Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема изучения игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

1. Особенности общей и мелкой моторики (мешают игре или нет).

2. Наличие интереса к игрушкам и действиям с ними; характер этого интереса: разлитой (когда ребенок перескакивает с одной игрушки на другую), избирательный.

3. Устойчивость интереса.

4. Адекватно ли употребление игрушек (использование предмета в соответствии с его назначением. Есть ли неадекватные действия, перечислить).

5. Характер игровых действий:

· манипуляции (не являются специфически игровыми, это действия, в ходе которых узнаются свойства предметов):

- специфические - направлены на выявление свойства предмета двигает машину взад и вперед, рассматривает колеса),

- неспецифические - постукивание, покусывание, бросание (колотит куклу, нагромождает кубики и бросает);

· процессуальные (действия не направлены на конечный результат, ребенок получает удовольствие от самого процесса действия);

· сюжетные (действия, связанные между собой логикой сюжета).

6. Пользуется ли ребенок каким - то изобразительным действием с воображаемыми предметами.

7. Использует ли в игре предметы-заместители, понимает их роль.

8. Как ребенок сопровождает свою игру речью, составляет ли она с игровыми действиями единое целое, какими видами речи пользуется: фиксирующая; регулирующая; планирующая.

9. Продолжительность игры.

10. Особенности эмоционально-волевой сферы: активен или пассивен ребенок, возбудим или вял, с удовольствием ли играет или из-за подчинения.

11. С кем вступает в контакт в процессе игры: со взрослыми, с детьми.

 

Варианты конспектов обучающих игр для детей с интеллектуальным недоразвитием

"Познакомимся с Аней"

Педагогический замысел: познакомить детей с куклой, вызвать интерес к ней, желание играть. Дать образец несложных игровых действий с куклой, стимулировать сопровождение их речью.

Материал: кукла Аня, коляска.

Содержание игры. Дети удобно располагаются на ковре вокруг педагога, он говорит: "К нам в гости пришла кукла, ее зовут Аня, давайте с ней познакомимся!". Кукла Аня "подходит" к каждому по очереди, "протягивает" руку: "Я - Аня, а тебя как зовут?" Дети отвечают, педагог предлагает пожать Ане руку, погладить ее по головке и пр. Далее взрослый обращается к кукле: "Аня, хочешь посидеть с нами на коврике? Садись, Аня! Дети, попросите Аню сесть" - педагог стимулирует детей к общению с куклой с помощью речи и жестов.

"Аня, как настоящая девочка, - продолжает педагог, - вот у нее руки. Где у Ани руки? Вот ноги, где ноги? Вот голова, где голова? Покажите, пожалуйста, где глаза, нос, рот?" Дети показывают, легко дотрагиваясь руками, педагог поощряет высказывания детей, их действия. Если дети не говорят, неоднократно четко произносит нужные слова сам, спокойно и ласково, показывая плавными движениями и жестами, доступными для подражания.

Педагог делает вид, что кукла шепчет ему что-то на ухо, а он внимательно слушает, потом обращается к детям: "Аня хочет спросить, а где у вас руки и ноги? Можно у вас это узнать?" Педагог стимулирует положительные ответы детей. Аня (педагог) обращается к каждому: "Где у тебя ручки? А у тебя где ножки? Можно я поглажу тебя по голове, а ты можешь погладить меня? Можно к тебе на ручки?" - и тому подобное, радующее детей и устанавливающее эмоциональный контакт с куклой.

"Кукла Аня устала,- заканчивает занятие педагог, - давайте покатаем ее на коляске!" Дети катают по очереди, педагог играет вместе с ними, дает образец речи и действий незаметно, не выходя из игровой ситуации. "Садись, Аня! Тебе удобно? Я тебя покатаю! Не бойся, Аня!" - педагог говорит короткими фразами, стимулируя детей к повторению в зависимости от речевых возможностей детей.

"Кукла Аня пляшет и поет"

Педагогический замысел: показать детям новые игровые действия с куклой, учить подражать действиям взрослого, закреплять интерес к кукле, воспитывать адекватное отношение к ней.

Материал: кукла Аня и ее "подружки" - куклы (по числу детей).

Содержание игры. Дети усаживаются на коврике вокруг педагога, за ширмой спрятаны куклы. Взрослый говорит детям: "Сегодня к нам в гости пришла кукла ... - педагог делает паузу, давая возможность детям самим назвать ее имя, - правильно, Аня. Она спряталась и ждет, когда мы ее позовем. Давайте позовем ее!" Дети зовут все вместе, потом каждый в отдельности: "Ой, не идет, позови ты, Таня! И ты, Вова, позови!.." - педагог стимулирует детей к речевой активности. Кукла появляется из-за ширмы, радуется каждому ребенку в отдельности, замечает какую-то деталь во внешности у каждого ребенка (прическа, платье, рубашка и т.п.). Все эти "маленькие хитрости" делают куклу близкой детям, облегчают контакт с ней.

"Аня умеет петь песенку, послушайте, пожалуйста!" - педагог берет куклу на руки, раскачивает ее в такт мелодии и поет: а-а-а-а. Потом кукла Аня "шепчет" ему на ухо, что хочет петь песенку вместе с каждым ребенком, обращается к каждому по очереди и приглашает попеть с ней. Дети поют плавно на выдохе, хором и индивидуально. Аня благодарит всех.

"Аня умеет танцевать", - продолжает педагог, берет за ручки куклу, она топает по ковру ножками в такт веселой мелодии. "Поможем Ане., похлопаем в ладоши!" Дети хлопают в ладоши, радуются забавным движениям куклы, кукла танцует и вдруг садится на ковер. "Аня, ты устала? Ой, устала Аня!" - педагог стимулирует детей к повторению этого вопроса и вывода, не говорящих - к подражанию жесту удивления и сочувствия. "Аня устала, пусть посидит, а мы потанцуем!" Дети танцуют, а педагог с куклой хлопает им в ладоши. Аня (педагог) говорит детям о том, что позовет своих подружек, чтобы они попели с ними песенки и потанцевали. Из-за ширмы "выходят" куклы, и каждый ребенок самостоятельно с помощью взрослого обыгрывает различные действия с ними (здоровается, приглашает танцевать, поет и т.п.)

"Кукла Аня ходит"

Педагогический замысел: продолжать учить детей играть с куклой, радоваться встрече с ней. Закреплять знакомые игровые действия, помогать сопровождать их речью, показать новые игровые действия с куклой.

Материал: кукла Аня и ее "подружки" - куклы (по числу детей).

Содержание игры. Занятие начинается с уже знакомой детям подвижной игры с речевым сопровождением: "Большие ноги идут по дороге", - педагог и дети движутся по кругу или в прямом направлении, произнося слова "Топ, топ, топ" все вместе и делая большие шаги. "Маленькие ножки идут по дорожке", - продолжает педагог, дети вместе с ним делают маленькие шажки и тихо произносят: "топ, топ, топ... В ямку -бух!" - все приседают, "падают" в ямку. "Как упали дети? Бух! Бух! Сидят в ямке, слышат, кто-то поет: а-а-а-а. Кто это поет? Правильно, Аня поет! Как поет Аня? Позовем Аню, пусть поможет выбраться из ямки!" - дети по очереди и хором зовут Аню. Она приходит, помогает каждому - протягивает ручки (вместе с педагогом). "Аня, а ты умеешь ходить? Покажи! Дети, попросите Аню: иди, иди!" Аня идет маленькими ножками: топ, топ, топ". Как идет Аня? Топ-топ. Дети повторяют вместе и самостоятельно. "Бух! Упала! Как упала Аня? Аи-аи, плачет Аня! Как плачет Аня? Не плачь, Аня, не плачь!" - педагог гладит по голове куклу, прижимает к себе, предлагает всем пожалеть Аню так же. "Не плачь, Аня, мы с тобой и с твоими подружками поиграем еще раз!" - заканчивает занятие педагог. Он раздает кукол по числу детей, игровое действие повторяется.

В результате серии занятий педагога и воспитателей, которые играют с куклой в вечерний отрезок времени, у детей формируются представления о том, что кукла такая же, как девочка. У нее есть лицо, глаза, нос, рот, руки, ноги и т.п. Она умеет плясать, петь, ходить и т.п. Когда она падает, ей больно, она плачет, ее надо жалеть. Куклу можно покатать в коляске (машине и пр.). Ребенку показывают и поясняют, что он сильный и добрый, а кукла маленькая и слабая, ее надо жалеть и беречь.

"Кукла Аня и медвежонок Даня"

Педагогический замысел: продолжать учить детей игровым действиям с куклой, познакомить их с мишкой, учить воспроизводить знакомые действия по слову, стимулировать к речевому сопровождению игровых действий.

Материал: кукла Аня, медвежонок Даня, "подружки" - куклы на всех.

Содержание игры. Дети входят в комнату, видят сидящих на ковре кукол. Они берут кукол на руки, педагог помогает детям сесть и усадить кукол (кукла сажается на левое колено и придерживается левой рукой).

Педагог говорит детям о том, что сегодня у кукол будет гость, и просит спросить у них, кто к ним придет? Дети спрашивают у своих кукол, взрослый отвечает за них: "К нам придет медвежонок Даня". Появляется медвежонок, знакомится с детьми. Медвежонок обращается к каждому ребенку с просьбой или вопросом (вопросы продумываются заранее, каждому ребенку дается посильный вопрос, чтобы не ставить его в ситуацию неуспеха), например: "Кто это у тебя на руках? Как зовут твою куклу? А что это у нее? (показывает на руки, ноги, глаза и т.п.). Медвежонок (педагог) спрашивает у детей: "А что умеет Аня? (Если дети не сумели назвать свою куклу по-другому, то допустимо одно и то же имя для всех кукол)". Покажите, как она топает? А петь умеет Аня? Спойте вместе с ней!" - продолжает педагог вместе с медвежонком, удивляется вместе с ним, радуется, стимулирует и поощряет детей. "А умеет ваша Аня танцевать? Я хочу с ней потанцевать, можно?". Дети разрешают: "Танцуй, Аня, танцуй, Даня!" Педагог берет куклу и мишку и показывает танец под знакомую детскую песенку: "Мишка с куклой громко топают, громко топают, посмотри, и в ладоши звонко хлопают, звонко хлопают, раз, два, три! А твоя Анечка будет танцевать с Даней?" - обращается педагог к каждому по очереди, дает возможность проиграть сценку самостоятельно, помогает тем, кому трудно.

Педагог говорит: "Устал медвежонок, устала Аня, пусть посидят, а мы спляшем". Взрослый повторяет слова песенки, танцует вместе с детьми. В группе воспитатели проводят аналогичное занятие под эту же мелодию (поют сами или используют запись на аудиокассете), позже для танца с куклой можно брать зайку, собачку Тяпку и т.д. В этом случае и слова меняются: "Кукла с зайкой громко топают..." или "Кукла с Тяпкой громко топают..." - так будет осуществляться повторность занятий и вырабатываться умение переноса игровых действий с игрушки на игрушку.

"Во что одета кукла Аня"

Педагогический замысел: продолжать учить детей играть с куклой, называть предметы одежды, снимать и надевать названный предмет одежды по показу (позднее по слову).

Материал: куклы в платьях, фартуках и платочках красного и желтого цвета (уже знакомого детям), на ногах тапочки (туфельки); красная и желтая корзинки.

Содержание игры. Занятие начинается с уже знакомой игры с речевым сопровождением - "Игра с платочками". Педагог раздает красные и желтые платочки детям, дети становятся в кружок, помахивают платочками под речевое сопровождение педагога: "У кого в руках платочек, тот пойдет ко мне в кружочек. Он платочек свой покажет и всем весело помашет". Дети вместе с педагогом произносят: "Вот-вот, вот какой! Вот какой платочек мой!" - и кружатся, подняв платочки кверху. Педагог продолжает: "Мы возьмем за уголки наши яркие платочки и поднимем выше, выше, выше наших ребятишек", -показывает, как надо двумя руками взять платочки за уголки, поднять их высоко над головой. "Сядем тихо все в кружок, спрячемся за свой платочек, а потом, а потом всех ребяток мы найдем", - дети приседают, платочками закрывают лицо, опускают платочки - нашлись. Педагог просит детей сесть поудобнее и догадаться, кому на головы они будут надевать свои платочки. Дети догадываются, а если это им сложно, педагог помогает и говорит, что надевать платочки будут куклам. Взрослый раздает детям кукол, каждый ребенок надевает на куклу платочек. Дети действуют по подражанию, педагог быстро приходит на помощь каждому ребенку в случае необходимости, сопровождает свои действия речью, помогая детям: "Я надену свой платочек Анечке. А я надену свой платочек ..." По ходу действий педагог спрашивает детей о том, что каждый ребенок делает. В процессе занятия постоянно дается образец и обязательно стимулируется разговор каждого ребенка с куклой.

Педагог продолжает: "Вот мы платочки надели каждой кукле, а что еще надето на них? Правильно. Платье. А где у Анечки платье?" и т.д. "Вот фартук. Вот тапочки (туфельки). Где фартук? Где тапочки? Какого цвета фартук у твоей Анечки? А у твоей девочки? Какого цвета платочек? Да, правильно, желтого. Да, правильно, красного цвета. Вот какая красивая сегодня Анечка. Платочек желтый и фартук желтый, у кого такая Анечка?" (Дети показывают своих кукол в соответствующих называемым цветам нарядах). Дети учатся снимать и надевать фартук и платочек.

На повторном занятии проводится сериация по цвету: красные предметы кладутся в красную корзинку, желтые - в желтую.

"Кукла Аня и кукла Ваня"

Педагогический замысел: познакомить детей с куклой-мальчиком Ваней. Учить различать кукол по одежде и прическе, закрепить в речи названия одежды.

Материал: кукла Аня в платье, на голове бант, кукла Ваня в рубашке и в шортах; коляска; машина.

Содержание игры. Дети расселись на ковре и настроились на игру с куклой; если предыдущее занятие прошло удачно, то встречу с куклой дети ждут и не составит большого труда удержать их внимание, поддержать интерес.

Педагог, будто случайно, находит фартук и платочек и говорит: "Ой, что это? А это? Чей это фартук? Чей это платочек?" Дети радуются, что они знают ответ, смеются над "недогадливостью" педагога. "Правильно, - продолжает педагог, - это Анечка сняла фартук и платок и ...(педагог делает загадочное лицо, достает из-за ширмы нарядную куклу с большим бантом на голове)... надела нарядное платье, завязала бант в волосы. Что это? Правильно, бант! Где бант? Правильно, на голове. Анечка идет в гости к своему другу... (педагог достает куклу Ваню) ... Ване. Ваня "здоровается" с Аней, с каждым ребенком. Педагог продолжает: "Давайте посмотрим, во что одет Ваня! Это ... (педагог дает возможность детям самостоятельно назвать предмет одежды детям, если дети не называют, называет сам и просит повторить каждого ребенка)... рубашка. Это ... шорты. Где рубашка? Где шорты? Ваня тоже нарядный, аккуратный, но почему у него нет банта на голове? Ваня, ты, почему без банта?" Дети смеются, кто понял шутку, отвечают, что Ваня - мальчик, а мальчики бантики не носят. Если дети не дают ответа, его дает педагог и просит повторить ответ детей с соответствующими жестами отрицания.

Педагог рассказывает детям о том, что у него есть машина и коляска. Просит детей угадать, кто хочет покататься на машине, а кто в коляске? (Предполагается, что дети посадят Ваню в машину, а Аню - в коляску. Каждый ребенок катает по очереди Ваню и Аню и сопровождает свои действия речью с помощью взрослого.

На повторных занятиях можно предложить другие предметы одежды, а также игрушки "в подарок" Ане и Ване. Игрушки подбираются так, чтобы дети могли без особого труда определить, во что предпочитает играть мальчик, а во что девочка.

"Моем руки Ане"

Педагогический замысел: учить детей новому игровому действию с куклой: мытье рук. Учить выполнять последовательную цепочку действий по подражанию действиям взрослого, дать образец речевого сопровождения действий.

Материал: тазики, полотенца, мыло, куклы по числу детей и для педагога.

Содержание игры. Дети заходят в комнату, встают или рассаживаются вокруг маленького стола, на котором уже приготовлено все для игры. Педагог сообщает им, что кукла Аня запачкала руки, спрашивает, что надо делать? Дети предлагают помыть кукле руки. Рассматривают и называют с помощью взрослого необходимые для этого предметы: таз, мыло, полотенце. Педагог задает вопросы о каждом предмете, о его назначении. Взрослый действует неторопливо, успевает коротко комментировать свои действия: "Воду наливаю в тазик. Вода теплая. Давай ручки, Аня, надо намылить их. Вот... ручки намыливаю. Не торопись, Аня, хорошо надо намыливать. А теперь смоем мыло. Вот так. Вытри, Аня, руки полотенцем. Вот и чистые руки у Ани".

"Анечкины подруги пришли с прогулки, давайте поможем им помыть руки?" - продолжает беседу педагог. Раздает все необходимое, называя при этом каждый предмет, повторяя его названия для каждого ребенка персонально, задает каждому вопросы о том, что он дает ребенку. Дети действуют по подражанию, педагог помогает и подсказывает детям в контексте игры, эмоционально настраивает каждого ребенка на включение в игру.

Последующие занятия проводятся "понарошку", вносится предмет-заменитель, усложняется цепочка действий.

"Купание куклы"

Педагогический замысел: учить детей купать кукол, выполнять последовательно цепочку игровых действий, сопровождать действия речью (мимикой, жестами), отвечать на вопросы по поводу предмета и действий с ним.

Материал: куклы-голыши, тазики (ванночки), мыло, мочалка, полотенце.

Содержание игры. Дети входят в комнату, педагог надевает фартук; сообщает, что занят важным делом и предлагает догадаться каким, показывая на стол - "квартирку", где расставлено все необходимое для купания куклы. Скорее всего, дети ответят: "Мы моем руки кукле", тогда надо обратить внимание детей на мочалку (губку) и подвести детей к правильному ответу.

"Хорошо, что вы пришли, ребята, поможете мне купать куклу", - продолжает педагог, не теряя темпа, настроя, взятого еще "с порога". "... В чем будем купать куклу? Что нальем в тазик? Какая нужна вода - горячая или холодная? Правильно, теплая!" - продолжает педагог, спрашивая детей и, если надо, отвечая за них. "Я наливаю воду в тазик, - говорит педагог и демонстрирует соответствующие действия, садись, Анечка, будешь мыться". "Не бойся, Анечка, вода не горячая. Оля, потрогай воду и скажи, что она теплая",- продолжает взрослый, предлагая ребенку потрогать воду так, как его уже учили при формировании культурно-гигиенических навыков. Так, четко дозировано и в словах, неторопливо, с паузами для того, чтобы дети успели и увидеть, и повторить, и ответить, и порадоваться. "Давай, Анечка, налью тебе водичку на спинку, на живот". Взрослый предлагает кому-то из детей помыть куклу, последовательно выполняя действия и уточняя по ходу их, что делает ребенок. Постепенно все дети вовлекаются в игровые действия, выполняют их по инструкции педагога.

Подводя итог, педагог обращает внимание детей на то, что Анечка стала чистая, но ей холодно, надо быстро завернуть ее в полотенце, чтобы не простудить, на этих действиях заканчивается вся цепочка игровых действий по мытью куклы. Одевание куклы можно добавить после того, как купание освоено детьми.

Педагог говорит детям: " Спасибо, что помогли мне купать Анечку, теперь она чистая. Хотите своих дочек покупать?" Если дети изъявляют желание, занятие продолжается. Каждый идет в свою "квартиру" и начинает купание куклы самостоятельно.

Усложнение: переходить к игре "понарошку", когда вода предполагается, а вместо мыла берется кирпичик из строителя. Усложняется цепочка действий мытьем головы куклы. К игровому действию добавляется и игровое сопровождение: "Закрой глаза, мыло может попасть!" и т.д. Можно дать бутылочку из-под шампуня (желательно маленького размера) и другие необходимые предметы.

Для лучшего усвоения последовательности игровых действий цепочка выносится в подвижную игру типа "Что мы делали - покажем, что мы сделали - не скажем", "Угадайте, что я делаю?", "Слушай, не зевай, быстро выполняй!" - здесь игровые действия имитируются, узнаются и называются.

"Угостим Анечку чаем"

Педагогический замысел: учить детей поить чаем куклу (позже и другие игрушки: мишку, Буратино, Карлсона и т.д.), последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними.

Материал: куклы, чашки, блюдца, ложки, сахарница и чайник из чайного сервиза, игрушечное печенье.

Содержание игры. Педагог - мама накрывает стол для детей, показывает и называет каждое действие. На первом занятии целесообразно накрыть общий стол по числу играющих детей. Взрослый приглашает детей за стол, еще раз уточняет, что стоит на столе, как называется каждый предмет и для чего он нужен, как им можно пользоваться. Педагог говорит детям о том, что за этим столом дети будут поить чаем своих дочек (кукол). Из-за ширмы появляются куклы, дети выбирают себе их по желанию, кто кого любит, усаживают на левое колено и придерживают левой рукой (показ дает педагог на своей кукле, помогает каждому ребенку взять правильно куклу, если возникает такая необходимость). Взрослый говорит со своей куклой и приглашает также разговаривать каждому ребенку со своей куклой: "Сейчас будем пить чай, Анечка. Вот чай наливаю в чашку... положу сахар... ложкой размешаю... возьми печенье... кусай печенье... пей чай... Не торопись, чай горячий..."

На последующих занятиях дети сами будут поить кукол чаем, игровое действие постепенно усложняется за счет вноса в игру сливочника (чай со сл'ивками), варенья и т.п. Где возможно, усложняется и речевое сопровождение, например: "Не пей чай из ложки. Держи чашку крепко. Молодец, ешь печенье аккуратно, не кроши..."

"Накормим Анечку обедом"

Педагогический замысел: учить детей наливать суп поварешкой из кастрюли, кормить куклу ложкой из глубокой тарелки, в мелкую тарелку класть второе (макароны-палочки, кружки-котлеты и пр.), поить компотом.

Материал: кастрюля, поварешка, сковородка, ложка, вилка, глубокая и мелкая тарелки, чашка - на каждого участника игры. Желательно использовать крупные игровые наборы, чтобы детям было удобно пользоваться в процессе игры.

Содержание игры. Взрослый говорит о том, что дети (куклы) хотят обедать, им надо приготовить обед и накормить детей. Уточняет с детьми, что для этого надо. Задает вопросы о том, для чего нужен каждый предмет: плита, кастрюля, поварешка; в какую посуду надо наливать суп и т.п. Далее взрослый осуществляет показ того, как надо варить суп на плите: "Кастрюлю ставлю на плиту, в ней суп варится. Суп сварился. Крышку открываю, суп наливаю. Осторожно, суп горячий, проливать нельзя. Вот налила суп в тарелку". Педагог сажает куклу на левое колено, придерживает ее левой рукой и дальше действует правой. Дети будут делать так же, если им трудно, то можно посадить куклу на стул, сами, сидя или стоя, кому как удобно, расположиться рядом, действуя двумя руками. Педагог показывает образец речи обращенной к кукле, например: "Ешь, Аня. Ложку держи ровно... не проливай суп, хорошо! Молодец! Все съела".

После демонстрации игрового действия детям раздаются плиты, куда ставится кастрюля, тарелки, ложки, поварешки, выясняется попутно название и назначение этих предметов, и игровое действие производится детьми самостоятельно. Педагог оказывает помощь при необходимости.

Если этот этап не вызвал у детей затруднений, можно продолжить занятие, накормив куклу вторым блюдом. Или это делается на отдельном занятии, а затем объединяется в единую цепочку игровых действий. Педагог дает образцы действий и речевого сопровождения: "...Молодец, Аня, хорошо поела суп. Теперь дам тебе второе. Вот сковородка. На ней котлеты и макароны ("понарошку"). Кладу котлету и макароны в мелкую тарелку. Бери вилку, ешь котлеты и макароны. Бери чашку... держи крепко... пей компот!" Если дети захотят кормить своих "детей" вторым, то просят все необходимое: сковородку, мелкую тарелку, вилку, а затем чашку для компота, попутно выясняя, для чего нужен каждый предмет.

Когда дети научились кормить кукол обедом и игровые действия не вызывают затруднений, можно усложнить игру, внеся "продукты": мелкие красные квадраты - "мясо" в суп, палочки - "макароны", красные круги - "котлеты", пластмассовые мелкие овощи и фрукты для супа и компота и т.п. в зависимости от имеющегося материала и воображения как педагога, так и детей.

Усложнение идет за счет соединения цепочек разных игровых действий: мытье рук и обед; обед и мытье посуды; поход в магазин за продуктами и приготовление обеда и кормление кукол. Первое время в "магазине" работает продавцом взрослый, он подсказывает и направляет действия детей: "Вот купите яйца (желтые или белые шарики, овалы), пожарите на сковородке вместе с котлетами"... или "Купите картошку, вот она. Почистите и положите в кастрюлю вместе с морковкой и мясом, будет отличный суп!".Позднее вы прибавите "солонку", "терку", "ножи".

"Укладывание Ани спать"

Педагогический замысел: познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом. Учить ласково обращаться с куклой, обращаться к ней как к дочке.

Материал: кроватки, одеяла, пододеяльники, подушки, наволочки, простынки, матрасики, куклы по числу детей, стулья. Сначала кукол легче давать раздетыми: "как будто они же разделись", позже раздевание можно включить в цепочку игровых действий.

Содержание игры. На столах - "квартирах", а лучше на ковре, но так, чтобы у каждого участника была своя "спальня", располагаются кроватки и кукольные стулья. Педагог обращается к детям: "Мы сегодня будем... (дети подсказывают)... правильно, укладывать спать нашу Аню. Куда положим Аню? Правильно, на кровать. Сиди, Анечка, пока на стуле, мы тебе все приготовим". Взрослый достает по очереди (по логике последовательности действий) необходимые предметы, медленно и четко действует, комментируя короткой фразой: " Это... матрац. Что это? Зачем матрац? Правильно, чтобы было мягко спать. На матрац положим... правильно, простынку. Простынки для того, чтобы матрац не пачкался. Зачем простынка? Под голову положим... подушку. Зачем подушка? А чем накроем Анечку? Правильно, одеялом. Зачем одеяло?" Если дети могут назвать наволочку и пододеяльник, то педагог называет и эти предметы. Позже дети учатся самостоятельно надевать их.

Педагог продолжает: " Ложись, Аня, голову клади на подушку. Я тебя накрою одеялом, чтобы было тепло. Спи! Спокойной ночи! Я тебе песенку спою: баю-бай, баю-бай!"

«Открытие магазина»

Педагогический замысел: учить детей оформлять магазин игрушек - расставлять игрушки на прилавке и витрине. Учить пользоваться чеками-заместителями; активизировать словарь детей: названия игрушек, чек, витрина, прилавок, продавец, кассир, покупатель. Вызвать у детей желание играть в магазин.

Материал: витрина, выполненная из пластика в уменьшенных размерах, игрушки, знакомые детям, касса - окошечко с надписью "касса", чеки - изображения игрушек на картоне, обтянутом пленкой.

Содержание игры. Педагог вспоминает с детьми о том, что они ходили на экскурсию в магазин, где продают игрушки. Уточняет, кто ходил с родителями в магазин игрушек? Какие игрушки они там видели? Сколько игрушек было в магазине? (Много или мало). Кто продает игрушки в магазине? (Продавец, но допустимо и "тетя"). Педагог уточняет, что тетя, которая продает игрушки в магазине, называется продавец. Дети повторяют за педагогом, продавец продает игрушки в магазине.

Взрослый приглашает детей к витрине магазина и говорит: "Это у нас будет магазин. Но пока магазин пустой, надо расставить игрушки в витрине". Педагог предлагает детям расставить в витрине игрушки, заранее приготовленные рядом на столе. После того как дети вместе с взрослым расставят игрушки, он обращает внимание на то, какой получился магазин, что в нем будет продаваться.

Педагог продолжает беседу с детьми и обращает внимание на то, что для покупки игрушки в магазине необходимо выбить чек в кассе. Предлагает детям рассмотреть картинки, которые будут чеками. Дети вместе с педагогом рассматривают "чеки", соотносят изображения на картинках с игрушками. Взрослый подводит итог: "Игрушки стоят в магазине на витрине, чеки лежат в кассе - магазин готов! Как называется наш магазин? Где лежат игрушки в магазине? Что надо взять у кассира в кассе, чтобы купить игрушку?" И т.п.

"Покупка игрушек"

Педагогический замысел: учить детей брать на себя роль покупателя, выполнять цепочку последовательных действий: подойти к кассе, дать деньги, взять чек, с чеком подойти к продавцу. Учить обращаться к продавцу, кассиру, друг к другу вежливо. Активизировать словарь за счет слов: чек, продавец, кассир; учить пользоваться заместителями денег - желтыми кружками.

Роль продавца выполняет воспитатель, кассира - помощник воспитателя.

Содержание игры. Педагог подзывает к себе детей и предлагает поиграть в магазин игрушек. Взрослый говорит детям, что каждый может купить в магазине такую игрушку, какую захочет. Берет за руку одного из детей и показывает как они идут в магазин за покупкой игрушки (рекомендуется выбрать малоактивного ребенка или не говорящего, чтобы приобщить его, таким образом, к игре). Педагог подходит к витрине, выбирает с ребенком игрушку, договаривается о том, что они ее будут покупать. Затем подходят к кассе и обращаются к кассиру (говорит взрослый): "Мне нужен мишка, вот вам деньги, дайте, пожалуйста, чек. Спасибо!" С чеком подходят к продавцу, педагог дает ребенку чек и просит отдать продавцу: " Дайте, пожалуйста, мишку". Ребенок берет игрушку, взрослый благодарит продавца, просит ребенка тоже поблагодарить (кивок головы или повторение фразы педагога). Взрослый предлагает ребенку поиграть с игрушкой, остальным детям - идти в магазин и покупать игрушки, помогает детям выполнять это игровое действие. Педагог дает образец выбора игрушки и, обращаясь к каждому, спрашивает о том, что хочет купить ребенок; просит узнать детей друг у друга о покупке, дает форму вежливого обращения, помогает детям составить вопрос и ответ. Эти диалоги организуются в игровой ситуации, очень эмоционально.

После того как дети сделали свой выбор, педагог ведет их к кассе и предлагает заплатить деньги. Дети подходят к кассе и выражают свою просьбу в той форме, которую предлагали взрослые в начале игры. Но многие дети быстро забывают форму обращения к кассиру, поэтому педагог с каждым подходит к кассе и дает образец обращения. Кассир (помощник воспитателя) обращает внимание на то, как дети-покупатели к нему обращались, обыгрывает ситуацию у кассы. Теперь у всех детей есть "чек", с ним они подходят к продавцу. Продавец помогает детям вести диалог у прилавка, создает проблемные ситуации. Эти ситуации очень просты, но заставляют детей задуматься над тем, что они покупают и как будут играть с этой игрушкой. Далее педагог организует игру с "купленной" игрушкой. В конце занятия обращает внимание детей на то, как продавец и кассир закрывают магазин, как наводят порядок в нем.

"Покупка подарка кукле Оле"

Педагогический замысел: учить детей брать на себя роль покупателя, выполнять цепочку последовательных действий по образцу. Закрепить правила поведения при посещении магазина, формы обращения к продавцу, к кассиру.

Содержание игры. Педагог обращает внимание детей на куклу, которая пришла к ним в гости. Она пришла очень нарядная, потому что у нее день рождения. Взрослый спрашивает у детей, что принято дарить на день рождения (подарок). Педагог предлагает детям сходить в магазин, купить игрушку в подарок, но как называется такой магазин она не знает, забыла... Дети "помогают" педагогу, называют нужный магазин, говорят о том, что там продают, назьшают различные игрушки и все вместе отправляются в магазин. Педагог останавливается по пути и вспоминает, что в магазине просто так игрушки не дадут, надо взять с собой... (деньги). Дети берут кошельки с деньгами и входят в магазин. Взрослый вспоминает с ними, куда надо сначала подойти, потом... Что дадут в кассе? Без чего нельзя получить чек?

Дети подходят к витрине, рассматривают игрушки, педагог включается в общение с детьми: задает вопросы по поводу покупки, советует всем договориться, чтобы купить разные игрушки в подарок Оле. Педагог обращается как прямо к кому-то из детей, так и через одного из детей спрашивает о желании другого. Здесь в диалог может включиться продавец (воспитатель), он интересуется, кому покупают дети игрушки, рассказывает о некоторых игрушках, дает рекомендации о покупках. Важно создать хороший эмоциональный настрой, желание выбрать свой подарок.

Затем дети идут к кассе, педагог просит разрешения у детей купить игрушку первым, дает образец. Дети подходят к кассе, кладут "деньги"-, берут чек, при этом соблюдается предложенная форма обращения, педагог постоянно помогает, стимулирует речь детей. Все получили чеки и направляются вместе с педагогом к прилавку, взрослый опять просит разрешения сделать покупку первым, давая образец общения с продавцом. Дети делают свои покупки.

Занятие заканчивается обыгрыванием купленных игрушек на дне рождения у куклы Оли.

"Мы идем в магазин игрушек с Карлсоном"

Педагогический замысел: учить детей брать на себя роль покупателя, выполнять цепочку последовательных действий по словесной инструкции. Закрепить правила поведения при посещении магазина, форм обращения к продавцу, к кассиру.

Содержание игры. Педагог подходит к детям с крупной игрушкой Карлсоном в руках (в роли Карлсона может быть взрослый, тогда игра приобретает еще большую эмоциональную окраску). Карлсон (педагог) знакомится с детьми и спрашивает их о том, куда они собрались. Дети вместе с педагогом отвечают, что собрались в магазин покупать игрушки. Карлсон радостно просит взять его с собой в булочную! Педагог "останавливает" его и обращается к детям с вопросом: "В какой магазин мы пойдем покупать игрушки?" Дети называют магазин, взрослый предлагает взять Карлсона с собой.

Дети радостно соглашаются, и каждому предоставляется возможность пригласить Карлсона словами: "Пойдем, Карлсон, с нами в магазин игрушек". Карлсон "подлетает" к продавцу (воспитателю) и говорит, что ему нужна игрушка. Педагог останавливает его: "Нет, Карлсон, неправильно. Послушай, дети тебе скажут, куда надо идти". Дети объясняют Карлсону (с помощью педагога), что сначала надо выбрать игрушку на витрине, а потом идти в кассу. Карлсон "подлетает" к кассе и кричит: "Дайте игрушку!" Кассир (помощник воспитателя) отвечает, что надо заплатить деньги. Карлсон очень удивляется и говорит, что у него нет денег. Педагог предлагает поделиться деньгами с новым другом и подсказать ему, что надо делать дальше. Дети протягивают Карлсону по кружку-монетке и объясняют (с помощью взрослого), что надо делать с ними. Карлсон продолжает: "Ура, мне кассир даст игрушку!" Педагог просит детей сказать, что может дать кассир, куда надо понести чек, кто даст игрушку. Карлсон удивленно мотает головой, таращит глаза (все это надо показать педагогу), он запутался в советах детей, просит объяснить еще раз. Педагог просит детей (желательно тех, кто все это время молчал или мало говорил) помочь Карлсону. Карлсон "сообразил", "подлетает" к продавцу, расталкивает всех и громко кричит: "Дай игрушку!" Дети рады, что знают, как себя вести, рады, что могут научить этому Карлсона, и охотно объясняют, что и как делать: "Не кричи! Встань в очередь, спроси, кто последний! Говори вежливо". Карлсон благодарно кивает головой, ждет своей очереди и просит у продавца: "Дайте, пожалуйста, игрушку!"

Теперь продавец спрашивает, какую игрушку выбрал Карлсон, за какую заплатил деньги. Карлсон "забыл", что хотел купить. Дети смотрят на его чек-картинку и подсказывают название игрушки.

Дальше Карлсон делает все правильно, благодарит детей за помощь и приглашает поиграть с ним и с его игрушкой.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...