Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приобретение и утрата прав состояния русского подданного: духовное состояние (по А.Д. Градовскому)

 

Русское законодательство XIX в., по мнению А.Д. Градовского, вследствие разнообразия народонаселения России и обширности ее территории, устанавливало больше градаций между лицами, пребывающими в пределах империи, чем другие государства. По А.Д. Градовскому гражданство - это совокупность отношений, которые связывают человеческую личность исключительно с данной страной и ее правительством. Ученый придерживался мнения о единстве гражданства, полагая двойное гражданство неприемлемым вариантом для страны. Так, он писал: «По справедливому замечанию Гер. Шульце, «обязанность верности и повиновения, по своей природе, не может быть разделена между несколькими государствами. Множественное подданство есть ненормальное явление, противоречащее развитому понятию о государстве».
Условия принадлежности к государству и пользование в нем гражданскими и политическими правами, как справедливо отмечал А.Д. Градовский, определялись в разные эпохи истории различно, под влиянием двух противоположных принципов - личного и территориального. Личный принцип приобретения гражданства нашел свое применение еще в эпоху Римской империи, а территориальный принцип получил свое развитие уже в новой формации при развитии феодального строя.

Приобретение русского подданства (гражданства), согласно учению А.Д. Градовского, опирающегося на действующее законодательство, было возможно несколькими способами. Во-первых, русское подданство приобреталось по праву рождения от подданных Российской империи. Также любое лицо русского происхождения, вне зависимости от места его рождения, считалось подданным России до тех пор, пока отношения гражданства (подданства) не будут прекращены. В отношении данного обстоятельства важно заметить, что в Российской империи за все время ее существования не было официально одобренного законодательного акта, регулирующего прекращение подданства, а в XIX -начале XX в. Россия оставалась единственным европейским государством, не признававшим свободу экспатриации.

Приобретение природного подданства инородцами было возможно через вступление в одно из русских состояний, причем, как указывал ученый, они освобождены от всяких формальностей. Подробным образом в учении А.Д. Градовского была освещена проблема приобретения русского подданства (гражданства) иностранцами, т. е. натурализация. Натурализация в Российской империи регулировалась законом от 10 февраля 1864 г. «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства».
Сравнивая русское и иностранное законодательство, А.Д. Градовский отмечал, что для России также характерны две разновидности натурализации: обыкновенная и чрезвычайная.

Ученый подробно рассмотрел во втором томе книги «Начала русского государственного права» условия обыкновенной натурализации, опираясь на закон от 10 февраля 1864 г. Так, для принятия подданства Российской империи иностранцу необходимо было находиться на территории Российской империи в течение 5 лет, доказательством последнего должно было служит свидетельство, которое выдавал губернатор той местности, где иностранец хотел бы поселиться. Принятию подданства должно предшествовать водворение иностранца в пределах империи. Далее, пишет А.Д. Градовский, по истечении указанного пятилетнего срока водворения, иностранец подает министру внутренних дел прошение с указанием состояния или общества, к которому он хочет и вправе приписаться. К прошению прилагались свидетельство об образе жизни иностранца, свидетельство о водворении и акт состояния. Кроме того, от иностранцев мужского пола, которые могли нести обязанность военной службы, требовалось свидетельство в том, что он отбыл эту повинность или свободен от нее. Впрочем, отмечает А.Д. Градовский, это свидетельство требовалось только от подданных тех государств, с которыми Россия заключила картельные конвенции о выдаче лиц, подлежащих конскрипции. Данные положения законодательства вполне соответствовали позиции А.Д. Градовского о том, что двойное гражданство является неприемлемым институтом.

Согласно вышеуказанному закону от 10 февраля 1864 г., министр внутренних дел мог удовлетворить заявление просителя или отказать ему в натурализации, даже если бы и были соблюдены все формальности. А.Д. Градовский также не акцентировал внимание на значительной роли бюрократического аппарата при решении вопроса о натурализации, однако данное обстоятельство нельзя назвать характерным, т. к. ученый придерживался идей либерализма, и существующее засилье бюрократизма в Российской империи, по его мнению, мешало последовательному развитию государства, т. к. для полного и цельного развития человеческой личности необходимы известные условия общественной и политической жизни, и интересы отдельной личности стоят во главе интересов государства.

Принятие в подданство, как отмечал А.Д. Градовский, сопровождается присягой, которая приносится в присутствии губернского правления и при участии духовного лица того вероисповедания, к которому принадлежит иностранец. Следует отметить, что данное обстоятельство свидетельствует о проявлении уважения к человеческой личности, а ценность последнего А.Д. Градовский пропагандировал на протяжении всего своего творческого пути.

Также ученый подчеркивал, что последствия принятия в подданство (гражданство) распространяются только на того индивидуума, кто принес присягу, и на его супругу. Не признавались русскими подданными дети иностранцев, которые были рождены до принятия их родителем русского подданства и принесения присяги, даже если они были несовершеннолетними. А.Д. Градовский в данном случае подчеркивает значение личного принципа при приобретении гражданства путем натурализации, соглашаясь с мне-
нием П.Ф. Фукара о том, что «натурализация есть как бы контракт между государством и лицом, которое принесло присягу, а потому этот договор распространяется только на лиц, которые его заключили, и затем на его нисходящее потомство».

Совершеннолетние дети натурализовавшихся граждан, как указывает мыслитель, могли сами подать прошение о натурализации, а несовершеннолетние могли решить этот вопрос по достижении возраста совершеннолетия. Исключение, по словам А.Д. Гра-довского, составляли жены иностранцев, принявших русское подданство. Они следовали подданству своих мужей.
Чрезвычайная натурализация, как писал А.Д. Градовский, по русским законам, как и в законодательстве европейских государств, предполагала сокращение срока предварительного пребывания в России вплоть до его аннулирования. Ученый при анализе законодательства выделил четыре варианта, при которых была возможна чрезвычайная натурализация. Во-первых, она была предусмотрена для тех иностранцев, которые имели особые заслуги перед Россией по разным основаниям, срок пребывания таких лиц мог быть сокращен Министром внутренних дел.

Во-вторых, особые условия были установлены для детей женского пола русских подданных, которые были замужем за иностранцами, но овдовели или были разведены, и для детей иностранцев, которые получили высшее образование в России, последние приобретали право принять присягу на подданство России, поступить на русскую службу в течение года по достижении ими совершеннолетия. Однако, как отмечает А.Д. Градовский, при пропуске установленного срока, на указанную категорию при желании принять подданство Российской империи распространялись общие правила натурализации.
В-третьих, чрезвычайная натурализация была предусмотрена для иностранцев, которые состояли на русской государственной службе, причем для них были установлены самые либеральные правила, и они могли принять русское подданство в любое время без ограничений по срокам.
В-четвертых, русская подданная после вступления в барк с иностранцем, принявшая его гражданство, в случае расторжения брака или вдовства могла вернуться в российское подданство при соблюдении единственного
условия - предоставить губернатору по месту ее пребывания в России свидетельство о прекращении брака.

Таким образом, рассмотрев воззрения А.Д. Градовского на институт гражданства, можно прийти к следующим выводам.
А.Д. Градовский определял гражданство как совокупность отношений, связывающих человеческую личность исключительно с данной страной и ее правительством, что, по нашему мнению, соответствует современному определению института гражданства как в теории права, так и в законодательстве. В отношении основного принципа приобретения гражданства А.Д. Градовский склонялся к личному принципу, не отрицая, однако, и действие территориального принципа.

Приобретение прав русского подданства, согласно учению А.Д. Градовского, было возможно на основании происхождения и на основании натурализации, которая в свою очередь подразделялась, в соответствии с традицией германского законодательства, на обыкновенную и чрезвычайную.[5]


8.Какие из перечисленных полномочий по петровскому законодательству принадлежали Сенату

 

а) комплектование собственный состав;

Б) заменять императора в моменты его отсутствия;

в) издавать законы; решать дела, по которым не могли принять решения соответствующие коллегии;

д) рассматривать челобитные, поданные рекетмейстеру;

е) назначать на должности чиновников госаппарата;

ж) решать вопросы престолонаследия.

При ответе используйте статьи соответствующих нормативных актов.

 

Указ от 5 марта 1711 года о порядке обсуждения дел в Сенате и о должности обер-фискала

Всем, в Сенате пребывающим, места иметь по списку, кто после кого написан в определительном указе.

Голосы иметь равные, и у всяких указов потписывать всем своими руками. И что хотя один не подпишет и засвидетельствует неправо тому бытии приговору, то и протчие недейственны суть. Аднакож, надлежит тому, хто оспорит, тое протестацию дать за своею рукой на письме.

Выбрать обор-фискала, человека умнова и доброва (из какого чина ни есть).

Дела же его сие суть: должен он над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправых суд; також – в зборе казны и протчего.

И хто неправду учинит, то должен фискал позвать его перед Сенат (какой высокой степени ни есть), и тамо его уличать.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...