодня многие из них активно нанимают российских юристов, в том числе адвокатов, и работают через них. В прошлом году Министерство юстиции Российской Федерации утвердило регламент по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность у нас. Однако пока учет иностранных защитников не налажен. Правовое сообщество волнуется, что иностранные адвокаты смогут работать если не сами, то руками наших юристов. Поэтому проблема допуска на наш рынок иностранных юридических фирм еще требует обсуждения. У нас колоссальный дефицит юридических специалистов, которые имеют специализацию в области сельского хозяйства. А ведь в рамках ВТО надо защищать свои позиции, именно через механизм юридических процедур[25].

Трансформации России в конце XX – начале XXI вв. обострили необходимость модернизационных процессов в нашей стране. На траекторию современной российской динамики воздействуют множество самых различных факторов. Здесь формируются свои возможные сценарии к стратегии развития, определяемые как внешними, так и внутренними условиями[26].

Возможные последствия вступления России в ВТО могут быть представлены следующими основными сценариями:

1) Катастрофический сценарий исходит из того, что развивать реальное производство в России экономически невыгодно (в сравнении с более удобными для инвестиций азиатскими рынками), и, следовательно, рассчитывать на увеличение притока иностранных инвестиций в массовые производства не приходится. Таким образом, Россия и после вступления в ВТО будет представлять собой периферийный сырьевой рынок. Высокая зависимость от конъюнктуры мировых сырьевых рынков не позволит России адаптироваться к условиям ВТО, сырьевые отрасли будут развиваться за счет резкого сокращения перерабатывающих производств. Рост импорта и повышение тарифов на энергоносители приведет к массовому закрытию производств большинства отраслей (через цепочку межотраслевых связей), масштабной безработице в промышленном секторе и шоковым последствиям для населения. Крах лишенного государственной поддержки товарного производства в сельском хозяйстве подорвет социальную стабильность. Рост транспортных тарифов может вызвать фрагментацию страны. В перспективе сочетание этих факторов может привести к ослаблению государственности.

2) Оптимистический сценарий среднесрочных последствий вступления России в ВТО исходит из того, что существующие протекционистские меры экономически неэффективны, подпитывают коррупцию и перекладывают бремя расходов на конечного потребителя. Их отмена (или существенное снижение уровня протекционизма в отдельных отраслях) даст импульс отечественному товаропроизводителю. Увеличение объемов импорта приведет к росту конкуренции на внутреннем рынке. Введение прозрачного механизма расчета импортной пошлины увеличит ее собираемость и уровень защиты рынка. Улучшение инвестиционного климата позволит привлечь прямые иностранные инвестиции. Все это будет способствовать модернизации производственных мощностей, росту производства и повышению качества российских товаров. Конкурентоспособные российские товары получат гарантированный недискриминационный доступ на внешние рынки.

3) Реалистический сценарий предполагает, что в течение первых 3-4-х лет после вступления в ВТО Россия сможет получить определенный выигрыш за счет прекращения дискриминационных мер в отношении российских экспортеров сырья на внешних рынках. Отмена санкций позволит создать дополнительные рабочие места и нарастить мощности на предприятиях, несущих в настоящее время потери (по оценкам Минэкономразвития, прямые и косвенные убытки российских экспортеров составляют от 2,5 до 4 млрд. долл. в год). При этом рост экономики в целом составит от 1 до 3,3 % ВВП (по оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и Всемирного банка соответственно). Переходный период (от пяти до восьми лет), в течение которого будет осуществляться тарифная защита российских товаров, будет использован для модернизации производства. Эксперты Всемирного банка исходят из того, что на первом этапе приток доступной по цене и качественной импортной продукции может привести к спаду производства на российских предприятиях и росту безработицы, однако считают, что приток прямых иностранных инвестиций в перспективе будет способствовать увеличению числа рабочих мест, росту объема налоговых поступлений и платежеспособного спроса населения, что станет дополнительным стимулом для экономики. Для более детального исследования проблемы необходимо рассмотреть и отраслевые особенности введения нового торгового режима. Что­бы реально что-то изменить, на­до ориентироваться на стратеги­ческую цель, которая содержит­ся в нынешней редакции Кон­цепции долгосрочного развития России до 2020 года. Но чтобы Россия вошла в число ведущих, экономически развитых стран мира, что является императивом сохранения ее целостности, при напряженной работе потребует­ся минимум 20 лет, а это срок смены поколения.

И дело не только в людях. Российская экономика сегодня по оценкам специалистов, нахо­дится в так называемом четвер­том технологическом укладе, то есть это классический индустри­альный уклад с элементами пя­того. Наши конкуренты - веду­щие страны – в пятом с элементами шестого.

При любом политическом или эко­номическом решении необхо­димо просчитывать стратегию не только удач и побед, но и возможных рисков.

Политическая линия нашего ру­ководства в том и состоит, что, как нам кажется, оно понимает противоположные мотивы проблем вступления России в ВТО и то, что между ними надо искать равновесие. И его образ действий как раз отражает этот процесс.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...