Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры – драматизации с куклами бибабо.

В этих играх на пальцы надевают куклу. Движение её головы, рук, осуществляется с помощью движений пальцев, кисти руки.

3. Импровизация.

Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. Вместе придумывают тему, обсуждают, как её изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды

Театральные игры как разновидность сюжетно - ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей. От содержания драматизируемого произведения зависит состав участников игры, слова, которые они произносят, последовательность происходящих событий, создание определенных декораций, атрибутов, подбор музыкального сопровождения и т. д. Действия, производимые детьми в игре – драматизации, более сложны, чем в сюжетно – ролевой игре при подражании, увиденному в жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой – либо из встречающихся в жизни объектов. Но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста. Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах воплощения их – движениях, мимике, интонациях. Это в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуя свой жизненный опыт.

Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик.

В играх – драматизациях дети объединены общими переживаниями, они учатся согласовывать свои действия, подчинять желания интересам коллектива, то есть происходит развитие дипломатических качеств общения.

Этот вид игр дает возможность охватить всех детей группы. Дети – зрители не являются пассивными созерцателями, уровень их активности достаточно высок. По мнению известного детского писателя С. В. Михалкова, хороший зритель, как хороший актер, полностью перевоплощается в героя. Так что, воспринимая сценическое действие. Дети сопереживают героям, ищут пути решения сложных ситуаций, сочувствуют обиженным, а значит, учатся общению, взаимоотношениям, усваивая готовые модели поведения и различные ситуации, которые могут им встретиться на жизненном пути.

Игра – драматизация занимает особое место при решении задач художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ее родством с театром. «В театрализованных играх детей можно видеть переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме», - так писал об этом отечественный психолог Б.М. Теплов. Синтетический характер театрального искусства закономерным образом переносится в игру – драматизацию дошкольников. В связи с этим игра – драматизация требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (театральной, театрализованной, изобразительной, музыкальной) и деятельности самопознания. Таким образом, процесс игры – драматизации возможен, если ребенок:

- имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;

- имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия);

- включается в игровую деятельность соответственно свои способностям и возможностям (ребенок – «режиссер», ребенок – «актер», ребенок – «зритель», ребенок – «оформитель» - «декоратор» спектакля).

Исследователями А.Г. Гогоберидзе и С.Г. Машевской была предпринята попытка классификации игровых позиций, исходя из индивидуальных способностей и возможностей дошкольников. С опорой на предложенную классификацию разработаны следующие характеристики данных позиций в игре – драматизации.

Ребенок – «режиссер» - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок – эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру – драматизацию, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).

Ребенок – «актер» - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудностей при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).

Ребенок – «зритель» - обладает хорошо развитыми рефлекторными способностями, ему легче «участвовать в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре – драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, переживает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).

Ребенок – «декоратор» - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры. Которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно – изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

Театрализованные игрушки - это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. В театрализованным игрушкам относят костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декорации, маски, бутафория и другое. Для развлечений, карнавальных игр хороши крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, животные). Использование театрализованных игрушек требует определённого игрового оборудования: театральной переносной сцены, магнитных, фланелевых устройств, состоящих из экрана-основы и крепящихся к ним фигурок.

Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, в глазах ребёнка они должны быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Археологические исследования, литературные источники донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. В Древнем Египте игрушки делали из дерева и ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера пытались «оживить» игрушку, передать в ней характерные движения, присущие реальному предмету: игрушка – крокодил с открывающейся пастью и т. д.

В античные времена в Греции, Риме игрушки стали важным средством воспитания. Сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря (куклы, фигурки). Было развито земельное производство игрушек, которые стали предметом торговли в разных странах. По свидетельству греческого философа Плутарха, среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров.

На территории Восточной Европы древнейшие игрушки, которые найдены археологами, относятся ко II веку до н. э. Это скифские всадники и повозки из глины.

Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Вадонежа, Москвы, Коломны.

Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющихся во многих странах мира. Сохранились игрушки, предназначенные для представителей знати и их детей. От тех времен сохранились кукольные дома с полной обстановкой, выполненной из драгоценных металлов, каменей, кукольные дома, так же как и заводные игрушки, предназначались для украшения интерьера и увеселения гостей. Такие игрушки мастер обычно делал в единственном экземпляре. Многие из них – настоящие произведения искусства. Неудивительно, что они хранились как фамильные ценности, передавались по наследству.

Существовали игрушки и для детей бедноты, но они не дошли до наших дней из-за недолговечности материала.

На Руси игрушки имели серьезное значение. Смысл народной игрушки – развить, занять, повеселить, порадовать ребенка.

В летописях, относящимся к XII веку, содержится упоминание об игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI-XVII веков. Центрами гончарной игрушки стали село Гжель, Двелековская слобода, Тула и др. Крупный промысел деревянной резной игрушки (первые упоминания о нем относятся к 1663 году) сложился в с. Богородское, вотчине Троице-Сергиева Монастыря. Для детей вырезали фигурки лошадей, птичек, медведей и др.

В Сергиевом Посаде, получившем известность как центр игрушечного царства в России, изготовляли токарные деревянные расписные игрушки, а также игрушки из папье-маше. Отсюда же начало свое шествия по городам весям России матрешка.

Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрнберге в XIX веке. Здесь в 1880году стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпустить массовую дешевую продукцию.

Конец XIX века, начало XX века – время развития технических игрушек. А развитие электронной промышленности открыло новые горизонты в создании сложной детской игрушки.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...