Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Направления и содержание логопедической работы по профилактике дискалькулии у дошкольников

Направления логопедической работы по профилактике дискалькулии

Этапы логопедической работы Направления логопедической работы по профилактике дискалькулии
Первый этап Учить детей понимать речевые конструкции и обобщающие слова, употребляемые взрослым в процессе показа действий математического содержания, в соответствии с возрастными нормами и программными требованиями. Развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения ими математических заданий, умение задавать вопросы и отвечать на них, понимать вопросы типа: «Чего больше (меньше)?», осознанно использовать в ответах слова больше, меньше, поровну. Учить детей презентовать результаты практичес­кой деятельности в речевой форме; развивать комму­никативную функцию речи, связную речь детей. Развивать словарный запас детей, вводя в их лек­сический оборот слова много мало, один ни одного по одному; поровну, меньше больше; сколь­ко, столько же; круг, квадрат, треугольник, шар, куб; вперед назад, вверх вниз, справа слева, а также обобщающие понятия по родовидовому и качественному признакам (форма, цвет, величина). Развивать лексико-грамматический строй речи детей: учить образовывать множественное число существительных (гриб грибы); согласовывать числительное с существительным (один гриб, одна морковь, одно яблоко); согласовывать прилагательное с существительным в роде (красный дом, красная лента, красное платье); в числе (большой кубик большие кубики); добиваться активного овладения детьми грамматиче­скими формами единственного и множественного числа разных частей речи. Учить детей сравнивать количество предметов в двух группах, используя приемы наложения и приложения. Учить детей уравнивать количество предметов в двух группах двумя способами: добавляя предметы в меньшую или убирая их из большей. Учить сравнивать предметы по размеру и выражать результат сравнения словами. Распознавать и называть круг, квадрат, треугольник. Осуществлять простейшую ориентировку в пространстве. Развивать слуховое внимание, зрительную память и чувство ритма. Развивать ручную моторику (пальчиковая гимнастика).
Второй этап Продолжать развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения математических заданий, уме­ние задавать вопросы и отвечать на них: «Сколько у тебя? У тебя больше, чем у меня. У тебя три». Учить употреблять в речи числительные. Расширять словарный запас детей: числительные до пяти; больше (меньше) на один; больше (меньше), чем...; высокий низкий и т. д.; овал, прямоугольник, трапеция, цилиндр; направления движения. Расши­рять их антонимический словарь. Развивать коммуникативную функцию речи детей, связную речь. Продолжать развивать лексико-грамматический строй речи детей: образование множественного числа существительного (гриб грибы); согласование суще­ствительного с числительным в роде, числе и падеже (одна машина нет. одной машины, один мяч нет одного мяча). Учить детей обозначать количество цифрой и записывать число. Развивать слуховое восприятие детей, учить их считать звуки и движения. Добиваться усвоения детьми количественного и по­рядкового счета в пределах пяти с опорой на наглядный материал. Учить детей сравнивать числа на основе сопостав­ления соответствующих групп предметов (четыре больше, чем три). Учить детей сравнивать предметы по размеру, упорядочивать группы предметов по размеру. Учить детей распознавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и уметь изображать их. Развивать у детей конструктивный праксис. Развивать ручную моторику детей (пальчиковая гимнастика, массаж с использованием природного материала), их зрительно-двигательную координацию. Продолжать учить детей дифференцировать пространственные представления. Развивать зрительную и слуховую память детей. Учить детей воспринимать и воспроизводить рит­мические рисунки.
Третий этап Знакомить детей с арифметическими выражениями, продолжать учить их оформлять результаты практической деятельности в речевой форме. Учить детей понимать условие задачи и ее вопрос. Учить их сравнивать содержание задачи с рассказом, находить отличия. Учить составлять задачи. Продолжать расширять словарный запас детей: чис­лительные до десяти, количественный и порядковый счет в пределах десяти; целая часть половина; предыдущее число последующее число, ...по счету; многоугольник; названия дней недели, месяцев, частей суток, времен года; математические знаки плюс, минус, равно. Расширять антонимический словарь детей за счет понятий высокий низкий, мокрый сухой, пришел ушел, вверх вниз и т.д. Учить детей использовать грамматические конструкции: широкая, шире, еще шире и самая широкая и т.п. Развивать активный и пассивный словарь детей. Продолжать развивать лексико-грамматический строй речи: учить согласовывать порядковые числительные с существительными в роде, числе и падеже (пятое яблоко, пятая конфета, нет пятого автобуса). Развивать слуховое восприятие: считать звуки, движения, определять направление звука, различать детей по голосу и т.д. Учить детей использовать количественный и порядковый счет в пределах десяти (в прямом и обратном порядке), а также начинать счет с любого числа числового ряда и заканчивать любым числом. Учить детей сравнивать рядом стоящие числа в пределах десяти (на наглядной основе), понимать отношение между соседними числами и знать состав чисел (из двух меньших и отдельных единиц в пределах десяти). Учить детей измерять и сравнивать размеры пред­метов (длину, ширину, высоту) с помощью условной мерки. Учить детей способам математической записи. Учить детей делить простейшие геометрические фигуры на две и четыре равные части, понимать отношения между целым и частью. Учить детей разбивать геометрические фигуры на части и составлять из нескольких фигур одну большую. Учить детей узнавать в предметах форму геометрических фигур. Учить детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, над, под), а также употреблять предлоги. Учить детей правильно использовать и называть цифры от 0 до 10, математические знаки (+), (—). Учить детей распознавать основные геометричес­кие фигуры (круг, квадрат, треугольник, четыреху­гольник, многоугольник) и изображать их. Развивать у детей конструктивный праксис. Развивать ручную моторику детей (пальчиковая гимнастика, массаж с использованием природного материала, игры для развития мелкой моторики и т.п.). Развивать у детей слуховую и зрительную память. Учить их воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки.

 


Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике вербальной дискалькулии

 

Направления работы Задания первого этапа Задания второго этапа Задания третьего этапа
Развитие умения словесно обо­значать математические понятия, развитие лексико-грамматическо-го строя языка «Медвежонок ходит» (использо­вание слов большие и маленькие шаги). «Покатаем зверей в машине» (употребление понятий много, мало, ни одного. «Расскажи, что где находится» (работа с предлогами на пред­метной основе предметов). «Геометрическое лото» «Машины едут по дороге» (ис­пользование слов широкая уз­кая). «Узнай и назови времена года» (зима, лето). «Назови время суток по картин­кам». «Расскажи, что где нахо­дится» (работа с предлогами по картинкам) «Скажи наоборот» (употребле­ние слов-антонимов). «Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна, осень). «Не­лепицы» (по временам года). «Время суток» (назови и разло­жи последовательно; составь рас­сказ по серии сюжетных картин). «Расскажи, что где находится» (работа с предлогами по схемам)
Обучение математической тер­минологии «Медвежонок ходит» (понима­ние слов большие и маленькие шаги). «Покатаем зверей в машине» (по­нимание слов много, мало, ни одного). Классификация предметов по оп­ределенному признаку «Машины едут по дороге» (по­нимание слов широкая узкая). «Дополни рисунок по речевой инструкции». «Найди нужную фигуру, исполь­зуя знаки-символы» «Пары по величине» (работа с тетрадью «Математическая мо­заика»). «Найди по описанию» (ориенти­ровка на 2-3 признака предме­та). Работа с логическими блоками Дьенеша; «Поручения» (с ис­пользованием математической терминологии)
Развитие пространственного вос­приятия, зрительной и слухо­вой памяти «Положи шишку в корзинку — достань из корзинки». «Птич­ка спряталась в гнездо — вы­глянула из гнезда». «Выложи коврик из геометри­ческих фигур» (по образцу). «Собери пирамидку (матрешку)» (с использованием алгоритма действия). «Что изменилось?» (действия с игрушками) «Выложи коврик из геометри­ческих фигур или цифр (по сло­весной инструкции) и расскажи, что где находится». «Выполни движения» (по словесной инструкции); «Послушай и повтори цифры». «Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами) «Послушай и назови лишнее сло­во». «Выложи коврик из геометри­ческих фигур или цифр» (по па­мяти). «Выполни движения» (по рисун­ку-схеме). «Послушай и повтори цифры в обратном порядке». «Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами и цифрами)
Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений «Оденем куклу на прогулку» (умение использовать необходимое количество одежды). «Разложи домики» по величине. «Разложи и назови домики по величине». «Найди три одинаковых по размеру круга и назови их цвет». Работа с логическими блоками Дьенеша; штангами М. Монтессори. «Чем похожи и чем различаются две фигуры?»
  «Подбери по цвету или по фор­ме». «Чудесный мешочек». «Найди предмет такой же формы (цвета, величины)». Занятия с рамками М. Монтессори. Игры с ковриком «Топ-топ» «Чем похожи и чем отличаются два предмета». «Выложи предметы в порядке возрастания их размера». «Дидактическая черепаха» (чехол «Укрась полянку») Раскладывание и называние предметов в порядке возрастания или убывания по длине, ширине, толщине и высоте. Счет предметов, звуков, движений
Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вер­бальным обозначением «Ведерки с камешками» (много, мало, пусто). Пальчиковые игры со счетом Конструктор и кубики «Цифры» (составь и назови). «Чудесный мешочек» (с цифрами), счет предметов с соотнесением его с количеством пальцев. Лепка и аппликация цифр. «Сосчитай и найди нужную цифру». Игры с модулями «Дидактическая черепаха» (чехол «Математический), «Часики», «Змейка» (конструирование цифр) «Чем похожи и чем различаются две цифры?». «Назови соседей числа». Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами». «Поручения» (с использованием счета); сюжетно-ролевая игра «Магазин» (с использованием цифр)

Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике практогностической дискалькулии

 

Направления работы Задания первого этапа Задания второго этапа Задания третьего этапа
Развитие системы счисления конкретных предметов и их сим­волов «Ежик считает яблоки» (меня­ются предметы для пересчета). «Сосчитай фигуры желтого цве­та»; «Посчитай круги»; «Каких фигур больше? Сделай так, что­бы стало одинаково число фигур» «Следы». «Утка считает утят». «Обратный счет» (с использова­нием чашек-вкладышей) Работа с пособиями «Математи­ческая мозаика», «Игры и логи­ческие упражнения с цифрами»
Развитие зрительно-пространст­венного восприятия «Выложи дорожку к домику кук­лы» (чередование двух геомет­рических фигур). Игры с «Игровой дорожкой». Разрезные картинки Конструирование из плоскостно­го и объемного материалов. Ку­бики. Плоскостной конструктор «Назови, что где находится» (на картине, на схеме). «Сделаем зарядку» (с использо­ванием схем упражнений)
Развитие зрительно-двигатель­ной координации, моторных на­выков, чувства ритма Игры с пальчиками; самомас­саж с использованием природ­ного материала; «Сколько раз я хлопнула: много или один раз?» Рисование под музыку: «Капли дождя», «Шарики на елке». «Хлопни столько раз, сколько точек на картинке» (один мно­го). Движения под музыку и т. д. «Нарисуй столько палочек, сколь­ко кругов лежит перед тобой». «Сколько раз я хлопнула? Хлоп­ни столько же». Чтение стихов с движением. Рисование под музыку. «Посмотри на рисунок и отхло­пай также» (ритмический рису­нок). «Копилка» «Нарисуй нужное количество геометрических фигур». «Посчитай и напиши под каж­дой картинкой нужную цифру». Работа по книге «Скоро стану первоклашкой». «Хлопай, как я»; «Хлопай так, как на рисунке». «Составь рисунок ритма и от­хлопай его». Музыкально-дидактические игры на восприятие и воспроизведе­ние ритмических структур
Развитие зрительной и слуховой памяти «Поручения». «Чего не стало?» или «Что из­менилось?» (на предметной ос­нове) «Назови число от указанного числа». «Положи недостающую цифру». «Найди нужную фигуру», ис­пользуя знаки-символы «Назови число от указанного числа в прямом и обратном по­рядке». «Назови пропущенное число сре­ди названных». «Найди по описанию» (ориенти­ровка на 2—3 признака предме­та)
Развитие логических операций «Найди предмет такого же цве­та или такой же формы». «Оде­нем куклу» (подбор одежды и обуви по цвету). «Закроем две­ри» (соотнесение по размеру). Игры с ковриком «топ-топ» «Поставь стаканы в ряд». «Включение в числовой ряд», работа с логическими блоками Дьенеша. «Геометрическое домино». «Собери матрешку» (с использо­ванием алгоритма действия) Классификация, сериация, срав­нение. «Розовая башня», «Корич­невая лестница» М. Монтессори. Работа с логическими блоками Дьенеша

 

Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике дислексической дискалькулии

 

Направления работы Задания первого этапа Задания второго этапа Задания третьего этапа
Развитие умения читать математические знаки, словесно обозначать математические понятия «Положи большие шарики в большую коробку, а маленькие — в маленькую, расскажи об этом». «Разложи утят на полке, чередуя большого и маленького, расскажи об этом». «Составь группы предметов (один — много)» «Чудесный мешочек» (с цифра­ми). «Пары по величине». «Построим дом» (алгоритм действия). «Геометрическое домино». «Геометрическое лото». Работа с блоками Дьенеша. «Разложи цифры под картинками и объясни свой выбор» Игры с песком и водой матема­тического содержания. Счет предметов, звуков, движений. «Назови соседей числа». «Положи цифру на свое место в ряду других цифр, объясни свой выбор». Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами». Игры с «Дидактической черепахой» (чехол («Математический»)
Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений «Найди предмет такой же формы»; «Сложи красные кубики в красную коробку, а зеленые — в зеленую». Занятие с чашками-вкладышами, матрешками. «Разложи предметы по величине». «Накроем стол» (соотнесение количества посуды с количеством гостей) «Найди нужную фигуру по схеме». Классификация предметов по цвету, форме, величине. «Бутылки» (сохранение количества). Работа с тетрадями «Математическая мозаика» «Определи, чей силуэт». Классификация геометрических фигур по наличию или отсутствию признака; работа с блоками Дьенеша. «Поручения» (с использованием математических понятий). «Найди по описанию» (ориентировка на три признака предмета)
Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти «Чудесный мешочек»; «Поручения ». Занятия с кубиками, разрезными картинками. «Кто позвал тебя, узнай?». «Запомни порядок предметов — выложи так же» «Узнавание зашумленных изображений». «Узнавание наложенных друг на друга изображений». Занятия с кубиками «Черно-белые круги». Конструирование из счетных па­лочек по памяти «Узнавание зашумленных изоб­ражений». «Улитка Пиаже»; «Найди место карточке по звуку»; «Повтори ритм». Музыкально-дидактические игры; выкладывание узоров по памяти
Развитие аналитико-синтетической деятельности «Парные картинки». «Дай такую же картинку» (второй набор лежит далеко от стола). «Такой — не такой» «Что забыл нарисовать художник?». «Четвертый — лишний». «Чем похожи и чем различаются картинки, геометрические фигуры, цифры?» «Четвертый — лишний» (цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы); «Чем похожи и чем различаются цифры?». «Нелепицы». Реконструирование цифр
Развитие представлений об образе цифр и математических знаков «Дай картинку с такой же цифрой» (без называния). «Найди такую же фигуру» «Цифровой человечек» (найди и назови все цифры). «Найди цифру среди геометрических фигур» «Соедини линиями предметную картинку с нужной цифрой» «Найди цифру среди других графических знаков (букв)». Различение правильно написан­ных цифр при зеркальном рас­положении элементов. Работа с пособиями «Математи­ческая мозаика», «Игры и логи­ческие упражнения с цифрами»

 

Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике графической дискалькулии

 

Направления работы Задания первого этапа Задания второго этапа Задания третьего этапа
Развитие ручной моторики, зри­тельно-двигательной координа­ции Пальчиковая гимнастика. Массаж с использованием при­родного материала. Шнуровки. Застежки. Крупная мозаика. Изобразительная деятельность Занятия с тетрадями «Скоро бу­ду первоклашкой», «Математи­ческая мозаика». Обводка, штриховка предметов, математических знаков Занятия с пособиями «Математи­ческая мозаика», «Игры и логи­ческие упражнения с цифрами». Работа в тетрадях в крупную клетку по словесной инструкции, (изображение предметных рисун­ков, геометрических фигур и цифр)
Развитие представлений о фор­ме, величине, цифровой и мате­матической символике Назвать и показать большие и маленькие предметы на картин­ке. Классификация геометрических фигур по цвету. «Узнай предметы, различающи­еся по величине, форме». Заня­тия с матрешками, пирамида­ми, чашками-вкладышами. «Чудесный мешочек» с геомет­рическими фигурами «Разложи картинки по величи­не». Работа с блоками Дьенеша. Занятия с «Коричневой лестни­цей», «Розовой башней» М. Мон-тессори. Классификация геометрических фигур по форме, величине, цвету; занятия с кубиками и конструк­тором «Цифры», «Цифры-вкла­дыши ». «Узнай цифру, наложенную на другие». Обводка и штриховка цифр. Рисование цифр на песке, леп­ка из мокрого песка, приклеи­вание на зеркало Работа с «Цветными штангами» М. Монтессори. Занятия с логическими блока­ми Дьенеша. Занятия с палочками Кюинзе-нера. «Найди нужную цифру среди графически сходных». «Найди правильно написанную цифру»; «Найди, нарисуй и рас­крась аналогичную цифру». Обводка и штриховка цифр, ма­тематических знаков. Лепка, аппликация и вырезание цифр. «Напиши соседей числа» «Сколько раз прокуковала кукушка? Найди (напиши) цифру на одну меньше (больше)»
Развитие зрительного и слухового мнезиса «Чего не стало?», «Что измени­лось?» и «Запомни и воспроиз­веди ряд» (используются пред­меты, геометрические фигуры). «Сколько раз я хлопнула? Один или много?». «Повтори слова» «Воспроизведи ряд» (использу­ются предметы, их изображения, геометрические фигуры и циф­ры). «Запомни цифру и найди ее среди других» (усложнение — увеличение количества цифр). «Повтори ряд слов или цифр». « Повтори ритм ». «Запомни и нарисуй платочек, состоящий из геометрических фигур (цифр)» «Воспроизведи ряд геометриче­ских фигур, цифр». «Запомни цифру и найди ее сре­ди других » (усложнение — уве­личение количества цифр, уси­ление оптической сложности, например, сначала надо найти цифру 1 среди цифр 5, 6, 8, а потом ее же среди цифр 4,7). «Воспроизведи ритм»; «Повто­ри ряд цифр в обратном поряд­ке»
Развитие пространственного вос­приятия Ориентировка в собственном те­ле: выделение ведущей руки, на­зывание ведущих частей своего тела Ориентировка в окружающем пространстве: нахождение пред­метов справа и слева от себя. Различение пространственного расположения двух предметов. «Составь узор» (выкладывание геометрических фигур на листе по инструкции педагога) Ориентировка и называние пра­вой и левой стороны, сидящего напротив человека. Конструирование и реконструирование цифр. «Сравни цифры». Работа с предлогами на предметной основе, по рисункам, по схемам; придумывание предло­жений с предлогами; работа с разрезными картинками. Музыкально-ритмические игры
Развитие зрительного анализа и синтеза «Узнай изображения предметов» (полное, контурное) «Узнай пунктирные (зашумлен-ные) изображения». «Что нарисовано?» (пропуски деталей); конструирование из счетных палочек и геометриче­ских фигур. Обводка, штриховка фигур, пред­метов «Узнай недорисованные предме­ты». «Узнай предметы, наложенные друг на друга». «Определи, чей силуэт». «Дорисуй предмет, чтобы он по­лучился целым»

 

Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике операциональной дискалькулии

 

Развитие умения выполнять ма­тематические операции «Разложи предметы в корзин­ки» (много мало, много один, много ни одного). «Пору­чения » «Разложи пять яблок в две кор­зины» (несколько вариантов). «Поставь пять матрешек на две полки» (понимание состава чис­ла) «Как может получиться чис­ло...?». «Веселые человечки»; «Составь задачу и реши ее» (по нагляд­ной ситуации, по картине, по модели)
Развитие понимания математи­ческой терминологии, текстов задач «Пары по величине»; «Ежик счи­тает яблоки». «Выполни действия по словес­ной инструкции» «Пары по величине». «Посчи­тай в прямом и обратном поряд­ке». «Посчитай от (до) заданно­го числа». «Назови соседей числа с опорой на наглядность» «Понимание текста со скрытым смыслом»; «Чем отличается за­дача от рассказа?». «Какой месяц лишний?»
Развитие аналитико-синтетиче-ской деятельности Занятие с разрезными картин­ками. Конструирование по образцу из геометрических фигур, счетных палочек; «Сделай так, чтобы число игру­шек стало одинаковым» «Построим кукле комнату» (пространственное моделирова­ние по словесной инструкции). «Создание орнамента из геомет­рических фигур» (по инструк­ции) Графический диктант в тетра­дях в клетку. Работа с пособиями «Математи­ческая мозаика», «Игры и логи­ческие упражнения с цифрами»
Развитие логического мышления «Чем отличаются два предмета?» «Выделение ключевого слова». «Нелепицы». Составление рассказа по сюжет­ной картине. «Отгадай загадку» «Четвертый — лишний». Составление рассказа по серии сюжетных картин. «Чем различаются картинки?». «Что забыл нарисовать худож­ник?». «Лабиринт»
Развитие зрительной и слуховой памяти «Узнай изображения предметов» (полное, контурное). «Узнай, кто позвал тебя» «Узнай пунктирные (зашумлен-ные) изображения». «Что нарисовано?» (пропуски де­талей). Конструирование из счет­ных палочек и геометрических фигур. Обводка, штриховка фигур, пред­метов «Узнай недорисованные предме­ты». «Узнай предметы, наложенные друг на друга». «Определи, чей силуэт». «Дорисуй предмет, чтобы он по­лучился целым». «Какие предметы могут полу­читься из круга?»

 


 

Литература

1. Аллан Д. «Ландшафт детской души». СПб., 1998.

2. Бардиер Г., Никольская И. «Что касается меня». СПб.-Рига, 1998.

3. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. «Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей». СПб., 1993-1995.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском коллективе. М., 1968.

5. Воспитание детей в игре /Под ред. Д. В. Менджерицкой. М., 1979.

6. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М., 1981.

7. Выготский Л. С. «Кризис 7 лет» // Собр. соч. Т. 4. М., 1982.

8. Гобова Е. С. «Понимать детей - дело интересное». М.: «Аграф», 1997.

9. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975.

10. Зинкевич-Евстигнеева 71 Д. «Путь к Волшебству». СПб., 1998.

11. Иванкова Р. А. Влияние условий игровой деятельности на характер дет­ских объединений.-- Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. Минск, 1971 ч. I.

12. Кошелева Л., Абрамян Л. О возможностях развития эмоций в игре (млад­ший дошкольный возраст).— Дошкольное воспитание, 1982, № 5.

13. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990.

14. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. — М.: Онега, 1994.

15. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. — М.:Педагогика, 1987.

16. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения на воздухе. М., 1983.

17. Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду» /Сост. Е.Г. Батурина. М., 1974.

18. Фомина А.И. Физическая культура в подготовительной к школе группе детского сада. М., 1984.

19. Владимирова Т. А. Взаимоотношения детей 5-го года жизни.— В сб.: Проб­лемы формирования личности школьника и дошкольника. Пермь, 1974.

20. Нравственное воспитание дошкольников /Под ред. В.Г. Нечаевой. М., 1972.

21. Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В.Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. М., 1975.

22. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника /Сост. М. И. Лисина. М., 1974.

23. Отношения между сверстниками в группе детского сада /Под ред. Т. А. Репиной. М., 1978.

24. Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца. М., 1979.

25. Развитие общения у дошкольников /Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. М., 1974.

26. Субботский Е. В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М., 1976.

27. Томина О.Н. Концепция «малых групп» в современной американской педагогике.— Советская педагогика, 1979, № 4.

28. Фролова А.Н. Роль игр-занятий в формировании самостоятельных игр детей.— Дошкольное воспитание, 1981, № 4.

29. Чудакова В. И. Воспитание коллективизма средствами сюжетно-ролевой игры. Минск, 1971.

30. Якобсон С. Г. Исследования взаимоотношений в детских группах.— В кн.: Проблемы социальной психологин. М., 1971.

 

31. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. - Ради здоровья детей. М., 1985.

32. Малькова 3. А., Вульфсон Б. Л. Современная школа и педагогика в ка­питалистических странах. М., 1975.

33. Усова А.П. Игра и организация жизни детей. М., 1962.

34. Пропп В.Я. Морфология сказки. — М: Наука, 1969.

35. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.

36. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. М., 1978.

37. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

38. Физическая культура в детском саду. Типовая программа. М., 1984.

39. Крупская Н. К- Дети.— наше будущее. М., 1984.

40. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. М., 1985.

41. Шишкина В.А. Азбука движений малыша. Минск, 1985.

42. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М., 1986. Воспитатели и родители /Сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова.М., 1985.

43. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.

44. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., 1986.

45. Родари Дж. Грамматика фантазии. — М.: Прогресс, 1990.

46. Чуковский К.И. От двух до пяти. — М.: Педагогика, 1991.

47. Кальпио Н.Н. 80 игр для детского сада. М., 1973.

48. Яблоков К.М. Исторические компьютерные игры как способ моделирования исторической информации // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. Малков С. Ю., Гринин Л. Е., Коротаев А. В.: КомКнига/УРСС, 2007. С. 170—204.

49. Карабанова О. А. «Игра в коррекции психического развития ребенка». М., 1997.

50. Кряжева К Л. «Развитие эмоционального мира детей». Ярославль, 1996.

51. Савина Е. А. «Особенности представлений детей 5-7 лет о душе» // Вопросы психологии, 1995. № 3.

52. Спиваковская А. С. «Нарушение игровой деятельности». М., 1980.

53. Стоуне Э. «Психопедагогика». М., 1984.

54. «Упражнения с Монтессори-материалом» сборник. Рига-Москва, 1998.

55. Цукерман Г. А. «Психология саморазвития». Москва-Рига, 1995.

56. Шульц-Вильд Л. «Наш ребенок». М., 1992.

57. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки – М.: Просвещение, 1983.

58. Панфилова М.А. Игротерапия общения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

59. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: ВЛАДОС, 1999.

60. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

 

Приложение 1

Артикуляционная гимнастика

Примерный комплекс упражнений

1. Дыхательное упражнение "Ракета". Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2- 3 раза.

2. "Болтушка" - рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется 5-7 секунд.

3. Чередование "Улыбки", "Трубочки", "Рупора", "Окна".
"Улыбка" - руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки.
"Трубочка" - пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди. Выполняется 3-5 раз.
"Рупор" - зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Ладони в это время перед грудью сложены корабликом.
"Окно" - рот широко открыт (верхние и нижние зубы видны в "окне"), прямые руки подняты вверх над головой, пальцы с силой разведены.

4. "Болтушка"

5. "Щелканье" ("Цоканье") языком - прямые руки подняты верх над головой. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки. Выполняется 5-7 секунд.

6. "Болтушка"

7. Упражнение "Крокодил". Широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила: рот широко открыт - в младшем возрасте руки согнуты в локтях с плотно соединенными запястьями и разведенными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом напряжены и разведены с силой, в старшем дошкольном возрасте руки вытянуты вперед. При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы. Движения сопровождаются движениями глаз: пасть крокодила открыта - широко открыть глаза, пасть закрылась - глаза закрыть, голова при этом неподвижна. Выполняется 3-5раз.

8. "Болтушка"

9. "Качели" - движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз. В старшем дошкольном возрасте движения языка и рук сопровождаются синхронными движениями глаз (голова неподвижна).

10. "Болтушка"

11. "Часики" - в младшем возрасте руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу (ладошка - "Дощечка"). В старшем дошкольном возрасте руки вытянуты вперед. Движение языка с одновременным движением кистей рук и глаз вправо-влево (голова при этом неподвижна). Выполняется в течение 5-7 секунд.

12. "Болтушка"

13. Упражнение "Змея". Руки согнуты в локтях, кисти охватывают параллельные плечевые суставы (правая кисть - правое плечо, левая кисть - левое плечо). Рот закрыт, язык лежит свободно. Руки резко выбрасываются вперед, пальцы сжаты в щепоти, а язык , как змеиное жало, также выбрасывается вперед. Затем руки медленно сгибаются и возвращаются на плечи, язык - "жало" также медленно расслабляется и возвращается на место. Упражнение выполняется в старшем дошкольном возрасте 3 -5 раз.

14. "Болтушка"

15. "Ножницы" - выполняется лежа на животе, ладони прижаты к полу. Выполняется 5-7 раз.

16. "Накажем непослушный язык" - покусывание кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется в течение 10 секунд.

 

Из упражнений, приведенных ниже, вы можете подобрать для своего ребенка более простые, с которых начнете заниматься.

 

Ходят по двору подружки –

Две болтливые индюшки.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавлять голос, пока не послышится: "бл – бл – бл".

На нижней губке язычок

Расстелим, как половичок.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5.

Эй, дружок, Антошка!

Сыграй нам на гармошке!

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо открывать рот всё шире все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Как волшебник, наш Николка -

Лопатку превратил в иголку.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 раз.

Поиграть тебе охота?

Загоняем мяч в ворота.

Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробка. Выполнить упражнение 6 – 8 раз.

Потолок покрасил гномик,

Приглашает нас в свой домик.

Улыбнуться, открыть рот, "погладить" кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Проделать 10 раз, меняя направления.

Шарик лопнул у Танюшки –

Плачет бедная девчушка.

Предложить ребенку длительно произнести звук "ш". передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Быстро по реке плывёт

И гудит наш пароход – "ыыыы"!

Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ыыыы" – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к нёбу и не двигается.

С братом мы возьмём насос –

Будет праздник для колёс:

Подкачаем шины

Папиной машины.

Предложить ребёнку длительно произнести звук "сссссс…" Обратить внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя холодная.

Лопаткой яму я копаю,

Цветы иголкой вышиваю.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 – 8 раз.

 

Ветер дул на одуванчик –

Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик. Зафиксированный на ниточке. Выполнять упражнение 4 – 6 раз.

Юля бублик быстро съела,

Земляничку захотела.

Округлить губы как при произнесении звука "о". затем имитировать захват губами ягоды земляники.

Мурка спинку выгибает,

Глазки щурит и зевает.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижав кончик языка к нижним зуба

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...