Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития сюжетно-ролевой игры

Пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра является наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) и педагогов (Р.И.Жуковская, А.П.Усова, Д.В.Менжерицкая). Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самой игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.п. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют детям самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему доступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д.Ушинский: «…в игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельность распоряжения своими же созданиями».

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действие – одно из основных средств реализации сюжета. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детсад), производственные, отражающие проффесиональный труд людей (игры в больницу, магазин), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).

Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и другие. В старшем и дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий (положил голову на подушку – уснул) дети активно используют речевые комментарии. Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушить логику развертывания содержания игры.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует, в соответствии с представлением о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей его жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствует их полу.

Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:

ü Формирование игры как деятельности

ü Использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

Формирование игры как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением. Прием руководства игрой с целью формирования ее как деятельности условно можно разделить на традиционные (разработаны Р.И.Жуковской, Д.В.Менджерицкой) и новые, исследованные в последние годы (Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко).

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игровое значение носит знаковый характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка.

К старшему дошкольному возрасту, в связи с возросшим опытом и знаниями детей, развитием их воображения, усложняется содержание игры, игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий, а комбинированные, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Г.Д. Луков указывает, что дети 5 – 6 лет, в отличие от младших, не столь легко соглашаются с изменением употребления предметов в игровой ситуации: для них не безразличны объективные свойства предмета, так же, как и его назначение, привычное по предыдущей деятельности. Кроме того, раз изменчив способ действия с предметом и его название, ребенок прочно сохраняет заданным предметом новое игровое назначение, даже в том случае, если оно не прямо соответствует его первоначальному игровому употреблению. Решающее значение приобретает включение данной вещи в игровое действие ребенка и тем самым в систему связей с другими предметами игровой ситуации.

Характер игры старших детей в основном такой же, как и в среднем возрасте, но с некоторыми особенностями. Для них игровой способ действия по отношению к замещающей вещи очень устойчив, более чем для младших.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов жизни человека, первый его «университет». Но в отличие от студента настоящего университета ребенок занимается сразу на всех факультетах. Он постигает (конечно, в доступных ему пределах) тайны живой природы и природы неживой, усваивает азы математики. Проходит он и элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается он и к филологическим наукам, приобретая умения не только эмоционально воспринимать произведение художественной литературы, сопереживать его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Он становится и маленьким языковедом, потому что приобретает способность не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов – предложение. Все это необходимо для успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. «В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть».Игра - своеобразная школа чувств ребенка, взятая роль захватывает его, воздействует на детские чувства: доктор - внимателен и чуток; мама - добрая и заботливая; командир - справедливый и строгий; учительница -умная и требовательная. И если ребенок берет на себя одну из этих ролей, то, вживаясь в образ, он искренне переживает. Именно поэтому важно, чтобы ребенок брал на себя положительные роли: игра должна будить в нем добрые чувства. Только в этом случае она оказывает благотворное влияние.Постепенно расширялся фронт педагогических исследований детской игры в целом, а также ее различных видов:- творческие (сюжет дети придумают игры-драматизации);- игры с правилами: решение задачи и соблюдение правил (подвижные, дидактические;- конструктивные.При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают сюжет, подбирают нужные игрушки. Все происходит под тактичным руководством взрослого, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил.Между играми с правилами и творческими много общего:- наличие условной игровой цели;- необходимость активной самостоятельной деятельности;- многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрывают роли;- правила есть и в творческих играх без этого не может успешно проходи игры, но эти правила устанавливают сами дети.Отличие:- в творческой игре активность направлена на выполнение замысла, развитие сюжета;- в играх с правилами решение задачи, выполнение правила.Ребенок способен ставить в игре посильную цель, прилагать усилия к ее достижению, находить способы выполнения задуманного. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте развиваются мышление и воображение. Дети начинают отражать в игре свои переживания и впечатления. Задача воспитателя содействовать тому, чтобы они подражали хорошему примеру. Чтобы у них складывались правильные представления, формировались положительные качества. Важно развивать активность и самостоятельность в игре, сочетать подражание с творческой выдумкой.Своеобразие игры это подлинно человеческая деятельность. Психологи и педагоги, русской школы (Д.С. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, А.А. Люблинская, В.П. Усова и др.) углубили анализ и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность:- игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей, она возникает на основе подражания манипулятивных действий с предметами;- игра является способом, которым ребенок пользуется в этой деятельности, она осуществляется комплексными действиями;- игра, как и другая человеческая деятельность меняется с изменением исторических условий жизни людей;- игра, как форма творческого отражения ребенком действительности;- игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, а значит и развития познавательных и нравственных способностей и сил ребенка;- игра представляет собой коллективную деятельность;- разносторонне развивая детей, сами игра тоже изменяет и развивается по мере развития детей.Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Если на четвертом году жизни у детей часто преобладает интерес к действию, из-за чего цель временами забывается, а на пятом году жизни можно научить детей обдуманно выбирать игру, ставить цель и распределять роли, то у детей 5-7 лет возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. И замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время завладевают воображением. Особый характер имеет замысел в играх – драматизациях, которые помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений. У детей 6-7 лет игры – драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей. В этих играх можно видеть, как указывал Б.М. Теплов “переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме”.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...