Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Театрализованные игры в детском саду.

Выдающийся русский психолог Л.С.Выгодский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности». Решению этой задачи способствует театральные занятия, которые проводятся в детском саду.

Знакомство детей с театрализованными играми начинается в первой младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, воспитатели стремятся вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально-игровой деятельности, побуждают общаться с куклой, хорошенько ее рассмотреть, не препятствуют стремлению поиграть с «актерами», участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя малыши включаются в театрализованные игры.

Начиная со второй младшей группы, последовательно дети знакомятся с различными видами театрализованной деятельности. Параллельно обучают детей основам актерского мастерства. Для этой цели используется этюдный тренаж, который способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия. Развиваются также навыки выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Работа над кукольными спектаклями и театрализованными играми ведется параллельно.

Развитие способностей детей средствами театрализованной деятельности осуществляется с помощью следующих задач:

1. Побуждать интерес к театрально – игровой деятельности, создавать необходимые условия для ее проведения.

2. Обучать детей ориентироваться в музыкальном зале. Закреплять представления об окружающих предметах. Дети должны уметь называть предметы театрально – игрового оборудования.

3. Развивать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

4. Развивать речь детей с помощью театрализованной деятельности: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

5. Побуждать детей сочинять сказку с помощью воспитателя, используя для этой цели кукол настольного театра.

6. Использовать имитационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Развивать память, внимание, мышление детей.

7. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого человека и умению выразить свое.

8. Знакомить детей с приемами кукловождения напольных кукол. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

9. Обучать детей сопровождать движение куклы песенкой, придуманной самостоятельно.

10. Поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых инструментах.

11. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Театрализованная деятельность во второй младшей группе включает в себя следующие виды деятельности:

­- игровое творчество с помощью привлечения, поощрения, поддерживания детей к сочинению коротких сказок, историй, используя настольный театр резиновой, конусной, мягкой игрушки;

- песенное творчество, включающее сопровождение куклы песенкой, сначала на отдельные слоги, а затем и короткий текст;

- танцевальное творчество предполагает вызвать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку, импровизировать простейшие танцевальные движения;

- импровизация на детских музыкальных инструментах, вызываемая сначала заинтересованностью играть с музыкальными игрушками, а потом на детских музыкальных инструментах со звуком неопределенной высоты.

В средней группе и далее объединяют кукольный спектакль и театрализованную игру в единое целое. Этот вид деятельности называют театрализованными играми с элементами кукольного театра. Он интересен тем, что одновременно одна часть детей играет с театральными куклами, а другая – продвигается в качестве актеров драматического театра. Малыши сами выбирают вид деятельности (кукольный театр или инсценировка) в соответствии со своим психологическим состоянием. Неуверенные в себе ребятишки чаще всего предпочитают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями). Дети, преодолевшие себя или не имеющие психологических проблем, обычно хотят участвовать в спектакле в качестве актеров драматического театра.

Развитие способностей детей средней группы определяется следующими задачами:

1. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

2. Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях. В песенных и танцевальных импровизациях.

3. Расширять представления об окружающих предметах. Развивать умение вычленять признаки предметов (цвет, форма, величина), определять материал, из которого изготовлены игрушки, декорации, атрибуты к театральным спектаклям. Расширять знания детей о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.

4. Пополнять и активизировать словарь детей (существительные, глаголы, прилагательные для обозначения действий персонажей).Формировать умение характеризовать душевное состояние и настроение персонажей театрального спектакля, интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально – игровой деятельности.

5. Закреплять знания детей о правилах манипуляции с верховыми куклами (это те куклы, которыми кукловод управляет снизу из-за ширмы, и зритель его не видит).

6. Используя верховых кукол, побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать новые с помощью воспитателя и без него.

7. Обучать детей сопровождать движение куклы по ширме песенкой, придуманной на заданный текст самостоятельно.

8. Поощрять желание детей самостоятельно играть с театральными куклами.

9. Формировать у детей стремление включать в самостоятельные игры песенные, танцевальные импровизации.

В средней группе следующие виды театрализованной деятельности:

- игровое творчество – сочинение детьми песенных характеристик персонажей кукольного спектакля;

- танцевальное творчество – сочинение танцевальных характеристик персонажей спектакля в жанре народной пляски, марша и вальса;

- импровизация на детских музыкальных инструментах – знакомство с игрушками – инструментами, издающими звуки определенной высоты, обучение приемам игры на них.

В старшей группе практически все детсадовские питомцы, при наличии продуктивной работы воспитателя в младших группах, освобождаются от комплексов, активно участвуют в театрализованных играх, поэтому роль кукольного театра несколько уменьшается.

Задачи для этой возрастной группы по развитию творческих способностей будут следующие:

1. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.

2. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к игрушкам, куклам, костюмам, декорациям.

3. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров, уметь различать их и называть (настольный театр, верховые куклы, куклы с «живой рукой», театр марионеток) Марионетками принято называть кукол, управляемых сверху, чаще всего с помощью нитей, они приводятся в движение при помощи ваги. Вага – деревянная крестовина, к которой на ниточки подвешивается кукла. Кукла с «живой рукой» состоит из деревянного стержня – шеи и головы из папье – маше, свободно свисающий костюм. Вместо рук куклы – руки кукловода в цветных перчатках.

4. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок.

5. Поддерживать попытки детей самостоятельно составлять небольшие рассказы, используя кукол – марионеток, закреплять знания о правилах манипуляции с ними и куклами с «живой рукой».

6. Приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а также действия персонажей кукольных и драматических спектаклей.

7. Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях, стремление пластикой своего тела создавать яркий запоминающийся образ.

8. Воспитывать желание играть с театральными куклами.

Театрализованная деятельность в старшей группе включает в себя следующие виды деятельности:

- игровое творчество – побуждение детей вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, коллективно создавать образы персонажей, стремление подыгрывать партнеру;

- песенное творчество – сочинение коллективно песни в характере своего героя;

- танцевальное творчество – сочинение танцевальных характеристик персонажей кукольного театра марионеток в жанре народной пляски, импровизация движений вальса и польки, используя кукол марионеток;

- импровизация на детских музыкальных инструментах – игра попевок, подбор их и включение в игровые импровизации с куклами с «живой рукой».

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для разработки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творческие способности в различных видах деятельности:

- игровое творчество, осуществляемое методом побуждения инсценировать хорошо знакомые сказки с использованием атрибутов и костюмов, необходимых для данной сказки. Репертуар складывается их программного содержания для данного возраста;

- песенное творчество, закрепляющее умения сочинять песни в определенном жанре на заданный текст в характере своего героя с использованием настольных игрушек;

- танцевальное творчество, побуждающее детей передавать настроение музыки танцевальными движениями под фонограмму в костюмах и с атрибутами;

- импровизация на детских музыкальных инструментах, предполагает совершенствовать умения детей воспроизводить различные ритмы и мелодии.

Все виды театрализованной деятельности опираются на основные навыки театрального мастерства, которые включают в себя:

- основы кукловождения;

- основы актерского мастерства;

- основы кукольного театра;

- основные принципы драматизации;

- самостоятельная театрализованная деятельность.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...