Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моделирование игр-сказок на песке

Этапы игры Средства Стиль поведения взрослого
1. Введение в игровую среду   Установка на внимательное слуша­ние и активное участие. - присказ­ки, потешки, обещание необыкно­венных приключений и испытаний. Доверительный стиль общения, внимательное отношение к каж­дому ребенку, диалог с каждым, сниженный тон голоса, суггестив­ный характер высказываний.
2. Знакомство с игрой и ее героями Прослушивание начала сказки, исто­рии и строительство в песочнице иг­рового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов - того, что требуется по сюже­ту игры), заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.) Позиция «отстраненного рассказ­чика», доброжелательного и мяг­кого помощника, исследователя создаваемого пространства
3. Моделиро­вание кон­фликта, труд­ностей Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит не­что, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.) Создание ситуации, в которой ре­бенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмо­ции, при этом взрослый может выступать разрушителем, ис­пользуя фигурки и куклы
4. Выбор помощи Обращение к ребенку за помощью: - что будет с жителями страны? Что же делать? Как быть? Смо­жешь ли ты помочь? - только ты (вы), с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны. Можно облачаться в сказочные оде­жды и знакомиться с помощниками Взрослый - заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход наравне с ребенком. Взрослый убеждает, подбадрива­ет, вселяет веру в себя, указыва­ет на потенциальные возможно­сти ребенка. Применим сугге­стивные интонации
5. Борьба и победа Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь - они мудрецы и ры­цари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее про­исходит восстановление, реконструк­ция, преобразование песочной стра­ны. Именно сейчас дети выступают Творцами - восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навы­ками. Строят так, чтобы в новой стране всем было удобно. Усилива­ется успешный опыт - детям благо­дарны все сказочные существа Он поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересо­ванность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получит­ся. Потом высказывает искрен­нее восхищение ребенком, бла­годарность за выдумку, доброту
6. Утвержде­ние победы Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы Стиль поведения взрослого -взрослый спрашивает об эмоцио­нальном состоянии детей, мыс­лях и чувствах, которые возника­ли в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию и пр.
7. Перспекти­ва дальней­ших приклю­чений Рассказ о последующих играх, при­ключениях Взрослый пытается заинтриго­вать ребенка

 

Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные «разминки».Например:

Дмитрий Фролов

Начинаем наши игры!

Подвигайтесь-ка вперед!

До чего же вы, ребята,

Удивительный народ!

***

Как учит Фея Эльфов,

Чтоб вызвать их старание:

«Повесьте ваши ушки

На гвоздичек внимания!»

***

Раз вдохнули, два вдохнули..

Хлопнули в ладошки,

А теперь садимся рядом,

Как в земле картошки!

***

Алексей Густышкин

Чтоб злодеев побеждать

Мало просто много знать.

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным.

А еще желательно

Делать все внимательно!

 

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

 

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое — твердое и пр. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир.

Игра «Отпечатки рук»

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. - Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?» Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Может подвигать руками?

- «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

- «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),

- «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем по очередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец -мизинчиком).

- далее, можно группировать пальцы по-два, по три, по-четыре, попять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?

- «поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз». Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, про­извольного внимания и памяти.

Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...