Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Театрализованные игры, влияние на личность ребенка.

 

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образами для подражания. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися образами. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившегося героя, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Каждый образ, созданный ребенком, неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности малыша, его манерой держаться, выражать себя. Если они не совпадают, дети – зрители своими репликами подсказывают «артисту», как ему следует исполнять роль, чтобы еще больше походить на персонажа. Таким образом, ребенок незаметно для себя как бы присваивает положительные качества персонажа.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности этой деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит с окружающим миром во всем его многообразии. А, умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая речь, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний. Поступков, событий, в которых они участвуют.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б.М.Теплов (1896 – 1965), - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравнимо большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б.М.Теплов. Другими словами, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки, не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, то вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность, если ее брать как систему, преследует основную цель воспитания, основанную на приоритете общечеловеческих ценностей – это формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительные процесс в целом.

Для старших дошкольников интересны игры – драматизации, у них сохранилось положительное к ним отношение. Ведь в этом возрасте значительно выросли их физические возможности: движения более координированные и пластичные, длительное время они могут переживать определенное эмоциональное состояние, готовы анализировать его, выражать. Дети седьмого года жизни отличаются способностью устанавливать причинно- следственные связи между событиями и явлениями, понимают причины поведения и поступков героев литературных произведений. Деятельность детей по подготовке и проведению театрализованных представлений в старшем возрасте приобретает более самостоятельный и коллективный характер. Они готовы самостоятельно выбирать литературную основу спектакля, иногда сами сочиняют коллективный сценарий, комбинируя различные сюжеты. Распределяют между собой обязанности, самостоятельно обсуждают и подготавливают необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю. Дети старшего дошкольного возраста уже сознательно стремятся обставить свой спектакль декорационными элементами, присущими театральному искусству взрослых. Это стремление обнаруживается в желании детей иметь сцену, занавес, декорации, афиши, билеты. Следует заметить, что именно в этом возрасте подготовительные действия к спектаклю являются частью неразрывного творческого процесса и доставляет детям не меньшую радость, чем само представление.

Уже к пяти годам дети способны к полному перевоплощению, сознательному поиску сценических средств выразительности для передачи настроения, характера, состояния персонажа, умеют находить связи между словом и действием, жестом и интонацией, самостоятельно додумывают и входят в роль, придают ей индивидуальные черты. Все большее значение для них приобретает собственное отношение к образу. Ведущую роль начинают играть личные ощущения, эмоции, переживания. В этом возрасте у детей отмечается стремительное желание «поруководить спектаклем», ребенок учится быть режиссером: предлагает варианты решения каждой сцены, самостоятельно распределяет роли, помогает «актеру» найти более выразительные способы передачи образа, обсуждает декорации, костюмы, реквизит. Педагог в свою очередь, исполняет роль помощника – консультанта, оказывая педагогическую поддержку в процессе подготовки и в ходе игры – драматизации. Основная задача педагога – активизировать и развивать индивидуальные способности и возможности каждого ребенка.

В ходе наблюдений за детьми, в процессе театрализованной деятельности очень часто складываются подобные ситуации. Например. Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить и что делать. Сюжет «рассыпался», и дети постепенно потеряли интерес к игре. Или дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку не достается. Расстроенный ребенок уходит.

Таким образом, становится очевидным, что развитие театрализованной деятельности детей старшего возраста зависит от определенных условий. К ним относятся внутренние условия – индивидуальные возможности и способности детей и внешние условия, к которым относится семья ребенка, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в развитии игровой деятельности детей.

Проектирование этих условий начинается с анализа информации о подготовленности детей в игре и существующих в ДОУ условиях, влияющих на развитие детской игровой деятельности. Средством получения информации необходимой педагогической информации стала педагогическая диагностика. Она включила в себя: изучение особенностей детских интересов и предпочтений, своеобразие игровых позиций детей.

Схема

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...