Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составь букет из цветов и наполни корзину плодами

ЦЕЛЬ Упражнять детей в дифференциации твердых и мягких согласных — ръ, л — ль, с — съ в словах. Развивать общение детей в совместной деятельности.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ Для каждой команды детей — по 2 больших карты с изображением цветочной вазы и низкой корзины для плодов. Внизу карт — полоски для выкладывания фишек. Цветы и плоды, вырезанные из картона: нарцисс (р, с) — 2 звука ромашка (р) — 1 звук гладиолус (л, л, с) — 3 звука лстра (с,р) — 2 звука апельсин (ль, съ) — 2 звука слива (ль) — 1 звук лимон (лъ) — 1 звук репа (ръ) — 1 звук огурец (ръ) — 1 звук василек (съ, лъ) — 2 звука лилия (лъ, лъ) — 2 звука сирень (съ, ръ) — 2 звука тюльпан (лъ) — 1 звук груша (р) — 1 звук яблоко (л) — 1 звук гранат (р) — 1 звук свекла (с, л) — 2 звука помидор (р) — 1 звук морковь (р) — 1 звук Фишки двух цветов: красные — для твердых согласных, синие — для мягких (14 красных и 14 синих + 3-4 лишних).

ХОД ИГРЫ Каждая команда получает от воспитателя по 2 карты: одну — с изображением цветочной вазы, другую — с изображением корзины. На картах одной команды на вазе нарисованы буквы р, с, л, на корзине —ръ, съ, лъ. На картах другой: команды а вазе — буквы ръ, съ, лъ, а на корзине — р, с, л. По буквам на вазе и корзине дети узнают, с какими согласными — мягкими или твердыми — они будут подбирать цветы для букета и плоды в корзину. Воспитатель проверяет, знают ли дети, как обозначаются буквами твердые и мягкие согласные звуки (р — ръ). На середину стола ставятся 2 подноса (один — с вырезанными цветами из картона, другой — с плодами) и коробочка с фишками. Воспитатель объясняет детям игровую задачу и правила игры: «Каждая команда составит букет из цветов и заполнит плодами корзину. В названиях цветов и плодов обязательно должны быть те звуки, которые указаны на ваших вазах и корзинах. Обратите внимание на то, что в некоторых словах имеется по 2, а в одном — далее 3 нужных вам звука. Поэтому, когда найдете подходящий цветок или плод, сразу выкладывайте на полоску столько же фишек: красных — для твердых согласных, синих — для мягких. Если 2 команды правильно определят звуки, то у них окажется на полоске одинаковое количество фишек. А по сколько, узнаем в конце игры. И еще. Вы играете командами и выполняете общее задание. Поэтому сами договоритесь, как его лучше выполнить. Помогайте друг другу и проверяйте друг друга». В конце игры воспитатель предлагает двум детям из каждой команды назвать слова с твердыми и мягкими согласными звуками. Спрашивает, какие звуки имеются в названиях плодов, а какие — в названиях цветов. Он также просит сосчитать красные и синие фишки и их общее количество и сравнить, одинаковое ли количество у 2-х команд. При определении команды-победителя учитывается не только правильность выполнения задания, но и характер взаимоотношения детей в команде.

Составь пирамиду

ЦЕЛЬ Упражнять детей в делении слов на односложные, двухсложные, трехсложные (старшая группа) и четырехсложные (подготовительная группа) слова. Развивать умение работать парами — распределять работу между собой, контролировать друг друга и помогать.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ Для старшей группы на двоих детей — карточка с пирамидой из квадратов в 3 ряда и предметные картинки, название которых состоит из одно-, двух- и трехсложных слов. У воспитателя несколько красных фишек (штрафные очки). Для подготовительной группы карточка-пирамида с 4 рядами клеток для деления на слоги и 4-сложными словами, предметные картинки и маленькие карточки с цифрами.

ХОД ИГРЫ I вариант В старшей группе воспитатель показывает детям карточку и объясняет, что это пирамида, она построена из квадратов, расположенных в 3 ряда. Дети будут заполнять пирамиду картинками. В нижний ряд нужно поместить такие картинки, название которых можно разделить на 3 слога, например со-ба-ка, а в средний ряд — на 2 слога, например петух. В верхний ряд надо поместить односложные слова, например жук. Каждую пирамиду будут составлять двое детей, т.е. дети будут работать парами. Картинки для своей пирамиды дети будут брать из низкой коробочки или с подноса. Выбирать картинки для своей пирамиды можно по-разному: каждый играющий может взять любую картинку и поместить ее в нужный ряд или дети могут договориться между собой, кто и какой ряд клеток будет заполнять. Например: один из пары может находить картинки (4 шт.) для нижнего ряда, а другой — для среднего и верхнего рядов (5 шт.). Когда дети составят пирамиду, обязательно проверяют друг у друга, правильно ли подобраны слова по количеству слогов. Перед игрой воспитатель спрашивает у детей, как следует составлять пирамиду из картинок. После выполнения задания каждый играющий четко по слогам называет слова, т.е. названия картинок, которые он поместил в тот или иной ряд пирамиды. Если же дети не делили между собой ряды клеток, то воспитатель может предложить ребенку или назвать слова с определенным количеством слогов или по своему выбору по одному слову из каждого ряда. Усложнение в игре может состоять в том, что картинки для 2-3-х пар выкладываются на общий поднос. Оценка результата выполненного игрового задания дается не каждому ребенку, а паре детей. Воспитатель может положить красную штрафную фишку на картинку, если она неправильно подобрана для определенного ряда пирамиды. Победителем считается пара, которая составила пирамиду без ошибок.

II вариант В подготовительной группе пара детей получает карточку с пирамидой, состоящей из 4-х рядов клеток, и подбираются картинки с одно-, двух-, трех- и четырехсложными словами. Чтобы определить, кто из пары с каким количеством слогов будет подбирать слова для составления пирамиды, воспитатель предлагает каждой паре взять по одной маленькой карточке с цифрами 1 и 4, 2 и 3, которые кладет перед ними (их нужно перевернуть и по цифрам определить, кто какие ряды клеток будет заполнять картинками). В процессе выполнения игрового задания дети, работающие парами, могут помогать друг другу и контролировать ход игры для успешного выполнения общей работы. Оценку получает пара детей. Воспитатель может предложить двум парам оценить результаты друг у друга и, если найдутся ошибки, положить на картинку, название которой неправильно разделено на слоги, красную штрафную фишку. Выигравшей считается та пара, которая не допустила ошибок.

Слоги и ударения

ЦЕЛЬ Упражнять детей в делении на слоги двухсложных и трехсложных слов, выделять ударный слог в слове. Научить изменять существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; соединять слова в одну группу, обозначающую зверей, птиц, растения или одежду (обобщение).

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ 1. Старшая группа: карточки, разделенные на б клеток, расположенные в 2 столбика, над которыми находятся схемы для слов с ударением на 1-м и 2-м слоге; картинки с изображением зверей, птиц, растений и предметов одежды. для зверей для растении для птиц для одежды Подбор картинок может быть таким: Звери кошка коза белка лиса лошадь овца Растения репа морковь ландыш нарцисс елка сосна Птицы страус снегирь дятел сова голубь скворец Одежда фартук пальто платье халат свитер трусы 2. Подготовительная группа: карточки из 9 клеток для трехсложных слов с ударениями на 1-м, 2-м или 3-м слогах; картинки с изображением птиц и растений. Их подбор может быть таким: Птицы курица кукушка воробей ласточка Растения яблоня капуста помидор дерево сорока соловей иволга ворона попугай береза огурец елочка рябина кабачок

I вариант Играют 4 ребенка. Воспитатель раздает каждому играющему набор картинок (звери, птицы, растения или одежда) и карточку. Объясняет игровое задание: «Нужно определить в каждом слове ударный слог и расположить свои картинки в 2 столбика. На карточках над каждым столбиком нарисованы вместе 2 маленьких квадратика. Это схемы, по которым вы узнаете, какие картинки нужно положить в 1-й столбик, а какие — во 2-й на своей карточке. Если на схеме кружок нарисован в 1-м квадратике, значит, в словах должен быть ударным 1-й слог. А если во 2-м — то в словах ударным будет 2-й слог». Когда дети расположат картинки в два столбика, воспитатель просит их назвать одним словом то, что нарисовано на картинках. А затем предлагает назвать каждую картинку, выделяя голосом ударный слог в словах. При повторном проведении игры следует усложнить задание. Воспитатель кладет на середину стола 4 картинки с одним зверем, одной птицей и т. д. (изображением вниз) и предлагает детям взять по картинке и по ней определить, какую группу каждый будет составлять на своей карточке. Остальные картинки кладутся на общий поднос. В конце игры воспитатель может предложить детям называть сразу по 2 слова: одно — с ударением на 1-м слоге, другое — на 2-м. Он может также дать каждому по одной новой картинке, чтобы заменить слово с таким же ударением, например, на место страуса положить лебедя, а на место нарцисса — тюльпаны и т.п. Ошибки детей воспитатель отмечает штрафными очками (кладет на картинку красную фишку). Победителями в игре считаются те дети, у которых нет штрафных очков.

II вариант Воспитатель раздает детям наборы картинок, напоминает, что раньше они играли с двухсложными словами, и спрашивает, можно ли изменить некоторые слова так, чтобы в них стало не 2, а 3 слога. Как это сделать? Если дети не знают, то поясняет, что многие слова можно произнести по-другому. Для этого надо ласково или уменьшительно назвать животное, птицу, какую-либо вещь. Например, ро-зу можно назвать ро-зоч-ка, и слово станет 3-е ложным. Воспитатель предлагает детям рассмотреть свои картинки и положить перед собой те, в которых двухсложные слова можно превратить в трехсложные, и произнести сначала слово как двухсложное, а потом — как трехсложное (морковь — морковка, сова — совушка, коза — козочка и т. д.). Воспитатель интересуется, остался ли ударный слог на том лее месте в измененных словах, и предлагает детям выяснить это. Дети произносят по 2 слова: ко-за и ко-зоч-ка; сви-тер и сви-те-рок, го-лубъ и го-лу-бок и др. — и отмечают, что ударный слог в этих измененных словах переместился. А в словах фар-тук и фар-ту-чек, ха-лат и ха-ла-тик и др. остался на том же месте.

III вариант В подготовительной группе в игре могут участвовать по двое играющих. Воспитатель предлагает одной паре детей подобрать трехсложные названия птиц, а другой паре детей — трехсложные названия растений и расположить согласно схемам, обозначающим ударный слог в слове, — разместить картинки на карточках в 3 столбика. Воспитатель ставит поднос с картинками для 2-х карточек и предлагает детям самим решить, как они будут заполнять картинками свою карточку. При оценке результата игры положительно характеризует работу той пары, которая смогла более рационально и согласованно сделать ее. После выполнения задания дети называют слова по картинкам, расположенным в ряд, а не в столбики (курица — кукушка — воробей), выделяя голосом ударный слог. Воспитатель при ошибках детей накладывает красную штрафную фишку на картинку. Если ребенок сам замечает ошибки в определении ударного слога в словах и исправляет их, перемещая картинки в нужные столбики, то воспитатель в этом случае не кладет штрафные фишки на картинки. Пары меняются карточками, и игра повторяется еще 1 или 2 кона. Победителей определяют по результатам всех конов. При повторном проведении игры после заполнения детьми карточек картинками воспитатель может предложить каждой паре по 3 новых картинки: жаворонок, пеликан, фламинго и лилия, малина, ананас для замены выложенных картинок на карточках и ответить на вопросы: «Каких птиц вы поменяли? Почему этих?» Аналогичные вопросы задает и о растениях.

IV вариант. Найди у нас ошибки Воспитатель договаривается с детьми, что, после того как они выложат картинки на своих карточках, а она проверит правильность их подбора, каждая пара незаметно друг от друга (можно использовать картонную ширмочку) поменяет местами определенное количество картинок (по договоренности от 2-х до 4-х). Потом пары поменяются карточками и найдут «ошибки» друг у друга, отмечая красными фишками картинки, расположенные на карточке не на своих местах. Кто обнаружит все ошибки, будет считаться самым внимательным

Куда спрятались звуки?

ЦЕЛЬ Упражнять детей в дифференциации парных звонких и глухих звуков (б — п., в — ф, з — с, ж — ш, д — т, г — к). Научить определять позицию звука в словах (в начале, середине, конце слова).

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ Парные предметные картинки, в названиях которых звуки могут находиться в разных позициях — в начале, середине, конце слов. Карточки с отдельными буквами, соответствующими звонким и глухим звукам, и карточки с двумя парными согласными. Б З Б – П З - С

ХОД ИГРЫ

I вариант Воспитатель напоминает детям, что в русском языке среди согласных есть парные звуки. Их так называют потому, что они очень похожи по звучанию. Только одни произносятся звонко, а другие — глухо. Предлагает послушать, как они :звучат. Обращает внимание, что губы, язык при произнесении парных звуков производят одинаковые движения. Затем предлагает поиграть в игру «Куда спрятались звуки?». Рассказывает сказку про парные звонкие и глухие звуки: «Жили-были парные звуки. Когда их спрашивали, как их :зовут, то звонкие звуки: б, в г, д, ж, т, я, з отвечали громко звонкими голосами, а глухие — шепотом, глухо: п, ф, к, т, ш, с. Жили они дружно. Однажды, когда наступил новогодний праздник, к ним в гости пришел Дед Мороз и принес целый мешок подарков. Дед Мороз стал загадывать звукам разные загадки о зиме. Звонкие звуки громко называли отгадки и получали от Деда Мороза подарки. Глухие звуки тоже называли отгадки, но отвечали шепотом, и Дед Мороз их не слышал. Обиделись глухие звуки, убежали и спрятались в разные слова. Тут звонкие огляделись — нет нигде их товарищей. Очень они обеспокоились и побежали их искать. Но звуков не нашли, а услышали разные слова, и показалось им, что среди разных звуков в этих словах слышны и глухие звуки. Давайте, дети, поможем каждому звонкому звуку найти его парный звук». Воспитатель выкладывает на середину стола картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются с глухого звука: платье, фонарь, слон, шар, топор, ключ. Карточки со звонкими звуками раскладывает в столбик. Играющий указывает на любую картинку и объявляет: «Я нашел глухой звук п в слове платье». При правильном ответе получает от воспитателя карточку с этим звуком и присоединяет ее к карточке с парным звонким звуком. Когда все глухие звуки соединятся с парными звонкими, воспитатель продолжает сказку: «Звонкие звуки рассказали Деду Морозу, почему обиделись глухие звуки: "Дед Мороз, ты просто не расслышал отгадки из-за их глухих голосов. А они тоже умеют разгадывать загадки"». Дед Мороз загадал новые загадки, и, хотя отгадки-звуки произносили шепотом, он услышал и одарил глухие звуки новогодними подарками. Всем стало весело, и звуки пустились в пляс. Б с ... (дети добавляют: п), ее ... (ф),зс ... (с) и т. д.

II вариант Воспитатель предлагает детям поиграть в прятки, объясняет, что глухие звуки следует искать в конце слов, а звонкие — в середине. Нужно найти по 2 слова с парными звуками, с какими? Можно узнать по карточке, на которой написаны эти звуки. Воспитатель предлагает взять по одной карточке из тех, которые лежат буквами вниз, и среди разложенных посредине стола картинок с предметами найти нужные. Картинки с глухими звуками в конце слов Картинки со звонкими звуками в середине слов ландыш. ги-ж ежик жираф ф-в медведь аист пг-д гвозди глобус с—з стрекоза жук к-г тигр ту луп п—б верблюд Усложнение. Предложить детям картинки с предметами, в названиях которых и глухие парные звуки находятся в середине слов: коша, туфли, гусеница, молоток, шапка, свекла.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...