Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Система коррекционно-педагогической работы по обучению игровой деятельности детей с разным уровнем здоровья и развития

 

3.1. Учебно-игровой характер логопедических занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи.

 

Эффективность логопедической работы по развитию речи детей определяется квалификацией логопеда, его владением методикой развития речи, умением подобрать необходимый для каждого случая речевой материал, на котором строятся занятия с детьми. Материал в той форме, которая более всего отвечает ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой.

Игры на формирование звукового состава речи, речевые игры, упражнения, потешки, чистоговорки, загадки для формирования грамматического строя и связной речи у детей.

Основные направления работы над фразовой речью: словарный состав, грамматический строй, фразовая речь в разных формах высказывания. Логопед может вводить свои задачи, исходя из состава, возраста и состояния речи детей.

Важным при использовании игр будет включение в работу тех детей, уровень речевого развития которых ниже поставленной задачи. Вовлечение в игру детей с низкими речевыми возможностями заставляет их реализовать свои, пусть малые знания, дает им стимул, делает их в собственных глазах равноправными участниками занятий.

У детей с нарушениями речи не все речевые ЗУНы складываются равномерно: одни – сформированы, другие – нужно корригировать, третьи – нужно формировать. Общая задача логопедической работы по развитию речевых ЗУНов должна решаться дифференцированно. Это осложняет организацию работы, но повышает ее эффективность.

Лексическая сторона речи – ребенок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи.

На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические категории – части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие – лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений. Помимо собственного лексического значения, слова имеют эмоционально-экспрессивную окраску.

Задачи в работе над словом:

· работать над узнаванием слов, а также над различением слов, близких по звуковому и слого-ритмическому оформлению;

· работать над развитием умений отличать правильно и неправильно произносимые слова;

· работать над развитием пассивного словаря, т. е. накоплением в памяти слов, которые умеет узнавать и понимать ребенок;

· работать над систематизацией (упорядочиванием) слов, которыми располагает ребенок, группировать их по разным признакам;

· работать над разными видами значений слов: предметной соотнесенностью с понятийным значением, ситуативным, эмоциональным и др.;

· работать над «сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям (синонимами, антонимами);

· работать над смысловой сочетаемостью слов;

· работать над активизацией поиска слов ребенком.

Как видно из приведенного списка (его можно продолжить и детализировать), задачи логопедической работы над словом в целом совпадают с задачами работы над словом в детском саду. Вместе с тем логопедическая работа над словом имеет и свою специфику. Воспитатель детского сада, организуя работу над словом, опирается на тенденции спонтанного развития речи нормальных детей и в основном направляет это развитие, а логопеду приходится формировать структуру слов и систему их значений у детей с нарушенной речью, при этом он не всегда (и в достаточной мере) может опереться на имеющиеся достижения в их речевом развитии.

Логопеду, таким образом, приходится работу над словом начинать с формирования основ. Нужно формировать предметную отнесенность слова (т.е. связь наименования с предметом), на ее основе формировать обобщающую функцию слова (т.е. отнесенность слова не только к отдельному предмету, но и к группе подобных предметов), формировать понятийно-обобщающую функцию слова (т.е. отнесенность слова к классу предметов: мебель, посуда и т.д.).

Формирование обобщающей функции слова строится на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак среди признаков, выделяющих предметы. Эту работу по выделению признаков предметов нужно направлять, развивая наблюдательность ребенка, его познавательную активность, учить сравнивать между собой предметы, делать вывод о сходстве или несходстве предметов. При этом, чем больше ребенок сможет выделить признаков и свойств предмета, чем больше он будет приводить сравнений предметов по их свойствам, признакам, тем больше будет развиваться его речемыслительная деятельность. Логопед может предложить детям набор признаков, по которым они должны определить предмет, как это делается в загадках, может попросить детей самих придумать такие загадки. Такая игра принесет очень большую пользу.

Выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать (или совершает на глазах ребенка) предмет, логопед одновременно стимулирует, активизирует употребление (и формирование) слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Эти слова, полученные на одном материале, следует переносить на другой материал (если кубик красный, следует выяснить, какие еще предметы бывают красными; если собачка бежит, то можно уточнить, кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.

Значительную помощь в упорядочении, группировке словаря окажет работа по ситуативной отнесенности слов, предусматривающая задание назвать как можно больше предметов, вовлеченных в одну и ту же ситуацию (столовая, игровая комната, спальня и др.). Полезна также работа по называнию частей целого предмета (машины, дома и т. д.), нахождению целого по наименованию частей. Эта работа предшествует более сложной для ребенка работе по группировке слов, называющих признак (например, цвет), действие, группу предметов (например, животных), а также по классификации предметов (как назвать одним словом куклу, машинку, кубики).

Работа по формированию словаря открывает ребенку возможности для развития фразовой речи, так как умения выделять в предмете свойства, признаки и определять действия, которые предмет может совершать, составляют основу для построения высказывания об этом предмете. При помощи стимулирующих вопросов логопеда («А какой это предмет? А что он может делать? А как он это делает?» и т. д.) можно построить достаточно развернутое высказывание-сообщение, высказывание-вопрос и т. д.

В дальнейшем, упражняясь в таких построениях, дети строят высказывания и начинают ими пользоваться самостоятельно. Вместе с тем работа над словом позволяет активизировать и развитие произносительных навыков у детей.

Логопедическая работа по развитию речи детей требует внимания и к формированию грамматического строя. Эта работа также тесно связана с работой над словом, так как в речи слово употребляется в той или иной словоформе, сами же словоформы связываются по законам грамматики. В этой работе важно обратить внимание как на связи слов (согласование, управление, примыкание), так и на участие в выражении этих связей служебных слов, в том числе и предлогов. Отрабатывая различные виды сочетаний слов, логопед формирует у детей умения правильно строить предложно-падежные сочетания.

Работая над словосочетанием, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое из отработанных словосочетаний включалось в предложение. Необходима при этом целенаправленная работа по правильному построению и употреблению форм существительных, прилагательных и глаголов.

Работа над предложением должна предусматривать два направления: работу по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания и работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений (парафразам), выражающим одно и то же содержание. Все это будет способствовать развитию у детей «грамматической сноровки» (А. М. Пешковский).

Вся работа над развитием речи должна проводиться с опорой на взаимосвязь смысловой и структурной сторон речи, на основе сознательной деятельности детей и ориентироваться на задачу развития творческих речевых умений, без которых невозможно развитие ребенка и его обучение в школе.

Поскольку в процессе работы будут совершенствоваться речевые умения и навыки, логопед должен как можно больше предусматривать в своей работе развитие творческих речевых умений детей. Особенно важно на это обратить внимание при работе над диалогами, пересказом, составлением рассказов. Задавая образец, следует побуждать детей к поискам разных способов передачи сообщения па одну и ту же тему, шире практиковать задания типа: «Продолжи рассказ», «Составь рассказ по началу (зачину)», «Сделай более полным рассказ», «Составь рассказ по началу и концу».

Представляется очень важным, чтобы в ряду умений, которые формирует или совершенствует логопед, оказались умения, которые можно назвать контролирующими. Слушая чужую речь, ребенок должен уметь оценивать ее по параметру: правильно – неправильно. Мы подчеркиваем: чужую, потому что свою речь он научится оценивать позже, на основе умения оценивать чужую речь. Слушая чужую речь, ребенок должен уметь сопоставлять ее с теми образцами речи, которые хранятся у него в памяти. На этой основе и происходит узнавание. Если эти образцы нормированы, то ребенок может отличать неправильное от правильного.

Но у ребенка в памяти могут храниться искаженные образцы, и тогда правильное он оценит как неправильное. Следовательно, контролирующие умения формируются как бы в три этапа: на первом этапе нужно сформировать образцы на основе чужой речи, на втором этапе – опираться на операцию сопоставления предлагаемой речи с образцом, записанным в памяти, а на третьем, наиболее деятельном – формировать умение контролировать собственную речь.

Эти умения очень важны для правильного формирования собственных произносительных навыков ребенка, а впоследствии для овладения письмом. Начав формировать эти умения на звуковом материале, их в дальнейшем нужно перенести на лексический и грамматический материал. В этом случае у ребенка будут выработаны упреждающие корригирующие умения, исключающие ошибку в речи или, во всяком случае, уменьшающие вероятность ее появления. Эти умения лучше и легче всего сформировать на материале чистоговорок, так как чистоговорки укрепляют слухо-пронзносительные связи, а при их ошибочном исполнении может создаваться курьезный эффект, вызывающий живую эмоциональную реакцию, которая оказывает стимулирующее положительное влияние на формирование произносительных умений.

В логопедической работе нужно всегда учитывать необходимость переноса умений и навыков, выработанных на одном материале, в одной форме речи, на другой материал, на другую форму речи.

Эффективность логопедической работы над речью в значительной мере определяется и тем, как сам ребенок участвует в речевом процессе, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности в этом процессе. Логопед должен так направлять педагогический процесс, чтобы дети все активнее участвовали в коммуникативных операциях. Инициатива сначала принадлежит в основном логопеду, а детям отводится роль слушателей, исполнителей (схема: логопед – дети), потом инициатива должна переходить к детям, а логопед выступает в роли посредника, стимулирующего деятельность детей (схема: ребенок – логопед – дети), а в дальнейшем занятия можно строить так, чтобы общение осуществлялось по схеме: ребенок – дети, а логопед при этом выступал в роли ненавязчивого режиссера. По-видимому, логопед может строить занятия как с опорой на одну из схем, так и на их комбинации, в соответствии с целью своего занятия и возможностями детей.

 

Руководство игровой деятельностью детей на логопедических занятиях.

Известно, что игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми.

При организации речевых игр и упражнений можно руководствоваться, например, такими рекомендациями:

· игры не должны быть длительными по времени (5-10-15 минут);

· они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель – помочь ему в этом;

· игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;

· игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия или проводиться в один из режимных моментов (на прогулке, в минуты отдыха и пр.);

· в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;

· в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;

· в процессе игры руководитель принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключении – обязательно поощряет детей всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...