Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи

Лото «Определи первый звук в слове»

ЦЕЛЬ Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ Карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего- кружки (для детей логопедических групп — карточки с буквами — по 4 на каждую букву). Предметные картинки на карточках:

· а - автобус, аист, ананас, арбуз

· у - удочка, усы, утка, утюг

· и - иволга, иголка, индюк, иней

· п - палатка, пила, платье, портфель

· ц - цапля, циркуль, цифры, цыпленок

· ч - чайник, часы, черемуха, черешня

· к - карандаш, котенок, кузнечик, краски

· х - халат, хлопок, хоккеист, хомяк

· с - сено (тог), сирень, скворец, собака

· з - замок, заяц, зонт, земляника

· ж - желуди, жираф, жук, журавль

· ш - шалаш, шиповник, шишка, шкаф

· л - ласточка, лесенка, лыжи, лягушка

· р - рак, редис, рысь, рябина

Сочетание предметов на карточке может быть разным:

а) предметы, названия которых начинаются с гласных звуков (автобус, утюг, иголка, осы);

б) предметы, названия которых начинаются с нетрудных для произношения согласных звуков (пила, кот, халат, платье);

в) картинки на свистящие и шипящие звуки (сирень, циркуль, собака или: шапка, жук, шишка, жираф и т. д.).

Примерный набор карточек: 1) ананас — индюк — окунь — лягушка — часы — краски; 2) утюг — портфель — сирень — замок — шалаш — жук; 3) арбуз — халат — скворец — цифры — рябина — чайник; 4) ананас — удочка — иней — пила; 5) черешня — цапля — редис — ласточка; 6) собака — зонт — шиповник — жираф — усы — осы; 7) кузнечик — хомяк — шапка — журавль — автобус — иней; 8) хлопок — котенок — циркуль — черемуха — рак— лесенка и т. д.; 9) автобус — усы — иголка — овес — шапка — журавль; 10) цапля — черепаха — ласточка — рак — заяц — шарф. Под каждым изображением — полоска из трех одинаковых клеток.

ХОД ИГРЫ Играют 4-6 детей. Педагог раздает детям карточки. Спрашивает, у кого название предмета со звуком а (у, о, и, п...). Тому, кто правильно назовет предмет, он дает кружок (в старшей группе) или карточку с соответствующей буквой (в подготовительной к школе группе), которую ребенок кладет на изображение предмета. Если к концу игры у некоторых детей станутся незакрытые картинки, воспитатель предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается слово. Выигрывает тот, кто закрыл все картинки. Позже дети подготовительной группы могут самостоятельно играть в эту игру.

Цепочка слов

ЦЕЛЬ Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ Карточки с предметными картинками (карандаш — шкаф — флажок — куст — топор — ракета — автобус — сук — ключ — чайник — кошка — ананас — сом — мак— крокодил — лук). Размер карточек для занятия 12 х 7 см (10 х 6 см). Обратная сторона карточек подклеена бархатной бумагой или фланелью. Карточки выкладываются на фланелеграфе. Для настольной игры размер карточек — 8 х 5 см.

ХОД ИГРЫ На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспитателя — карточка с изображением карандаша. Воспитатель (объясняет): «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово карандаш. Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, найдете сразу два предмета, то приложит картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком». Когда будет выложена вся цепочка (ее можно разместить на фланелеграфе по кругу), воспитатель предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

ХОД ИГРЫ ВНЕ ЗАНЯТИЯ Играют 4—6 детей. Карточки (изображением вниз) лежат посредине стола. Каждый берет себе одинаковое количество карточек (4 или 2). Начинает выкладывать цепочку тот, у кого звездочка на карточке. Следующую картинку прикладывает ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким заканчивается слово — название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

Найди место звука в слове

ЦЕЛЬ Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы).

ХОД ИГРЫ Воспитатель вешает или ставит на полочку доски карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов. «Правильно — звук а. Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова, — поясняет воспитатель. — Одно слово начинается со звука а, в другом звук а находится в середине, а третье слово заканчивается этим звуком. А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих-троих детей). Под каждой картинкой — полоска из трех клеточек. Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук — в конце слова, фишку ставят в третью клеточку».

ХОД ИГРОВОГО УПРАЖНЕНИЯ ВНЕ ЗАНЯТИЯ Каждый ребенок получает карточку. Находит слово с названным воспитателем звуком, отмечает фишкой его позицию.

Подбери слово к схеме

ЦЕЛЬ Упражнять детей в нахождении места звуков с или ш в слове (в начале, середине или конце).

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы). Предметные картинки: сумка, миска, колос, сом, капуста, ананас, совок, весы, автобус, скамейка, лиса, лес, шапка, мишка, душ, шуба, ромашка, карандаш, шляпа, вишни, ландыш, шар, чашка, камыш.

ХОД ИГРЫ

I вариант Играют 4-6 детей. Ведущий раздает им по одной карточке. Объясняет, что означает закрашенная клетка. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук с или ш, а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на его карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

II вариант Получив карточку, ребенок подбирает 3 слова со звуком с или ш, ориентируясь на закрашенный квадрат.

Кто в домике живет?

ЦЕЛЬ Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

1. Карточки (из бумаги) в виде плоских домиков с четырьмя окошками. Под каждым окошком — кармашек, куда. вставляется картинка (в том случае, если игра проводится с детьми на занятии). На чердачном окошке — буква.

2. Предметные картинки: К 3 с ц ж Кот заяц слон цирк жираф Коза зебра Собака цыпленок журавль Кролик коза Сорока цапля ежик Кенгуру обезьяна Снегирь курица жаба Крокодил зима Лиса овца жук л Р лось рак лошадь рыба белка тигр волк ворона иволга воробей крот Когда домики будут заселены, воспитатель спрашивает: Может быть, кто-то из зверей или птиц хочет жить рядом с другими соседями? Могут ли некоторые жильцы поменять домики?» Дети определяют, что курица из домика с буквой ц может переехать в домик с буквой к, а кролик — переехать в дом с буквой л, подальше от зубастого крокодила.

ХОД ИГРЫ ВНЕ ЗАНЯТИЯ Играют трое-четверо детей. Каждый играющий получает домик. Воспитатель берет из стопки картинку с изображением животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных домиках (например, жираф — в домике жив домике р), то картинку получает тот ребенок, который первым сказал, что то животное должно жить в его домике. Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в домике к), воспитатель предлагает детям подумать, куда можно переселить других животных, чтобы освободить ему место.

ХОД ИГРЫ Воспитатель помещает на доску 2-3 домика, а на стол кладет предметные картинки (или вешает наборное полотно с картинками). Рассказывает: «Для зверей и птиц построили домики. Давайте, дети, поможем животным расселиться. В первом домике могут жить те животные, в названии которых есть звук к, во втором — те, у кого в названии есть звук з. В каждом домике четыре квартиры. Найдите четырех животных и переселите в домик». По вызову воспитателя двое детей отбирают нужные картинки, вставляют их в кармашки, а потом говорят, кого они поселили в домик. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание.

Кто быстрее соберет вещи?

ЦЕЛЬ Упражнять детей в дифференциации звуков с — ш.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ Большая карта, посредине которой изображены 2 чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук с или ш (свитер, сарафан, сапоги, сандалии, костюм, шуба, шапка, шляпа, ушанка, шарф, шаль, рубашка). Между предметами — кружки в количестве от одного до четырех; 2 фишки разного цвета, кубик с кружками на гранях (от одного до шести кружков); квадратики разного цвета (по 8-10) (квадратики могут быть с буквами с и ш.).

ХОД ИГРЫ Играют двое детей. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук с, другой — вещи со звуком ш. Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадет на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет на свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберет в свой чемодан (наберет больше квадратиков).

Магазин

ЦЕЛЬ Упражнять детей в дифференциации звуков р — л, с — ш.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

1. Большая карта, разделенная на 3 горизонтальные полоски-«полки». Полоски расчерчены на квадраты, в которых нарисованы предметы одежды, посуды. На первых двух «полках» — одежда, на третьей — посуда. В названиях всех предметов имеются звуки с, ш, р, л. Предметы, в названиях которых встречаются 2 звука (с н р или и ш), представлены в двух вариантах (2 свитера, 2 сахарницы и т. д.). Под картинками нарисованы квадратики (на квадратик играющие будут класть «деньги»).

2. Деньги — бумажные карточки с буквами с, ш, р, л. Каждая буква должна быть в шести и более экземплярах. На монеты с можно купить: сахарницу, стакан, сковородку, свитер, сарафан; на монеты ш — рубашку, шляпу, кувшин, чашку; на монеты р — сахарницу, свитер, рубашку и т. д.

ХОД ИГРЫ

I вариант Играют четверо детей. (Ходы делают поочередно.) Воспитатель раздает каждому по 6 квадратиков с какой-либо одной буквой, объясняет правила игры: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. На свои деньги каждый из вас может купить в магазине шесть разных предметов. На деньги с можно купить те предметы, в названиях которых есть звук с, на деньги р — вещи со звуком р. Монетку выкладывайте на квадратик под нужным вам номером. Если уплатите правильно, я продам вам товар». Выигрывает тот, кто быстрее израсходует свои деньги.

II вариант « Деньги » — буквы — лежат на столе изображениями вниз. Каждый играющий берет себе по 6 любых монеток и покупает соответствующий товар.

Собери букет

ЦЕЛЬ Упражнять детей в различении заданного звука в словах.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

· Карты с вазами (аппликация, рисунки). В каждой вазе — стебли, на концы которых прикрепляются головки цветов. На вазах — кармашки.

· Карточки, на которых нарисованы буквы или цветы (вставляются в кармашки).

· Разноцветные цветы, вырезанные из бумаги (каждый цвет целесообразно представить в нескольких экземплярах). Ниже приводятся цвета со звуками с, л, р, ж, з в названиях: с п. Р ж — з синий голубой красный оранжевый сиреневый белый розовый желтый красный фиолетовый оранжевый зеленый серый зеленый сиреневый розовый желтый серый Для игры на занятии следует на концы стеблей наклеить кружки из бархатной бумаги или фланели, а цветы с обратной стороны обклеить бархатной бумагой.

ХОД ИГРЫ Воспитатель ставит перед детьми 2 или 3 карты, на которых изображены вазы со стеблями, фланелеграф с цветами разного цвета. Объясняет: «Сегодня, дети, мы будем составлять букеты из цветов разного цвета. В вазе, на кармашке которой ландыш, должны быть цветы такого цвета, в названии которого есть звук л. В вазе, на которой ромашка, должны быть цветы такого цвета и оттенков, в названии которых есть звук р. На каждый стебель нужно прикреплять по одному цветку». Выполнив задание, ребенок называет цвет, выделяя голосом нужный звук, а остальные проверяют правильность ответа. Например: «В букете есть красный и розовый цветы. Я добавил оранжевый» (звук).

ХОД ИГРОВОГО УПРАЖНЕНИЯ ВНЕ ЗАНЯТИЯ Состав играющих — до пяти. Каждый получает карту с вазой. Воспитатель показывает цветы по одному и называет их цвета. Если в названии есть нужный звук, ребенок говорит: «Голубой (белый, зеленый и т. д.) цветок годится для моего букета». Воспитатель передает ребенку цветок, тот прикладывает его к концу стебля. (Карты и цветы для настольной игры изготовляются меньшего размера и без подклейки бархатной бумагой или фланелью.)

Найди пару

ЦЕЛЬ Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

1. Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 шт.). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

2. Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске), подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью: коза — коса, мишка — мышка, кит — кот, трава — дрова, крыша — крыса, усы — осы, катушка — кадушка, каска — маска, ком — сом, уточка — удочка, мак — рак, дом — дым.

ХОД ИГРЫ Воспитатель помещает на фланелеграф диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди пару». Объясняет: «Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая — на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, его название звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка». Воспитатель вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребенок произносит оба названия, голосом подчеркивая их сходство и различие («Коса — коза»). Затем воспитатель передвигает стрелку на следующую картинку.

ХОД ИГРЫ ВНЕ ЗАНЯТИЯ Каждый играющий получает по одной - две картинки. Воспитатель устанавливает одну стрелку на какой-либо картинке и называет изображенный на ней предмет. Дети смотрят на свои картинки, выбирают нужную. Проигрывает тот, у кого останется картинка.

Построим пирамиду

ЦЕЛЬ Упражнять детей в определении количества звуков в словах.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

1. Рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги. В нижней части каждого квадрата — кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды — 5 квадратов, выше — 4, потом 3 и 2. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой.

2. Предметные картинки — тех же размеров, что квадраты у пирамиды, содержащие в названиях от двух до пяти звуков: еж, уж, ус (2); мак, рак, жук, сыр, ухо, ком, сом (3); рыба, ваза, роза, лиса, утка, жаба (4); сумка, шапка, ветка, чашка, туфли, кофта, миска, кошка, мышка (5).

ХОД ИГРЫ Воспитатель демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже — из трех, еще ниже — из четырех звуков. А в основании пирамиды должны быть помещены картинки с названиями из пяти звуков». Воспитатель вызывает поочередно детей для выполнения игрового задания. Ребенок берет картинку, отчетливо произносит слово и определяет в нем количество звуков. Например: «В слове жук три звука. Я поставлю эту картинку во второй ряд (от верха)». Или: «В слове чашка пять звуков, я поставлю картинку в нижний ряд». Ошибочный ответ не засчитывается, и картинка возвращается на прежнее место. В процессе игры дети ищут картинки только для незаполненных квадратов. В конце упражнения воспитатель спрашивает о том, как устроена эта необычная пирамида.

ХОД ИГРЫ ВНЕ ЗАНЯТИЯ Играют семеро детей. Воспитатель кладет карту с пирамидой на середину стола и раздает каждому играющему по 2 картинки. Дети определяют количество звуков, содержащихся в названиях предметов, и кладут картинки на соответствующие квадраты.

Пирамида

ЦЕЛЬ Упражнять детей в определении количества слогов в словах.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ 1. Изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу — 3 квадрата для трехсложных слов, выше — 2 квадрата для двухсложных и наверху — 1 для односложных слов. Снизу у квадратов кармашки. 2. Предметные картинки: • на односложные слова: сом рак уж лук рысь стул мяч сыр гусь ключ и др • на двухсложные слова: коза кошка жаба белка овца баран чайник чашка и др. • на трехсложные слова: собака пеликан тарелка малина корова попугай автобус сапоги лев жук тигр волк шар рыба пингвин кувшин сумка ворона кенгуру паровоз цыпленок

ХОД ИГРЫ

I вариант Воспитатель (объясняет): «Сегодня мы будем строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей, на- пример: ма-ли-на; во второй ряд — из двух частей: рыба; в верхний квадрат — картинку, название которой не делится на части (односложное слово), например гусь». Воспитатель вызывает к доске ребенка, дает ему несколько картинок (3-4). Одну — с односложным словом, две — с двухсложными словами и одну — с трехсложным словом. Ребенок произносит названия предметов по слогам и вставляет картинки в нужные кармашки. Все остальные дети проверяют, правильно ли построена пирамида. Следующий ребенок получает новые картинки.

II вариант Воспитатель вызывает сразу трех детей и предлагает одному ребенку выбрать из разложенных на столе картинок (или из картинок, вставленных в наборное полотно) картинки для нижнего ряда пирамиды, второму — для среднего, третьему — для вершины.

ХОД ИГРОВОГО УПРАЖНЕНИЯ ВНЕ ЗАНЯТИЯ Для настольной игры изготовляются карты с изображение пирамиды из квадратов (без кармашков). (Дети кладут картинки на квадраты.) Каждый играющий получает карту с пирамидой, самостоятельно отбирает картинки с нужным количеством слогов и «строит» пирамиду. Воспитатель проверяет, как выполнено задание.

Цветочный магазин

ЦЕЛЬ Упражнять детей в делении слов на слоги. Закрепить в словаре детей названия цветов.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ 1. Изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу — 3 квадрата для трехсложных слов, выше — 2 квадрата для двухсложных и наверху — 1 для односложных слов. Снизу у квадратов кармашки. 2. Предметные картинки: лев жук тигр волк шар рыба пингвин кувшин сумка • на односложные слова: сом рак уж лук рысь гусь ключ сыр стул мяч и др. • на двухсложные слова: коза кошка жаба белка овца баран чайник чашка и др. • на трехсложные слова: собака корова ворона пеликан попугай кенгуру тарелка автобус паровоз малина сапоги цыпленок и др.

ХОД ИГРЫ

I вариант Воспитатель (объясняет): «Сегодня мы будем строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей, например: ма-ли-на; во второй ряд — из двух частей: рыба; в верхний квадрат — картинку, название которой не делится на части (односложное слово), например гусь». Воспитатель вызывает к доске ребенка, дает ему несколько картинок (3-4). Одну — с односложным словом, две — с двухсложными словами и одну — с трехсложным словом. Ребенок произносит названия предметов по слогам и вставляет картинки в нужные кармашки. Все остальные дети проверяют, правильно ли построена пирамида. Следующий ребенок получает новые картинки.

II вариант Воспитатель вызывает сразу трех детей и предлагает одному ребенку выбрать из разложенных на столе картинок (или из картинок, вставленных в наборное полотно) картинки для нижнего ряда пирамиды, второму — для среднего, третьему — для вершины.

ХОД ИГРОВОГО УПРАЖНЕНИЯ ВНЕ ЗАНЯТИЯ Для настольной игры изготовляются карты с изображениями пирамиды из квадратов (без кармашков). (Дети кладут картинки на квадраты.) Каждый играющий получает карту с пирамидой, самостоятельно отбирает картинки с нужным количеством слогов и «строит» пирамиду. Воспитатель проверяет, как выполнено задание.

Цветочный магазин

ЦЕЛЬ Упражнять детей в делении слов на слоги. Закрепить в словаре детей названия цветов.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

1. Открытки с изображениями цветов, названия которых состоят из двух, трех и четырех слогов. Двухсложные: роза, пион, астра, тюльпан, нарцисс, ирис. Трехсложные: ромашка, лилия, василек, гвоздика. Четырехсложные: незабудка, колокольчик, хризантема.

2. Числовые карточки — «деньги» с двумя, тремя и четырьмя кружками.

3. Наборное полотно.

ХОД ИГРЫ

I вариант Воспитатель предлагает детям поиграть в цветочный магазин и ставит перед ними наборное полотно с открытками, на которых нарисованы цветы. Рассказывает: «Это у нас цветочный магазин. В нем продаются разные цветы. Одни — с короткими названиями, например пион, другие — с длинными названиями, например незабудка. У каждого из вас есть числовая карточка с кружками. Это — «деньги». Вы будете покупателями, а я — продавцом. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов), сколько кружков на карточке. Вы придете в магазин, предъявите мне числовую карточку и произнесете название цветка по частям. Если вы правильно определили, какой цветок можете купить, то получите его. Если ошибетесь, цветок останется на прилавке». Вызванные дети произносят по слогам названия цветов и отдают воспитателю числовые карточки. В конце игры воспитатель сам показывает детям числовую карточку с двумя кружками, просит показать и назвать купленные цветы. Дети выходят с открытками к его столу и поочередно произносят названия своих цветов: «Роза... пион... тюльпан» и т. д. Потом воспитатель показывает карточку с тремя и четырьмя кружками, и дети произносят трехсложные, а затем и четырехсложные названия.

II вариант. Посадим цветы на клумбу Воспитатель раздает детям открытки с изображениями цветов. Вывешивает перед ними наборное полотно с тремя полосками. В верхнюю полоску вставлена числовая карточка с одним кружком, в среднюю — с двумя, в нижнюю — с тремя. Предлагает детям «посадить цветы на клумбу»: в первую, верхнюю бороздку — цветы, названия которых делятся на две части (на два слога), в среднюю — цветы с названиями из трех частей, в нижнюю — с названиями из четырех. Воспитатель вызывает детей сначала для посадки цветов в верхнюю бороздку, потом — в среднюю и, наконец, — в нижнюю. В заключение дети хором произносят названия цветов и определяют, правильно ли они посажены.

Включи телевизор

ЦЕЛЬ Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), в чтении слов из трех-четырех букв (в логопедических группах).

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

1. Таблица, на которой слева наклеены 2 длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв, а справа — изображение телевизора; за экраном — карман (для демонстрации картинок).

2. Предметные картинки и карточки с буквами.

3. Картинки для телеэкрана: шар, ком, сом, рак, кит, кот, за, ваза, утка.

ХОД ИГРЫ Воспитатель объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах — названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет». Воспитатель вставляет в верхний кармашек предметные картинки, например: матрешку, аиста, кота, — просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов (м, а, к) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (мак). Затем демонстрирует картинку с маком на экране. Дети логопедической группы выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово. Слова, которые можно составить по первым звукам: ком (кошка, ослик, мак), кот (ключ, обруч, топор), рак (рыба, арбуз, курица), шар (шишка, арбуз, рыба), сом (сани, осы, молоток), роза (рысь, обруч, заяц, автобус), ваза (волк, апельсин, замок, ананас). Слова, которые можно составить по последним звукам: ком (замок, ведро, сом), кот (молоток, кресло, самолет), рак (топор, пила, волк), шар (ландыш, юла, трактор), сом (автобус, пальто, ком), утка (кенгуру, вертолет, носок, лодка).

Как их зовут?

ЦЕЛЬ Закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ 1. Таблица с изображениями детей: девочек и мальчиков (четырех-пяти). Сверху — 4-5 длинных кармашка для предметных картинок, внизу — кармашки для букв. 2. Предметные картинки и карточки с буквами а, у, о, с, л, м, ш, р.

ХОД ИГРЫ

1 вариант Воспитатель предлагает узнать, как зовут девочек и мальчиков, изображенных на таблице. Объясняет, что для этого нужно определить первые звуки в словах — названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют лошадь, арбуз, рака, астру — и приходят к выводу, что девочку зовут Лара. Предметные картинки для прочтения (составления) имени Шура: шар, утка, рыба, апельсин; имени Маша: мышь, автобус, шишка, антенна; имени Рожа: рука, осы, мак, автомобиль.

II вариант Дети составляют имена, ориентируясь на последние звуки в словах: Шура (камыш, кенгуру, шар, ваза); Лара (стол, кошка, топор, утка); Маша (дом, сумка, ландыш, вилка); Рома (комар, колесо, сом, пила).

III вариант Имена составляют по второму звуку в словах: Лара (слон, ,рак, арбуз, мак); Шура (уши, куры, грач, сани) и т. д.

IV вариант Имена составляют по третьему звуку в словах: Лара (волк, грач, марка, кран); Рома (марка, слон, лампа, платье); Шура (мишка, труба, марка, краб).

Поезд

ЦЕЛЬ Учить детей определять наличие указанного звука в словах. Упражнять в определении количества звуков в словах. Упражнять в определении количества слогов в словах.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ 1. Длинное панно с изображением паровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по 3 окна (квадратики с кармашками внизу), на крышах вагонов прорези, куда вставляются таблички с кружками для обозначения количества звуков в словах (от 3 до 5) или для обозначения количества слогов в словах (от 1 до 3), а также таблички с буквами для определения наличия звука в словах. 2. Предметные картинки такого же размера, как окна с изображением животных (зверей и птиц) (можно использовать картинки из набора к игре «Кто в домике живет?»). Картинки на один заданный звук с: слон, лось, рысь, собака, сова; з: заяц, зебра, коза, обезьяна; ш: кошка, мышка, лошадь; ж: жираф, журавль, ежик, жаба; л: лиса, лев, волк, верблюд; р: ворона, воробей, курица, крокодил. Картинки на 3 заданных звука: жук, рак, сом, бык. На 4 звука: слон, лиса, волк, жаба. На 5: кошка, мышка, баран, зебра. Картинки на односложные слова: лось, рысь, бык, слон, лев, волк; на двухсложные слова: жираф, кошка, жаба, коза, заяц, баран; на трехсложные: ворона, курица, собака, воробей, крокодил.

ХОД ИГРЫ

I вариант Воспитатель показывает детям паровоз и 9 картинок с изображениями животных, объясняет: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем три вагона. Каждое животное может ехать только в определенном ему вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых есть звук с...» и т. д. Воспитатель вызывает троих детей и предлагает одному ребенку отобрать пассажиров для первого вагона (звук с), другому — для второго вагона (звук ж) и последнему — для третьего вагона (звук/)). Затем он приглашает еще трех детей-контролеров (или одного ребенка), которые должны проверить, на своих ли местах пассажиры. Далее воспитатель меняет таблички на вагонах, и дети подбирают животных, ориентируясь на названия со звуками 3, Ш, Л.

II вариант Воспитатель вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах. Вызывает ребенка, дает ему картинку с изображением животного. Ребенок отчетливо называет его так, чтобы был слышен каждый звук в слове, затем говорит, сколько звуков в данном слове, и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона: «Бык должен ехать в первом вагоне, потому что в слове бык три звука: б, ы, к» и т. п.

III вариант Воспитатель вставляет в прорези на крышах вагонов новые таблички с кружками. Объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать животные, названия которых не делятся на части (односложные слова); те животные, названия которых можно разделить на 2 части, поедут во втором вагоне и т. д. Можно назначить на роль кассира ребенка и дать ему числовые карточки с одним, двумя и тремя кружками. К нему поочередно будут подходить дети с картинками и рассказывать: «Я волк. Дайте мне билет на поезд». Кассир определяет количество слогов в слове и дает числовую карточку: «Волк, ты поедешь в первом вагоне»; «Лиса, ты поедешь во втором вагоне» и т. д.

Магазин одежды

ЦЕЛЬ Упражнять в определении первого звука в словах — выбирать («покупать») одежду по определенному звуку в начале слова. Научить классифицировать одежду по видам на основе общих признаков: верхняя одежда, легкое платье, белье, головные уборы, обувь.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ 1. Таблица, разделенная на полосы, — полки для одежды. 2. Предметные картинки с изображением одежды, названия которых начинаются со звуков: п — пальто, платье, платок, панама; б — брюки, безрукавка, блузка, ботинки; с — свитер, сапоги, сарафан, сандалии; к — куртка, костюм, комбинезон, кеды, колготки, кепка; ш — шуба, шорты, шапка, шляпа; т — тельняшка, трусы, туфли, тапочки. 3. Картонные квадраты с буквами б, п., с и др.

ХОД ИГРЫ

I вариант В средней группе в игре принимают участие 4 ребенка. Воспитатель кладет перед детьми таблицу с полосками и говорит, что это полки в магазине «Одежда». В магазин со швейной фабрики привезли разную одежду, которую там сшили. Начинает раскладывать по полкам по 4 предметных картинки и спрашивает детей, как называются эти вещи. На верхнюю полку помещает картинки с изображением пальто, шубы, куртки и комбинезона, ниже — свитера, сарафана, платья, брюк. Затем головных уборов: шапки, шляпы, кепки, платка, и на нижнюю полку — обуви: сапог, ботинок, туфель, кед. Приглашает детей пойти в магазин и купить по 4 вещи, по одной с каждой полки. Объясняет: «Я буду продавцом в магазине и продам товар тому, кто вежливо обратится ко мне и правильно назовет вещь, которую он хочет купить». Купленные вещи дети раскладывают перед собой и называют их, выделяя 1-й звук в слове. Затем воспитатель снова кладет перед детьми таблицу с полосками, говорит, что это шкаф с полками, и предлагает сложить в него одежду. «На верхнюю полку положите ту одежду, в которой мы ходим гулять» . Каждый ребенок выбирает нужную вещь, называет ее, выделяя 1-й звук в слове. Когда все 4 картинки дети положат на место, воспитатель предлагает перечислить одежду для улицы одному из детей. Так же дети выкладывают и другие картинки: «Положите одежду, в которой мы ходим дома, в группе, а летом — и на улице все, что надеваем на голову. все, что надеваем на ноги...» Затем дети меняются очередностью выбора товара. Кто выбирал одежду первым, покупает теперь последним. Часть картинок можно поменять.

II вариант Воспитатель снова приглашает детей сходить в магазин, но уже с «деньгами». Показывает детям квадратики с буквами. Каждому ребенку дает по 2 квадратика с одинаковыми буквами и объясняет, что на эти деньги можно купить 2 вещи, название которых начинается со звука, обозначенного буквой. Если у кого-нибудь на квадратике будет написана буква с, то можно купить свитер, но нельзя купить шляпу. Почему? Продавец продает одежду тому, кто правильно ее назовет, и отдаст такую букву, с которой начинается это слово. О купленной одежде воспитатель просит детей рассказать друг другу — что они купили и когда будут носить эти вещи. Каждый ребенок рассказывает, обращаясь к сверстникам, например: «Я купила сапоги для зимы, а сандалии — для лета» или «Я шубу буду носить зимой, а шорты — летом» и т.п. В конце воспитатель снова кладет перед детьми таблицу с полосками и предлагает разложить вещи на полке. Объясняет, что с краю полки лежит квадратик с буквой и на эту полку можно положить только такие вещи, название которых начинается с этого звука. При повторной игре можно увеличить количество квадратиков или дать детям квадратики с разными буквами.

III вариант В старшей группе играют 4-6 детей. Воспитатель увеличивает количество полок для товара (5-6) и раскладывает картинки с изображением предметов одежды по видам: верхняя одежда, легкое платье, белье, головные уборы и обувь. Воспитатель приглашает детей в новый магазин одежды, чтобы посмотреть, какой товар туда завезли. При рассматривании картинок воспитатель обращает внимание детей на то, что одежда разложена на полках в определенном порядке. Спрашивает: «Почему на одной полке стоят только сапоги, ботинки, тапочки, кеды? Каким словом можно назвать все эти предметы?» (Обувь.) А каким словом можно назвать предметы на полке, где лежат трусы, колготки, тельняшка? (Белье.) При рассматривании верхней одежды и легкого платья следует познакомить детей с такими названиями, как «верхняя одежда» и «легкое платье». Объяснить, если дети не знают, почему шубу, пальто, куртку, комбинезон называют верхней одеждой (эти вещи надевают сверху легкого платья, в котором ходят в помещении в холодное время года, а в теплое могут находиться в такой одежде на улице). В больших магазинах есть разные отделы для одежды. Они называются... (дети перечисляют их названия). Воспитатель предлагает поиграть в магазин одежды. Раздает детям по 3 квадратика с разными буквами — это деньги. На эти деньги можно купить по одной вещи с каждой полки, если ее название начинается на тот звук, который обозначен буквой. «Какую обувь вы сможете купить, если на квадратике увидите букву с (сапоги или сандалии)?» Перед началом игровых действий воспитатель закрепляет с детьми правила игры: 1. Покупать можно только одну вещь с полки. 2. Название вещи должно начинаться со звука, написанного на квадратике. Воспитатель берет на себя роль продавца и продает одежду тому покупателю, кто ее правильно назвал и выделил голосом первый звук в слове. Конец игры воспитатель может провести в форме диалога между детьми — один ребенок рассказывает, что он купил и в каком отделе («Я купил куртку в отделе "Верхняя одежда", брюки — в отделе "Легкое платье", а сапоги — в обувном отделе»). Потом спрашивает своего собеседника, что тот купил. Диалоги могут проходить и как телефонные разговоры. Выигравшими считаются дети, которые «купили» 3 вещи в разных отделах магазина.

IV вариант Воспитатель кладет перед детьми таблицу с картинками с изображением одежды, сгруппированной по видам: зимняя и т. д., ставит коробку с буквами на квадратиках и предлагает первому ребенку купить только зимнюю одежду, второму — летнюю, третьему — весеннюю, четвертому — осеннюю. Объясняет, чтобы купить выбранную одежду, нужны «деньги» — буквы, с которых начинается название нужных каждому вещей. Перед выполнением игрового задания воспитатель просит детей назвать правила игры: 1. Выбрать одежду для определенного времени года. 2. Подобрать букву, обозначающую звук, с которого начинается название вещи. Купленные вещи дети раскладывают перед собой и по просьбе воспитателя называют обобщенным словом свой набор одежды: зимняя, весенняя, летняя, осенняя. Воспитатель спрашивает, отличаются ли так заметно весенняя и осенняя одежда друг от друга, как зимняя и летняя. Поясняет, ч<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...